Рок-тематика на телевидении и радио 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рок-тематика на телевидении и радио



Рок-журналистика в СССР начинает свою историю в 70-е годы, период тотального застоя. Именно тогда появляются первые статьи в прессе и радиопрограммы, посвященные рок-музыке. Р. Овсепян акцентирует внимание на том, что согласно постановлению ЦК КПСС и Советского правительства 1970-го года, основной функцией радио и прессы должна была быть мощная пропаганда марксизма-ленинизма и мобилизация рабочих на решение задач строительства коммунизма. Как явствует из этого перечисления, на первое место во многом выходили пропагандистские цели, подчиняя себе проблемы просветительского характера, объективного и достоверного информирования населения по разным вопросам, досуга и эстетического воспитание. На второй план уходили вопросы поиска новых форм вещания, острых интересных журналистских решений в разработке той или иной темы.

Рок-журналистика на радио и телевидении является частью музыкальной журналистики, главным объектом внимания которой выступает современный музыкальный процесс. Как отмечает Т. Курышева, различные составляющие музыкального процесса - как творческие, так и организационные - в равной мере значимы, поскольку способствуют получению максимально полной и всесторонней информации. То есть главная цель музыкальной журналистики - "поиск истины" в разных направлениях музыкального дела и доведение этой истины до общественного сознания. Каждая сложившаяся программа имеет свои традиции, стиль, тональность, в которых учитываются особенности той аудитории, к которой она обращена. История вещания знает программы, звучавшие в эфире десятки лет и пользующиеся неизменным успехом у слушателей.

"Изменения государственного строя, социальной и нравственной атмосферы выводят на первый план одни цели и уводят в тень другие; соответственно одни функции в определенный период времени занимают доминирующее положение, а другие сходят на нет. Так, при тоталитарных режимах нивелируется значение информационной функции, просветительских задач, тогда как функции радиовещания, связанные с коллективной пропагандой, коллективной агитацией и коллективной организацией масс, с интеграцией общества, формированием общественного мнения, становятся превалирующими".

В эту эпоху тотального информационного голода и закрепощенности одним из немногих источников правды и свободной мысли была Русская служба ВВС. Регулярно вещать на русском языке ВВС начала 26 марта 1946 года. И несмотря на то, что ее передачи подвергались глушению, русская служба ВВС становится одной из самых популярных радиостанцией в стране, уступая лишь "Голосу Америки".

На волнах ВВС впервые прозвучала рок-программа Севы Новгородцева "Рок-посевы". По словам ведущего, передачу назвали так сами слушатели. "А началось все 10 июня 1977 года, когда в бибисейском эфире я впервые вел нечто со стыдливым названием "Программа поп-музыки из Лондона". Такая провинность была, пожалуй, простительна: диск-жокейского жанра в России еще не было. Я двигался ощупью в полуночном эфире, а слушатели поддерживали меня советом и критикой. Появилась тогда редкая возможность бросить живое слово всем изнывавшим от тоски-застоя. Родина-Мать из напряженного железобетона слушала внимательно, время от времени разражаясь разоблачительными статьями. Как я теперь понимаю, игра была гораздо более тонкой: некоторые авторы статей с подозрительным смаком цитировали самые мои едкие выпады, протаскивая в печать веселую антисоветчину под видом разгрома "отщепенца"". Радиопередача "Рок-Посевы" в год своего возникновения оказалась фактически единственным полноценным источником информации о западной музыке в Советском Союзе и оставалась таковой вплоть до конца перестройки. Передачи Новгородцева записывались на магнитофонные ленты советскими меломанами, а потом многократно переслушивались и даже продавались.

"Любой материал оказывает большее или меньшее влияние на аудиторию. Прогнозирование результатов своего выступления - обязательная фаза творческого процесса". В случае с программой Новгородцева влияние имело колоссальный размах и стало настоящим глотком свежего воздуха для многих советских меломанов. Пик популярности "Рок-посевов" в СССР пришёлся на 80-е годы. Такие легенды рока, как Queen, ELP, Deep Purple, Pink Floyd, Led Zeppelin, во многом обязаны своей популярностью в СССР передачам Новгородцева, в которых он подробно и доходчиво рассказывал биографии музыкантов, историю создания альбомов и знакомил слушателя с новым песнями.

