Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенок не ревнует – он просто хочет справедливости
Удивительно, как легко мы позволяем руководить собой людям, мягко говоря, психически травмированным. И не только в разных социальных сферах, но даже в быту, в повседневной семейной жизни они диктуют нам манеру поведения, стиль отношений даже с нашими собственными детьми. Мода на очередного популярного психолога постепенно превращает его частный случай, личный взгляд на вещи в постулат, аксиому, чуть ли не в закон природы. Между тем доля здорового скептицизма тут повредит меньше, чем безоглядная доверчивость.
Когда в семье появляется еще один ребенок, от родителей нередко можно услышать: – Старший такой вредный стал! Ну, конечно, ревнует же. Так называемая ревность старшего ребенка при появлении на свет младшего воспринимается многими как явление закономерное и неизбежное. Давайте присмотримся к этой ситуации повнимательнее. Во-первых, ревность ли это? Мы привыкли называть этим словом чувство, почти не поддающееся контролю разума, едва ли не врожденное и физиологически обусловленное. Думаю, переживания старшего из двух малышей имеют совсем другие корни. А главное – эти переживания могут вообще не возникать, и зависит это в огромной мере от нас, родителей. Да, именно мы по небрежности или духовной глухоте несправедливо обижаем ребенка в этой ситуации. А несправедливость дети ощущают особенно остро. Конечно, с появлением грудного малыша наш старший кажется нам «совсем взрослым», но сам-то он к этому еще не готов, и ему обидна наша внезапная перемена отношения к нему. Самая распространенная родительская ошибка в такой ситуации – противопоставление. Тут оно идет обычно сразу по двум направлениям: между родителями и ребенком и между детьми. Перегруженная заботами мама отмахивается от старшего малыша: – Поиграй сам, я и так устала! – и в то же время отстраняет его от младшего: – К нему нельзя! Ты его разбудишь! Не трогай его, лучше вообще не ходи в ту комнату! Вот тут-то и надо сделать над собой усилие и, несмотря на усталость и перегруженность, просто оставаться доброй и справедливой к нашему старшенькому. Это совсем нетрудно. Вот лишь несколько знакомых нам всем ситуаций. …Вы склонились над малышом и вместе со старшим разглядываете его:
– Посмотри, какой он хороший! Какие глазки! А носик! А ручки маленькие-маленькие! Добавьте: – Он напоминает нам тебя, когда ты был в пеленках. ТАКОЙ ЖЕ милый! …Ваш грудничок подрастает, вы радуетесь его успехам вместе со старшим ребенком: – Смотри, тянется за игрушкой. Ты в его возрасте так здорово игрушкой стучал! Вот уже и у него получается. Молодец, прямо КАК ТЫ! Мы с детьми одна команда – эту простую мысль нужно как следует прочувствовать. Только тогда она может реализоваться. Так что имеет смысл из старшего ребенка сразу сделать себе товарища и коллегу. Подать соску, подержать бутылочку, проверить, не намокли ли штанишки у малыша, ему наверняка под силу. А значит, у вас есть все основания повторять своему старшему: – ТЫ ХОРОШИЙ помощник. Без тебя нам было бы гораздо труднее нянчить маленького! Вы заметили: мы лишь немного поменяли, так сказать, точку отсчета. Традиционно отношения в семье в подобной ситуации вращаются вокруг младенца. Он становится центром внимания. Между тем старший малыш воспринимает это как несправедливость, и он совершенно прав. Ведь у нас с ним уже давние добрые отношения, он заслуживает, чтобы к нему относились по-прежнему, что бы ни происходило вокруг. Давайте так и поступим. Центром внимания остается старший ребенок. А уже ВМЕСТЕ с ним мы заботимся о младшем, который такой беспомощный, слабый, неумелый и так далее. Мы вместе смотрим на младенца снисходительно, по-доброму и с уверенностью, что скоро он избавится от своих недостатков и станет таким же замечательным, как наш старший. Ведь именно с него малыш во всем будет брать пример. Могу сказать, что такое отношение к детям начисто стирает угрозу появления между ними так называемой ревности старшего ребенка к младшему, а заодно и весь сопутствующий ей «букет»: ссоры, драки, жесткую конкуренцию и прочий психологический дискомфорт. Если ваши отношения со старшим сложились именно в ключе добра и справедливости, он с большим рвением будет помогать вам. И, конечно, промахи тут неизбежны, особенно если он не намного-то и старше вашего младшего. Маме надо быть внутренне готовой к этому, стараясь предусмотреть и предотвратить опасные ситуации. И… не слишком ругать старшего за допущенную оплошность. Ведь он, в сущности, тоже еще совсем маленький!
