Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта



ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

 

Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ПОРЯДКЕ

ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

Статья 166. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

 

Комментарий к статье 166

 

1. Вопросы, связанные с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирных домов, являются чрезвычайно важными и давно назревшими. Основной причиной, затрудняющей решение проблем, связанных с проведением качественного капитального ремонта, является его недостаточное финансирование, однако нельзя не указать и на недостатки соответствующего правового регулирования.

В течение длительного времени Жилищный кодекс Российской Федерации - основной правовой документ, регулирующий жилищные отношения в нашей стране, практически не уделял капитальному ремонту никакого внимания. Ситуация изменилась в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с которым Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен разделом IX, который получил название "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".

Следует отметить, что в самом Жилищном кодексе РФ нет определения капитального ремонта. Оно дано в подп. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ дан перечень работ и услуг, которые входят в понятие капитального ремонта.

2. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи перечень сформулирован как исчерпывающий, однако в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ сказано, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Так, Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП указанный перечень был дополнен такими видами работ, как:

замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования в многоквартирном доме;

ремонт фундамента;

ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода;

ремонт или замена мусоропровода, расположенного в местах общего пользования в многоквартирном доме;

ремонт или замена внутреннего водостока;

разработка и проведение экспертизы проектной документации, в том числе авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, научное руководство проведением указанных работ в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, осуществление строительного контроля, проведение оценки соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 "О принятии Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов".

3. Если собственниками принято решение об увеличенном размере взносов, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, то за счет превышения могут финансироваться любые иные работы по капитальному ремонту общего имущества дома (ч. 3 ст. 166 ЖК РФ).

4. В соответствии с положениями ч. 4 комментируемой статьи финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах может осуществляться не только за счет взносов собственников, но также - в качестве мер государственной и муниципальной поддержки - за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными и региональными законами, муниципальными правовыми актами, в том числе в рамках реализации региональных программ капитального ремонта. Так, меры финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляются по заявкам органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе при наличии в региональных программах капитального ремонта и краткосрочных планах по их реализации, а также в ранее принятых региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов положений о долевом участии субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в финансировании мероприятий по проведению капитального ремонта (ст. ст. 15, 15.1, 20, 20.1 и др.).

5. Работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов регулируются общими положениями договора подряда (ст. 702 ГК). Однако в отдельных случаях они также подпадают под действие норм строительного подряда. Так, согласно ч. 5 ст. 166 ЖК РФ работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства. При этом под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Напомним, что предметом договора строительного подряда и является строительство или реконструкция здания, сооружения или иного объекта (п. 2 ст. 740 ГК).

 

Статья 167. Обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

 

Комментарий к статье 167

 

1. Своевременность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах обеспечивается тем, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества. Этими актами также утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок его деятельности, порядок назначения на конкурсной основе руководителя и совершаются иные действия, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи.

Существует распределение прав и обязанностей в регулировании капитального ремонта между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов Федерации. Федеральные государственные органы занимаются наиболее общими вопросами, такими, как принятие общих нормативно-правовых актов, регулирующих капитальный ремонт. Так, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 505 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности и утверждение методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт.

В то же время основная нагрузка с целью обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах ложится на региональные власти. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы, устанавливается порядок деятельности, порядок назначения на конкурсной основе руководителя.

2. Большое внимание законодатель уделяет информированности населения обо всех аспектах проведения капитального ремонта.

Нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, подлежат размещению органами государственной власти субъекта Российской Федерации в информационной системе ЖКХ в порядке и в сроки, которые определены Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

 

Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

 

Комментарий к статье 168

 

1. В соответствии с комментируемой статьей высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают региональные программы капитального ремонта общего имущества в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (МКД) подлежат включению все МКД, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, за исключением МКД, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.

В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) МКД, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в МКД, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Состав общего имущества МКД определяется в соответствии с разделом I Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.

В письме Минстроя России от 7 июля 2014 г. N 12315-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации по вопросам организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (вместе с "Информацией по актуальным вопросам функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и деятельности региональных операторов") было отмечено, что, поскольку в МКД, все помещения в которых принадлежат одному собственнику, отсутствует общее имущество собственников помещений, нормы Жилищного кодекса в части организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД на них не распространяются и, соответственно, такие дома не подлежат включению в региональную программу капитального ремонта.

Капитальный ремонт проводится в плановом порядке на основании утверждаемых субъектами Российской Федерации региональных программ. В региональной программе определяется очередность проведения капитального ремонта и содержится перечень всех многоквартирных домов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта.

Так, например, Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" (вместе с "Порядком применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы") была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, сформированная на 30 лет.

