Предпосылки развития китайско-иранских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки развития китайско-иранских отношений



 

Отношения между Ираном и Китаем восходят к древним временам, когда персидские и китайские династии активно пользовались торговыми связями через знаменитый Шелковый путь, на самом деле, Великий шелковый путь главным образом утвердился в результате удачных дипломатических отношений между двумя цивилизациями.

Несмотря на это, было несколько дипломатических визитов, активная торговля между наиболее богатыми, цивилизованными и развитыми городскими обществами с обеих сторон.

Непосредственный контакт между двумя цивилизациями, был незначительным, однако, можно также отметить контакты на уровне религии, главным образом, посещение буддийских монахов из Парфии (Иран сегодня) в Китай для миссионерской деятельности, в это же время наблюдались и военные контакты между двумя странами. Так складывалось начало зарождения двусторонних интересов уже в древности.

Шёлковый путь пошёл из Китая для экспорта и обмена товарами, такими как шёлк, фарфор и другими ремесленными изделиями. Это связало две мощные в культурном отношении цивилизации. Таким образом, возвращаясь в древние времена, можно сделать вывод о сотрудничестве государств в торговле, духовном, культурном обмене. Иными словами, причина контактов - развитие торгово-экономических отношений.

Отношения складывались с парфянской эпохи, когда Иран еще не носил такого названия.

Китайский исследователь Чжан Цянь, который посетил соседние страны Бактрии и Согда в 126 году до н.э., сделал первый известный китайский отчет о Парфии. По его счета Парфии называют "Anxi" транслитерация " Аршакидов ", имя парфянских династии. Чжан Цянь четко определяет Парфии, как передовую городскую цивилизацию, которую он отождествляет с Даянь(в Фергане) и Дася (в Бактрии). "Anxi" находится несколько тысяч ли к западу от региона Великих юэчжи. Люди поселились на земле, возделывают поля и выращивают рис и пшеницу. Они также делают вино из винограда"

В древние времена отношения складывались по причине зарождения торгово-экономических связей.

От средневековья до современности, обе страны были заняты внутренними делами. В новейшей истории, можно было наблюдать трансформацию от династической к конституционному правлению, причём перемена строя сопровождалась внутренними беспорядками в той и другой странах.

Китай был занят построением дружеских отношений с Советским Союзом, в то время как Иран был союзником США, поэтому обе страны не имели такой же благоприятной почвы для развития прямых дипломатических отношений.

В 1951 году, когда националистический лидер Ирана Мохаммед Моссади национализировал британские нефтяные компании, Китай обеспечил политическую и идеологическую поддержку социалистических сил в Иране и открыто критиковал растущее вмешательство США в дела Ирана.

Однако, наблюдая то, как менялась динамика советско-китайских отношений в середине 1960-х годов, Китай выступал против режима Мохаммада Реза-шаха и просоветских социалистических сил в Иране. Впоследствии всё же появились факторы, благоприятствующие успешному продолжению отношений.

В заключительный период культурной Революции в Китае и период начала ослабления напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и Китаем, Китай решил поддержать режим шаха Ирана. Всё это происходило среди событий, которые подготовили почву для дипломатических отношений между двумя странами, и в результате чего проходили некоторые неофициальные визиты между ними.

Шах Ирана взял пример с США, по-видимому, это произошло потому, что 17 августа 1971-когда прошло два дня после визита президента Никсона в Пекин, Китай и Иран провозгласили официальные дипломатические отношения.

В сфере экономического и культурного обмена между Ираном и Китаем был достигнут определенный прогресс после объявления дипломатических отношений, но это было приостановлено в ходе иранской революции в 1979 году. Хотя Китай призывал к продолжению революционного процесса и ставил его важнее принципа мирного сосуществования, появился новый режим в Тегеране, в результате чего Тегеран отказался поддерживать позицию Китая, а также был выдвинут лозунг "ни Восток, ни Запад", и была произведена критика Поднебесной. В то время Китай к тому же находится в процессе формирования отношений с Соединенными Штатами, и существовала опасность, что эти усилия могут оказаться напрасными, если Китай поддержит новый режима в Иране.