– Катай отсюда и досюда и, пожалуйста, не балуйся! Я скоро, – проинструктировав старшего, я на считанные минуты оставила на него коляску с малышом. Проделать обратный путь бегом меня заставил громкий вопль… старшего. Ужасная картина! Падающая набок коляска, как в замедленном кино, и уже у самой земли из нее в дорожную пыль мягко выкатывается мой младший. Старший вцепился в ручку коляски, но и она, наконец, шлепается наземь. Представить, что случилось, было нетрудно: сын стал-таки играть в гонщика, на крутом повороте не справился с управлением… Но «замедленное кино» мне не померещилось: старший изо всех сил боролся с инерцией и почти победил: малыш отделался легким испугом. Признаюсь, я высказала свое мнение о «здоровых неслухах» в не самых дипломатических выражениях и… тут же обняла его: – Ты маленького просто спас! Не дай Бог, если б коляска сразу упала… Известно – детские впечатления яркие и помнятся долго. Может, именно они многое определяют в нашей дальнейшей судьбе. Моя одноклассница, девочка умная и старательная, расстраивалась до слез от своей беспомощности перед родителями. Именно с нее они строго спрашивали за все проступки младшей дочери – даже тогда, когда малышка подросла и вполне уже сама могла за себя отвечать. Будучи образованными, интеллектуальными людьми, родители искренне хотели воспитать в детях серьезность и ответственность… Девочки выросли, но тепла в их отношениях не прибавилось. Это не ревность – ревновать некого, родителей уже нет на свете. Но какой-то холодок, след давнего детского недовольства друг другом и обидного соперничества неосознанно остался навсегда. Совсем не этого желаем мы своим детям, когда в семье родится второй, третий малыш. Пусть они будут друг другу первыми друзьями, надеждой и опорой, радостью и поддержкой на всю жизнь – особенно тогда, когда родительской опеки уже не станет. А значит, не стоит повторять фразы о якобы естественной детской ревности. Естественно в этих отношениях совсем другое: любовь, сочувствие, уважение – словом, «чувства братские».
Еще раз о детской ревности
Хочу повторить свое утверждение: так называемая ревность между старшим и младшим ребенком – это исключительно результат родительского равнодушия, невнимания к детям, к их потребностям и чувствам. Избежать этой патологии в семейных отношениях совсем нетрудно. Достаточно просто перестать принимать как аксиому мнение некоторых специалистов о якобы неизбежности этого явления и… поработать над собой! Откуда мы вообще взяли, что ревность, конкуренция за внимание родителей обязательно должны возникнуть между детьми? Вдумаемся: когда-то психически травмированный человек исследовал историю своего состояния, искал корни своего нездоровья и подобного состояния своих пациентов. Прекрасно, если его выводы помогают людям справиться с недугом. Но почему предлагается и остальных благополучно развивающихся особей этого же биологического вида заранее считать так же и обязательно травмированными? Я самонадеянно решила, что мои дети заслуживают лучшего. На мой взгляд, конкуренция между детьми за крохи родительского внимания – это позор для меня как матери семейства. Мы пошли другим путем – и не ошиблись.
