Методика усвоения сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста на занятиях по фэмп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика усвоения сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста на занятиях по фэмп



 

Разработкой методики ознакомления дошкольников с сенсорными эталонами, их усвоением на занятиях по ФЭМП занимались многие известные педагоги: Л.С. Метлина, Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова и Т.В. Тарунтаева.

Р.Л.Березина, З.А.Михайлова и Р.Л.Непомнящая в своей методике развития математических представлений у дошкольников, предлагают знакомить детей с сенсорными эталонами формы, цвета и величины. Начиная с младшего дошкольного возраста, детей знакомят сначала с сенсорными эталонами цвета и формы. На первых порах детей обучают группировать различные по цвету предметы (основные цвета: красный, желтый, зеленый, черный), затем знакомят с дополнительными цветами цветового спектра (оранжевым и фиолетовым). Затем предлагаются упражнения в различении и назывании разных оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, вишневый, розовый). Именно на этой основе, по мнению педагогов, происходит формирование представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном круге.

Н.Н. Поддьяков и В.Н. Аванесова в своей книге «Сенсорное воспитание в детском саду» [35,137] предложили разработанную ими систему знакомства детей с эталонами цвета. Со 2 младшей группы они знакомят детей с основными цветами спектра: красным, синим, желтым, белым и черным цветом. В средней группе знания детей о цвете пополняются светлыми и темными оттенками основных цветов (темно-красный, светло-синий). В старшей группе детского сада педагоги считают, что детей нужно знакомить с дополнительными цветами спектра: зеленым, оранжевым, фиолетовым и голубым.

В подготовительной группе особое внимание уделяется совершенствованию сенсорного опыта дошкольников. В этой группе детям дается представление об определенной и постоянной последовательности в цветовом спектре: сначала красный цвет, далее оранжевый, следом желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Форма является также важным свойством окружающих предметов. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.

Исходя из описаний З.А. Михайловой и Р.Л. Березиной, геометрические фигуры - это сенсорные эталоны, при помощи которых определяют форму предметов и их частей. Ознакомление с эталонами формы они предлагают начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего дошкольного возраста [40]. Авторы этой педагогической системы отмечают, что сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать форму наряду с другими признаками, но и уметь абстрагировать форму, видеть ее в других предметах. В качестве сенсорных эталонов формы она предлагают использовать плоскостные фигуры. В младшей группе детей учат различать и называть геометрические фигуры: круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой. Главная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур, разного цвета и размера.

В средней группе детского сада детей знакомят с треугольником, закрепляют знания о круге и квадрате. Дети могут группировать фигуры разного размера и цвета, в то время как признаки формы остаются неизменны. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник сравнивают с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом. Куб сравнивают с квадратом, а затем с шаром; цилиндр сравнивают с прямоугольником и кругом. В старшей группе основной задачей обучения считают формирование системы знаний о геометрических фигурах.

Первоначальным звеном этой системы, по мнению педагогов, являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать на основе общих признаков. В этой возрастной группе ими поставлена задача познакомить старших дошкольников с четырехугольником, ромбом.

Следующей важной задачей в этой возрастной группе является обучение сравнению формы предметов с геометрическими фигурами, как сенсорными эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуре или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. В старшей группе нужно научить детей составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур. В подготовительной группе детского сада знания о геометрических фигурах расширяются, углубляются и систематизируются. В этой группе детей важно познакомить с многоугольником, трапецией, пятиугольником, их признаками. Педагоги считают, что также следует продолжать учить детей преобразованию фигур. Они отмечают, что аналитическое восприятие геометрических фигур развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы на изобразительных занятиях.

В отличие от формы и цвета предметов, овладение сенсорными эталонами величины происходит несколько труднее. Величина не имеет «абсолютного» значения, потому ее определение производится посредством условных мер. Усвоение этих мер - сложная задача, требующая математической подготовки. В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами.

В методике развития элементарных математических представлений Р.Л. Березиной и З.А. Михайловой предлагается знакомить детей с величиной со 2 младшей группы. В младшей группе детского сада детей учат определять величину предметов на основе сравнения 2 предметов по длине: длинный - короткий; по ширине - широкий - узкий. Для сравнения детям сначала предлагаются разноцветные предметы. Педагоги отмечают, что главное в работе с маленькими детьми - это обследование, специально организованное восприятие предметов. В этой возрастной группе можно использовать показ длины, ширины, т.е. проведение пальцем по указанной протяженности; сравнение признаков величины путем приложения или наложения.

