Глава 1 теоретические основы сущности и организации расчетов на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 теоретические основы сущности и организации расчетов на предприятии



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ТЕМА: УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

СТУДЕНТ              ГИМАТДИНОВА ЭЛЬМИРА РИНАТОВНА   _________

                                                                                                                    подпись

РУКОВАДИТЕЛЬ СТЕПАНОВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА      _________

                                                                                                                    подпись

РЕЦЕНЗЕНТ           ИВАНОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА       _________

                                                                                                                    подпись

                                                                                       

                                                                                  Допустить к защите ГАК

                                                                                  Зав. кафедрой

                                                                                  ____________________

                                                                                                 Ф.И.О.

                                                                                  «___»____________2005г.

 

УЛЬЯНОВСК 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3                                                                                                                        Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ

И ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………...5            

1.1 Принципы и нормативно-правовая база операций с денежными

 средствами…………………………………………………………………...5

1.2 Основные формы расчетов ………………………………………………………16

Глава 2 СОСТОЯНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОГУП «АПТЕКА №150»……………………………………………...26

2.1 Особенности деятельности ОГУП «Аптека №150»…………….........................26

2.2 Учет расчетов с поставщиками ………………………………….........................32

Глава 3 АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ…………………………..43

3.1 Цели и методы проверки, источники информации……………………………..43                                         

3.2 Аудиторская проверка расчетов с поставщиками………………………………46                                                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...61                                                                                                                                                                                                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………...63                                                                              ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..67                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям предприятия, возникающим с постоянными поставщиками. Правильная организация расчетных отношений способствует совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставкам товаров, своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками.

Для каждой коммерческой организации важно подтверждение своей отчетности заключением аудитора. Этим самым она увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности - учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков. А такое доверие значит для предприятия очень много, от этого зависит его развитие  и прочность договорных отношений.

Целью работы является исследование теоретических основ организации и учета расчетов с поставщиками, оценка и аудит состояния учета и определение основных направлений его совершенствования.

Для раскрытия темы поставлены следующие задачи:

- рассмотреть принципы и нормативно-правовую базу операций с денежными средствами;

- раскрыть состояние учета расчета с поставщиками на материалах ОГУП «Аптека № 150»;

- провести аудит расчетов с поставщиками;

- определить основные направления улучшения расчетов.

Методической основой написания работы и проведения  аудита послужили нормативные документы по теме исследования, монографии, учебники и учебные пособия, работы отечественных ученых Астахова В.П., Кондракова Н.П., Барышникова Н.П., Новодворского В.Д., Хорина А.М. Суйца В.П.и др., а также материалы периодической печати.

Объектом исследования послужила хозяйственная деятельность ОГУП «Аптека №150» в части учета расчетов с поставщиками.

ОГУП «Аптека №150» по характеру производственной деятельности является производственной аптекой, осуществляет реализацию готовых лекарственных средств, продукции медицинского назначения, предметов гигиены, а также изготавливает лекарственные средства по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений города. Кроме розничной, осуществляется еще и мелкооптовая реализация товаров при оплате за безналичный расчет.

В процессе написания работы был проведен анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ОГУП «Аптека №150» за 2002-2004 гг., который показал, что она является перспективным развивающимся предприятием.

 

 

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Рисунок 1- Схема расчетов по инкассо

 

Расчетные документы должны содержать все основные реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов) [12,с.3].

Отгрузив продукцию или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет и платежное поручение – требование, и дает его в свой банк с целью взыскания платежей. После поступления платежного требования в банк, обслуживающий покупателя плательщик должен дать согласие на платеж. Согласие плательщика на платеж называется акцептом [13,с.80].

 Е. П. Козлова, Т. Н. Бабченко так же считают, что инкассовые поручения применяются:

1.В случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе органами, выполняющими контрольные функции;

2.Для взыскания по исполнительным документам;

3.В случаях, предусмотренных сторонами по основному договору; при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета поставщика или подрядчика без его распоряжения [32,с.68].