Итак, у нас уже двое (трое, четверо…) детей! Как научить их быть друзьями? Мой внимательный читатель уже знает, как сделать появление второго малыша в семье не только не дискомфортным, но радостным событием в жизни нашего старшенького. Продолжим этот разговор. Малыш подрастает, и наши дети все больше общаются. КАК? Я считаю, что это ключевой момент и в нашей родительской карьере, и в судьбе детей. Поэтому никогда не пускаю этот процесс на самотек, и вот почему: я родила нескольких детей не по глупости или случайно, а намеренно. Я хочу, чтобы у каждого моего ребенка с детства и на всю жизнь были верные друзья, надежные люди, которые его любят и понимают. Я хочу, чтобы моему подрастающему ребенку было радостней и интересней в кругу близких, а не в подворотне или пивнушке. Я хочу, чтобы для каждого из моих детей забота о ближнем была не пустым звуком и не противной обузой, а естественным состоянием и удовольствием… В общем, я много чего хочу. И все это надо делать своими руками. Приступим! …Так получилось, что наш второй сын родился накануне очередного дня рождения старшего. – Гошечка, вот тебе еще один подарок – братик! – сказала я старшему, вернувшись из роддома. И эта мысль оказалась прекрасной находкой. (Она пришла ко мне из родительской семьи – мама называла подарками судьбы нас, детей, и было нас у родителей пятеро.) Думаю, в первую очередь такой настрой должен быть у самих родителей. Тогда нашей бесконечной любви хватит на всех, и каждый ребенок будет единственным в своем роде и неповторимым, и все будут любимыми одинаково – то есть, безусловно и абсолютно. Так, что больше уже некуда. И эта любовь сама нас поведет. Научит не сравнивать детей между собой, а чувствовать, беречь и ценить уникальность души каждого. И вот маленький подрастает. Он беспорядочно машет ручками, а старший наклонился над ним и весело смеется, когда маленькие ладошки братца задевают его по лицу. Конечно, мне очень нравится, что они рады друг другу. Но как взрослый думающий человек я найду минутку подойти к ним. Мы повеселимся вместе, а потом я возьму ручку маленького и поглажу ею старшего по щеке: – Маленький хочет погладить тебя, Гошечка, но еще не умеет. Вот как он любит старшего братика! Гоша у нас хороший-хороший!
Обязательно то же самое скажу и о младшем. Я сама называю и проговариваю то, что хочу вырастить в их отношениях. Идет время – ручки малыша становятся все более сильными и цепкими. От избытка чувств он шлепает нас по лицам или хватает за волосы – больно! Нет, я не жду, чтобы старшему пришлось с «боем» освобождаться из удушающих объятий младшего. И ни в коем случае не учу старшего давать сдачи малышу. Я опять просто показываю, каким путем можно мирно разрешить такую ситуацию. Не раз и не два я спокойно, доброжелательно, но настойчиво разжимаю ручки младшего бойца, если он вцепился в старшего. – Гошечке так больно! Не надо братика обижать. Братик тебя любит! И обязательно предлагаю замену нежелательным движениям: погладить брата по голове, ладушки в четыре руки с братом, ладушки ножками, игрушки… А старшему посоветую (очень по-доброму, как понимающему коллеге) держать безопасную дистанцию, не позволять маленькому драться, причинять боль старшему: – Маленький очень хочет с тобой поиграть, но еще не умеет! Он не хочет тебя обидеть, это у него нечаянно получается. Малыши просто не могут своими ручками управлять! Важно, чтобы у старшего не возникали раздражение, обида на маленького. Поэтому стараюсь не взваливать на старшего ребенка свои обязанности. Да-да, создать, вырастить их добрые отношения – это МОЯ обязанность, обязанность взрослого человека. Самое непродуктивное в этой ситуации, по-моему, это требование: «Ты должен, ты же старший!» Прежде чем требовать, нужно научить. Вот этим и занимаемся. Может случиться, что маленький будет уже осознанно повторять агрессивные действия. Что делать? А все то же: доброжелательно ведем свою линию. Могу выразить ее в нескольких принципах. Их, кстати, не устаю проговаривать и комментировать вообще в разговорах с детьми:
Любая вражда, война – это зло. Однозначно, без исключений. Поэтому вражды избегаем ВСЕГДА. В войне НЕ БЫВАЕТ правых. Воюем – значит, неправы обе стороны, надо искать другой путь. КАЖДЫЙ из детей – мой любимый. Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. И это не зависит от возраста.
