Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие отечественной рок-журналистики в период перестройки

Поиск

Печатные издания

Вплоть до 1986 года советская рок-журналистика носила, прежде всего, "кустарный" характер, тщательно вуалируя темы своих публикаций и скрываясь от официальных властей. С началом перестройки ситуация в стране начинает меняться, и рок-музыка становится востребованной не только со стороны молодых маргиналов и диссидентов, но и со стороны официальных СМИ и даже партийных органов, воспринимавших ее как способ самовыражения для молодежи.

Именно этот период стал поворотным для рок-журналистов. Не только потому, что многие авторы любительских журналов получили возможность публиковаться в официальной прессе. В конце 1986 года один из основных авторов журнала "Рокси" Андрей Бурлака решается начать собственное журналистское дело в надежде доказать, что сумеет практически без посторонней помощи регулярно выпускать солидный музыкальный журнал.

Журнал получил название "РИО" и выходил раз в месяц, успевая оповещать поклонников рока о всех самых важных событиях отечественной рок-сцены. Немаловажной чертой журнала было и то, что на его страницах в большом количестве печатались тексты песен многих рок-групп.

Помимо доскональных "концертных обзоров", в каждом номере размещались исторические данные, презентации новых альбомов, обзоры отечественной и зарубежной прессы. Особенно органично и познавательно выглядели в журнале интервью с известными представителями музыкальных кругов, от первого лица рассказывающими историю отечественного рока. Так в одном из интервью, данных журналу, звукорежиссер Андрей Тропилло, записавший в 80-е большую часть альбомов "Кино", "Алисы" и "Группа Аквариума", раскрыл один из главных аспектов своего новаторского подхода к звукозаписи: "Дело в том, что когда я начинал заниматься звукозаписью, слово "альбом" я железом внедрял. Ни одна из групп тогда альбомов не писала. Это касается всех - от МИФОВ до АКВАРИУМА. Они писали отдельные песни, и только когда начало что-то получаться, стали въезжать, что альбом - это не форма, связанная с размерами пластинки".

В другом, примечательном на наш взгляд интервью, Виктор Цой рассуждает о том, как проходила запись знаменитого альбома "Группа Крови", признанного многими музыкальными критиками лучшим альбомом десятилетия (80-е), раскрывая читателю основную идею написания своего музыкального материала. "У нас в группе у всех есть какое-то чутьё. Когда я прихожу и показываю новую песню, мы начинаем о ней думать - что должен играть бас, что гитара и т.д. И когда, например, Юрик предлагает вот такую-то партию, как правило, раздаётся несколько голосов: "это классно", "это лажа", "этого мы играть не будем"… Просто мы стараемся сделать так, чтобы нам всем это нравилось".

Вместе с тем основные достоинства журнала часто становились и его недостатками. Часто слишком много внимания уделялось малозначительным группам и исполнителям второго эшелона, локальным периферийным концертам.

Мы приведем основные постоянные рубрики журнала "РИО".

Скажи, куда ушли те времена: ретро-взгляд на историю ленинградского рок-движения.

Официальная хроника: сообщения из Рок-клуба о принятых и отчисленных рок-группах.

Попс Живьем: обзор состоявшихся в городе концертов.

Стены и мосты: раздел о связи ленинградского рока с другими городами (гастроли, совместные концерты). Ознакомление с примечательными иногородними исполнителями.

Of the rec: рецензии на пластинки, выпускаемые фирмой "Мелодия".

Глядя в телевизор и слушая радио: комментарии к интересным материалам из официальных средств массовой информации, посвященные року.

А что у вас: информация о музыкальной обстановке в других городах.

Реквием: информация о безвременно ушедших музыкантах.

В основу журнала "РИО" было заложено три основные журналистских принципа: объективность, информационность и оперативность. Рассмотрим эти принципы, сделавшие журнал во многом одним из наиболее показательных изданий своего времени.