Сева тщательно прорабатывал каждое свое выступление, изучал архивные материалы и подробную биографию музыканта, о котором шла речь. Внимание также уделялось социальной обстановке, в которой была сформирована та или иная рок-группа, как значительной части творческого вдохновения. Благодаря программе Новгородцева у многих слушателей начинало формироваться представление об европейской истории, культуре в ее основных проявлениях. Особое внимание Сева уделял группе The Beatles, называя их главным рок-коллективом мира, а Ринго Стара своим любимым музыкантом.

Помимо этого, Новгородцев проводил в своей программе хит-парады и выделял наиболее "сильные" пластинки уходящего года и громкие скандалы, связанные с рок-музыкой. А остроумные вступления к передачам содержали явный антисоветский подтекст. "Добрый вечер и привет из Лондона. Нашу программу мы начинаем с популярной группы "ABBA". That's Me" ("Это я") - так называется следующая песня группы "ABBA". Между прочим, вы не задумывались о том, почему это шведская группа поет на английском языке? Не преклоняются ли они перед Западом?"

С появление таких жанров рок-музыки, как хардкор, глэм-метал, трэш в его программе все чаще стали появляться новые имена. Музыка Anthrax, Metallica, Guns and Roses гармонично вписалась в концепцию "Рок-посевов" и открыла им второе дыхание.

В 1988 году Новгородцев вопреки сложившейся традиции повествований о западном роке впервые посвятил свою передачу памяти безвременно ушедшего барда Александра Башлачева. С этого момент в программе все чаще начинает появляться информация о советских рок-группах, соавтором Новгородцева становится знаменитый питерский битломан Коля Васин.

В 1988 году под явным влиянием "Рок-посевов" было организовано движение "Независимый Объединенный Рок-Синдикат". В этот же период Новгородцев лично посещает Москву. "В 1988 году Шурик из Медвежьегорска через Би-би-си кинул клич, он собирал клуб поклонников рок-передачи. Ему пришло около 800 писем. Так начинался НОРИС (Независимый Объединенный Информационный Рок-Синдикат). На пике успеха он имел более двадцати отделений по всему СССР. "Норисмены и норисвумены стали съезжаться на "июльку", 9 июля, мой день рождения. Первая, в 1989 году, прошла стихийно, а в следующем стало ясно - надо ехать и мне. И вот в 1990 году, впервые за 13 лет после отъезда, я возвращался в Отечество. В Шереметьево встречало несколько сот человек, таможня выводила нас через служебную дверь без досмотра, только чтобы избавиться. Была встреча с ребятами в палаточном лесу в Опалихе, целый день на речном пароходе, концерты в Москве и Питере". Передача Новгородцева существовала влоть до 2004-года. Позже ее тексты были изданы в виде книги "Рок-посевы".

Главным и единственным конкурентом Новгородцева в СССР была Татьяна Бодрова с "Миром увлечений" на радио Юность. В эфире звучали смелые откровения европейских рок-групп и отечественных самородков. На свой страх и риск Бодрова ставила в эфире "Машину времени", у которой в то время были далеко не лучшие отношения с властью; запускала в эфир первые произведения Валерия Леонтьева и никому еще не известного Шевчука; первой поставила песни Вилли Токарева. В хит-парадах, которые вела Бодрова с Александром Градским, слушатели знакомились с творчеством "Арии", "Автогрофа", "Агаты Кристи", "Ва-Банк" и многих других. В отличии от "Посевов" Новгородцева, "Мир увлечений" был более разнообразной по тематике передачей, здесь можно было услышать не только рок, но и классическую музыку, бардовскую песню. Целые выпуски были посвящены творчеству Шостаковича, Прокофьева, Шнитке. В передаче участвовали поэты и писатели: Андрей Вознесенский, Фазиль Искандер, Василий Аксенов, Белла Ахмадулина. Особенное внимание Бодрова уделяла своему любимому исполнителю - барду Владимиру Высоцкому, чьи песни не покидали плэй-лист "Мира увлечений".

