Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциональные, мортальные мотивы в романе в рассказах «Грех»
«Такие моменты» - это рубежи между жизнью и смертью. Когда человек понимает свою смертность и слабость - «такой кусок мяса, так много костей, а надо ему всего несколько граммов свинцовых…да что там свинцовых - тонкой иглы хватит, если глубоко она…» [89, 60]. Понимает, и ощущает острое желание жить. Понимает, что он ответственен за самого себя - ответственен перед близкими, перед собой. Кто не бывал в схожих ситуациях, разве не остаётся каждый наедине с собой? Это как раз и есть та самая очень личная, исповедальная проза. Это и делает ее по-настоящему трогательной и симпатичной. В ней много иронии, но еще больше откровенной сентиментальности (а для людей для кого честь, защита отечества, родина является не пустым звуком ещё, то и откровенной в полной мере настольгии). Данное определение соответствует линии поведения и творчества писателей, рассматриваемых нами в данной дипломной работе. Сюжет каждого произведения Захара Прилепина на глубинном уровне прочитывается как поединок героя со смертью. Осознание возможности собственной смерти настигает героя лишь в зрелом возрасте: умирает бабушка Захара, герой едет на ее похороны и едва не попадает в аварию. Тогда в его голове проносятся воспоминания о сыновьях, в последний момент ему удается избежать столкновения с фурой, и Захар будто заново рождается, вновь становится младенцем на какую-то секунду: «мягко покачиваю рулем, словно ребенок, изображающий водителя» [89, с. 178]. А после этого Захар в какие-то несколько мгновений догоняет свой настоящий возраст и, моментально позабыв озарившую сознание истину «Я смертен» [89, с. 178], ведет себя по-прежнему самоуверенно и безрассудно: «Я приоткрыл окно и включил вторую скорость. Затем - третью и почти сразу - четвертую» [89, с. 178]. Исследуя роман в рассказах (новеллах) «Грех» мы выделяем следующие мотивы и оппозиции: . Одной из таких черт, в произведении Захара Прилепина является отношения «Герой-мир»: Почти каждый из дней переживается как последний, бесценный, единственный в своем роде, о чем свидетельствуют название рассказа «Ничего не будет», и в подтверждении хотелось бы привести цитату: «Потому что нас просто нельзя огорчать этим летом. Потому что такого больше никогда не будет» [89, с. 33]; «Но другого лета не было никогда» [89, с. 79].
Жизнь в произведениях Прилепина замечает Пустовая «постоянно борется со смертью» (Пустовая, 2005) [98], в качестве центральных тем критиками выделяются темы счастья и небытия, «ярчайшая полнота жизни, на которую неизменно падает тень» Иванченкой [63], а также подчёркивается «контраст счастья и смерти» Володихиным [22]. «Счастье - полнота жизни, а смерть - пустота. Контраст счастья и смерти страшен. Этот контраст обретает в книге эпическое звучание, как в античных трагедиях. И главный герой, наполненный языческим восторгом перед жизнью, ничем не защищен от сознания собственной смертности. Один на один против любви, источаемой смертью, он не боец. По крайней мере, изначально. Однако в нем постепенно вызревает христианское чувство Бога. А оно означает среди прочего также стирание губительных эмоций оставленности, позабытости, одиночества. Бог заполняет пустоту в человеческой душе, а если не знает Его человек, то и душевную пустоту ему нечем заполнить» [22]. В своей семье герой обретает полноту бытия и так говорит о «дани», которую они с женой «выплачивают» детям: «Иначе куда ее деть, как ей распорядиться? Неужели только друг другу отдавать? Тогда кончится быстрее» [89, с. 170]. Герои Захара Прилепина находят более активный выход своему несогласию с окружающим его миром. Они наделены активностью, и их недовольство миром находит выражение в конкретных действиях (или же противодействиях) против не устраивающей их действительности: Ещё я растерял ценность своего слова, так часто признаваясь в неживых, выдуманных мёртворожденных чувствах - растерял [89, с 75]. . Мотив «созидательного начала» жизни героя. Таким образом, можно сказать, что героя характеризует жадная потребность жить и действовать вопреки смерти. Герои верят в то, что не будет ничего, только «Счастья будет все больше. Все больше и больше» [89, c.47]. Захар же говорит ей, что в их жизни никогда не будет сюжета, потому что «Сюжет - это когда все истекает. А у нас все течет и течет» [89, c.37], и дни его в «Грехе» «счастливые до того, что их рисунок стирался» [89, c.79] . Интерес к «телесному», физиологическому в человеке - тому, что существует помимо и независимо от общественного и морального. Многое познаётся героем прилепинских произведений через исследование тела (своего и чужого) замечают Шербинина [132]; Юферова [134].
