Развитие теорий лидерства зарубежных психологов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие теорий лидерства зарубежных психологов



    Исследование лидерства отечественными психологами и педагогами

Понятие лидерства и лидера

    Особенности лидерства в детском коллективе

    Социализация детей и подростков в современном обществе

    Особенности социализации детей, воспитывающихся в условиях детского дома

    Анализ программ по развитию лидерских качеств

Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы по развитию лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие социализации

Условия проведения опытно-экспериментальной работы

2.2 Выявление особенностей проявления лидерских качеств у детей экспериментальной группы

2.3 Коррекционно-развивающая работа по развитию лидерских качеств в условиях детского дома

Заключение

Список литературы

Приложение

 


Введение

 

Эта цитата Ф.Д. Карделла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В любой группе выделяются свои лидеры и группа немыслима без лидера. На мой взгляд, проблема лидерства интересна и актуальна, т.к. она встречается практически в каждом коллективе [7].

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство становится сложным социально-психологическим феноменом, в котором, определенным образом, фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития, имеющие не только психологическую или эмоционально-психологическую, но в первую очередь социальную и классовую природу и сущность. Попытки вывести лидерство из чисто психологических отношений между членами малых групп и противопоставить его руководству как процессу, имеющему исключительно социальную и политическую природу, характерны для современной американской социальной психологии, которая рассматривает малые группы в основном в качестве эмоционально-психологической общности людей.

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации, т. е. в ее структуре. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов. Одна из важных особенностей структуры - ее гибкость и динамичность. Это значит, в процессе общественно полезной деятельности для каждого члена группы всегда открыта возможность изменить свой статус в лучшую сторону, приобрести уважение, авторитет и признание товарищей. Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать. Как мы видим, даже так называемые «эксперты» по лидерству не могут прийти к единому мнению по вопросу о том, «что есть что».

Поэтому я хочу доказать в своей работе, что любой человек может стать лидером, если будет работать над собой. В особой работе над собой нуждаются воспитанники детский домов и сиротских учреждений, так как эти дети группы «риска» больше всех подвержены чужому влиянию и как показывает практика, воспитанники детских домов часто становятся жертвами мошенников, криминальных личностей и т.д. Происходит это, потому что детям сложно адаптироваться в современном мире, и они ищут поддержку на стороне, не веря в свои силы и возможности, не обладая качествами лидера.

Конечно, из подростка не возможно сделать «чистого» лидера, но можно развить лидерские качества, которые помогут ему легче, а главное успешнее социализироваться в обществе.

Объект исследования: особенности социализации воспитанников детского дома.

Предмет исследования: развитие лидерских качеств у детей детского дома, как условие социализации.

Цель исследования: выявление и развитие лидерских качеств у детей из детского дома, как условие социализации.

Гипотеза исследования: развитие лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие их социализации будет успешнее если:

.   Будет разработана серия занятий (тренингов) по развитию лидерских качеств у детей экспериментальной группы;

.   В повседневной жизни будет осуществляться психолого-педагогическая поддержка лидерских качеств детей, их самооценки, положительной «Я-концепции» всеми участниками педагогического процесса;

.   Будут создавать необходимые условия для развития лидерских качеств у детей (коллективные творческие дела, дежурства, трудовая деятельность группы и др.).

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме особенности развития лидерских качеств у воспитанников детского дома, как условие социализации.

.   Выявить уровень развития лидерских качеств у детей экспериментальной группы.

.   Описать особенности социализации детей с разными лидерскими качествами.

.   разработать серию занятий по развитию лидерских качеств у детей группы.

.   Составить план сетку мероприятий по психолого-педагогической поддержке лидерских качеств у детей, развитию их самооценки, положительной «Я-концепции».

.   Апробировать диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия по развитию лидерских качеств.

.   Сформулировать рекомендации для воспитателей, социального педагога по продолжению работы по данной теме.

 


Список основных понятий

Адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания <http://psi.webzone.ru/st/102100.htm> и ролевого поведения <http://psi.webzone.ru/st/081100.htm>, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. - Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигшего более высокого уровня развития, чем простая группа. - Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

Лидер - (от англ. leader ведущий) - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. - Психологический словарь. Под ред. Давыдова, Запорожца, Ломова и др. - М., - 1983. - 448 с.

Лидерство - система социально-психологических явлений, связанных с выходой человека в лидеры и его поведением в роли лидера. - Психологический словарь. Под ред. Давыдова, Запорожца, Ломова и др. - М., - 1983. - 448 с.

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. - Психологический словарь. Под ред. Давыдова, Запорожца, Ломова и др. - М., - 1983. - 448 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.006 с.)