В указанную региональную программу включаются многоквартирные дома, расположенные на территории города Москвы, за исключением многоквартирных домов:

- признанных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

- в которых имеется менее чем три квартиры;

- в отношении которых на дату вступления в силу настоящего Постановления или актуализации региональной программы определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов в установленном порядке;

- которые включены в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве.

2. В ч. 2 комментируемой статьи указан перечень положений, которые должны содержать региональные программы капитального ремонта общего имущества.

3. Вопрос об очередности проведения капитального ремонта вызывает немалое количество споров, поскольку очевидно желание собственников помещений провести его как можно скорее. Как отмечено в литературе, в региональной практике нет однозначного подхода и к определению критериев очередности проведения капитального ремонта, устанавливаемых в региональной программе капитального ремонта <11>. Обычно учитывается степень изношенности того или иного многоквартирного дома, которая, в свою очередь, определяется датой его постройки.

--------------------------------

<11> Крашенинников П.В., Бадулина Е.В. Проблемы правового регулирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов // Семейное и жилищное право. 2016. N 4, 5. С. 19.

 

Критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, согласно ч. 3 комментируемой статьи, установлены самим законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям с учетом конкретной ситуации в них.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, данными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 10-П, очередность капитального ремонта определяется на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное его проведение, в частности, в тех домах, проживание в которых опасно для жизни или здоровья граждан. При этом очередность проведения ремонта, а также неисполнение региональной программы, которая ее установила, могут быть оспорены.

Часть 3.1 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ. Она установила приоритетный порядок для включения в региональные программы работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, что, очевидно, вызвано многочисленными случаями аварий газового и лифтового оборудования, повлекшими человеческие жертвы.

4. В соответствии с ч. 4 ст. 168 ЖК РФ перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных в ней.

4.1. Методические рекомендации, о которых идет речь в ч. 4.1 комментируемой статьи, были разработаны с целью оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии ими решений о внесении изменений в утвержденную региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Утверждены они были Приказом Минстроя России от 29 октября 015 N 774/пр "Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".

4.2 Изменения в региональную программу капитального ремонта по основаниям, предусмотренным п. 4 ч. 4 (в нем речь идет о невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома), должны осуществляться не одномоментно, а предусматривать плановый период оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств.

5. Под актуализацией обычно понимается перевод чего-либо из состояния, не соответствующего современным условиям, в состояние реальное, актуальное.

В данном случае речь идет о том, что ранее принятая региональная программа капитального ремонта может не соответствовать новым экономическим и юридическим реалиям, поэтому ее необходимо актуализировать, то есть приспосабливать к современным реалиям не реже чем один раз в год.

6. В ч. 6 ст. 168 ЖК РФ указано, что порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта РФ в соответствии с Жилищным кодексом РФ. В качестве примера можно привести Порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 8 ноября 2017 г. N 828-ПП "Об утверждении Порядка разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы".

7.1. В ч. 7.1 комментируемой статьи перечислены принципы, на основании которых формируются краткосрочные планы реализации региональной программы.

8. Региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план в информационной системе ЖКХ в порядке и в сроки, которые определены Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".

 

Статья 169. Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

 

Комментарий к статье 169

 

1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Исключения из этого правила четко оговорены в законе (см. ч. 2 ст. 169, ч. 8 ст. 170 и ч. 5 ст. 181 ЖК РФ).

Следует отметить, что вопрос об указанной обязанности в течение длительного времени был дискуссионным. Противники такой обязанности мотивировали свою точку зрения тем, что в подавляющем большинстве случаев право собственности на жилые помещения возникло в результате приватизации жилых помещений. А в ст. 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" до недавнего времени было предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

Однако в настоящее время в указанную статью этого Закона были внесены изменения, и она сформулирована теперь следующим образом: "Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации". А жилищное законодательство, как было уже отмечено выше, предусматривает обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных домах вносить взносы на капитальный ремонт.

Конституционный Суд признал оспоренное положение ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта. Это не исключает, по мнению КС, необходимости оказания (по крайней мере в первые годы реализации региональных программ капитального ремонта, т.е. в условиях первоначального накопления средств фондов капитального ремонта) дополнительной финансовой поддержки проведения капитального ремонта, причем независимо от избранного собственниками помещений способа формирования фонда капитального ремонта, во всяком случае - при возникновении неотложной потребности в нем, на безвозвратной или возвратной основе за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" было отмечено, что "в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально-юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Тем самым обеспечивается фактически индивидуально возмездный характер данных взносов, в связи с чем их установление Жилищным кодексом Российской Федерации само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с предписанием статьи 57 Конституции Российской Федерации".