Принцип информационности предполагал посещение всех без исключения рок-концертов (в 1987 их проходило в месяц более 30), доскональной записи названия песен, описания обстановки в зале. Кроме того, необходимым было спросить выступающих музыкантов об их отношении к данному мероприятию, узнать историю их проекта. Помимо того регулярно просматривались подшивки газет и журналов на предмет упоминания в них слова "рок", переводились немногочисленные статьи из зарубежной прессы о русском роке.

Принцип объективности на страницах журнала раскрывался путем размещения информации обо всех без исключения событиях рок-сцены города, независимо от личных предпочтений автора. Отметим, что речь идет обо всех событиях лишь в рамках стилевых, накладываемых рок-н-ролльной специализацией журнала. Можно условно разграничить сферы интересов "РИО", простиравшихся от джаз-роковой группы "Джунгли" до "Машины Времени", безусловно охватывая все, что находилось между ними. Во многом объективизм был присущ и материалам оценочного характера: рецензии на альбомы, видеоклипы, телепрограммы; однако редакция каждый раз старается публиковать мнения разных авторов с различными точками зрения.

Принцип оперативности был наименее реализован. Во-первых, сказалась нехватка репортеров и квалифицированных корреспондентов на местах, отсутствие надлежащего опыта. Во-вторых, из-за проблем типографского характера часто затягивался выпуск номеров. Серьезной помехой была и проблема тиражирования. Часто случалось так, что из-за несовершенных средств тиражирования журнала, читатель узнавал о январских рок-событиях только весной.

Всего с сентября 1986 года вышло 27 номеров "РИО" с ростом тиража от 4 до 1500 экземпляров. Состав редакции оставался неизменным с момента создания: А. Бурлака, В. Федоров, С. Фирсов, С. Чернов. "РИО" не изобрел новых структур, взяв за основу традиционную журнальную схему, широко используемую в европейской музыкальной прессе. В последствии "РИО" приняли за образец большинство изданий по всей стране.

Помимо упомянутого нами ленинградского журнала "РИО" к независимым информационным изданиям можно отнести воронежский журнал "ОК ЭЙ ЖЛОБ", активно пропагандирующий творчество таких групп, как "Красный Огурец" и "Сектор газа", периодически разбавляя отчетами о различных рок-концертах и обзорами советской прессы. Редакция журнала состояла из двух человек: E. Куцевич и А. Попов. Материалы в большинстве своем были очень короткими и информативными, исключая аналитические начала. На страницах "ОК ЭЙ ЖЛОБ" в 1990-м году появилось одно из первых интервью Юрия Хоя Клинских - лидера группы "Сектор Газа", которая уже через пару лет станет одной из самых популярных в стране и постепенно переедет в Москву.

В целом журнал охватывал достаточно широкий спектр информации, однако, прежде всего, представлял интерес в качестве первоисточника музыкальной информации имел интерес локального характера.

Значительно более аналитическим изданием выглядит ленинградский журнал "Виниловый наркоман". Это независимое от рок-клуба издание, информирующее о событиях как отечественного, так и западного рока. "Виниловый наркоман" задумывался издателем как рецензионный журнал, созданный по аналогии с английским "Q", особенностью которого на протяжении многих лет оставался обширный отдел альбомных рецензий, использующий пятизвездочную систему оценки. Изначально журнал выходил на ксероксе в количестве не более 20, но со временем превратился в издание с типографским исполнением и тиражом, достигающим 3000 экземпляров. Наличие интересной информации и оперативность выхода обеспечили журналу широкую популярность в рок-общественности.

К более глубоким музыкально-аналитическим изданиям можно отнести архангельский журнал "ТИФ", издающийся редколлегией из двух человек (А. Трусиков и Гр. Валов) и ориентированный на авангардный экспериментальный рок. Журнал поддерживал тесные связи с известным архангельским музыкантом Р. Резницким, ставшим одним из основных авторов издания. Также отметим значительный интерес журнала к творчеству прибалтийских художников-авангардистов и поиск новых аналитических форм критики авангардного направления в искусстве. Помимо около научного подхода к написанию статей, для журнала были характерны и другие формы литературного творчества: полемика с другими изданиями ("Северок", "КонтрКУльУра"), рецензирование несуществующих в реальности рок-альбомов. Авторы журнала намеренно придумывали вымышленные группы и альбомы, привнося в свое издание элементы художественности. Начиная с апреля 1988 года, вышло 14 номеров журнала, а оригинальный тираж не превышал 50 экземпляров. Незначительная популярность издания, несмотря на все его плюсы, объясняется узкоспециализированным характером материалов и удаленностью Архангельска от столичной рок-общественности.