Итак, к практике – воплощаем перечисленные принципы. Вот младший лупит старшего, хотя знает и понимает, что так нельзя. Останавливаю (без шлепков и наказаний!) его руку и очень серьезно и убедительно говорю: – Ты очень хороший мальчик. Не делай так. Это плохо. Гоше больно. Или: – Я не разрешаю тебе Гошу обижать. Ты мой любимый, и Гоша мой любимый. Или просто развожу детей (старшему – приятное поручение, младшего – на горшок…). И младшему скажу о том, что они оба прекрасные люди и как здорово иметь старшего брата… – А если драться – брат просто не будет с тобой играть. Представляешь, какая будет скука?! Параллельно учу старшего гасить конфликты с младшим. Убеждаю: их основа в том, что маленький еще просто многого НЕ УМЕЕТ. Достаточно показать, научить – и все будет отлично. И постоянно хвалю старшего: за выдержку, за хороший пример младшему, за доброту и понимание, за удачную игру с младшим, за помощь…
Надо самой не забывать: наш старший действительно герой, ведь ему, если честно, труднее всех! Следующая ситуация: раздел игрушек. Едва ваш малыш обрел хоть какую-то свободу движения, он всякий раз хватает и требует именно ту игрушку, которую взял старший ребенок. Поэтому предпочитаю в такой период игрушки-комплекты: наборы машин или человечков и животных, конструкторы и всевозможные кубики, наборы для парных игр (две клюшки с шайбами или ракетки с шариком…) и так далее. При этом всегда возможен равноценный обмен игрушками между детьми. Важный психологический момент: учим старшего уступать младшему в его просьбах (обязательно вежливых!). Поясняем на принципе зеркала: как ты относишься к маленькому, так и он учится относиться к тебе и другим людям. Пожалуйста, помоги нам вырастить его вежливым и внимательным человеком! Само собой разумеется, что и нам, взрослым, надо строго-настрого научить себя не грубить детям и не унижать их злой или насмешливой интонацией обращенной к ним речи. И вторая ценная подсказка старшему: – Старайся играть с малышом так, чтобы ему было хорошо. Помогите ему на первых порах соразмерить свою силу, быстроту движений с возможностями малыша – и скоро он не только сам не толкнет и не напугает маленького, но и будет оберегать и защищать его всюду. Дети очень отзывчивы на предложение всегда быть великодушным героем. Прекрасная детская душа, кажется, именно для этого и создана. И если мы даем старшему роль доброго покровителя, защитника и воспитателя младшего ребенка, хвалим его за такие проявления и уважительно поддерживаем в глазах младшего – он с искренним удовольствием будет именно таким Старшим Братом или Сестрой. Вот в таком контексте слова «Ты старший!» становятся похвалой и проявлением нашего уважения, а не упреком или требованием. А значит, неизмеримо вырастает их эффективность. Нам остается не забывать, что нянчить малыша – это, вообще-то, наша обязанность, и не стоит слишком взваливать на старшего ребенка эти заботы. Если наши дети заметно отличаются по возрасту, заботимся о том, чтобы старший мог без помех позаниматься любимым делом. В присутствии маленького это не удастся: младший будет выхватывать у старшего карандаши или инструменты, мять и портить рисунки… Увещевания тут бессмысленны: малыш пока еще не дорос до того, чтобы такое занятие его увлекало, он просто играет по-своему. Помним, что примерно до трехлетнего возраста дети, как правило, не могут сотрудничать в каком бы то ни было деле, каждый играет сам по себе. Значит, просто выделяем старшему время и место для его занятий, заботу о младшем берем на это время на себя, и объясняем маленькому: – Брат занят. Не будем ему мешать! – и, конечно, найдем веселое и увлекательное занятие и для малыша. Еще проще, если старший займется своей работой, пока малыш спит днем, если сам он отдыхает в другое время. Может показаться, что я предлагаю нечто трудоемкое. В действительности вы устаете гораздо меньше, чем если будете использовать приказы, запреты и наказания. А вот доброта и любовь, с которой вы будете действовать, уверяю вас, очень заразительны. Еще более заразительны, чем пресловутый дурной пример! И очень скоро – даже сразу – вы увидите прекрасные плоды своих добрых трудов: победила дружба!
