Преодоление бедности сельского населения - важнейшая задача России на современном этапе




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преодоление бедности сельского населения - важнейшая задача России на современном этапе



 

Прежде чем говорить о проблеме преодоления бедности необходимо определить само понятие «бедность».

Во-первых, бедность - это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать потребление, общественно необходимое для жизнедеятельности и воспроизводства рабочей силы.

Критерий бедности, принятый в Российской Федерации, - доходы на каждого члена общества ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум, представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, плюс налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум рассчитывается по социально-демографическим группам населения (трудоспособным, пенсионерам, детям), населению в целом и законодательно устанавливается на определенный период. Понятно, что уровень бедности во многом зависит от того, какова сама величина прожиточного минимума в натуральном измерении. То есть, сколько хлеба, мяса, овощей, других продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг мы положили в минимальную потребительскую корзину. Чем больше эта корзина, тем больше будет число бедных.

С 1992 по 1999 год величина прожиточного минимума в России определялась нормативно-статистическим методом. Основу бюджета выживания составлял набор из 25 продуктов питания. Остальные его статьи определялись расчетным путем на основе фактической структуры расходов. В результате складывалась следующая структура потребительских расходов: питание - 68,3%, непродовольственные расходы - 19,1%, услуги - 7,4%, налоги и обязательные платежи - 5,2%.

Мяса и мясопродуктов в этой корзине предусматривалось 77 г в день. Это в 2,3 раза меньше, чем было в продуктовом наборе минимального потребительского бюджета, который служил точкой отсчета малообеспеченных в канун реформ - 176,7 г. Для сравнения: суточная норма потребления мяса на царской каторге равнялась 127,6 г мяса.

В 2000 г. законодательно был установлен новый - нормативный метод исчисления прожиточного минимума, в результате чего физический объем минимальной корзины увеличился в среднем по населению на 15%. Это привело к статистическому скачку уровня бедности в 1,5 раза. При этом норма потребления, в частности мяса, была увеличена всего на 3 г в день, т.е. меньше, чем на 4%, и составила 80 г в день.

Итак, понимание бедности, привязанное к прожиточному минимуму, сужает проблему. Бедность - это не только низкий уровень потребления товаров, но и низкий уровень реализации других индивидуальных возможностей человека, касающихся здоровья, рациона питания, образования, равенства прав

И отсюда вытекает второй аспект проблемы - это возникновение и закрепление психологии «бедности», т.е. восприятий и ощущений человека в обществе, не имеющего возможности пользоваться теми материальными и жизненными благами, которые имеют обеспеченные слои. В таком аспекте откладывание рассмотрения этой проблемы представляет угрозу для безопасности общества.

Затянувшаяся бедность приводит к необратимым последствиям для страны. И самое страшное в том, что дети не замещают родителей не только количественно, но и качественно. Каждое последующее поколение имеет меньший потенциал физического, психического и социального здоровья. Нация не просто вымирает - она деградирует.

Серьезность ситуации состоит еще и в том, что период бедности в России продолжается уже больше десяти лет. Между тем, семья не может долго существовать по модели прожиточного минимума. Есть так называемые «несжимаемые расходы» - жилищно-коммунальные платежи, транспорт, одежда для детей. В условиях роста цен бедные люди вынуждены увеличивать эти расходы за счет сокращения расходов на питание.

Наряду с традиционными бедными, которые есть в любой стране (одинокие матери, многодетные семьи, семьи с инвалидами) у нас возникло уникальное, чисто российское явление - работающие бедные.

Бедность рассматривается государством как кризисное состояние уровня и образа жизни людей, преодолеть которое полностью собственными силами человек не может.

Обнищание сельского населения началось не с реформ, а гораздо раньше. Период преобразований просто обострил их. С начала 1990-х годов гиперинфляция, отсутствие оборотных средств, кредитов и бюджетной поддержки фактически лишили сельские хозяйства ресурсов для развития. Ситуация усугублялась невозможностью сбыта продукции этих хозяйств на рынках соседних регионов и городов. Как правило, весь урожай, выращенный крестьянами, скупался по минимальной цене посредниками, которые и получали основную прибыль от реализации этого товара.