Еще одним заметным представителем аналитического направления в независимой рок-журналистике стал кениксбергский журнал "ВО!". Со вкусом подобранные фундаментальные западные исследования по панку, хард-року, реггей и фриппертронике были подкреплены обзорными статьями о кениксбегском роке. Журнал стал открытием для людей, интересующихся историей рока, и долгое время являлся одним из самых фундаментальных и серьезных провинциальных рок-изданий.

Мы рассматривали выше политизированные издания на примере московского журнала "Уралайт", однако склонность к политике была свойственна не только столичным изданиям. Самиздатовский журнал "Корея" (Набережные челны) практически полностью копировал социально-политические темы, затронутые в "Урлайте" (несправедливость социалистического и капиталистического мира, жестокость и ложь властей, идеалы анархии и первородного коммунизма) и являлся прямым носителем его идеалов в провинции.

Из других примечательных изданий второй половины 80-х стоит отметить новосибирский альманах "Тусовка", представляющий из себя многостраничное издание (в среднем 100), выходившее примерно 2 раза в год. Всего в свет вышло 7 номеров "Тусовки". По словам главного редактора журнала В. Мурзина, основная идея журнала - это освещение различных событий рок-жизни, используя аналитический подход. Причем само слово "рок" на страницах издания трактуется максимально широко - не только в музыкальном, но и в общекультурном контексте. "Тусовка" дает возможность понимания роли рок-музыки и базовых тенденций ее развития в СССР, рассматривая все новые пластинки и сравнивая их друг с другом. Основную часть авторов журнала составили уже известные на тот момент музыкальные публицисты - А. Троицкий, А. Бурлака, С. Жариков (музыкант московской группы "ДК", журналист) и другие известные рок-журналисты. Главной чертой журнала было наличие на его страницах полярных точек зрения, позволяющих читателю более глубоко вникнуть в музыкальные процессы страны и сделать самостоятельный вывод. ""Тусовка" дает возможность понять, что мы такое есть и куда движемся, чтобы хоть иногда не переться во тьме вслепую, сшибая лбом фонарные столбы".

Нельзя забывать о том, что рок-журналистика оказала огромное влияние на музыкально-эстетическое воспитание молодого поколения. Однако, поскольку в рассматриваемый нами период независимые рок-издания носили скорее символический, подпольный характер, то основная масса слушателей имела возможность читать критические выступления лишь в официальной прессе.

В результате отсутствия в СССР специализированных рок-изданий и идеологического давление властей, функции рок-журналистики взяли на себя официальные молодежные и немолодежные издания. Начиная с 1986-года, статьи, посвященные рок-музыке (в основном отечественной), стали появляться на страницах журналов "Парус", "Сельская молодежь", "Музыкальная жизнь", "Аврора", а также в газетах "Комсомольская правда", "Смена" и других молодежных газетах

Газета "Комсомольская правда" продолжала свою музыкальную рубрику "33 1/3", начатую больше 10 лет назад. Здесь публиковались как серьезные аналитические материалы ведущего критика страны А. Троицкого, так и проходные статьи Ю. Филипова: журналиста, неизменно печатающегося в "Комсомолке" с начала 80-х и не сумевшего выработать собственный стиль элементарного понимания рок-музыки. Его публикации поверхностны и не претендуют на глубокое осмысление музыкальных процессов. Также данные публикации изобилуют большим количеством фактичеких и смысловых ошибок и написаны исключительно в идеологических целях. В свой статье "Барбороса рок-н-ролла" Филипов обвиняет западные музыкальные радиопрограммы в дурном влиянии на молодежь, называя Севу Новгородцева "отщепенцем" и "предателем". А рок-культуру характеризует как одно из наиболее вредоносных явлений: "Для нас, советских людей, неприемлема культура, проповедующая примитивное удовольствие, развлечение, политическую пассивность, дающая вместо подлинного познания только его иллюзию. Одним словом, ведет к моральной деградации". Создавалось впечатление, что рубрика делалась исключительно для того, чтобы время от времени сбивать волну писем молодых читателей, требующих получить полноценную информацию о мире рока.

