Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками



заказчик расчет учет экономический

Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками по РСБУ осуществляется на четырех уровнях.

Первый уровень нормативного регулирования представлен кодексами и законами. В первую очередь, это Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Таможенный кодекс Российской Федерации.

Из законов наиболее важным для учета расчетов с покупателями и заказчиками является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом векселе», закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Второй уровень представлен нормативными актами, изданными министерством финансов РФ и другими органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. При этом, согласно п. 2 ст. 5 закона «О бухгалтерском учете», в случае если нормативные акты, разработанные какими-либо министерствами и ведомствами, противоречат положениям и методическим указаниям Минфина, то последние имеют приоритет. Основными нормативными актами Минфина являются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наибольшее значение для учета расчетов с покупателями и заказчиками имеют следующие ПБУ:

-  ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

-  ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

-  ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

-  ПБУ 9/99 «Доходы организации»

Третий уровень нормативного регулирования представлен методическими указаниями и инструкциями по ведению бухгалтерского учета. Примерами нормативных актов данного уровня являются:

-  Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (ред. от 08.11.2010) «Обутверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»;

-  Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС;

-  Письмо Минфина РФ от 5 февраля 2009 г. №02-03-09/336 «О возврате дебиторской задолженности прошлых лет»;

-  Письмо ФНС РФ от 21.09.2007 N ВЕ-6-16/728 «О списании дебиторской задолженности» (вместе с ПИСЬМОМ Минфина РФ от 23.07.2007 №02-14-10а/1907).

-  Письмо ФНС РФ «О порядке оформления Справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 №119-ФЗ».

Некоторые авторы объединяют второй и третий уровень нормативного регулирования в один, однако, мне представляется, что их разделение более логично и юридически правильно.

Четвертый уровень нормативного регулирования составляют рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета. В первую очередь это учетная политика фирмы (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) и рабочий план счетов, разработанные на основании Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Плана счетов бухгалтерского учета. К учетной политике могут прилагаться используемые в компании формы первичных документов, график документооборота и др. [Кондраков Н.П., 2010, с. 211].

Необходимо учитывать, что в случае осуществления компанией внешнеторговых операций список нормативных актов может быть существенно расширен. Так, необходимо принимать во внимание наличие (реже - отсутствие) межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), а также постановлений правительства о порядке импорта (экспорта) отдельных видов товаров. В качестве примера можно привести следующие нормативные акты:

-  Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»

-  Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по контролю за импортом спирта этилового и водки» и др.

При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками проверяющему необходимо руководствоваться: стандартами аудиторской деятельности; иными нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность; нормативными актами, регулирующими порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками.

В Российской Федерации действуют 34 стандарта аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696 (последняя редакция от 22.12.2011). Данными стандартами определяются цель, принципы, объем и общая методология аудита.

Помимо стандартов аудиторской деятельности существует ряд иных нормативных актов, регулирующих аудит и аудиторскую деятельность.

Наиболее важными среди них являются: Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об аудиторской деятельности»; Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №80 «Об утверждении Положения о лицензировании аудиторской деятельности».

Помимо стандартов аудиторской деятельности и законов об аудите, при проверке расчетов с покупателями и заказчиками аудиторы обязаны руководствоваться иными нормативными актами, регулирующими вопросы учета данных операций и отражения их в отчетности [Гиляровская Л.Т., 2010, с. 321].

По юридической силе нормативные акты, регулирующие учет расчетов с покупателями и заказчиками, распределяются по четырем уровням. Эти уровни нормативного регулирования представлены законами, ПБУ, методическими рекомендациями и указаниями по ведению учета и, наконец, внутренними документами компании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.006 с.)