Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика усвоения сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста на занятиях по фэмпСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Разработкой методики ознакомления дошкольников с сенсорными эталонами, их усвоением на занятиях по ФЭМП занимались многие известные педагоги: Л.С. Метлина, Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова и Т.В. Тарунтаева. Р.Л.Березина, З.А.Михайлова и Р.Л.Непомнящая в своей методике развития математических представлений у дошкольников, предлагают знакомить детей с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Начиная с младшего дошкольного возраста, детей знакомят сначала с сенсорными эталонами цвета и формы. На первых порах детей обучают группировать различные по цвету предметы (основные цвета: красный, желтый, зеленый, черный), затем знакомят с дополнительными цветами цветового спектра (оранжевым и фиолетовым). Затем предлагаются упражнения в различении и назывании разных оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, вишневый, розовый). Именно на этой основе, по мнению педагогов, происходит формирование представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном круге. Н.Н. Поддьяков и В.Н. Аванесова в своей книге «Сенсорное воспитание в детском саду» [35,137] предложили разработанную ими систему знакомства детей с эталонами цвета. Со 2 младшей группы они знакомят детей с основными цветами спектра: красным, синим, желтым, белым и черным цветом. В средней группе знания детей о цвете пополняются светлыми и темными оттенками основных цветов (темно-красный, светло-синий). В старшей группе детского сада педагоги считают, что детей нужно знакомить с дополнительными цветами спектра: зеленым, оранжевым, фиолетовым и голубым. В подготовительной группе особое внимание уделяется совершенствованию сенсорного опыта дошкольников. В этой группе детям дается представление об определенной и постоянной последовательности в цветовом спектре: сначала красный цвет, далее оранжевый, следом желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Форма является также важным свойством окружающих предметов. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Исходя из описаний З.А. Михайловой и Р.Л. Березиной, геометрические фигуры - это сенсорные эталоны, при помощи которых определяют форму предметов и их частей. Ознакомление с эталонами формы они предлагают начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего дошкольного возраста [40]. Авторы этой педагогической системы отмечают, что сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать форму наряду с другими признаками, но и уметь абстрагировать форму, видеть ее в других предметах. В качестве сенсорных эталонов формы она предлагают использовать плоскостные фигуры. В младшей группе детей учат различать и называть геометрические фигуры: круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой. Главная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур, разного цвета и размера.
В средней группе детского сада детей знакомят с треугольником, закрепляют знания о круге и квадрате. Дети могут группировать фигуры разного размера и цвета, в то время как признаки формы остаются неизменны. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник сравнивают с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом. Куб сравнивают с квадратом, а затем с шаром; цилиндр сравнивают с прямоугольником и кругом. В старшей группе основной задачей обучения считают формирование системы знаний о геометрических фигурах. Первоначальным звеном этой системы, по мнению педагогов, являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать на основе общих признаков. В этой возрастной группе ими поставлена задача познакомить старших дошкольников с четырехугольником, ромбом. Следующей важной задачей в этой возрастной группе является обучение сравнению формы предметов с геометрическими фигурами, как сенсорными эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. В старшей группе нужно научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. В подготовительной группе детского сада знания о геометрических фигурах расширяются, углубляются и систематизируются. В этой группе детей важно познакомить с многоугольником, трапецией, пятиугольником, их признаками. Педагоги считают, что также следует продолжать учить детей преобразованию фигур. Они отмечают, что аналитическое восприятие геометрических фигур развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы на изобразительных занятиях.
