Интересы Китая на Ближнем Востоке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интересы Китая на Ближнем Востоке



 

Изменение статуса Китая на международной арене привлекло большое внимание исследователей к изучению эволюции внешнеполитической стратегии КНР. Руководство КНР и китайские ученые последовательно пропагандируют концепции "мирного возвышения" и "гармоничного мира" в своем внешнеполитическом курсе, основанные на идее мирного пути развития страны, многие западные исследователи усматривают в растущей мощи Китая угрозы экспансионистских устремлений. В связи с этим прослеживается эволюция внешнеполитической стратегии КНР в отношении Ближнего Востока - региона, на протяжении долгого времени остающегося зоной соперничества крупнейших мировых держав.

Ближний Восток - название территории в Западной Азии и Северо - восточной Африке, на которой расположены ОАР, Судан, Израиль, Иордания, Сирия, Ливан, Турция, Ирак, Саудовская Аравия, Йеменская Арабская Республика, Народная Республика Южного Йемена, Кувейт, княжества Аравийского полуострова (Катар и др.), Бахрейнские острова в Персидском заливе, а также Республика Кипр в Средиземном море. Название дано европейцами ближайшему к ним восточному региону.

В зарубежной (главным образом западноевропейской и американской) литературе страны Ближнего Востока вместе с Ираном и Афганистаном входят в понятие Средний Восток. Кроме Ближнего Востока, выделяют Средний Восток, к которому относят Иран, Афганистан и даже Пакистан. "Средним" он является по причине срединного положения между Ближним и Дальним Востоком. Критерием "близости-дальности" является удаленность от Европы.

С одной стороны, в современный период Китай и арабские страны выстраивают отношения на основе общности исторического прошлого и ценностных ориентиров, приверженности традициям и принципам взаимной терпимости, с другой стороны, отношения являются отражением взаимных интересов Китая и стран Ближнего Востока.

Большой Ближний Восток - политический и географический термин, используемый с 1980 года. Кроме основных арабских стран Ближнего Востока включает в себя так же Иран, Турцию, Афганистан, Пакистан, Туркменистан, Кавказ и ещё ряд мусульманских стран центрально-восточного района, а также традиционно мусульманские страны северной Африки. Макрорегион был спроектирован 30 лет назад американскими дипломатами и военными и включает гигантское пространство от Северной Африки до границ Индии и РФ.

Концепция проекта возникла сразу после ввода СССР в Афганистан в декабре 1979 года ограниченного контингента советских войск, последовавшего за Апрельской (Саурской) революцией в Афганистане в апреле 1978 года и антишахской исламской революцией в Иране в феврале 1979 года. В ситуации выхода российских военных на границы Ирана и Пакистана и неожиданно канувшего в небытие ключевого партнера США -шахского режима Ирана -в ключевой зоне своего импорта углеводородов США приступили к структурации жизненно необходимой для них территории Персидского залива.

После распада СССР понятие "Большой Ближний Восток" получило новое смысловое наполнение, включив в себя страны Северной Африки, Центральной Азии, Кавказа, а также Афганистан и Пакистан.

Большой Ближний Восток также иногда называют "Новым Ближним Востоком". Термин "Новый Ближний Восток" был впервые озвучен в Тель-Авиве в июне 2006 г. государственным секретарем США Кондолизой Райс. Он был призван заменить устаревшее и несколько навязшее понятие "Большой Ближний Восток". Это изменение политической фразеологии совпало по времени с церемонией ввода в действие нефтяного терминала Баку-Тбилиси-Джейхан в Восточном Средиземноморье. Этот термин, равно как и концептуализация "Нового Ближнего Востока", вскоре были официально приняты на вооружение государственным секретарем США и премьер-министром Израиля в самый разгар спонсируемой американцами и англичанами осады Ливана. Премьер-министр Ольмерт и секретарь Райс проинформировали мировые СМИ, что реализация проекта "Нового Ближнего Востока" началась с Ливана.

Бывший американский советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский считал, что странами нового ближнего востока должны были стать Евразийские Балканы, которые включают в себя: Южный Кавказ (Азербайджан, Армения, Грузия), и Центральную Азию (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Афганистан, Таджикистан) а также Турция, которая была быть самой северной страной ближнего востока.