Идея хит-парадов возникла на радиостанции "Юность" давно: в программе "Мир увлечений" неоднократно предпринимались попытки создать нечто подобное. "Как это ни парадоксально, - говорит ведущая программы "Мир увлечений" Татьяна Бодрова, - но мне проще было давать в ту пору записи самых модных западных групп, нежели наших отечественных рок-музыкантов. Три года назад положение изменилось, и тогда мы с Александром Градским, известным композитором и певцом, постоянно сотрудничавшим с радиостанцией "Юность", решили провести первый хит-парад, выбрав для этого, как нам казалось, наиболее удачное время - после полуночи. Успех превзошел ожидания: письма посыпались со всех уголков страны. Но, как это нередко бывает, столь шумный успех вызвал кое у кого раздражение, и, чтобы спасти наше детище от всевозможных нареканий, мы перенесли хит-парады в программу "Мир увлечений", в рамках которой нам привычней было отстаивать рок-музыку. Кое-какой опыт за двенадцать лет существования этой программы был накоплен. Теперь мы уже боролись не за саму идею хит-парадов: они получили право на существование, а за отдельные композиции: кого-то из наших оппонентов не устраивали тексты, кто-то упрекал нас за то, что вокалисты и музыканты поют и играют слишком громко, и вообще "металл" надо запретить. Одним словом, сложностей было немало, да и сейчас они все еще не преодолены. Так или иначе, но в хит-парадах за это время прозвучало более ста пятидесяти композиций, в которых мы пытались представить самые различные стили и направления, дать объективную картину нашей рок-музыки. Слушатели могли познакомиться и оценить творчество таких групп, как "Облачный край", "Наутилус Помпилиус", "ДДТ", "Алиса", "Запретная зона", "Ария", "Мастер", "Ноль", "Звуки Му" и многие другие. Выбирая лучшее, мы не навязывали свой вкус, так как считали, молодежь должна проявлять в этом вопросе самостоятельность. Есть здесь и другая сторона дела: такой широкий обзор дает возможность начинающим музыкантам попытать счастья, как говорится, использовать свой шанс. Ведь аудитория у "Юности" многомиллионная. Письма слушателей - наш ориентир".


Рок-тематика в печати

Важную роль в развитии отечественной рок-журналистики сыграл Артемий Кивович Троицкий, начавший публиковаться еще в середине 70-х годов. Подобно Юрию Росту и Леониду Парфенову, Артем Троицкий стал подлинным символом своего поколения для многих начинающих музыкальных журналистов и музыкальных критиков. Он стал также одним из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, инди - и электронной музыки в России, умело оставаясь актуальным в любую новую эпоху. По сей день Троицкий - один из ведущих специалистов по современной музыке в России.

В эпоху застоя он публиковал материалы, посвященные классическому року, продвигая эту музыкальную культуру, и за семь (1975-1981) лет написал более 50-ти музыкальных статей, ставших подлинной классикой отечественной рок-журналистики.

Первой публикацией Троицкого стала статья "Пятерка пурпурно-лиловых" о группе Deep Purple. Она была сильно переправлена редакцией и вышла в мартовском номере журнала "Ровесник" за 1975-й год. С этого момента Троицкий стал постоянным автором таких журналов, как "Ровесник" и "Музыкальный журнал", наиболее активно освещающих на тот период молодежную музыкальную культуру, а также газеты "Московский Комсомолец". В эпоху застоя ему удавалось рассказывать миллионами советских меломанов о лучших представителях западного и отечественного рока, раскрывая не только биографию ансамблей, но и их идейную концепцию. Он был первым человеком в СССР, кто написал о таких легендах рока, как Led Zeppelin, Pink Floyd, Sex Pistols, The Cure.

В январе 77-го Троицкий переходит под крыло журнала "Музыкальная жизнь". В этом издании он напечатал огромное количество портретных статей о звездах мировой музыки и отечественной эстрады, которые, по мнению автора, нельзя назвать удачными. Единственный большой материал того периода вышел в свет в 1977 году и назывался "Рок в коротких штанишках". Троицкий пытается охарактеризовать рок-фэнов, условно разделяя их на 3 основные категории (от 6 до 16, от 16 до 22 и от 22 до..), каждой из которых присущи свои вкусы и свои особенности музыкального восприятия. Автор проводит своего рода социологическое исследование, чтобы с одной стороны охарактеризовать поклонников рока для читательской аудитории, с другой - чтобы верно выбрать свой ориентир действия для дальнейших публикаций.