Схожая ситуация прослеживалась в ленинградской газете "Смена". Вопросами, связанными с рок-музыкой, здесь занимался известный музыкальный журналист Михаил Садчиков, стремящийся угождать самому широкому любителю современной эстрады и рок-музыки, не имея в то же время собственного принципиального мнения по тем или иным вопросам. Садчиков довольно посредственно разбирается в рок-музыке, однако "монополия" официальной рок-журналистики в Ленинградской прессе принадлежит именно ему.

Основная проблема большинства официальных рок-журналистов конца 80-х состоит в том, что уровень их компетенции в роке оставляет желать лучшего, а сфера профессиональных интересов смещена в сторону советской эстрады, со многими представителями которой они имели тесные связи. Отсюда следует зачастую неоправданный выбор темы и направления критики, восхваление далеко не самых лучших представителей данного направления, а зачастую незнание истории развития самой рок-музыки и ее многочисленных поджанров.

"Для руководителя группы "Август" Олега Гусева имена Баха, Гайдна столь же близки и знакомы, как названия групп "Дип Пёрпп", "Лед Зеппелин", "Акцепт", "Металлика". Выпускник музыкального училища при консерватории, представитель известной семьи артистов и музыкантов, он еще и давний любитель, коллекционер и знаток "тяжелого рока".

Удивительно ли, что "Август" играет "тяжелый рок", точней его последнюю модификацию "хэви-метал" Металлорок может и должен стать для молодых меломанов средством общения друг с другом, ступенькой в многоликий мир музыки".

Наиболее сильным во всех отношениях является "музыкальный эпистолярий" журнала "Аврора". Ведущий этого раздела А. Житинский - один из известнейших отечественных рок-журналистов, писатель, сценарист и постоянный участник жюри ленинградского рок-клуба, активно способствовавший росту популярности рока во второй половине 80-х. Житинский умело компонует материалы, уделяя место только профессиональной рок-критике, и причем на 90 процентов - советскому року. На страницах этой рубрики регулярно печатаются такие корифеи отечественной рок-журналистики как А. Бурлака, А. Троицкий, Н. Барановская, и начинающие, но не менее интересные молодые критики - П. Монстер, Б. Доуи и другие. Это единственное официальное издание, где профессиональная рок-критика присутствует в чистом виде и выполняет возложенную на нее задачу анализа и оценки отечественного рока, выбирая его лучшие образцы. Помимо этого Житинский ведет в журнале еще одну рубрику, посвященную року - "Записки рок-дилетанта" - на основе материалов которой в 1992 была выпущена книга "Путешествие рок-дилетанта", представляющая из себя сборник интервью с музыкантами (Гребенщиков, Шевчук, Башлачев) и достаточно обширные по объему отчеты о концертах.

Другие официальные издания, на наш взгляд, мало примечательны как источники публикаций, посвященных рок-музыке. Редкие, большей частью дилетантские выступления таких газет как "Правда", "Известия", журналов "Наш современник", "Наука и жизнь", "Работница", "Крестьянка" - это скорее погоня за конъюнктурой, дань моде, чем попытка здраво проанализировать и оценить такое сложное и многоплановое явление, как отечественная рок-музыка.

Аудио-визуальные СМИ

Огромную роль в распространении информации об отечественном роке во второй половине 80-х сыграло советское телевидение, показывая в эфире на всю страну концертные выступления, самодельные и профессиональные клипы и интервью с рок-музыкантами.