По причине того, что концепция объединения стран в качестве одного макрорегиона не учитывает все социальные, культурные, образовательные аспекты и степень безопасности в разных регионах, можно сделать вывод о том, что Большой Ближний Восток - это ни что иное как проект обобщения стран с напряженной внутри- и внешнеполитической обстановкой. А также этот регион - основной источник угрозы безопасности, объединяющий риски терроризма, торговли наркотиками, оружием и другими запрещенными товарами, нелегальной миграции, культурной и идеологической конфронтации, но самое важное - это источник угрозы создания и распространения ядерного оружия, что ведет к подрыву глобальной и межрегиональной безопасности. Страны, входящие в состав макрорегиона под названием Большой ближний Восток являются союзниками тех или иных государств, интересы которых сталкиваются в данном регионе. Вопросы энергетики, в том числе и ядерной, обилие нефти в регионе привлекают внимание главных актеров на международной арене. Некоторые государства, например, Казахстан, Узбекистан ранее входили в зону геополитического влияния СССР, а значит составляют определенное пророссийское геополитическое пространство. Проект Большого Ближнего Востока - американский, что свидетельствует о желании распространить свое влияние в странах, богатых энергоресурсами (как Казахстан), обобщить их в качестве одного региона и вывести из зоны геополитического влияния России и Китая, который также включил регион в зону своих стратегических интересов. Если обратить внимание на состав объединенных стран в один макрорегион и их географическое и геополитическое положение, то можно отметить, что одна из основных целей создания Большого Ближнего Востока - создание южного энергетического международного транспортного коридора из Центральной Азии к берегам Индийского океана. Таким образом, новым независимым государствам предлагается выход энергетических ресурсов Каспия на юг, миную Россию и Китай. Отрыв региона от евразийского пространства и России прервет процесс модернизации за счет объединения с архаичным Афганистаном. А также будет преградой китайской экономической эмансипации.

Рассмотрение влияния других государств в данном регионе необходимо, так как это также отражает интересы Китая на Ближнем Востоке. Китай являет собой не только пример экономического роста. Как отмечает американский политолог и экономист, Джошуа Купер Рамо, Китай также способствует распространению альтернативной теории развития и международных отношений. Со стороны развивающихся стран растет недовольство политикой США, и все более сильное впечатление производит китайская модель, акцентирующая прагматизм, инновации, социальную сплоченность, самоопределение. Он же вводит понятие такое, как "пекинский консенсус"- стремление стран к сохранению своего национального суверенитета и к многополярности на мировой арене, что и отражается на его влиянии. Так как Китай расширяет сферы влияния на Ближнем Востоке, идет столкновение в интересах и с другими государствами. Влияние Китайской Народной Республики (КНР) на Ближнем Востоке - результат удачной политики, проводимой государством. А это: ведение взаимного сотрудничества в разных сферах, поддержка государств посредством защиты их интересов в противовес давящим странам, агрессивно отстаивающим свои позиции таким как США, станы Евросоюза.

Отношения Китая и стран Ближнего Востока прошли длительный путь развития. На него повлияли условия "холодной войны" (арабские страны между двумя блоками) с присущей этому времени конфронтацией внутри социалистического лагеря и соперничеством на Ближнем Востоке, начало "реформ открытости" в КНР, распад СССР.

В период "холодной войны" военно-политическое измерение советской политики на Ближнем Востоке стало первоочередным. Внешнеполитическая ориентация к той или иной арабской стране в подходах СССР стала ее важнейшим определяющим, отношение к военным блокам.

Например, незамедлительная и решительная реакция Москвы на попытку разгромить неизвестные в ту пору силы, которые не только совершили военный переворот в Ираке в 1958 году, но сразу же повесили замок на дверь штаба Багдадского пакта.

Применительно к Ближнему Востоку в конкретных условиях того времени провозглашенная в марте 1947 г. доктрина Трумэна ориентировала на оказание всемерной поддержки США британским и французским колонизаторам в их попытках до конца удержать под контролем народы колониальных и зависимых территорий. Вместе с тем району Ближнего Востока отводилась роль важного стратегического плацдарма в Планах агрессии против Советского Союза. Доктрина Трумэна предусматривала политику "сдерживания" в отношении к СССР во всем мире, то есть политика сдерживания распространения социалистического режима во многих странах, а так же и на Ближнем Востоке.