После выхода материала о Deep Purple Троицкий становится постоянным автором журнала "Ровесник" и регулярно публикует свежие материалы, посвященные рок-музыке, однако, учитывая пропагандистскую направленность журнала, далеко не все материалы удавалось выпустить в свет, и многие были опубликованы значительно позже. Троицкий работал в большей степени по заказу редакции того или иного музыкального журнала, не реализуя полностью свой творческий потенциал. Поэтому в 70-е он не написал ни одной официальной статьи, посвященной любимому им авангарду и краут-року. Последним и наиболее заметным материалом, появившимся на страницах "Ровесника" во второй половине 70-х, стала статья "Куда летит Цеппелин" о группе Led Zeppelin, опубликованная летом 76-го года. В СССР музыка Led Zeppelin пользовалась куда меньшим спросом, чем творчество тех же Deep Purple или Nazareth, однако в мировом масштабе именно Led Zeppelin принято считать основоположниками тяжелого рока. Их дебютный альбом породил массу подражателей и последователей, повлияв на все разновидности современной гитарной музыки. Троицкий высоко оценивает первые 4 пластинки группы, называя их самой успешной и величественной музыкой начала 70-х годов, однако более поздние работы - в частности двойной альбом "Psysical Graggitti" - упрекает в чрезмерной затянутости композиций и отсутствии свежих музыкальных идей.

Прошло больше года, и Троицкий начинает сотрудничать с журналом "Клуб и художественная самодеятельность", для которого публикует материал "Феномен Диско" (ноябрь 1976), пытаясь охарактеризовать уже не отдельный музыкальный коллектив, а целое движение, которое становится все популярней среди молодежи. Троицкий описывает диско-музыку как безликую, усредненную, массовую. "Статус дискотеки таков, что она должна устраивать всех".

Достойным завершением деятельности А. Троицкого в 70-е стала статья "Рок-музыка: тупики и выходы". Главная цель этого материала - подведение итогов десятилетия и активная пропаганда панк-рока и новой волны, как единственного возможного выхода из музыкального кризиса конца десятилетия. "Однако трюк не удался - по причине, как крамольного содержания, так и чрезмерного объема, статью ни один из "прикормленных" журналов печатать не стал. Несмотря на эпохальность. В конце концов "Тупики и выходы" увидели свет в самиздатовском джазовом альманахе МВТУ имени Баумана ".

С 1983 по 1985 год публикации Троицкого были под запретом в советской печати. Тогда же началась его телевизионная карьера на латвийском телевидении: до 1986 года Троицкий вместе с режиссером-документалистом Подниексом вел первую советскую программу, посвященную видео-клипам, "Видео-ритмы".

Самодеятельная советская рок-музыка - детище противоречивой общественной атмосферы второй половины 60-70-х годов - стала своеобразным зеркалом эпохи, в котором нашли причудливое отражение наши проблемы, трудности, просчеты и ошибки.

Средства массовой информации не уделяли рок-музыке практически никакого внимания. Однако молодежь хотела знать, что происходит в этой музыкальной области, как и по каким законам она развивается. Тогда, во второй половине 70-х, появились первые машинописные музыкальные журналы. Их появление и ознаменовало рождение отечественной неформальной рок-журналистики. "Можно спорить, насколько объективную информацию они несли, но в том-то и дело, что другой не было".

-е годы ознаменовались в рок-журналистике как эпоха самиздата. "Само название самиздат появилось в народе как естественная пародия на названия советских государственных издательских организаций вроде Госиздат, Политиздат и т.п. Вероятно, первым близкое по смыслу и форме слово "самсебяиздат" употребил поэт Николай Глазков, уже в 1940-е гг. ставивший это слово на изготовленных им раскрашенных и переплетённых машинописных сборниках своих стихов".

Изначально рок-самиздат развивался по двум основным направлениям: первое было ориентировано на узкий круг лиц, определенную группировку, второе - на московскую, ленинградскую, свердловскую рок-сцену и предназначалось как можно большему кругу читателей. Все эти издания выходили в машинописном и - позже - ксероксном вариантах тиражом в 50-100 экземпляров; находились энтузиасты, переписывавшие их от руки для последующего распространения.