По мнению Пизенгольца М. З. расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой, банк поставщика (банк эмитент) за счет клиента, на основании расчетных документов, осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), а так же на основании инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке) [41,с.126].

Аккредитивная форма расчетов применяется, по мнению Кондракова И. П. В двух случаях: когда она установлена договором, и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов, в соответствии с Положением о поставках продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления. Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции [34,с.86].

 

.                                         (3)

 ПОСТАВЩИК                                             ПЛАТЕЛЬЩИК

(4) (2) (5)                                            (6)         (1)        

   БАНК                                                                   БАНК

 ПОСТАВЩИКА                                           ПЛАТЕЛЬЩИКА

 

1- Заявление на открытие аккредитива

2- Уведомление поставщика об открытии аккредитива

3- Отгрузка товаров покупателю

4- Передача реестра счетов, подтверждающих отгрузку товаров, для получения платежа

5- Выписка банка о зачислении средств на счет поставщика

6- Уведомление покупателя об использовании аккредитива.

Рисунок 2- Схема аккредитивной формы расчетов

 

Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя отделению банка поставщика об открытии специального аккредитивного счета.

Для немедленной оплаты поставщика, на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя [43,с.354]. С момента открытия аккредитива возникает обязательство банка-эмитента перед получателем средств (продавцом) исполнить этот аккредитив при условии, что получатель выполнит все его условия [44,с.14].       

По определению Бабаева Ю.А., платежное поручение, как форма безналичных расчетов используется в случаях, когда покупатель сам проявляет инициативу платежа и дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы с его счета на счет покупателя средств. С помощью платежных поручений осуществляются платежи предприятий и организаций за уже полученные товары и услуги, либо производится предварительная оплата товаров одногородним и иногородним поставщикам. Этот вид расчетов (предварительная оплата) в условиях разлаженности хозяйственных связей стал наиболее распространенным.                         

                                                   (1)

ПОСТАВЩИК                                        ПЛАТЕЛЬЩИК

                  (4)                                                 (2)

 

        БАНК                           (3)                         БАНК

   ПОСТАВЩИКА                                   ПЛАТЕЛЬЩИКА

     1-Отгрузка продукции, оказание услуг с передачей счетов-фактур

     2-Предоставление в банк платежного поручения на 3-перечисление средств поставщику

     3-Перечисление средств со счета плательщика на счет поставщика

     4-Выписка с расчетного счета поставщика о зачислении средств по платежному поручению. 

Рисунок 3- Схема расчетов платежными поручениями

               

 В условиях перехода к рыночной экономике, как утверждает Бабаев Ю.А., наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчетные чеки. Расчетный чек – это составленное на специальном банковском бланке письменное поручение владельца счета (чекодателя) произвести выплату определенной суммы денег получателю (чекодержателю) или о перечислении денежных средств на его счет [23,с.369].       

В современных рыночных условиях реформирования экономики некоторые из традиционно сложившихся принципов безналичных расчетов потерпели изменения.

В настоящее время преимущественную роль завоевала предварительная оплата [44,с.20].       

В большой степени экономическому содержанию, отраженных фактов хозяйственной жизни отвечает методика бухгалтерского учета выдачи коммерческих векселей, которая наглядно представлена экспертом В. В. Патровым [40,с.28]. Необходимо отметить, что вексель представляет собой письменное обязательство, строго установленной формы, дающее его владельцу бесспорное право по истечении срока обязательства требовать с должника уплаты, указанной на векселе денежной суммы в оговоренный срок. Вексель используется как форма коммерческого кредита и как средство платежа.

По данным Воронцова Л.Д., вексель – это документ, дающий право его держателю потребовать определенную сумму от указанного в данном векселе лица. В обмен на отгруженную продукцию организация может получить простой или переводной вексель. В первом случае плательщиком по векселю будет сам покупатель, а во втором – третье лицо, указанное в векселе [24,с.60].       