При этом постоянно подчёркивается маскулинность и брутальность главного героя Скульской; Пирагис [88]. При этом сам Захар до поры, кажется, не верит в смертность и тела тоже, даже разговоров о ней и вообще о конечности как естественном явлении для всякой вещи стремится избегать: «Я не хотел об этом говорить» [89, c.32]; «Я бегу этих разговоров и курю в прихожей» [89, c.173]. . Мотив бунта (герой - бунтарь). Некоторыми критиками пьянство героя трактуется как форма выражения конфликта с окружающим миром [72, c. 175-182]. Тема алкоголя, с которым не могут совладать молодые люди, появляется в большинстве рассказов, а в рассказе «Колеса» на одном из этапов приводит к нравственной деградации героя. Много случайных и специально спровоцированных драк, других проявлений «молодежных сюжетов». В первом рассказе умирает старый актер, во втором начинает одолевать эротическое чувство к собственной сестре, в третьем герои очень много пьют, в четвертом - еще больше, в пятом герой работает вышибалой в ночном клубе. Задача Прилепина - не упростить жизнь до той или иной оптимистической формулы, а показать разные темные стороны молодости, но не абсолютизировать их присутствие, а убедить в возможности преодоления, в том, что длящаяся жизнь всегда предоставит новый шанс. Более того, и факт смерти не должен создавать константное минорное настроение. Смерть есть, она всегда рядом, и это можно считать дополнительным стимулом к обретению счастья. Таким образом, можно сказать, что герой Прилепина более того, часто сам (причём, бессознательно) ищет конфликт. И он, конфликт имеет, безусловно, в большей степени нравственную подоплёку. Герой находят более активный выход своему несогласию. Он не обделён активностью, и его недовольство миром находит выражение в конкретных действиях (или же противодействиях) против не устраивающей его действительности: за что и был наказан одиночеством в очередном ледяном январе солью … [89, с 76]. Вот как он определяет свое умонастроение: «Смерть, досадливую, как зубная боль, я вспоминал, лишь слыша сына» [89, c.69]. «Но потом пришло время обеда... «Не могли же они всех сразу зарезать? - думал я, едва не плача. - Ну, двух... ну, трех...» Я представлял себе эти мучительные картины, и меня всего выворачивало» [89, c.6]. «Прислушивался к торкающему внутри «…он умер… умер…» и засыпал, живой, с распахнутыми руками. Так спят приговоренные к счастью, к чужой нежности, доступной, легкой на вкус» [89, c.16]. Так, в рецензии на роман «Санькя» С. Беляков пишет о том, что бунт для героев романа - «форма существования», «вне бунта они действительно не могут жить. Их идеал не победа, не новое, справедливое общество, а борьба и героическая смерть» [9]. Если говорить об образе действий прилепинских персонажей, важно отметить, что многие решения принимаются ими в состоянии алкогольного опьянения: «новая книга Прилепина наполнена буквально до краёв водкой. Её ругают, считают покойников, отправившихся в мир иной по водочному пути, слушают материнские стенания о вреде пьянства, но всё равно пьют» [95].
. Мотив нежности и молодости. Наряду с бунтарством, в комплекс характерологических черт героя включена «нежность» особый тип взаимоотношений героя с любимыми людьми:
за что и был наказан одиночеством в очередном ледяном январе солью пустым горизонтом снегом сиплым голосом одиночества это ничего [89, с 76].