Как отмечено в письме Минстроя России от 5 августа 2015 г. N 24470-ОД/04, собственники помещений в МКД обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был ли заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором.

При этом, если до наступления установленного региональной программой срока капитального ремонта общего имущества в МКД были выполнены отдельные работы по такому ремонту и их оплата была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора, средства в размере стоимости этих работ (но не свыше предельной стоимости) засчитываются в установленном порядке в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт (см. комментарий к ч. 5 ст. 181 ЖК РФ).

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством РФ порядке аварийным и подлежащим сносу. Такой порядок установлен Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.

Кроме того, они не уплачиваются в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка (см. комментарий к ст. 32), на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. В таких случаях собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

Оплата расходов на капитальный ремонт дома является обязанностью всех собственников помещений в доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе такого права к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (см. комментарий к ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

В ч. 2.1 комментируемой статьи сказано, что для ряда категорий граждан, указанных в ней, предусматривается компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт. Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан может быть предусмотрена законом субъекта РФ.

Так, согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 23 марта 2016 г. N 10, п. 1.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2016 г. N 161-ПП, компенсация предоставляется следующим категориям граждан:

- одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет - в размере 100 процентов;

- проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет - в размере 100 процентов.

Кроме того, инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50 процентов указанного взноса (ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ. Собственники помещений могут принять решение об установлении взноса в размере, превышающем установленный минимальный размер (ч. ч. 8.1, 8.2 ст. 156 ЖК РФ).

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта, в которую включен конкретный многоквартирный дом.

4. Общее имущество в многоквартирном доме по решению собственников помещений в многоквартирном доме, решению членов товарищества собственников жилья, решению членов жилищного кооператива может быть использовано для получения дополнительных доходов (в основном путем сдачи его в аренду). В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи полученные в таких случаях доходы могут направляться на формирование фонда капитального ремонта в счет исполнения обязанности собственников помещений в многоквартирном доме по уплате взносов на капитальный ремонт и (или) на формирование части фонда капитального ремонта сверх формируемой исходя из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, которая может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

 

Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда

 

Комментарий к статье 170

 

1. В ч. 1 комментируемой статьи перечислены составные части фонда капитального ремонта. Его образуют прежде всего средства взносов на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме. Однако ст. 170 ЖК РФ предусмотрены и иные источники формирования (например, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 ЖК РФ (см. комментарий к ней), а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме).

Вопросы о способе формирования этого фонда и его использовании решаются общим собранием собственников в соответствии с положениями жилищного законодательства (п. п. 1, 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что размер фонда капитального ремонта представляет собой разницу между денежными поступлениями в него из всех вышеупомянутых источников и расходами по оплате стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих двух способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый в банке ТСЖ жилищным кооперативом или управляющей компанией (см. комментарий к ст. 175);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

4. В случае перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет решением общего собрания собственников помещений должен быть определен размер взносов (который не может быть меньше установленного минимального размера), владелец специального счета (например, ТСЖ или жилищный кооператив) и кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (ч. 4 ст. 170 ЖК РФ).

5. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в срок, установленный органом государственной власти субъекта РФ, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).

 

Статья 171. Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт

 

Комментарий к статье 171

 

1. В случае если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, то в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. С учетом положений комментируемой статьи заключать с собственником жилого помещения отдельный договор на уплату указанных взносов в фонд капитального ремонта не обязательно и отдельный платежный документ на их уплату обычно не составляется, хотя это возможно.

Само по себе отсутствие заключенного между сторонами отдельного договора не освобождает собственников указанного жилого помещения от уплаты взносов на капитальный ремонт, поскольку такая обязанность возложена на них в силу закона.

2. При открытии специального счета на имя регионального оператора взносы на капитальный ремонт уплачиваются в сроки и в порядке, которые установлены ст. 155 (см. комментарий к ней) для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Однако в отношении порядка и условий уплаты взносов на капитальный ремонт вопрос может быть решен по-иному решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Конкретный способ выставления платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это может быть как единый платежный документ за все жилищно-коммунальные услуги, где отдельной строкой будет указан взнос за капремонт, так и отдельный дополнительный платежный документ.

Единый платежный документ выставляется управляющей компанией. Средства в данном случае поступают на специальный счет регионального оператора.

Если же собственники жилья хотят получать отдельные квитанции для уплаты обязательного взноса на капитальный ремонт, то им необходимо заключить с региональным оператором отдельный договор, в котором будут предусмотрены условия выставления таких счетов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.061 с.)