 Преимущество векселя, по мнению Каляева К.С. в том, что организация получает отсрочку платежа, а используя переводной вексель, еще и избежание прямых денежных расчетов с продавцом. Наименование получателя и плательщика, сумму, а также место, в котором нужно ее платить, указывают в самом векселе.

Понятно, что продавец должен получить вознаграждение за то, что позволяет покупателю, выдавшему собственный вексель, заплатить за товар не сразу после отгрузки, а лишь через определенное время. Таким вознаграждением являются проценты или дисконт по векселю [28,с.64].       

 В определении Конституционного суда РФ от 8 апреля 2004г. № 169-О указано, что «входной» НДС по товарам, оплаченным векселем третьего лица, можно принять к зачету только после оплаты этого векселя покупателем [29,с.59].       

Римов А.В. поясняет отличия финансового векселя от товарного. Последний выдается покупателем в качестве гарантии, что деньги обязательно будут перечислены продавцу за отгруженную продукцию. Финансовый же вексель не используется в качестве инструмента расчетов. Он сам предмет сделки, тот самый товар, который и покупается. Отражается финансовый вексель в бухгалтерском учете согласно ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» [42,с.72].       

Вексельная форма расчетов использует простые (соло) и переводные (трата) векселя.

Бартерная сделка – это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). В соответствии с законодательством, стоимость товаров, подлежащих обмену, признается равноценной.

Бартер или натуральный обмен считается самым примитивным способом совершения товарной сделки, однако в разгар платежного кризиса, нехватки денежных ресурсов товаропроизводители воспользовались им, меняя продукцию на материально – технические ресурсы. Однако, как считают Комов М. А., Фролов К. Э., бартер привел к новым противоречиям, обострив проблему платежей по заработной плате, налогам и др. Казалось бы, противоречия могут быть разрешены путем сочетания бартерной операции с денежным платежом. Ведь обоснование предела бартера определяется удельным весом материальных затрат в стоимости реализуемых товаров. Но ситуация сочетания бартера с денежным платежом во многих случаях является не жизненной, так как у покупателя есть товар для обмена, но нет денег для частичного платежа. В таких случаях нередко применяется цепной бартер с несколькими контрактами [33,с.69].       

Противоречие бартера в некоторой мере «снимаются» в связи с организацией зачетных операций.

Взаимозачеты используются в целях ускорения оборота средств обеспечения исполнения бюджета. Операции по взаимозачету подлежат документальному оформлению в установленном законом порядке. По данной форме расчетов взаимные требования и обязательства должников и кредиторов друг к другу погашаются в равновеликих суммах, и лишь на разницу производится платеж в установленном порядке. Сроки и порядок расчетов устанавливаются согласием сторон между организациями по согласованию с учреждениями банка.

Немалое число коммерческих фирм заняты поиском предприятий, связанных по цепочке платежей, с целью проведения зачетов. Это прообраз будущей сети малых клиринговых центров, которую, по мнению Калининой Е., надо культивировать и расширять.

Как считает Степанюк Л. Н., для достижения максимальной эффективности клиринга в его систему необходимо включить федеральный и местный бюджеты, имеющие большую взаимную задолженность по расчетам с предприятиями. Практика регулярных зачетов или клирингов будет нужна до тех пор, пока не будут устранены такие факторы появления неплатежей ценовые диспропорции и монополистическая практика ценообразования, устаревшая структура производства, хронический недостаток оборотных средств предприятий, медленное прохождение платежей, отсутствие официальной системы безнадежных расчетов между предприятиями – контрагентами, неадекватность денежной массы потребителям экономики и т. д.[43,с.46].      