Среди развлекательных телепрограмм советского телевидения - "Музыкальный ринг" из Санкт-Петербурга - всегда оставалась одной из самых популярных и любимых в народе. Программа была задумана в 1983 году и сначала выступала в качестве рубрики передачи "Горизонт", вскоре став самостоятельным телевизионным проектом. Передача была разделена на две основные части: выступления музыкальных коллективов и самые смелые вопросы исполнителям, задаваемые публикой, отобранные редакцией. Иногда в зале присутствовали и "почётные гости" (А. Троицкий, А.Б. Пугачёва). Музыканты должны были отвечать на вопросы аудитории. Отсюда и название "Музыкальный ринг": принимая участие в этой передаче, музыканты выходили на ринг (сцена была оформлена в виде боксёрского ринга), "ударами" на котором были зачастую совсем не простые вопросы публики. В каждом "раунде" телевизионного эфира на "ринге" выступали, как правило, два коллектива или исполнителя, в тот время как в студии программы работали два телефонных номера, на которые поступали звонки телезрителей, голосующих за одного из участников. В финале программы по результатам телезрительского голосования определялся победитель.

"Музыкальный ринг", регулярно выходивший на центральном телевидении с 1986 года, стал первой программой за всю историю советского телевидения, которая показала в эфире живое выступление рок-группы ("Аквариум"). По словам ведущей Тамары Максимовой, это был революционный шаг, открывший дорогу в эфир для многих кумиров молодежи. "Помните, в начале 80-х цензура свирепствовала особо, составлялись списки композиторов и исполнителей, которых нельзя показывать. Рок-музыканты и их творчество были тогда одним из элементов публичного инакомыслия в искусстве. Первые рокеры не всегда умело, но всегда искренне пытались пробить стену равнодушия, обращаясь к актуальным проблемам молодежи. Все эти "аквариумы", "алисы", "машины времени" и подобные им не звучали на радио, их не показывали на ТВ, не пускали на престижные сцены. Однако группы пользовались бешеной популярностью у молодых людей в конце 70-х и в начале 80-х. Вот и родилась крамольная идея - прорваться какой-нибудь из групп в эфир. Выбор пал на Бориса Гребенщикова. Просто дать его песни, показать в программе "Горизонт", в которой мы тогда работали, нам бы не позволили. И мы пошли на хитрость, закамуфлировав песни Бориса под пародии, а следующий день весь город только и говорил, что телевидение показало Гребенщикова и его "Аквариум". Запрещенный список был прорван! Официальное телевидение показало рок-музыкантов!"

Другой популярной программой центрального телевидения, затронувшей вопросы рок-музыки и многие другие актуальные темы своего времени (война в Афганистане, психические расстройства молодежи), была программа "Взгляд", выходившая в эфир со 2 октября 1987 года. Формат передачи включал в себя прямой эфир из студии и музыкальные клипы. В условиях отсутствия на территории страны каких-либо музыкальных передач, транслировавших современную зарубежную музыку, это была единственная возможность увидеть клипы многих исполнителей, популярных в тот момент на Западе. Также формат программы предполагал общение с известными отечественными рок-музыкантами (Цой, Шевчук, Бутусов). Вначале ведущих передачи было трое: Владислав Листьев, Александр Любимов и Дмитрий Захаров. Позже - Александр Политковский. Затем к ним присоединились Сергей Ломакин и Владимир Мукусев. В качестве ведущих также приглашались известные советские журналисты Артём Боровик и Евгений Додолев. "Программа "Взгляд" стала одним из символов перестройки. Она перевернула представление советских зрителей конца 1980-х о телевизионной журналистике и подаче новостных материалов. Раскованные молодые ведущие в почти домашней одежде, прямой эфир, острые материалы, современные видеоклипы в качестве "музыкальных пауз" - всё это разительно отличалось от строго отрежиссированных и прошедших цензуру новостных программ Центрального Телевидения, таких как, например, программа "Время". Выпуски были в основном посвящены злободневным, социальным темам сегодняшнего дня. В эфир в качестве гостей приглашались политические деятели и популярные в СССР и России люди. Программа пользовалась большой популярностью аудитории, выпуски широко обсуждались общественностью и в СМИ".