Позиция США как защитника и поборника колониализма на Ближнем Востоке ярко проявлялась уже в 1946 году, когда Вашингтон, выступив единым фронтом с Англией и Францией, возражал против требований правительств Сирии и Ливана в Совете Безопасности ООН о немедленном и полном выводе из этих стран английских и французских войск. В 1947 г. США не допустили принятия Советом Безопасности решения о выводе английских войск из Египта.

мая 1950 года правительства США, Англии и Франции опубликовали декларацию, по которой в обход ООН и в одностороннем порядке фактически возлагали на себя роль гарантов арабо-израильских соглашений о перемирии. Это в сущности было поощрением экспансионистской политики Израиля. В декларации заявлялось о готовности западных держав поставлять в страны Ближнего Востока оружие. Тем самым делалась ставка на подключение стран этого района к сфере деятельности созданного агрессивного блока НАТО. В дальнейшем эти расчеты воплотились в планы создания под руководством США так называемого средневосточного командования с участием Израиля, Египта, Сирии, Ливана, Ирака, Саудовской Аравии, Йемена и Иордании. Планы предусматривали подчинение этому командованию вооруженных сил и передачу под его контроль военных баз, портов, коммуникаций и других сооружений указанных государств, а также размещение на их территориях иностранных войск.

Подчеркивалось, что осуществление данных планов могло привести лишь к потере этими странами независимости и суверенитета и к подчинению их некоторым крупным державам, пытающимся использовать их территорию, их материальные ресурсы - нефть, хлопок и др. в своих агрессивных целях

На рубеже XXI в. диалог в формате КНР-Арабский мир вместе со многими другими мировыми процессами, извлекая уроки из прошлого и с некоторой не всегда оправданной уверенностью в стабильном будущем, вышел на новый этап своего развития. Этому, несомненно, способствовали и общие тенденции развития мировой архитектоники (а одна из важнейших среди них - новый виток роста взаимовлияния и взаимозависимости) и процессы внутренней эволюции в политической, экономической, социальной областях жизни многих мировых факторов.

В ходе визита в Каир в 1964 г. премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем были озвучены пять принципов отношений Китая с арабскими странами:

. Китай поддерживает национальную независимость арабских стран и ведение борьбы против империализма, а также старых и новых колонизаторов;

. Китай поддерживает политику нейтралитета и неприсоединения арабских стран;

. Китай поддерживает единство арабских стран в выборе пути развития;

. Китай поддерживает способы, основанные на принципах мира и невмешательства во внутренние дела, выработанные арабскими странами для решения внутриполитических проблем;

. Китай уважает свободу и нейтралитет арабских стран и придерживается политики невмешательства в их внутренние дела.

К 1980 годам, по окончании холодной войны, начинает складываться новая внешнеполитическая доктрина Китайской Народной Республики (КНР), по настоящий момент являющаяся мощной базой все возрастающей внешнеполитической активности. Во время холодной войны внешнеполитическая стратегия КНР была ориентирована на противостояние Соединенным Штатам Америки (США), после же правительство Китая сменило ориентиры на проведение совместного сотрудничества с другими государствами на основе равенства, взаимоуважения.

Как отмечает отечественный исследователь А.А. Свешников, Теоретическая основа современной внешней политики КНР закладывалась на протяжении 1980-х и 1990-х годов. И если во внутренней политике Китая акцент был сделан на проведении т.н. "четырех модернизаций", то внешней политике была отведена вспомогательная роль, связанная с обеспечением благоприятных внешних условий для модернизации Китая. В соответствии с этим, менялся комплекс внешнеполитических приоритетов. На передний план выходили не цели подталкивания мировой революции, идеологической борьбы, а проблемы национальной безопасности, связанные с обеспечением мирного стабильного окружения, и вопросы развития, прямо зависящие от перспектив оптимизации положения Китая в структуре мировых экономических и научно-технических контактов. В этой связи для Китая главной задачей становилось налаживание нормальных контактов со всеми членами мирового сообщества.

