Физиологическая основа темперамента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологическая основа темперамента



 

Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Ленде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонны были поставить темперамент в зависимость, прежде всего от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.

Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Решающее значение имеет, в конечном счете, не динамика подкорки сама по себе, а "динамическое соотношение подкорки и коры", как это подчеркивал И.П. Павлов в своем учении о типах нервной системы.

Намеченные им типы нервных систем И.П. Павлов связывает с темпераментом, сопоставляя четыре группы нервных систем в соответствии с рисунком 2, к которым он пришел лабораторным путем.

 

Рисунок 2. Связь типов ВНД по И.П. Павлову и темпераментов по Гиппократу

 

Эти общие типы нервной системы лежат в основе четырех традиционных типов темперамента (холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического), хотя кроме четырех комбинаций свойств нервных процессов были обнаружены и другие, зависимость темперамента от свойств нервной системы проявляется прежде всего следующим образом: чем больше у человека выражено одно физиологическое свойство нервной системы, тем меньше выражено соответствующее свойство темперамента.

Если мы выделим закономерные связи свойств, присущие каждому типу темперамента, то получим следующие результаты, которые показаны в таблице 1.

 

Таблица 1. Зависимость темперамента от особенностей нервной системы

Психические свойства

Виды темперамента и соответствующие им свойства нервной системы

  Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик
  Сильный Уравновешен. Подвижный Сильный Неуравновешен. Подвижный Сильный Уравновешенный Инертный Слабый Неуравновешенный Малоподвижный
Скорость психических реакций Высокая Очень высокая Медленная Средняя
Сила психических реакций Средняя Очень большая Большая Большая
Экстраверт или интроверт Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт
Пластичность или ригидность Пластичный Пластичный Ригидный Ригидный
Эмоциональная возбудимость Умеренная Высокая Слабая Высокая
Сила эмоций Средняя Очень большая Слабая Большая
Эмоциональная устойчивость Устойчив Неустойчив Очень устойчив Очень неустойчив
Чувствительность Пониженная Малая Малая Высокая
Реактивность Повышенная Высокая Малая Малая
Активность Повышенная Повышенная Высокая Пониженная
Реактивность-активность Уравновешенны Реактивен Активный Воля Уравновешенны
Темп реакции Быстрый Быстрый Медлителен Медлителен

 

Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление темперамента всех людей на четыре группы весьма условно. Более широко можно говорить лишь о том, что темперамент определяет главным образом течение психической жизни человека, динамику психической деятельности.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что свойства нервной системы, как и свойства любой другой физиологической системы, зависят от свойств организма в целом. Поэтому и свойства темперамента, в конечном счете, зависят от свойств организма в целом. Но эта зависимость имеет косвенный и опосредствованный характер, тогда как зависимость темперамента от свойств нервной системы - прямая и непосредственная.

Темперамент и личность

 

Темперамент является одним из психических свойств личности, но люди и с одинаковым темпераментом оказываются очень разными. Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность, и далеко не всегда можно отнести его к одному из указанных выше типов темперамента. Личность большинства людей обладает признаком не одного, а двух и более типов. Наряду с чертами холерика у человека могут быть, например, заметные признаки сангвиника; у меланхолика встречаются черты флегматика и т.п.

Чаще всего личность - это носитель психических свойств, принадлежащих разным типам темперамента. Она имеет смешанный тип темперамента (3, с.80). Но есть люди, отличающиеся довольно яркими проявлениями того или иного типа темперамента. Так, замечательный русский полководец А.В. Суворов был типичным холериком: современники вспоминают, что его взгляды, слова, движения отличались необыкновенной живостью. Он как будто не знал покоя и производил на наблюдателя впечатление человека, снедаемого жаждой делать разом сотню дел. Он не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, не обходил стоящий на пути стул, а перепрыгивал через него.

Из писателей холериком был А.С. Пушкин, сангвиником - А.И. Герцен. Черты меланхолического темперамента были у В.А. Жуковского и Н.В. Гоголя (особенно в последние годы его жизни), ярко выраженными флегматиками были И.А. Гончаров и И.А. Крылов.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве "общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств".

От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Впечатлительность - эти сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид - это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и проявлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного "Я". Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления "темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого".

Хотя темперамент является врожденным качеством личности, это не значит, что он совсем не меняется под влиянием жизненных условий, деятельности, воспитания и самовоспитания. Среди выдающихся людей немало было таких, кто сумел подавить отрицательные свойства своего темперамента. Известно, например, что писатель А.П. Чехов в зрелом возрасте никогда не проявлял резкости в обращении с людьми, отличался мягкостью, деликатностью, внешним спокойствием. Однако природные задатки у него были иные (как у отца и других членов семьи, отличавшихся резкостью, вспыльчивостью).

Но писатель много работал над собой и сумел преодолеть отрицательные черты своего темперамента. Много работал над своим темпераментом И.П. Павлов. В молодости он был очень горячим, увлекающимся человеком, способным забыть все, кроме того, что его интересовало в данный момент. Впоследствии он научился сдерживать свои увлечения, приучил себя управлять своим бурным темпераментом.

Итак, темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания.

Темперамент и деятельность

 

Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека - от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.

В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.

Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а у меланхолика - энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.

Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную динамическую особенность психики человека.

В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться.

Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин - от содержания деятельности.

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность (. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и "великая", и социально-ничтожная личность.

Темперамент и способности

 

Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Крылов и М.И. Кутузов - флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суворов - холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен - сангвиники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский - меланхолики.

