Тема 3. Диагностика типов деструкций и их основные признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Диагностика типов деструкций и их основные признаки



 

3. 2. Проведите самостоятельное эмпирическое исследование специалистов помогающих профессий по теме: Диагностика эмоционального выгорания специалистов помогающей профессии и личностных факторов, тормозящих его активное развитие:

 

А). Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко

(в книге Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - С.395).

Диагностика личностных факторов, тормозящих развитие эмоционального выгорания:

Б). Методика социального интеллекта (Дж. Гилфорда и Г. Салливена);

В). Методика эмоционального интеллекта Люсина (сайт psylab/),

Г). Опросник диагностики перцептивно-интерактивной компетентности Н.П. Фетискина (в книге Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп)

Д). Опросник типа личности по Кейрси

 

Диагностика психологического фактора, способствующего выгоранию

6) Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко (. в книге Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп)

 

Профессиональные психологические тесты. Режим доступа:

http://vsetesti.ru/ или другие известные вам источники.

 

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.

Водопьянова Н.Е, Старченкова Е.С. Психология управления персоналом. Психическокое выгорание.- М. Юрайт, 2017. глава 5 Модели и методы измерения психического выгорания. Описание методики Бойко В.в. Стр 218-223 стр.

 

а) Диагностика эмоционального «выгорания» личности (В. В. Бойко) 395 стр Инструкция. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания». Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете. Опросник1.Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.2.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.3.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).4.Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).5.Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.6.От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.7.Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.8.Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).9.Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.10.Моя работа притупляет эмоции.11.Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.12.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.13.Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.14.Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.15.Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.16.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.17.Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.18.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.19.Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.20.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.21.Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.22.Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.23.Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.25.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. 27.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. 28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п.. 29.Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.30.В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».31.Я охотно рассказываю домашним о своей работе.32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты}. 33.Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.34.Я очень переживаю за свою работу.35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.38.Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.39.В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.41.Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.42.Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.44.Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. 46.Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.47.На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия49.На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки,50.Успехи в работе вдохновляют меня.51.Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).52.Я потерял покой из-за работы.53.На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (о8).54.Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.55.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.56.Я часто работаю через силу.57.Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.58.В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».59.Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.60.После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.61.Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.62.Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.63.Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.64.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.65.Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.66.Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.67.Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.68.Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.69.Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.71.Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.72.Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.73.Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.75.Моя карьера сложилась удачно.76.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.77.Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.79.Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями.80.Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.81.Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.82.Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.84.Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.                 Обработка и интерпретация результатов Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,3) находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов. НАПРЯЖЕНИЕ 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5) 2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(5), 3.«Загнанность в клещ»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5) 4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2}, +76(3)     РЕЗИСТЕНЦИЯ 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5); -17(3), +29(10), +41(2), +53{2), +65(3), +77(5) 2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5) 3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79{5) 4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +5б{3), +68(3), +80(10)    ИСТОЩЕНИЕ 1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)3. Личностная отстраненность (деперсонализация); +11(5),+23(3),+35(3),+47(5), +5Э{5),+72(2),+83(10) 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5) Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:•     какие симптомы доминируют;•     какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;•     объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;•     какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности;•    в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;•    какие признаки и аспекты поведения' самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.008 с.)