Детей 4-5 лет педагоги советуют обучать сравнению 3-5 предметов, менее контрастных по размеру. В средней группе дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче) не только в убывающей, но и в возрастающей степени [40]. Разница в размерах сравниваемых предметов постепенно уменьшается от 2 до 5 сантиметров. Вначале дети учатся раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу, заданному воспитателем. Детей 4-5 лет учат сравнивать плоские предметы по длине и ширине, одновременно (ленты равной длины, но разной ширины). Далее ставится задача формирования представлений о трехмерности предметов у детей 4-5 лет. Дошкольники определяют длину, ширину и высоту предметов, занимающих постоянное положение в пространстве (предметы мебели), затем у других предметов. В старших и подготовительных к школе группах продолжается решение задачи упорядочивания предметов по длине, ширине, высоте, объему в целом.

Количество сравниваемых предметов в этих группах увеличивается до 10, а разница их размеров уменьшается (от 3 до 1 сантиметра). Усложнение, по мнению Михайловой и Березиной, состоит в том, что одни и те же предметы размещаются в ряд по одному, то по другому признаку. Старшие дошкольники могут выполнять задания на развитие глазомера: детям предлагается найти на глаз предметы большего или меньшего, чем образец; подобрать 2 предмета, чтобы вместе они были равны образцу.

Новой задачей для старшей группы является уточнение представлений детей об изменении предметов по длине, ширине, высоте, при правильном отражении этих признаков в речи детей. Педагоги отмечают, что в старших группах нужно учить детей пользоваться образцом, меркой-посредником, несколько позже, условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочить предметы по их размерам. Формируется также понимание относительности и изменчивости величины.

Рассматривая взгляды отечественных и зарубежных представителей дошкольной педагогики на проблему усвоения сенсорных эталонов дошкольниками можно сделать выводы о том, что формирование системы сенсорных эталонов происходит постепенно и методика усвоения эталонов усложняется на каждом возрастном этапе дошкольного детства. По мнению педагогов (Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, Р.Л. Березина, В.П. Новикова и др.), занимающихся проблемой развития математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо уже в младшем дошкольном возрасте научить ребенка воспринимать цвет, форму и величину предметов [12,10].В своей методике развития начальных математических представлений у дошкольников они предлагают сначала познакомить детей с системой эталонов цвета и формы. Причем, усвоение цветов солнечного спектра начинается с основных цветов, далее идет ознакомление с дополнительными цветами спектра. После этого они вводят знакомство с разными оттенками основных и дополнительных цветов.

Заключительным этапом ознакомления дошкольников с цветовым спектром является формирование системы сенсорных эталонов цвета, совершенствование сенсорного опыта детей [40].

Другие отечественные педагоги Н.Н. Поддьяков и В.Н. Аванесова в своей книге «Сенсорное воспитание в детском саду» [35] передали практические разработки по проблеме формирования у дошкольников систем сенсорных эталонов. Они отмечают, что знакомство с эталонами формы, величины, цвета происходит, начиная со 2 младшей группы. Детей знакомят с простейшими понятиями, в последующих возрастных группах материал усложняется. Например, усвоение сенсорных эталонов формы начинается во 2 младшей группе детского сада. Вначале детей знакомят с некоторыми геометрическими фигурами (кругом, квадратом, треугольником) и геометрическими телами (шаром и кубом). В средней группе дошкольников уже знакомят с овалом и прямоугольником. В старшей группе продолжается закрепление знаний детей о уже известных геометрических фигурах, происходит усложнение системы знаний о геометрических фигурах (дети знакомятся с четырехугольником и ромбом). В старшей группе вводится задача по сравнению формы предметов с геометрическими фигурами, как сенсорными эталонами предметной формы. В подготовительной к школе группе детей знакомят с новыми геометрическими фигурами (трапецией, многоугольником, пятиугольником и шестиугольником). Старшие дошкольники уже могут узнавать и различать разные виды овалов, прямоугольников и треугольников [35]. В этой группе детей подводят к пониманию того, что та или иная фигура является эталоном, мерой форм, а также к усвоению системы геометрических фигур.

С другой стороны, проведя анализ программы воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой и базисной программы развития ребенка «Истоки» можно сказать, что, во-первых, содержание сенсорного воспитания детей включается во многие разделы программ, а в младшем дошкольном возрасте выделяется в специальный раздел программы (в программе воспитания и обучения под редакцией Васильевой) [33].

Авторы программы «Истоки» [16] отмечают, что у детей в возрасте от 3 до 5 лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, рассматривая новые предметы, не ограничивается только зрительным восприятием, а использует также осязательное, слуховое и обонятельное восприятие. Авторы программы особо отмечают значение развития речи дошкольника в развитии сенсомоторных процессов.

Называя признаки предметов словами, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствуют осмысленному восприятию предметов и явлений детьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.009 с.)