Первый полноценный самиздатовский рок-журнал "Рокси" появился в Лениграде и выходил с 1977 по 1990 год. Журнал был создан Борисом Гребенщиковым, Майком Науменко, Юрием Ильченко, Натальей Васильевой. С седьмого номера (1984) редактором "Рокси" выступает Александр Старцев, возглавлявший издание вплоть до его закрытия. "Рокси" стал фактически официальным органом Ленинградского рок-клуба.

"Идея выпуска журнала принадлежала Борису Гребенщикову и Николаю Васину, известному битломану. Почему "Рокси"? Я спрашивал их об этом, но они ничего толком не сказали. Может быть от Рокси Мьюзик? Был такой ансамбль в Лондоне. Так или иначе, всем было понятно, о чем журнал, благодаря наличию в названии слова РОК".

История журнала состоит из трех редакций: первая с 1977 по ноябрь 1979, вторая с 1980 по декабрь 1983 и третья с 1984 по 1988. В состав первой редколлегии входили Борис Гребенщиков, внедрявший в журнал аналитические начала, активно пропагандируя музыкально-философские идеи "Аквариума", и Николай Васин, несущий его читателям светлые пацифистские идеи творчества английской группы Beatles и московской группы "Машины Времени". Эпизодически в журнале появлялись и другие авторы, такие как Майк Науменко, Юрий Ильченко и другие. В данной редакции вышли первые три номера "Рокси". Спустя два года свет увидел 4-ый номер журнала (январь 1981). В состав редколлегии вошли Михаил Брус, Александр Андреев, Олег Решетников (музыканты группы "Выход").

По мнению Кушнира в сравнении с первыми номерами неизменными остались интервью с ленинградскими рок-музыкантами (М. Науменко, Ж. Ордановский), значительно поубавилось неформального жаргона (пипл, шузы, флэт, хаер), а ряд статей стал отличать более глубокий исследовательский подход к рок-текстам. Уровнем своей продукции вторая редакция "Рокси" завоевала Москву: журнал "Ухо" (1982) поместил на своих страницах перепечатанное из "Рокси" интервью с панк-музыкантом Андреем Пановым и с анонимным ценителем рок-музыки. А "Рокси" № 6 становится официально представленным в ленинградском рок-клубе.

С 1985 по 1988 год "Рокси" начал выходить более или менее регулярно два раза в год - стостраничный машинописный журнал с вклеенными фотографиями и четко выработанной внутренней концепцией. Это, в первую очередь, направленность на подготовленного читателя: преобладание аналитически-критических материалов, принципиальный отказ от хэви-металла, преобладание ленинградских материалов, с эпизодической информацией о рок-жизни Москвы, Свердловска, Новосибирска, наличие фестивальных обзоров, уход от сленга и некоторая зацикленность на треугольнике из групп "Зоопарк", "Кино", "Аквариум". Последний номер журнала был датирован январем 1988 года. "С той поры, вопреки тщательно поддерживаемой официальной версии редакции, "Рокси" прекратил активное существование".

Вклад "Рокси" в развитие отечественного рок-самиздата неоценим, поскольку дал не только достоверную музыкальную информацию меломанам, но и доказал своим существованием право рок-журналистики на жизнь.

"В ту почти первобытную эпоху, когда не было компьютеров и принтеров, электронной почты и цифровых фотокамер, издание такого журнала было практически подвигом. Ибо надо было собрать не только материал или написать его, но и перепечатать на машинке, на тончайшей бумаге, чтобы можно было сделать больше закладок под копирку, проявить и высушить фотографии, вклеить их в каждый экземпляр".

Как отмечает А. Кушнир, по примеру ленинградского журнала, в Москве в 1981 году появляется аналогичное издание "Зеркало", выходившее на базе "Клуба синтеза искусств" имени Рокуэлла Кента при МИФИ. Редактором журнала становится И. Кричевский. Именно в этом издании начинали свой путь в "самиздатовскую" журналистику такие культовые фигуры, как Смирнов и Артем Троицкий. В конце 1981 года журнал перешел на "нелегальное" положение и стал выходить под названием "Ухо". Основной акцент делался на последовательном освещении событий московско-ленинградской подпольной сцены.

Дебютный номер журнала был посвящен московской рок-группе "Машина Времени". Центральным материалом выпуска стала статья Артемия Троицкого " "Машина Времени" - путь в двенадцать лет". Это подробная статья, рассматривающая всю историю одной из самых известных отечественных групп; в статье зафиксированы все изменения составов, смена стилей и т.д.

