Сущность и классификация налогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и классификация налогов



Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. По мере развития государства возникла «светская десятина», которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. В Древнем Риме определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками. Граждане Рима делали заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.

В конце 17 – начале 18 вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги используются государством как способ перераспределения национального дохода. Посредством налога часть выручки, прибыли или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем используется на решение общественных задач. Налог следует рассматривать прежде всего как особый экономический институт, совокупность экономических отношений, а уже затем, как обязательный денежный взнос или платеж, уплачиваемый юридическими и физическими лицами в определенном размере и в определенный срок.

Отличительной особенностью отношений налогоплательщика с государством является переход права собственности на денежные средства, ранее принадлежавшие плательщику налога, к государству. Однако это не единственный признак налога. Отличать налог от других видов платежей, следует и по таким признакам, как строго обязательный характер, индивидуальная безвозмездность (безвозвратность), установление в законодательном порядке, внесение в бюджет или внебюджетные фонды в точно определенных размерах и в определенный срок, обеспечение платежеспособности публичной власти [18, с.6].

Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» фактически ставил знак равенства между налогом и другими видами платежей, такими как сбор и пошлина, что следовало из формулировки, приведенной в Законе: “Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами”.

НК РФ дал точное определение понятий “налог” и “сбор”. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1 ст.8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий) (п.2 ст.8 НК РФ).

Классифицировать налоги и сборы можно по множеству различных признаков по:

1) по субъектам и объектам обложения;

2) видам ставок и способу обложения (взимания) налога;

3) источникам уплаты и назначению налога;

4) принадлежности налога к уровню управления;

5) праву использовать налоговые поступления;

6) возможности переложения налога на потребителя.

Все налоги подразделяются на прямые и косвенные                              

Прямые налоги взимаются с юридических или физических лиц. К прямым относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и др. Косвенные налоги увеличивают цену продукции, оплачиваются потребителями этой продукции. К ним относятся: НДС, акцизы и пр. Преобладание в налоговой системе тех или иных налогов характеризует благосостояние государства. Если платежи в бюджет от косвенных налогов составляют более чем 2/3, то этот факт является свидетельством слабого экономического развития страны [19, с.26].

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации, предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Согласно ст. 13 Кодекса (по состоянию на 01.01.2005г.) к ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль (доход) организации;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение (с 01.01.2006г. отменяется);

8) водный налог;

9) сборы за право пользование ресурсами животного мира и водными биоресурсами;

10) государственная пошлина,

Региональные налоги устанавливаются в соответствии с НК РФ и вводится в действия законами субъектов РФ, они обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. При установлении налога органы власти субъекта РФ определяют: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по налогу.

В ст. 14 НК РФ (по состоянию на 01.01.2005г.) перечислены региональные налоги. К ним относятся:

1) налог на имущество организации;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местными  признаются налоги, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ, нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы, установлены ст.15 НК РФ (по состоянию на 01.01.2005г.). К ним относятся:

1) земельный налог;

налог на имущество физических лиц [45, c.84].

Как видно из вышеперечисленного перечня, в системе налогов и сборов, с 01.01.2005г. отсутствует ряд знакомых наименований. «Ушли в прошлое» налог на рекламу и налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация». Также нет платежей за пользование природными ресурсами, сборов за выдачу лицензий и пр.[37, с.4].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.007 с.)