Несмотря на то, что ситуация не была дружественной и на основании таких начал не возможно было быть уверенными в положительном развитии событий, отношения между новым иранским режимом и Китаем стали улучшаться. В 1980 году началась ирано-иракская война. В то время как Соединенные Штаты и СССР поддерживали Ирак, китайские политики, преследуя модернизацию и рыночные реформы под управлением Дэн Сяопина, была получена выгода путём собрания средств от продажи оружия Ирану. Поэтому Китай пересмотрел свою политику в отношении Ирана.

Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. Датой начала революции в Иране принято считать 8 января 1978 года, когда первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме была подавлена с необоснованной жестокостью.

В течение всего 1978 года в различных городах Ирана представители исламского духовенства организовывали демонстрации, решительно разгонявшиеся шахской гвардией. К концу года революционеры перешли к тактике экономических стачек и забастовок, что полностью парализовало экономику. Будучи более не в силах удерживать власть в своих руках, шах передал власть премьер-министру из числа умеренных оппозиционеров и бежал из страны. Установление прочной исламской власти в богатом углеводородами Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире. Иран получил шанс на рекомендацию себя как одного из главных государств, богатых энергоресурсами.

Иран организовал активную пропаганду исламской революции, идей аятоллы Хомейни по поводу исламского образа жизни, и критики капитализма и коммунизма за рубежом. Пропаганда принесла обратный результат - многие страны стали относиться к Ирану с подозрением, а позднее, во время ирано-иракской войны, были склонны поддерживать Ирак.

Исламская революция показала, какие потребности есть у Ирана-реализация продажи нефти, в результате революции другие государства увидели потенциал Ирана, его стратегическую важность в решении нефтяного кризиса.

Но на ранних этапах своего существования Исламская республика провозглашала своей ближайшей целью во внешней политике экспорт "исламской революции" в страны региона, а конечной - построение исламской республики мирового масштаба, что усугубило положение Ирана на мировой арене. Теперь к нему относились с недоверием и опаской.

В данном случае можно провести параллель с СССР, когда руководство поставило своей целью установление режима коммунизма в мировом масштабе. Тогда противники коммунистического режима проявляли недовольство в различной степени по отношению к Советскому Союзу, но относились с осторожностью, опасаясь мощи государства. С Ираном же страны не хотят разрывать связей, чтобы не лишиться в дальнейшем поставок нефти.

Иран был вынужден пойти на переоценку своей политики в отношении Китая после тяжелого бремени девятилетней войны с Ираком, экономических санкций, приход к власти прагматиков и решимости противостоять планам США по изоляции Ирана, а насущная необходимость реконструкции, реабилитации, оружия и боеприпасов усилила напряжение. В период, когда война подходила к концу, было осознание того, что динамика и отношений изменилась. Во время визита в Иран Тянь Цзицюня, премьер-министр Китая, в 1989 году, президент Ирана Хомейни сказал: "Сотрудничая с другими государствами, мы предпочитаем иметь дело со странами, по отношению к которым наш народ не питает горькие воспоминания ". И мы видим, что Китай во время войны получал определённую выгоду - поставка оружия Ирану.

С восстановлением дипломатических отношений в середине 1980-х до конца холодной войны и распада Советского Союза, двусторонние отношения между Китаем и Ираном достигли значительного прогресса.

В начале 1990-х годов, происходило расширение в нефтяной потребности быстрорастущей экономики Китая, и это стало причиной появления одного из крупнейших импортеров нефти в мире. Таким образом, доступ к обильным неиспользованным энергетическим ресурсам в новых независимых республиках Центральной Азии стал важной задачей китайской внешней политики.

Иран, в силу своей политики ограниченных рыночных реформ, освоения энергетических ресурсов, и восстановления разрушенной инфраструктуры, посмотрел в сторону Восточной Азии, которая, по мнению иранского руководства, была предпочтительнее восточного или западного политического блока.

Поскольку обстановка обострялась между Китаем и Соединенными Штатами в связи с Тайваньским вопросом, Китай приветствовал Иран и быстрый рост рынка, это означало сближение стран. Теперь цели Китая в Иране приобретают торгово-экономический характер. Что и требовалось доказать- китайский министр иностранных дел посетил Иран в 1984 году, результатом чего явилось соглашение о создании совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (первое заседание которой состоялось год спустя на уровне министров).