В отличие от формы и цвета предметов, овладение сенсорными эталонами величины происходит несколько труднее. Величина не имеет «абсолютного» значения, потому ее определение производится посредством условных мер. Усвоение этих мер - сложная задача, требующая математической подготовки. В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. В методике развития элементарных математических представлений Р.Л. Березиной и З.А. Михайловой предлагается знакомить детей с величиной со 2 младшей группы. В младшей группе детского сада детей учат определять величину предметов на основе сравнения 2 предметов по длине: длинный - короткий; по ширине - широкий - узкий. Для сравнения детям сначала предлагаются разноцветные предметы. Педагоги отмечают, что главное в работе с маленькими детьми - это обследование, специально организованное восприятие предметов. В этой возрастной группе можно использовать показ длины, ширины, т.е. проведение пальцем по указанной протяженности; сравнение признаков величины путем приложения или наложения. Детей 4-5 лет педагоги советуют обучать сравнению 3-5 предметов, менее контрастных по размеру. В средней группе дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче) не только в убывающей, но и в возрастающей степени [40]. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 2 до 5 сантиметров. Вначале дети учатся раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу, заданному воспитателем. Детей 4-5 лет учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине, одновременно (ленты равной длины, но разной ширины). Далее ставится задача формирования представлений о трехмерности предметов у детей 4-5 лет. Дошкольники определяют длину, ширину и высоту предметов, занимающих постоянное положение в пространстве (предметы мебели), затем у других предметов. В старших и подготовительных к школе группах продолжается решение задачи упорядочивания предметов по длине, ширине, высоте, объему в целом. Количество сравниваемых предметов в этих группах увеличивается до 10, а разница их размеров уменьшается (от 3 до 1 сантиметра). Усложнение, по мнению Михайловой и Березиной, состоит в том, что одни и те же предметы размещаются в ряд по одному, то по другому признаку. Старшие дошкольники могут выполнять задания на развитие глазомера: детям предлагается найти на глаз предметы большего или меньшего, чем образец; подобрать 2 предмета, чтобы вместе они были равны образцу. Новой задачей для старшей группы является уточнение представлений детей об изменении предметов по длине, ширине, высоте, при правильном отражении этих признаков в речи детей. Педагоги отмечают, что в старших группах нужно учить детей пользоваться образцом, меркой-посредником, несколько позже, условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочить предметы по их размерам. Формируется также понимание относительности и изменчивости величины.
Рассматривая взгляды отечественных и зарубежных представителей дошкольной педагогики на проблему усвоения сенсорных эталонов дошкольниками можно сделать выводы о том, что формирование системы сенсорных эталонов происходит постепенно и методика усвоения эталонов усложняется на каждом возрастном этапе дошкольного детства. По мнению педагогов (Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, Р.Л. Березина, В.П. Новикова и др.), занимающихся проблемой развития математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо уже в младшем дошкольном возрасте научить ребенка воспринимать цвет, форму и величину предметов [12,10].В своей методике развития начальных математических представлений у дошкольников они предлагают сначала познакомить детей с системой эталонов цвета и формы. Причем, усвоение цветов солнечного спектра начинается с основных цветов, далее идет ознакомление с дополнительными цветами спектра. После этого они вводят знакомство с разными оттенками основных и дополнительных цветов. Заключительным этапом ознакомления дошкольников с цветовым спектром является формирование системы сенсорных эталонов цвета, совершенствование сенсорного опыта детей [40]. Другие отечественные педагоги Н.Н. Поддьяков и В.Н. Аванесова в своей книге «Сенсорное воспитание в детском саду» [35] передали практические разработки по проблеме формирования у дошкольников систем сенсорных эталонов. Они отмечают, что знакомство с эталонами формы, величины, цвета происходит, начиная со 2 младшей группы. Детей знакомят с простейшими понятиями, в последующих возрастных группах материал усложняется. Например, усвоение сенсорных эталонов формы начинается во 2 младшей группе детского сада. Вначале детей знакомят с некоторыми геометрическими фигурами (кругом, квадратом, треугольником) и геометрическими телами (шаром и кубом). В средней группе дошкольников уже знакомят с овалом и прямоугольником. В старшей группе продолжается закрепление знаний детей о уже известных геометрических фигурах, происходит усложнение системы знаний о геометрических фигурах (дети знакомятся с четырехугольником и ромбом). В старшей группе вводится задача по сравнению формы предметов с геометрическими фигурами, как сенсорными эталонами предметной формы. В подготовительной к школе группе детей знакомят с новыми геометрическими фигурами (трапецией, многоугольником, пятиугольником и шестиугольником). Старшие дошкольники уже могут узнавать и различать разные виды овалов, прямоугольников и треугольников [35]. В этой группе детей подводят к пониманию того, что та или иная фигура является эталоном, мерой форм, а также к усвоению системы геометрических фигур.
С другой стороны, проведя анализ программы воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой и базисной программы развития ребенка «Истоки» можно сказать, что, во-первых, содержание сенсорного воспитания детей включается во многие разделы программ, а в младшем дошкольном возрасте выделяется в специальный раздел программы (в программе воспитания и обучения под редакцией Васильевой) [33]. Авторы программы «Истоки» [16] отмечают, что у детей в возрасте от 3 до 5 лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, рассматривая новые предметы, не ограничивается только зрительным восприятием, а использует также осязательное, слуховое и обонятельное восприятие. Авторы программы особо отмечают значение развития речи дошкольника в развитии сенсомоторных процессов. Называя признаки предметов словами, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствуют осмысленному восприятию предметов и явлений детьми.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.012 с.) |