Несмотря на дефицитную экономику, разбалансированный товарно-денежный обмен, обесцененный рубль, аграрный сектор старается выжить и может быть, как это не парадоксально, именно захлебнувшись кризисом, агропромышленный комплекс является катализатором таких явлений как бартерная деятельность, фьючерсные форвардные сделки, лизинговые операции и многое другое.

Кричевский Н. А. считает, что создание широкой сети лизинговых компаний приобщает лизингодателя к конкретному потребителю и позволяет более полно и разнообразнее отработать формы и методы воздействия, оперативно осуществлять контроль за эффективностью использования ресурсов и своевременность возврата средств [35,с.28].       

Совершенствование системы безналичных расчетов обеспечит ускорение оборачиваемости денежных средств, сократит потребность в наличных деньгах, укрепит надежную дисциплину, укрепит контроль за своевременностью и правильностью организации расчетных операций.

Хозяйственные связи, возникающие у организации с поставщиками, покупателями, являются необходимым условием ее деятельности, так как они обеспечивают бесперебойную работу предприятия.

Поставки товаров, производимые поставщиками, позволяют предприятию пополнить свои запасы товаров, предназначенных для продажи, а также обеспечивают поддержание их ассортимента. От того, насколько своевременно и полностью производятся расчеты с поставщиками, а также от состояния расчетов с покупателями во многом зависит платежеспособность предприятия, ее финансовое состояние, а также дальнейшее налаживание партнерских связей.

Платежи, осуществляемые несвоевременно, не полностью, приводят к возникновению штрафов, пеней за несвоевременное перечисление денежных средств в уплату своей задолженности. Это ухудшает не только финансовое состояние предприятия, также ухудшаются взаимоотношения с другими предприятиями.

 

 

Глава 2 СОСТОЯНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОГУП «АПТЕКА №150»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Расчеты с поставщиками охватывают большую часть хозяйственных операций в ОГУП «Аптека №150». От состояния расчетов зависят дальнейшие отношения ОГУП «Аптека №150» с другими организациями, своевременность оплаты покупателями за приобретенные товары непосредственное влияние оказывает не только на финансовый результат предприятия, но и на его стабильную работу.

Руководству экономического субъекта необходима информация, которая проводила бы усовершенствование системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии. Поэтому написание работы было произведено с целью выявления недостатков и отрицательных моментов в работе с поставщиками в ОГУП «Аптека №150», а также предполагалась с целью внесения предложений по совершенствованию порядка ведения расчетов, выявления методов, которые позволили бы улучшить работу на проверяемом предприятии, привести к повышению эффективности использования ее результатов.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а также принятой учетной политикой, которая регламентирует порядок ведения учета на предприятии. Учетная политика ОГУП «Аптека №150» была сформирована в соответствии с нормативными документами, однако отсутствие некоторых приложений к ней (график документооборота, разработанных типовых корреспонденций счетов) соответственно приводит к возникновению ошибок, нетипичных и неправильных корреспонденций счетов. Поэтому с целью исключения в дальнейшем таких ошибок и налаживания учета, необходимо разработать и внедрить в учетную политику предприятия в качестве приложений график документооборота, разработанные типовые корреспонденции счетов.

С целью определения достоверности ведения расчетов необходимо ежегодно производить полную инвентаризацию обязательств, но в ходе проверки выяснилось, что в ОГУП «Аптека №150» она не производится, что говорит о слабой системе контроля.

При расчетах с покупателями можно предложить использовать методы, которые позволят увеличить реализацию товаров. В настоящее время широкое распространения нашли расчеты с использованием пластиковых платежных карт. Многие организации перешли на данную форму расчетов. Поэтому можно предложить ОГУП «Аптека №150» применение данной формы расчетов, так как уже были случаи отказа в продаже медикаментов лицам, имеющим при себе пластиковые карты. Данное введение позволит привлечь покупателей и приобщиться к новой форме расчетов.

