Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности социализации детей, воспитывающихся в условиях детского дома
Под социализацией понимают становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть ребенок становится частью социума; при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей. Сложный процесс социализации предполагает решение главных проблем в обучении и воспитании ребенка [5]: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку. Интеграция в общество детей-сирот имеет свои особенности и предполагает: - воздействие общества и социальной среды на личность ребенка; активное участие в этом процессе самого ребенка; совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается зачастую недоступной для детей, лишенных родительского попечительства. В процессе интеграции формируется личность ребенка-сироты, которая определяется тем, какое место он занимает в системе социальных отношений: дружеских, семейных, производственных и т. д. [2]. Социализация ребенка осуществляется широким набором средств, специфических для данного общества, и зависит от его возраста. Основной задачей работы любого детского дома или интерната является социализация воспитанников, их интеграция в современное общество. Исследования ценностных установок подростков, проведенные Барабановой В.В. доказывают, что ребенок-сирота, так же как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Осваивая эти роли, человек и становится личностью. У детей-сирот представления о той или иной социальной роли часто бывают искажены, а значит, и усвоение той или иной роли ребенком, подростком, оставшимся без попечения родителей, оказывается затруднено и требует индивидуального педагогического воздействия. Учёные из Санкт-Петербурга (Алексеенко Т.А., Катаева Л.А., Савкина Л.Д., Серегина С.Н., Ульянов А.В.,) приводят следующую классификацию проблемных сфер развития воспитанников интернатных учреждений [14]: Личностные проблемы В жизненном и профессиональном самоопределении воспитанники детских домов испытывают значительные трудности, связанные с отсутствием опыта решения житейских проблем, которые другие дети получают в семье, наблюдая за тем, как поступают в подобных ситуациях их родители или окружающие. Большинство выпускников интернатных учреждений обладают особенностями, которые значительно осложняют их самостоятельную жизнь:
трудности в общении - там, где это общение свободно, где требуется строить отношения; несформированность потребности и способности трудиться; иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности; отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье, тёплых эмоциональных отношений; недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью; отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит. Специфическая групповая субкультура низкого уровня. Как показывает опыт работы психологов, педагогов и социальных педагогов детских домов, перечисленные проблемы значительно обостряются в тех случаях, когда выпускники имеют интеллектуальные нарушения. Результаты анкетирования и наблюдение этих детей в процессе деятельности показали, что для большинства воспитанников детского дома старшего школьного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, характерны: ограниченность знаний, интеллектуальная пассивность, недостаточность и своеобразие словарного запаса; равнодушие к происходящему, снижение интереса к различным видам деятельности, мотивации к их освоению; отсутствие стремления проявить себя; недостаток критичности; завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний; повышенная внушаемость и готовность принимать асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, курение, бродяжничество); недоразвитие сложных эмоциональных проявлений, агрессивность поведения; иждивенчество; отсутствие стремления к ответственности за свои поступки; отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт, безынициативность в отношении улучшения своей жизни;
неумение самостоятельно организовать свой досуг. Учёные Санкт-Петербурга в своих исследованиях уделяют значительное внимание описанию особенностей развития воспитанников интернатных учреждений восьмого вида (для детей, имеющих умственную недостаточность). По их мнению, система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов не соответствует тому потенциалу, на который способны умственно отсталые подростки-выпускники интернатного учреждения, что провоцирует их на не всегда адекватную реакцию и поступки. Специально проведенные исследования доказали, что уровень их адаптивного потенциала в социальной сфере отличается крайней неоднородностью по отдельным компонентам, и в целом он недостаточно высок. 60% обследованных имеют суммарный потенциал ниже того, который предусматривает успешность социализации. Учитывая, что большая часть воспитанников детских домов имеет задержку психического развития, а развитая интеллектуальная сфера является одним из важнейших условий успешной адаптации, то выводы учёных можно отнести и к этой категории детей. Достаточно часто детям-сиротам свойственно нежелание приспосабливаться к социальному окружению, отсутствие стремления учитывать мнение других людей, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость. Очевидно, что подростки испытывают значительные трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками, при этом имеющиеся контакты «бедны» по содержанию, и эмоционально не насыщены. Более того, мотивация к изменению поведения у подростков низкая, поскольку окружающая среда сформировала оптимальный для них стиль поведения, и одностороннее изменение этого стиля может иметь для них неконтролируемые последствия. Все это способствует ориентации молодых людей на асоциальный и криминальный образ жизни, либо, наоборот, делает их первыми жертвами различного рода преступлений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.007 с.) |