Проза Михаила Елизарова: особенности конфликта, жанра, стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проза Михаила Елизарова: особенности конфликта, жанра, стиля



 

В данном разделе дипломной работы мы попытались выявить некоторые из особенностей художественного стиля Михаила Елизарова. К примеру, как стирание различий между сумасшедшим и медиумом - классический пример двойного кодирования. Как хочешь, так и понимай. Но это не только литературная игра. Ибо такую прозу может писать лишь человек, убежденный в том, что маргиналы и сумасшедшие действительно могут быть медиумами.

Михаил Ю́рьевич Елиза́ров - один из лучших современных прозаиков. Михаил Елизаров (род. 28 января <C:\Users\Ната\AppData\Local\Temp\F"28 января> «1973 года <C:\Users\Ната\AppData\Local\Temp\"1973 года> в городе Ивано-Франковске, <C:\Users\Ната\AppData\Local\Temp\%BA"Ивано-ФранковскеHYPERLINK \l "cite_note-1"[1]> Украинская ССР <C:\Users\Ната\AppData\Local\Temp\"Украинская ССР>). Отец его был врачом-психиатром (его знакомство с психиатрий, а также увлечение её в детстве повлияет на всё его творчество, но большее влияние это окажет на такие произведения, как «Ногти», «Pasternak», «Госпиталь»), мать - инженером. Детство провел в Харькове. Закончил филологический факультет Харьковского университета. Имеет музыкальное образование по классу оперного вокала (баритон).

Служил в армии. По состоянию здоровья попал в госпиталь и был демобилизован. (Автобиографичность, скорее под вопросом, хотя сам Михаил Елизаров говорит, что воспоминания об этом отразились рассказе «Госпиталь». Но даже в этом рассказе герой не равен писателю - он является лишь его частичной проекцией в определенный жизненный период в конкретных обстоятельствах). Как утверждал сам Михаил Елизаров автобиографичны сами настольгические воспоминания о советском союзе. С 2001го года по 2003й жил в Ганновере, где учился в киношколе на телережиссера. С 2003го по 2007й жил и работал в Берлине. В конце 2007 года переехал жить в Москву. Печатается в издательстве «Ad Marginem <http://ru.wikipedia.org/wiki/Ad_Marginem>», а также работает журналистом (в том числе в издании «Большой город»).

Автор таких книг, как сборник рассказов «Ногти» (2001), роман «Pasternak» (2003), сборник рассказов «Красная пленка» (2005), роман - фантасмагория «Библиотекарь» (2007), сборник рассказов «Кубики» (2008), повести и рассказы «Госпиталь» (2009), роман «Мультики» 2010, эссе «Бураттини. Фашизм прошёл» (2011), сборник рассказов «Мы вышли покурить на 17 лет...» (2012).

Сборник рассказов «Красная плёнка» многие критики, которые говорят как о наличие единого метатекста в нём. Что характерно для всего сборника автоматически усваиваемый «серый», фотографический реализм вдруг претерпевает внутреннюю катастрофу. Отсюда и изменяемость в жанровой специфики сборника рассказов и соотнесение её с лирической прозой. Стиль выше идеи: «Почти незаметный в процессе, но впечатляющий результатом поворот стилистического винта: от живописной легкости в «Грехе» до чеканного мастерства в «Обезьяне» - автор похож на старого рабочего из Гумилева - поэта, активно цитируемого в повести» [68]. Заострённость на «телесности» ради популярности. Бунт выступает как форма взаимоотношений. Во всех рассказах сборника больший акцент сделан на неудаче. В 2001 году в издательстве «Ad Marginem <C:\wiki\Ad_Marginem>» опубликованный сборник «Ногти», привлек внимание к писателю <C:\l>. В сборник состоит из 24 рассказов и одноимённой повести <file:///H:\C)%22одноимённая%20повесть>, главными героями которой являются два воспитанника интерната для слабоумных детей. По словам автора, рассказы из сборника он писал с девятнадцати до двадцати семи лет <C:\l>. Повесть попала в шортлист «литературной премии Андрея Белого», Лев Данилкин в журнале Афиша» отнёс сборник к лучшему дебюту года. Роман - фантасмагория «Библиотекарь» Елизарова в 2007 году, включена в лонглист премии «Русский Букер» и премии «Нос» (2013). Главный герой романа узнаёт, что несколько книг забытого советского писателя обладают мистическими свойствами, и различные группы читателей ведут за них ожесточённую борьбу. Также он первый украинский гражданин, являющийся лауреатом литературной премии «Русский Букер» 2008 года за тот же самый роман (роман фантасмагория «Библиотекарь» был номинирован от провинциальной библиотеки). В тот год он обошёл маститых писателей Дмитрия Липскерова («Белая горячка»), Владимира Орлова («Кемергерский переулок») и ещё около двадцати литераторов. Как отмечает Владимир Бондаренко в статье «Реакционный авангард <http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/denlit/083/11.html>», говоря о появившихся новых именах, у Михаила Елизарова «особенностью прозы становится - вне смысловых изысков, помимо их - «возвращение, извлечение «Смысла». И всё же в произведениях Елизарова побеждает классическое начало» [17]. Иными словами Елизаров делает всё, чтобы первичный закладываемый смысл не был узнаваем по «инерции», а пришёл как осознание познаваемого в процессе чтения. Лабиринт из словесной полемики любимый приём Михаила Елизарова. Повествователь на станицах его произведений имеет ложную позицию во всём произведении. Герои не имеют позиций. Сама идея, как таковая есть и раскрывается она стилем повествования, интуитивно, невысказанно.

Роман «Мультики», относимый некоторыми продуманными издателями к магическому реализму, в 2011 году стал финалистом премии «Национальный бестселлер». Как напишет один из критиков в журнале «Знамя», «проза Михаила Елизарова, похоже, эволюционирует подобно прозе: Владимира Сорокина от скандальной эпотажности к интеллектуально насыщенной беллетристике» [75]. И в заключение хотелось бы сказать, что Михаил Елизаров, прежде всего писатель, хотя и как любая неординарная личность «пробывал себя в разных профессиях». За такое поведение и в жизни, и в литературной биографии его иногда позиционировали как ньюсмейкера. Именно поэтому стали появляться подобного рода рецензии, блоги, статьи подобно этой, «Он вроде бы с «новыми реалистами», но совсем не реалист. Если в литературном плане он возрождает традиции модернизма - так «модернисты» сейчас вроде все либералы, Елизаров - социалист. И уж совсем непонятно, зачем прозаику понадобилось петь. Мечты стать оперным певцом в юности? Так ведь это внешнее. Песни же, от первого альбома «Добрый маньяк Тихон» до последнего, «Мы вышли покурить на 17 лет…» правильнее будет числить не по музыкальной, а по литературной части» [86].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.005 с.)