В 1990-е годы интенсивно развивалось ирано-китайское экономическое сотрудничество. С 1990 г. по 1994 г. товарооборот между Китаем и Ираном возрос с 314 до 700 млн. долл. Подписанное в 1995 г. соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве на сумму в 2 млрд. долл. предусматривало закупки Китаем до 60 тыс. баррелей нефти в день, строительство совместного нефтеперерабатывающего завода в Китае, электростанций и цементного завода в Иране. Китайские компании Sinopec и CNPC активно действуют в Иране. В январе 2000 г. Sinopec подписала контракт с иранской государственной нефтяной корпорацией NIOC с целью разработки нефтяных полей в районах Заване и Кашан. В Иране Китай встречает жёсткую конкуренцию со стороны Японии. Японские фирмы подписали контракт с NIOC о развитии нефтяных полей в районе Азадегана. А одна из острейших проблем Китайской Народной Республики (КНР) обусловлена ограниченными запасами нефти и природного газа. По мере же развития экономики, которая во многом еще движется по экстенсивному пути, эта проблема будет все более обостряться. Уже сейчас китайский импорт нефти превышает 90 млн тонн, а к 2020 году ожидается его увеличение до 200 млн тонн. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке природного газа: к 2020 году планируется увеличение спроса на это сырье до 190-220 млрд м³, к 2030 году - до 320-380 млрд м³. Один из путей решения энергетической проблемы руководство Пекина видит в существенном расширении экспорта углеводородов из Исламской Республики Иран (ИРИ).

Иран взаимно заинтересован в сотрудничестве с Китаем. Ведь в числе своих стратегических внешнеполитических партнеров руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) рассматривает Китайскую Народную Республику (КНР), которая привлекает иранцев, прежде всего, как важнейший политический компонент своей азиатской политики, способный содействовать не только укреплению иранской экономики и обороноспособности, но и продвижению иранских интересов на международной арене. Определяя тип внешнеполитического поведения малых и средних стран, тип поведения Китая и Ирана скорее всего агентский-как "старший брат" и "младший брат", так эти государства относятся друг к другу.

На современном этапе в последние годы, а именно 2000-е, наблюдаются следующие цели, преследуемые и Китаем, и Ираном с обеих сторон. По принципиальным вопросам международных отношений стороны солидарны в необходимости укрепления роли ООН для поддержания международной безопасности и оказания содействия развивающимся странам, подтверждают свою приверженность идее создания мира, свободного от ядерного, биологического и химического оружия, подчеркивают необходимость применения международного режима нераспространения оружия массового поражения (ОМП) в отношении всех стран при обеспечении, тем не менее, их законного права на использование атомной энергии в мирных целях под наблюдением соответствующих международных организаций.

О значении, которое обе стороны придают развитию отношений друг с другом, свидетельствует тот факт, что почти все руководящие лица Ирана со времени Исламской революции посетили Китай. Активный обмен высокопоставленными делегациями в различных областях, в т.ч. военной, подтверждает постепенно складывающийся многоплановый характер ирано-китайских связей и демонстрирует настрой Пекина и Тегерана сбалансировать политическую составляющую своих двусторонних отношений с достигнутым в последние годы весьма высоким уровнем торгово-экономического сотрудничества.

В 2001 году в честь празднования тридцатилетней годовщины дипломатических отношений между Китаем и Ираном, которые были установлены в 1971 году, в посольствах ИРИ и КНР в Пекине и Тегеране состоялись праздничные церемонии с участием министров иностранных дел двух стран. А в первой декаде сентября 2002 года состоялась поездка заммининдел КНР Чжан Ваньчжэна в Иран в рамках второго заседания Дипломатического комитета Тегерана и Пекина. Устанавливаются связи Исламской Республики Иран (ИРИ) и Китайской Народной Республики (КНР) на уровне регионов и провинций двух стран. В частности, во время своих визитов в Китай С.М. Хатами посетил Гонконг, а М. Кярруби - Шанхай, где они обсудили возможности активизации частного предпринимательства, использования иранцами этих деловых центров КНР для налаживания торгово-экономических связей со странами АСЕАН.