Популярность социально ориентированного рока в СССР во многом была обеспечена регулярными эфирами программы "Взгляд". Сергей Ломакин в газете "Музыкальная правда" вспоминал влияние программы на становление стабильной популярности рока в нашей стране: ""Взгляд" эксплуатировал закономерный интерес публики к социальному року. И показал массовой публике лучшие команды: ДДТ, "Наутилус Помпилиус", "Кино". Это была настоящая гражданская поэзия, и мы пробили этой музыкой брешь в цензурной стене.. На т. н. "большой" планёрке в Останкино один из музыкальных редакторов однажды сказал: "Огромное спасибо "Взгляду" за то, что он открыл стране советский рок". Бутусов, Цой, Шевчук - это литература неравнодушных людей. Тогда музыка делала революцию".

Во "Взгляде" рок-музыканты начинают не только появляться в эфире в качестве исполнителей своих песен, но и высказывают свое мнение о различных социальных проблемах общества и попытках их решения. В эфире "Взгляда" Виктор Цой публично заявил о том, что после того как в нашей стране успешно прошла кооперация, он может больше не работать кочегаром, занимаясь любимым делом, а Вячеслав Бутусов исполнил суицидальную балладу "Я хочу быть с тобой": никто до этого выступления на центральном телевидении не говорил о любви таких жестоких и прямолинейных слов, уместившихся в одну песню.

января 1991 года, когда программа "Взгляд" находилась под угрозой закрытия, в ее поддержку был организован рок-концерт, в котором приняли участия такие известные группы как "Зодчие", "ДДТ" и другие. На этом же мероприятии актер и шоумен Леонид Ярмольник публично высказал мнение о том, что первые журналисты со всеми профессиональными чертами, характерными для данной профессии, появились в СССР именно в программе "Взгляд".

Еще одним открытием для любителей рока стала Программа "А", впервые вышедшая в эфир 5 февраля 1989 года на центральном телевидении и достигшая пика своей популярности в начале 1990-х. В программе были представлены многочисленные российские артисты и рок-группы. Упор делался в первую очередь на нестандартных и перспективных музыкальных явлениях, некоммерческой и альтернативной музыке, отечественном роке, а сама редакция определила концепцию своей передачи как "музыка для умных". Передача велась в студии, где общение происходило вперемешку с песнями приглашенных музыкантов. По мнению журналиста Андрея Юдина, одним из первых подробно описавших биографию группы "Чиж и Ко", передача была изначально некоммерческим и наиболее независимым музыкальным проектом на телевидении.

Программа "А" была оплотом и бункером рок-поколения на Центральном телевидении, а создатели передачи тяготели к жёсткому и бескомпромиссному року. По словам А. Юдина, на концерты в прямом эфире редакция передачи приглашала только те группы, которые были ей интересны, и брать деньги с музыкантов (и, соответственно, показывать коммерческих музыкантов за деньги) категорически отказывалась. Одним из условий было то, что в Программе "А" будут только премьеры видеоклипов, удовлетворяющие редакцию по качеству.

Благодаря Программе "А" были сделаны первые профессиональные съемки выступлений таких известных рок-групп как "Сектор Газа", "Гражданская Оборона", "Монгол Шуудан", "Калинов мост". Эти видеоматериалы вплоть до начала 2000-х оставались уникальным доказательством живых выступлений перечисленных нами артистов для широкой аудитории.

В 1988 году состоялся рок-телемост "Ленинград-Лондон", показанный по центральному телевидению. В нем принимают участие известные советские и английские музыканты - Б. Гребенщиков, М. Борзыкин, А. Липницкий, Б. Ино и журналист А. Троицкий. Основной темой телемоста стало обсуждение феномена русского рока, который долгие годы находился на нелегальном положении и лишь с началом перестройки стал одним из наиболее заметных культурных явлений последней четверти XX века в СССР.