По поводу укрепления китайско-арабских отношений министр иностранных дел КНР Ли Чжаосин сказал: "Схожая история, общая цель и интересы дают толчок развитию двустороннего сотрудничества". Китай имеет огромный рынок, который очень привлекателен для инвесторов из стран Персидского залива. Кроме того, Китай намерен наладить связи с теми странами, которые США изолируют в международной политике.

В начале 2000 годов в отношения с арабским миром втянулись тысячи китайских предприятий, представляющих разные отрасли китайской экономики. За последние годы Китаю удалось не только выдвинуться в число главных торгово-экономических партнеров стран этого региона, но и обеспечить решение ряда важных задач собственного социально-экономического развития.

С 2009 года КНР стала главным покупателем саудовской нефти, опередив США. В ряде стран КНР заняла лидирующие позиции в качестве ведущего торгового партнера и инвестора.

Параллельно Китай активно участвует в миротворческих операциях ООН, содействует урегулированию ситуации в Ираке и Афганистане, сотрудничает с США в борьбе против терроризма и наркоторговли, последовательно поддерживает процесс ближневосточного урегулирования, оказывает конструктивное воздействие на позицию "ХАМАС", ведет работу по обеспечению безопасности в Персидском заливе, а также принимает участие в мероприятиях ООН по борьбе с пиратством в Аденском заливе и акватории Индийского океана. Важную роль Китай играет в развитии мирного процесса в Судане.

Долгосрочная стратегия Китая закреплена в концепции "гармоничного Ближнего Востока", выдвинутой президентом Ху Цзиньтао в ходе визита в Саудовскую Аравию в 2006 году. Концепция отводит приоритетное значение стабильности и подчеркивает ее прямую взаимосвязь с развитием. Исходя из вопросов, которые были обсуждены входе визита можно определить, что главы государств решили укреплять взаимное доверие политически, проводить взаимовыгодное сотрудничество для общего развития в экономике а также уважать и учиться друг у друга в культурном отношении.

Ху Цзиньтао также отметил: он убежден, что двусторонние отношения, в рамках совместных усилий с обеих сторон, должны будут дать положительные результаты.

По мнению известного британского эксперта и консультанта по ближневосточным проблемам Патрика Сил, Китай, уже имеющий большие экономические связи со странами Ближнего Востока, в ближайшее десятилетие значительно усилит свое политическое, а, возможно, и военное присутствие в регионе.

По словам сотрудника Института по исследованию Западной Азии и Африки Китайской академии общественных наук Чжан Чуньюя, главная причина военной операции НАТО в Ливии - "геополитика, нефть - лишь часть их стратегии". При этом позиция США рассматривается как важнейший фактор, определяющий дальнейшие мероприятия стран Запада в регионе, а также возможные варианты будущего урегулирования. В целом в отношении роли США на Ближнем Востоке китайские эксперты выработали устойчивую негативную оценку, охватывающую все основные направления американской политики в регионе.

Она заключается в том, что за последние двадцать лет США, добиваясь абсолютного контроля над нефтяными ресурсами арабского мира, нанесли ущерб собственным стратегическим интересам и нарушили хрупкий баланс сил и социальную структуру арабского мира. В этом можно увидеть определенную стратегию, последовательно осуществляемую несколькими поколениями американских лидеров. Дальнейшие усилия Запада по продвижению "демократизации" в арабо-африканском регионе лишь приведут к новым фундаментальным осложнениям.

К 2008 году Китайско-арабское сотрудничество вышло на новый уровень, и появились конференции по энергетическому сотрудничеству, на которых официально стали оговариваться действия сторон и решаться важные вопросы по сотрудничеству. В 2008 году прошла первая сессия Китайско-арабской конференции энергетического сотрудничества, на которой присутствовали среди китайских участников представители Министерства иностранных дел, Министерства коммерции КНР.

Среди участников стран Ближнего Востока: секретариат Лиги арабских государств, арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) делегация и арабского агентства по атомной энергии от имени энергетических компаний.

На конференции участники рассмотрели перспективы китайско-арабского сотрудничества в области энергетики и пути укрепления сотрудничества в энергетической сфере.