Иран проявляет особый интерес к Синьцзян-Уйгурскому автономному району Китая, большую часть населения которого составляют мусульмане и в котором также побывал С.М. Хатами. Определённые исторические события(Исламская революция, например) показали, что Иран-государство, богатое природными ресурсами, многие развитые страны идут к процессу полного исчерпания собственных ресурсов, а некоторые бедны ресурсами изначально.

Иран взаимно заинтересован в сотрудничестве с Китаем. В числе своих стратегических внешнеполитических партнеров руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) рассматривает Китайскую Народную Республику (КНР), которая привлекает иранцев, прежде всего, как важнейший политический компонент своей азиатской политики, способный содействовать не только укреплению иранской экономики и обороноспособности, но и продвижению иранских интересов на международной арене.

О значении, которое обе стороны придают развитию отношений друг с другом, свидетельствует тот факт, что почти все руководящие лица Ирана со времени Исламской революции посетили Китай. Активный обмен высокопоставленными делегациями в различных областях, в т.ч. военной, подтверждает постепенно складывающийся многоплановый характер ирано-китайских связей и демонстрирует настрой Пекина и Тегерана сбалансировать политическую составляющую своих двусторонних отношений с достигнутым в последние годы весьма высоким уровнем торгово-экономического сотрудничества.

Китайские отношения с Ираном в 1950 годах и в начале 1960 годов отличались идеологической направленностью. Например, в политике начале 1950-х годов Китай поддерживал премьера Мохаммеда Моссади в национализации нефтяной промышленности Ирана, был подписан акт о сопротивлении британским и американским империалистам.

Политика Китая не исключает мирное сосуществование с Ираном, но правительство ИРИ видело большую разницу между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой в своих попытках доминировать над другими странами через коммунистические движения.

Выделяют четыре периода китайско-иранских отношений, которые включают:

. КНР - Иран при монархическом режиме 1971-1978 годы.

. Революционный Иран и Постреволюционный Китай, 1979-1988годы.

. Китайско-иранское партнерство и Однополярное превосходство США после холодной войны, 1989-2004 годы.

. Китайско-иранское партнерство во время кризиса ядерной программы Ирана.

До исламской революции в Иране правительством проводилась вестернизация, которую не одобрял сам народ. Поэтому, несмотря на установление официальных дипломатических отношений, эти отношения не были абсолютно дружественными.

Причины, по которым выделяются именно такие этапы, заключаются в следующем.

С 1971 года по 1978 годы в Иране было одно правительство, далее сменившееся другим. До этого в Китае происходит Культурная революция и в обоих государствах внутриполитические перемены, отразившиеся на внешнеполитических переменах происходят примерно в одно и то же время, поэтому в конечном счете меняется и направление сотрудничества. Иран после исламской революции является угрозой распространения ислама на близлежащие государства, также для мирового сообщества полноценно раскрывается ресурсный потенциал Ирана. В результате этого Китай должен укреплять позиции в Иране еще и по причине истощения своих собственных энергоресурсов. Таким образом, Исламская революция стала ключевым событием в определении данного этапа китайско-иранских отношений.

Следующий этап можно выделить по причине ухудшения взаимоотношений с США во время холодной войны. В 1989 году происходят события на площади Тяньаньмэнь. Китай стоял тогда на перепутье между социалистическими преобразованиями и либеральными реформами. А в Иране до 1989 года правил Рухолла Мусави Хомейни, который возглавлял исламскую революцию. В то время он призывал

М.С. Горбачева отказаться от коммунизма, который был режимом, тормозящим международные процессы. Но было совпадение в том, что в Китае зарождались идеи либеральных реформ, и Иране, в свою очередь, Рухолла Мусави Хомейни отвергал идеи коммунизма. Таким образом, оба государства находились под влиянием новых идей либерализма и перемен, что определило данный этап отношений. 1989 год стал датой перехода на новый этап отношений. Можно отметить, что с 1989 года идет некое противостояние США.

А 2004 год - дата, когда в отношении Ирана начали вводить санкции из-за обогащения урановой руды. Начались споры по иранской ядерной программе и о пути решения данной проблемы, что приводит к новой позиции Китая-защита Ирана и новому этапу становления отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.017 с.)