Чужой среди своих?
Вчера в магазине молодая мама спросила у меня совета, какую подарочную чашку выбрать. Просто я случайно оказалась рядом. – А вы спросите свою малышку! – ответила я. Очаровательное существо лет четырех без колебаний указало на самое симпатичное изделие. Мама почему-то промолчала, а я искренне похвалила выбор девочки. Все дальнейшее путешествие по обширному торговому залу к кассам девочка держалась к моей тележке гораздо ближе, чем к маминой, показывала мне свои любимые витрины, и в заключение спросила: – А вы завтра придете? Я с мамой приду! Такие встречи вызывают у меня не столько умиление, сколько саднящую душевную боль. Почему чужая тетя, мимоходом сказавшая ребенку пару заслуженных (!) им добрых слов, становится ему дороже ближайших родственников?! Ответ очевиден: да потому, что от родственников буквально доброго слова не дождешься! А одобрение, похвала, просто выражение какого-то нашего согласия, духовного единства нашему малышу не просто нужны – они ему жизненно необходимы. Это кислород, который питает растущую душу ребенка. О материальной пище мы не забываем никогда. «Ложечку за бабушку, ложечку за дедушку…» Печеньице и сок на прогулку не забыть… А супчик доел? А еще котлетку?.. Малыш отворачивается, плюется, наконец, отталкивает тарелку: хватит! Но мы непробиваемы в своей воображаемой правоте. А вот просит своей порции внимания душа ребенка: грудничок попискивает, подзывая мать. Ему одиноко, страшно, и страх этот нарастает с ужасающей быстротой. Разве мама не слышит этот крик души? Слышит. Но стоит за дверью и мучается: входить или не входить? Дело в том, что много десятилетий назад чей-то извращенный (иначе не скажешь) ум изобрел какую-то очень странную с точки зрения здравого смысла педагогику. Ее постулаты дошли до нас в виде следующих расхожих фраз: «Не надо брать ребенка на руки – разбалуете, потом с рук не слезет». (Но видел ли хоть кто-нибудь здорового умеющего ходить малыша, которому нравится все время на руках взрослого сидеть?) «Не подходи к ребенку сразу, как тот заплакал, а то получается, что он тобой командует». (Полное искажение понятий, характерное для людей с ущербной психикой. А если больной или немощный просит о помощи – тоже отказывать, а то раскомандовался тут?) «Нельзя показывать ребенку свою любовь к нему, а то возомнит о себе…» (Полный абсурд, но, к сожалению, цепко укоренившийся в нашем сознании. В результате наш подрастающий ребенок легко уходит от нас в чужую среду, какую-нибудь секту, плохую компанию, влюбляется в человека, который нам категорически не нравится и ему совершенно не подходит… Лавина проблем. А все потому, что дома-то совсем уж холодно и неуютно из-за этой партизанской скрытой любви…) Перечень можно продолжать. Смысл этого давно устаревшего метода ясен: духовно оторвать ребенка от семьи. Лет девяносто назад и в последующие годы это было очень актуально в свете государственной идеологии. Взамен человеку давалась мощная идеологическая поддержка общественных структур, коллектива, детских и юношеских организаций. Таким образом успешно выращивались прекрасные «винтики» общей государственной системы, добросовестные исполнители, «дети Октября», а не своих родителей. Времена давно изменились, а родители бездумно копируют педагогику своих дедов и прадедов. Душа ребенка постоянно на голодном пайке! Сами того не замечая, родители отталкивают ребенка от себя уже с первых месяцев общения… КУДА? ЗАЧЕМ? …В утренней маршрутке, как всегда, было тесно. Машина еще не остановилась, когда малыш лет пяти с переднего сиденья встал на ноги и приготовился к выходу. – Зачем