Диалог рок-музыкантов периодически разбавлялся видеоклипами и концертными записями советских и английских групп. В прямом эфире Борис Гребенщиков открыто заявляет о том, что русский рок - это прежде всего музыка протеста против государственного строя, направленная не столько на саму музыкальность, сколько на возбуждение эмоций несогласия и бунта, в которых за последние 70 лет у нас возникла острая необходимость. А Артемий Троицкий отмечает появление в СССР нового некоммерческого искусства, во многом отодвинувшего на задний план советский реализм.

Рок-телемост стал еще одним значительным шагом на пути демократизации общества, выведя отечественный рок, который еще три года назад был запрещенной музыкой, на международный уровень.

Мы рассмотрели наиболее сложный и противоречивый период в развитии отечественной рок-журналистики и ее утверждении как составной части музыкальной журналистики в период с 1986 по 1989 гг. Рок-музыка добилась обширного признания, выйдя на новый уровень популярности, а многолетние гонения на жанр остались в прошлом. Многие рок-группы выходят из подвалов на многотысячные площадки дворцов спорта.

В известных по всему Союзу печатных изданиях начинают появляться материалы, посвященные рок-музыке, а на прилавках магазинов - даже первые рок-энциклопедии - "Рок-музыка в СССР" (А. Троицкий) и "Кто есть кто в советском роке" (А. Бурлака). На советском телевидении выходят в эфир многочисленные передачи, посвященные вопросам современной молодежной культуры и, в частности, рок-музыки (программа "Взгляд", программа "А" и многие другие), в то время как большинство основных самиздатовских изданий навсегда остаются в прошлом, уступив место официальным музыкальным журналам и газетам.

-е годы окончательно укрепили в массовом сознании такие термины, как рок-журналистика и рок-журналист. Рок-журналист - журналист, публицист, музыкальный критик, специализирующийся на публикациях и книгах о рок-музыке. Наиболее известные и запрещенные в начале 1980-х Артемий Троиций, Андрей Бурлака, Александр Житинский к концу перестройки становятся медийными фигурами, активно участвующими в российском шоу-бизнесе.

Конец 1980-х гг. был периодом окончательного выхода советского рока из подполья. В этот период было основано огромное количество новых рок-коллективов, путь к славе был им отныне открыт. Как движение протеста и контр-культуры русский рок перестал существовать в конце 1980-х, когда после легализации рок-музыка стала частью шоу-бизнеса. Это привело к выделению из рок-среды ограниченного числа особо популярных коллективов, способных собирать большие площадки. Интерес массового слушателя к остальным отечественным рок-исполнителям пошёл на спад. Многие известные отечественные рок-группы прекратили деятельность в связи со смертью основателей, отъездом за рубеж или нежеланием работать вместе. Так распались "Зоопарк", "Кино", "Парк Горького", "Гражданская Оборона". Среди двадцати восьми исполнителей, вошедших в первые тома знаменитой музыкальной серии "Легенды русского рока", полноценную творческую деятельность к началу 2000-х годов вели меньше половины музыкантов.

Примерно с 1993 года русский рок стал гармоничнее вписываться в мировые музыкальные тенденции, прислушиваясь к ним и следя за новыми веяниями и стилями. Рок в 1990-е по сути вышел из андеграунда, однако из-за этого творчество некоторых команд классифицируют как "рокапопс" или музыка, создаваемая на исключительно коммерческой основе. Ослабление цензурного режима, безусловно, превратило отечественный рок в коммерческое направление искусства.

Однако на сегодняшний день в отечественном рок-движении вновь зарождаются нотки протеста и недовольства. Многие музыканты открыто высказывают свое неприятие политики "Единой России" и ее лидеров, активно отстаивают свою гражданскую позицию, участвуя в различных акциях против господствующего режима, считая его прямым продолжением советского застоя. К их числу относятся Михаил Борзыкин, Юрий Шевчук, Андрей Кагадеев, Алексей Никонов. Этих людей все реже можно теперь увидеть по центральным телеканалам и услышать на радиостанциях, а их творчество вновь обретает контркультурный и протестный характер, сходный с тем, что был в начале 1980-х гг.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.016 с.)