Большинство покупателей ОГУП «Аптека №150» являются муниципальными организациями. Можно предложить использовать предварительную оплату за приобретаемые медикаменты, так как использование наличной формы расчетов в данном случае невозможно, большинство покупателей является муниципальными учреждениями, которые финансируются за счет городского или краевого бюджетов. Предварительная оплата будет исключать возможность возникновения задолженности, а также риск неоплаты со стороны покупателя. Помимо этого, предприятие будет своевременно получать денежные средства, что позволит использовать их в дальнейшей своей деятельности.

Подводя итоги по проделанной работе можно надеяться, что внесенные предложения будут рассмотрены и внедрены к применению в бухгалтерский учет предприятия, и окажут положительное влияние на состояние показателей учета и отчетности в ОГУП «Аптека №150», а также всю работу предприятия.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ТЕМА: УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

СТУДЕНТ              ГИМАТДИНОВА ЭЛЬМИРА РИНАТОВНА   _________

                                                                                                                    подпись

РУКОВАДИТЕЛЬ СТЕПАНОВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА      _________

                                                                                                                    подпись

РЕЦЕНЗЕНТ           ИВАНОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА       _________

                                                                                                                    подпись

                                                                                       

                                                                                  Допустить к защите ГАК

                                                                                  Зав. кафедрой

                                                                                  ____________________

                                                                                                 Ф.И.О.

                                                                                  «___»____________2005г.

 

УЛЬЯНОВСК 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3                                                                                                                        Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ

И ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………...5            

1.1 Принципы и нормативно-правовая база операций с денежными

 средствами…………………………………………………………………...5

1.2 Основные формы расчетов ………………………………………………………16

Глава 2 СОСТОЯНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОГУП «АПТЕКА №150»……………………………………………...26

2.1 Особенности деятельности ОГУП «Аптека №150»…………….........................26

2.2 Учет расчетов с поставщиками ………………………………….........................32

Глава 3 АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ…………………………..43

3.1 Цели и методы проверки, источники информации……………………………..43                                         

3.2 Аудиторская проверка расчетов с поставщиками………………………………46                                                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...61                                                                                                                                                                                                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………...63                                                                              ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..67                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям предприятия, возникающим с постоянными поставщиками. Правильная организация расчетных отношений способствует совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставкам товаров, своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками.

Для каждой коммерческой организации важно подтверждение своей отчетности заключением аудитора. Этим самым она увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности - учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков. А такое доверие значит для предприятия очень много, от этого зависит его развитие  и прочность договорных отношений.

Целью работы является исследование теоретических основ организации и учета расчетов с поставщиками, оценка и аудит состояния учета и определение основных направлений его совершенствования.

Для раскрытия темы поставлены следующие задачи:

- рассмотреть принципы и нормативно-правовую базу операций с денежными средствами;

- раскрыть состояние учета расчета с поставщиками на материалах ОГУП «Аптека № 150»;

- провести аудит расчетов с поставщиками;

- определить основные направления улучшения расчетов.

Методической основой написания работы и проведения  аудита послужили нормативные документы по теме исследования, монографии, учебники и учебные пособия, работы отечественных ученых Астахова В.П., Кондракова Н.П., Барышникова Н.П., Новодворского В.Д., Хорина А.М. Суйца В.П.и др., а также материалы периодической печати.

Объектом исследования послужила хозяйственная деятельность ОГУП «Аптека №150» в части учета расчетов с поставщиками.

ОГУП «Аптека №150» по характеру производственной деятельности является производственной аптекой, осуществляет реализацию готовых лекарственных средств, продукции медицинского назначения, предметов гигиены, а также изготавливает лекарственные средства по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений города. Кроме розничной, осуществляется еще и мелкооптовая реализация товаров при оплате за безналичный расчет.

В процессе написания работы был проведен анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ОГУП «Аптека №150» за 2002-2004 гг., который показал, что она является перспективным развивающимся предприятием.

 

 

 

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.37 (0.079 с.)