Обе стороны подчеркнули, что целью конференции является укрепление двустороннего сотрудничества в энергетической сфере и на основе равенства и взаимной выгоды установить новый уровень партнерства, что послужит дальнейшему укреплению двусторонних отношений.

Исходя из пунктов обсуждения сотрудничества можно сделать следующие выводы: страны, входящие в Лигу арабских государств планируют продолжать сотрудничество с КНР, будут поддерживаться существующие проекты сотрудничества, и проводиться активные действия по удачному завершению этих проектов. Обе стороны планируют не нарушая национальных законов и правил поддерживать отношения на основе взаимной выгоды в нефтяной и газовой промышленности, взаимных инвестиционных проектов по укреплению и расширению существующего сотрудничества, особенно нефти и природного газа, добыче, транспортировке и переработке сотрудничества.

Далее обе стороны оговорили использование возобновляемых источников энергии, а также обмен опытом и технологиями.

Для реализации совместных проектов состоялась закрытие конференции в 2009 году, на котором Китай подписал с Лигой арабских государств Меморандум о взаимопонимании по механизмам сотрудничества в энергетической сфере. Анализируя содержание Меморандума, можно сделать следующие выводы: внимание акцентировано на энергетический сектор для достижения устойчивого развития, так как именно это играет основную роль в сотрудничестве между Китаем и странами Ближнего Востока. Обе стороны считают нужным создавать совместные проекты по разработке сферы использования возобновляемых источников энергии;

Представители стран Лиги арабских государств выразили свою признательность КНР в сотрудничестве начиная с 1970 года в различных областях.

С начала 21 века одним из важных разработок для многих стран стала разработка проектов по мирному использованию атомной энергии, так как Китай и страны Ближнего Востока ведут сотрудничество в энергетике, то в 2010 году состоялась очередная конференция, где было осуществлено обсуждение пунктов меморандума, подписанного в 2009 году. Обе стороны достигли консенсуса по спорным вопросам и оговорили, что данная конференция должна проводиться отныне один раз в два года, что говорит о дальнейшем тесном сотрудничестве обеих сторон.

В 2012 также состоялась конференция, где в совместном заявлении была подчеркнута необходимость в полной мере развивать и использовать различные источники энергии, развивать совместное обеспечение глобальной энергетической безопасности, а также содействовать экономическому и социальному устойчивому развитию государств.

Также исходя из текста Меморандума о взаимном сотрудничестве, планируются взаимные инвестиции в проекты по возобновляемым источникам энергии, обмен опытом и передача технологий в виде форумов и семинаров, а также укрепление сотрудничества в области исследований мирного использования атомной энергии. Обе стороны впредь готовы укреплять эту область более частыми обменами и активным сотрудничеством.

Итак, растет китайская мотивация по увеличению инвестиций и торговли в странах региона. Если в начале 2000-х годов взаимные интересы обеих сторон только наметились, то в 2012 году товарооборот КНР с 18 арабскими государствами составил около 200 млрд. долларов и Лига арабских государств в китайском товарообороте вышла на 7 место. В китайской политике появились и новые аспекты. Усиливается нефтяная зависимость КНР от региона. А В 2006 году, например, в КНР был официально утвержден специальный день "китайско-арабской дружбы", который широко отмечается ежегодно в Китае.

Рассматривая более узкое сотрудничество, то Иран, с точки зрения китайского руководства, - это региональный лидер, чье географическое положение имеет стратегическую важность и экономические связи с которым представляют и будут представлять интерес для Китая. Основными составляющими экономического сотрудничества двух стран являются нефтегазовая сфера, торговля оружием и китайская помощь в области атомной энергетики, предоставляемая Ирану до 1997 года.

Однако нельзя оставить без внимания тот факт, что во многом китайско - иранские отношения развиваются и углубляются благодаря совпадению взглядов сторон на современную международную систему и основные ее проблемы. Китай соперничает с США за геополитическое лидерство, а Иран находится под давлением Соединенных Штатов Америки. Как Китай, так и Иран убеждены в многополярности мировой системы. Политический диалог Китая и Ирана не ограничивается лишь двусторонним форматом, он активно продолжается в рамках международных организаций, таких как ОПЕК и ШОС.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.027 с.)