Наиболее простое, естественное проявление темперамента можно наблюдать в детском возрасте. Темперамент дает о себе знать очень рано, уже на первом году жизни, ибо в основе темперамента, как мы знаем, лежат врожденные типы нервной системы. Они составляют задатки, или природные предпосылки, которые функционируют, проявляются у ребенка в его поведении, при его взаимоотношении с окружающими людьми и условиями жизни.

В процессе жизни тип нервной системы человека (генотип) не остается неизменным; под влиянием воздействий среды, в результате воспитания, приобретения опыта общения и деятельности он значительно изменяется и даже перестраивается. "Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство - высочайшая пластичность".

Поэтому решающее значение в формировании динамических характеристик поведения ребенка имеют не сами по себе врожденные свойства нервной системы, а реальные взаимоотношения его с окружающими людьми, обстоятельства его жизни, направленность и характер его деятельности. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрослым имеет решающее значение в развитии и изменении темперамента. Организуя жизнь ребенка, мотивируя формы и способы его поведения и отношений, взрослый как бы "воспитывает" темперамент ребенка.

Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность. Конечно, в формировании способностей большую роль играют задатки, система воспитания и сенситивный возраст. Способности проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности.

Б.М. Теплов, признанный авторитет в области исследования проблем способностей, так определил основные их признаки:

-  индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

-  не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо конкретной деятельности;

-  способность несводима к психологическим образованиям, т.е. к знаниям, умениям, навыкам.

Исходя из данных признаков, дается следующее определение способностей. Способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.

К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т.п.).

Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т.е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Я. Стреляу исследовались взаимосвязи между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента. Исследование дало отрицательный результат. Корреляционных связей между уровнями интеллектуальных способностей и свойствами темперамента не выявлено. Это означает, что среди индивидов с "высоким уровнем интеллектуальных способностей можно встретить как сангвиников, так и флегматиков, как холериков, так и меланхоликов, либо различные комбинации этих типов темперамента".

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью. Они тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности.

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. B. C. Мерлин и Е.А. Климов разработали понятие индивидуального стиля деятельности, суть которого состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.


Заключение

 

Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить, что особенности типов ВНД и свойств темперамента привлекали и привлекают внимание психологов разных стран. Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы: И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина (1976г.), М.В. Бодунова (1977г.), В.М. Русалов, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, и многих других.

Общие типы нервной системы - одна из наиболее разработанных областей физиологии высшей нервной деятельности. Физиологическое исследование общих типов нервной системы открывает новые методические пути и для экспериментально - психологического изучения темпераментов. По учению И.П. Павлова, некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, опыты недвусмысленно это показали.

Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах нервной системы, связан со строением тела человека (его конституцией), с обменом веществ в организме. И.П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности, установил, что в основе темперамента лежат те же причины, что и в основе индивидуальных особенностей условно-рефлекторной деятельности человека, - свойства нервной системы. Эти свойства являются наследственными и чрезвычайно плохо поддаются изменению.

До сих пор существуют несколько разные взгляды на природу темперамента. Значительная часть ученых считает темперамент врожденным качеством. Мне ближе подход, сформулированный Крутецким, считающим, что роль среды (воспитания) при формировании темперамента велика и что при правильном учете свойств темперамента и на основе этих свойств возможно формирование полноценной для общества личности (6, с.74).

Психика каждого человека уникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с композицией социальных связей и контактов (внешнее воздействие). К биологически обусловленным подструктурам личности относится темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью длительной концентрации внимания.

Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии, как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.

В этой работе описано:

общее представление о темпераменте (свойства темпераментов, психологическую характеристику темпераментов, темперамент и деятельность, темперамент и личность, темперамент и способности);

основные свойства нервной системы, классификацию типов ВНД, соотношение типов ВНД с темпераментом.

Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому на себя как личность, понять, как особенности темперамента повлияли на характер, на учебу и попытаться разрешить некоторые проблемы общения, учебы, изменить отношение к себе.


Глоссарий

 

№ п/п Новое понятие Содержание
1 Гуморальная теория темперамента теория, в основе которой лежит положение о доминирующей в организме жидкости (гумора) и типа темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик
2 Динамика жизненная хватка, энергичность и настойчивость в выживании, состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием различных факторов
3 Интроверсия способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру.
4 Лимбическая система обонятельный, или висцеральный, мозг, совокупность отделов головного мозга, объединённых по анатомическому (пространственная взаимосвязь) и функциональному (физиологическому) признакам
5 Нейромедиаторы физиологически активные вещества, вырабатываемые нервными клетками. С помощью нейромедиаторов нервные импульсы передаются от одного нервного волокна другому волокну или другим клеткам через пространство, разделяющее мембраны контактирующих клеток
6 Психические процессы процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически из меняющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.
7 Ретикулярна формация ретикулярная формация, сетевидное образование, совокупность нервных структур, расположенных в центральных отделах стволовой части мозга (продолговатом и среднем мозге, зрительных буграх).
8 Средний мозг отдел стволовой части головного мозга, расположенный между промежуточным мозгом (кпереди), варолиевым мостом и мозжечком (кзади). Представлен четверохолмием, состоящим из двух пар холмиков, или бугорков, покрышкой С. м. и ножками мозга, имеющими вид продольных тяжей.
9 Физиология наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций.Ф. изучает также закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях.
10 Экстраверсия отношение или позиция, характеризующиеся концентрацией интереса к внешним объектам. Способ психологической ориентации, в котором движение энергии осуществляется по направлению к миру внешнему
11 Эндокринная система система желез, вырабатывающих гормоны, и выделяющих их непосредственно в кровь. Эти железы, называемые эндокринными или железами внутренней секреции, не имеют выводных протоков; они расположены в разных частях тела, но функционально тесно взаимосвязаны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.037 с.)