Или другие строки З. Прилепина: Ты шла посреди. Я свернул за угол. Все чувства просты: карандаш или уголь. Порой простота это гордость пугал [89, с 75]. Захар Прилепин создает антидепрессивный текст, показывающий молодость не только как проблему, но и как счастье. «Дожидаясь вызова в представительство, я бродил по городу и вдыхал его пахнущее кустами и бензином тепло молодыми легкими, набрав в которые воздуха можно было, при желании, немного взлететь» [89, с 30]. Не всем критикам «обнажение чувств» героя кажется художественно оправданным: «Прилепин хороший писатель про войну, и посредственный сентименталист» [36]. . Диалогизм сознания и формы. В произведениях Прилепина преобладающей формой речи становится диалог. Без них писатель «не обходится ни в романах, ни в рассказах» замечает Рудалев [105]. И как пример, эпизод, где Маруся без тени шутки говорит о том, что потерянные и заново найденные ими щенки могли воскреснуть: «Может быть, их убили, задавили, утопили... а они вернулись с того света? Чтобы нас не огорчать?» [89,c.32]. Так, к примеру, сыну своему герой сообщает: «- Только тело умирает, сынок. А душа бессмертна» [89, c.173]. Художественную манеру писателя отличает стремление строить свои произведения как «монтаж» отдельных «сцен». . Приём монтажа. Критики, к примеру, Мария Чепурина говорит о «кадровости» повествования. В результате сюжеты Прилепина оказываются почти готовыми сценариями: «В целом роман похож на фильм: в конце каждого из абзацев режиссёр кричит «Стоп, снято!». Фильм очень подробный, с множеством крупных планов, демонстрируемый в замедленном темпе» [123]. . Устанавливая литературную преемственность между молодым писателем и классиками, критики называют следующие имена: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.М. Горький (знаменитая фраза, ставшая лозунгом: «Новый Горький явился» (П. Басинский), - [7], А.К. Платонов, С.Д. Довлатов, Э.В. Лимонов, Г.И. Газданов, В.П. Аксёнов [Лайд, 2010; Владимиров, 2010; Басинский, 2010; Бондарь Терещенко, 2010; Цыбульский 2010; Сухих, 2008: 290-296]. . Несмотря на политические взгляды писателя, которые были обозначены нами в предыдущей главе, критиками отмечалась политической конъюнктура в сочинениях Прилепина.
. Наконец, все исследователи творчества Захара Прилепина говорят о его «ярком» герое. Герой этот трактуется по-разному, временами - совершенно противоположно. Рассмотрим различные взгляды на главное действующее лицо прилепинской прозы: · Герой З. Прилепина - типичный представитель современной молодёжи. Это обычный человек, представитель народа [Курчатова, 2010; Орлова, 2010; Лурье, 2010]; · У Прилепина почти нет отрицательных героев [Бондаренко, 2003], - [17]; · Прилепину удалось показать в своих произведениях «героя нашего времени» [Данилкин, 2010], - [36]; · Главные герои прилепинских книг - всегда молодые люди [Беляков, 2006 - [9]; Данилкин, 2006], - [83]; · Писатель относится к своим героям с симпатией, любит их [Архангельский, 2010; Асеевский, 2010]; · Прилепин ввёл в литературу новый тип героя [Костырко, 2010 - [72].; Проханов, 2010]; · Главный персонаж у Прилепина живёт с комплексом супергероя, сверхчеловека: «Герой Прилепина, в конечном счете - это затаившийся до поры Илья Муромец. Сверхчеловек, по воле судьбы прозябающий в ничтожестве» [Мирошкин, 2010]. В каждом из 8 рассказов («Какой случится день недели», «Грех», «Карлсон», «Колёса», «Шесть сигарет и так далее», «Ничего не будет», «Белый квадрат», «Иными словами…»), из которых состоит роман в рассказах (новеллах) действующий герой, что вполне соответствует жанру романа, этот герой - альтер-эго самого писателя. Его зовут Захар, и он проживает эпизоды из жизни самого Захара Прилепина. Но ни в одном рассказе герой не равен писателю - он является лишь его частичной проекцией в определенный жизненный период в конкретных обстоятельствах. Отчасти, к автобиографическим компонентом можно отнести и авторское понимание общественных институтов (семья, государство). Так, к примеру, в комплекс характерологических черт героя включена «нежность» особый тип взаимоотношений героя с любимыми людьми. С самых первых строк Захар Прилепин определил тему своего творчества и совершенствовал её, порой применяя неожиданные и для себя, и для читателя повороты. (Так, для Захара Прилепина характерно начинать писать роман с нового подхода, таким образом каждая книга - это новое покорение вершины, а также успеха у читающей публики). Обобщая критические реплики, мы можем сделать вывод о том, что главным открытием Прилепина стало введение «нового» героя, основной миссией которого является борьба со смертью, а главной и единственной формой поведения в мире бунт. Некоторые из данных нами выводов легко можно экстраполировать на всё творчество Захара Прилепина.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.023 с.) |