Одной из основных концепций журнала уже тогда стало присутствие в каждом номере "главного героя", вокруг которого выстраивалась центральная часть материала. Так, в 4-м номере помещена "Правдивая автобиография Аквариума", написанная самим Борисом Гребенщиковым. В журнале "Зеркало" впервые появились те черты московской рок-журналистики, что сохраняют свои традиции и по сей день - это обязательная подборка прозы, стихов, драматургии, материалов из архивов. Вторая характерная черта "Зеркала" и его последователей - это то, что чисто музыкальные страницы лишь наполовину посвящены собственно музыке; остальное - около музыкальная жизнь - то, что сегодня называют светскими сплетнями.

Существование "Зеркала", а позже "Уха" было идейно-художественным противостоянием существующему в стране политическому режиму. При этом одно из основных его значений заключается в том, что журнал заложил определенные принципы журналистской рок-эстетики.

К другим заметным явлениям отечественного рок-самиздата также можно отнести московские журналы "Урлайт" (1985-1992 гг., редактор - И. Смирнов) и "Контр Культ Ур'а".

Журнал "Урлайт" стал по-настоящему выдающимся явлением отечественного рок-самиздата. Буквально с первого номера (весна 1985) он завоевал весьма скандальную популярность благодаря полному неприятию "социалистических духовных ценностей" и взятому курсу на войну с московской рок-лабороторией. Инициатором создания "Урлайта" и автором его названия был Олег Осетров, студент МИЭМ. Если сравнивать "Урлайт" с другими московскими рок-журналами периода до начала 1987 года, то пожалуй это наиболее солидное издание по своему вкладу, оказанному на развитие рок-журналистики в России. На страницах журнала впервые появились качественные иллюстрации, постоянные рубрики, ксероксное исполнение.

Говоря о жизнедеятельности и структуре состава "Урлайта", необходимо отметить пиратские перепечатки из журнала "Сморчок" и различные "рок-хроники", написанные законспирированной тройкой редакторов - Смировым, Гурьевым, Мартусовым. У каждого из редакторов прослеживались явные литературные и музыкальные симпатии. Так Мартусов активно пытался направить вектор деятельности "Урлайта" в крутую диссиденщину. Ему же принадлежит рецензия на альбом "Наутилуса" - "Невидимка". Это была первая московская реакция на мало известную в то время свердловскую рок-группу. Гурьев специализировался на интервью со столичными музыкантами. Ему удалось пообщаться с такими командами, как "Браво", "Центр", "Звуки МУ", "Доктор" и т.д. В 1988 году, после проведения Московской рок-конференции, И. Смирновым и С. Гурьевым было решено делать новый "Урлайт" - журнал с профессиональным дизайном, большими (для самиздата) тиражами, продуманной редактурой и т.д. Чтобы сохранить некую преемственность с первой редколлегией, была оставлена старая нумерация; вместе с тем параллельно велась и новая (например, номер 1 (19)).

Всего второй редколлегией было выпущено 6 номеров, из них 5 - ксероксных и один - типографический. Но, несмотря на формальное повышение профессионального уровня, в журнале стали смешиваться андеграунд и официозная стилистика. Постоянно нарастали противоречия между политической и около музыкальной линиями. После ряда творческих разногласий И. Смирнов забрав с собой право на название журнала. Остальные члены редколлегии организовывают собственный проект "Контр Культ Ура".

"Урлайт" Смирнова не был достаточно серьезным. Материалы единственного вышедшего номера наполовину состояли из статей, подготовленных еще второй редколлегией. Несмотря на разгром музыкальных притязаний журнала "Сельская молодежь" и большого интервью с Борисом Гребенщиковым, номер (тираж 50 экз.) широкого признания так и не получил. Редколлегия медленно разошлась в "Экран и сцену", "Рокаду", "Литературную газету" и т.д.

Современники часто упрекают "Урлайт" в том, что "слишком мало осталось музыки, здорового рок-н-ролльного стеба, зато появилось больше бьющего через край политиканства". Но с другой стороны, это единственный журнал, не ограничивающий себя рамками рока; его авторы стремились создать журнал демократической культуры, публикуя стихи авангардных поэтов, размещая картины новых художников.