встал? Сядь, я сказала! Ты не соображаешь? Сейчас ты у меня получишь! – с раздражением обрушилась на него мать. Я не с Луны свалилась и прекрасно понимаю ее состояние: хроническая усталость, недовольство жизнью, беспокойство за здоровье малыша… Но давайте постараемся понять и маленького! Он не виноват, что своим появлением усложнил маме жизнь. Но он и безмерно украсил ее! О второй стороне медали мы в суете почему-то забываем… Он не виноват, что мама оказалась инфантильно не готовой к тому, что забота о ребенке – это надолго. Интерес к малышу у многих и многих мам, к сожалению, слабеет так же, как к новой игрушке или кофточке, и взамен появляется неосознанное желание «отдать его в добрые руки»… Отсюда и это привычное раздражение в голосе, граничащее с ненавистью… К сожалению, «добрых рук» хватает не на всех недолюбленных малышей. Мы готовы первым делом осудить маленького. А хватит ли у нас духу вдуматься, что же и почему он делает, допустить, что прав именно он? Ребенок любит мать истово, преданно, безоглядно. Это его природное состояние. Безусловная, безоговорочная любовь и доверие к матери – просто условие выживания любого детеныша в природе. Начни пререкаться – живо какой-нибудь хищник съест! Да и съели по ходу эволюции всех «свободолюбивых» и «самостоятельных» не по возрасту. Вот и наш утренний пассажир хочет сделать что-то хорошее для мамы, порадовать ее. Ведь он чувствует ее состояние и всем сердцем болеет за нее. Он просто не нашел ничего лучшего, как проявить свою энергию и готовность к действию… Причина может быть и в другом: мальчик гиперактивен и просто не может долго находиться в одном состоянии. Но и в этом случае он ни в чем не виноват. Корни этого явления – в состоянии нервной системы ребенка. А это – забота родителей и следствие их действий, но в любом случае не вина малыша. – Молодец, знаешь свою остановку. Только не забывай: рано вставать опасно, малыш. Посиди еще минутку! – вот что в действительности должна бы сказать мама мальчика. Для меня до сих пор загадка, почему злобность и грубость нам даются легче и «лежат ближе», чем доброта и понимание. Сравним: количество слов примерно одинаково. Душевное усилие для доброй речи несравнимо меньше, чем то, что требуется для речи недоброй и грубой. Достаточно просто вздохнуть с облегчением, отодвинуть от себя это лишнее, злое напряжение. Пора осознать, что причина нашего невроза совсем не в действиях ребенка, и некрасиво срывать на нем свое недовольство чем бы то ни было. Эффективность грубого окрика только кажущаяся. Если мы приучаем ребенка к окрикам, нам придется провести в окриках всю дальнейшую жизнь с ним. И жаловаться потом: «По-другому он не понимает!» Но на кого мы жалуемся? Доброта же эффективна стопроцентно. Не спешите возражать: «Разве всегда? А как быть, скажем, с малолетними преступниками?» Дети-преступники – это результат преступной деятельности взрослых, и мы говорим сейчас не о них. Речь о том, каким голосом, с какой интонацией, какими словами обычная мамочка изо дня в день разговаривает со своим ребенком-дошкольником… – Что вы привязались к бедной женщине, у нее забота – как прокормить ребенка, ей некогда рассусоливать! – скажет кто-то из моих читателей. …Я перевела взгляд за окно. Рядом с нашей маршруткой затормозил у светофора роскошный «Мерседес». Водитель с гневно перекошенным лицом обернулся к заднему сиденью и что-то выговаривал маленькой съежившейся девчушке, из ее печальных глаз катились слезы. Она тоже получала «добрые родительские пожелания» на предстоящий детсадовский день…
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.051 с.) |