Все отмеченные нами издания ("Рокси", "Зеркало", "Ухо", "Урлайт" и "Контр КультУр'а") отличались аналитическим подходом к рок-культуре и молодежной культуре в целом и ориентировались на максимально широкий круг любителей музыки.

Как отмечает А. Кушнир, в целом всю массу ныне существующих и "усопших" рок-журналов можно разделить на следующие условные категории: 1) чисто информационные (Авось, АОР, Виниловый Наркоман, РИО, ОК'ЭЙ ЖЛОБ и т.д.) 2) информационно-развлекательные (Поп-магазин, Фрипс, Прок и т.д.) 3) музыкально-аналитические (ВО!, ТИФ, Спидъ) 4) локально-рекламные (Охота в ближнем лесу, РОТ, Рокобоз и т.д.) 5) крайне политизированные (Урлайт, Сморчок, Корея) 6) провокативно-тусовочные (Бонба, Гнилая Тусовка, Жибао Елки-палки) 7) радикально-андеграундные (Палево, Сибирская язва. Анархия) 8) Стеб'н'треп (АП'СЮРД, Жопа, Ништяк) 9) отдельные произведения искусства камерного плана (Штучка, Шумелаъ ЪМышь) 10) комбинированные, т.е. вобравшие в себя понемногу из предыдущих 9 пунктов (Контр Культ Ур'а, ДВР) 11) дайджесты.

Создатели независимых рок-изданий с самого начала не стали ограничиваться чисто информативными жанрами. Они стремились по мере своих возможностей анализировать явления, концепции и закономерности современной рок-жизни. Однако нельзя забывать о том, что самодеятельные рок-критики публиковались в данных журналах, которые выходили смехотворно мизерными, а порой единичными тиражами. Аудитория таких изданий была очень немногочисленна и, как правило, ограничивалась кругом знакомых музыкантов и издателей. Из этого можно сделать вывод, что самиздатовская рок-журналистика носила весьма элитарный характер в и без того узких рамках отечественного рок-сообщества и имела малое влияние на "общественное мнение".

В то же время официальная пресса не замечала происходящих в стране рок-процессов. Состояние материалов о советской рок-музыке в прессе, доступной широкому кругу читателей, можно определить формулой "лучше чем ничего". Что касается статей в более популярных, например в комсомольских изданиях, они изобиловали грубейшими фактическими ошибками и носили "ругательный" характер.

Суть претензий сводилась к основным трем пунктам: "рок-музыка примитивна и антиэстетична, рок абсолютно чужд национальной культуре, рок - идеологическая диверсия ЦРУ, имеющая своей целью растлить советскую молодежь".

"Комсомольская правда" - центральная молодежная газета - ввела в 1979 году тематический раздел "33 1/3". На первых порах место в ней уделялось только классической и эстрадной музыке. Эстрада называлась музыкой молодежной, а понятие "рок" не употреблялось. Если писалось о классике, то материалы носили исключительно одобрительный характер. О роке долгое время умалчивалось, а любые возможные упоминания сопровождались негативными отзывами журналистов, неосведомленных в данном вопросе либо делающих это умышленно.

Ярким примером официозной "рок-критики" начала 80-х может служить нашумевшая в свое время публикация в "Комсомольской правде" под названием "Рагу из Синей Птицы". На авторство претендует целая группа публицистов с известными фамилиями: В. Астафьев (писатель), Е. Олейников (солист московской оперы), Р. Солнцев (дипломат). Однако, за большим авторитетом мы можем увидеть элементарное незнание самого музыкального направления. Речь в статье шла о "Машине Времени" и о ее песнях. По словам Макаревича, свой критический разбор авторы строили на выдергивании двух-трех строчек из песни и последующим обмусоливанием их на свой лад. Звучит обвинение группы в безыдейности и преклонении перед культурой Запада. А сам термин "рок-музыка" в этой статье ни разу не был употреблен.

"В заключение хочется сказать еще об одной детали, явственно проявившейся в МВ. Прежде всего это инфантильное, "под детство" звучание голоса, в любой момент использующее микстовые, фальцетные оттенки. В сочетании с усами, а то и бородами артистов эта манера пения полностью перечеркивает мужское начало и в исполнении, и в художнической позиции. Услышать нормальный мужской голос в подобного рода ансамблях стало проблемой. Мужчины! Пойте по-мужски!"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.045 с.)