Механизм стимулирования производства в аграрном секторе, который был применен в 1990-е годы при распределении между бывшими колхозниками земельных паев, тоже не дал ощутимого результата. У людей не было средств для того, чтобы обрабатывать землю. Зарплаты не выплачивались, материальное положение ухудшалось, производительность труда падала, безработица росла. В конце 1990-х годов заработная плата на селе - основной доход населения - была гораздо ниже, чем в городе. Причем до 25% этих доходов люди получали в натуральном виде. В городе этот показатель составлял всего 7%. И если в дореформенные годы общие доходы сельского населения составляли примерно 88% от городских, то к концу 1990-х этот показатель снизился до 70%, а к 2000 году упал примерно до 40%). Сельское население целых районов оказалось на грани выживания. По данным аналитического центра «Агропродовольственная экономика», на сельских территориях Центральной России до 12% всех доходов приходилось на личное подсобное хозяйство, сбор дикорастущих растений, грибов и т.д.

Переходный период сопровождался увеличением неравенства в обладании имуществом, экономической отдачи от образования, доступности государственного образования и здравоохранения.

Смертность сельского населения за годы реформ увеличилась на 17% и на 21% превышает соответствующий показатель в городе. Наряду с этими негативными моментами наблюдалось снижение рождаемости. Причем социологи отмечали прямую зависимость этого явления от ухудшения условий жизни. Специалисты Центра всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села провели в 1999 г. исследования, по результатам которых более 40% опрошенных сельчан не хотели иметь детей, а те, кто хотел, предпочитают отложить это событие на потом. И в качестве основных причин в этом случае назывались неуверенность в завтрашнем дне, тяжелое материальное положение семьи, плохие жилищные условия и состояние здоровья. А ведь дети в крестьянских семьях всегда рассматривались как потенциальные работники, помощники в нелегком крестьянском труде.

Сравнение доходов домохозяйств с их порогом бедности позволило получить такие данные, как удельный вес населения с доходами ниже порога бедности, определить дефицит доходов, индекс глубины бедности.

Проведенный в 2005 году анализ демографического состава бедных домохозяйств в Самарской области выявил следующее: 74,1 % бедных из полных семей и 62,1 % из неполных находятся в трудоспособном возрасте, 21,6 % - дети в возрасте до 16 лет.

55,5 % членов полных семей и 54,8 % членов неполных семей заняты в различных сферах экономики (работают не в сельском хозяйстве). Безработные составляют 4,8%) в полных семьях и 3,7 % в неполных. Пенсионеры, студенты и школьники - 38,8 % всех членов полных семей и 31,5 % неполных.

Анализ уровня образования показал: 49,6 % бедных из полных семей и 34,5 % из неполных семей имеют среднее профессиональное, высшее и неполное высшее образование.

По результатам опроса выявлено, что большая часть обследованных семей проживает в отдельных домах (56,3 %) и квартирах (23,1 %). Только 1,6 % семей проживают в части дома и 1,3 % - в общежитии. 256 домохозяйств

(82,4 %) имеют собственное жилье, 48 (15,4 %) - жилье, находящееся в собственности предприятия (организации). Органам местной власти принадлежит 1,6 % жилья.

В Самарской области 35,4% обследованных сельских домохозяйств имеют земельные доли, средний размер которых составляет 15,8 га. Почти все их владельцы (за исключением 2 домохозяйств) пытаются извлечь из своей земельной доли какой-либо доход, в основном передав ее в уставный капитал сельскохозяйственных организаций (61,8%) либо сдавая ее в аренду юридическим и физическим лицам (35,5%). Только 1 домохозяйство выделило земельную долю в натуре и обрабатывает ее самостоятельно, т.к. выделение земельной доли, связано для селян со значительными затратами на ее оформление.

На рис. 2 представлена диаграмма распределения ответов респондентов на вопрос: "К какой из следующих групп населения Вы могли бы отнести свою семью?"[3] По самооценке, к пласту бедных относят себя около трети респондентов (28,9 %), которые ответили, что с трудом сводят концы с концами. Тех, кто отнес себя к категории нищих, 3,2 %. Основная часть опрошенных считает, что живет вполне сносно. Это не согласуется с проведенным анализом доходов домохозяйств, по результатам которого к категории бедных было отнесено более половины респондентов. Расхождения свидетельствуют о неразвитости потребностей сельских жителей, а также о действии психологического фактора, который не позволяет человеку признать свою социальную несостоятельность.

 

Рис.2

 

На основании полученных закономерностей был определен размер средств, необходимый для доведения доходов до величины прожиточного минимума. Выявленные статистические закономерности следует учитывать при разработке мероприятий по адресной социальной помощи сельскому населению.

Таким образом, проблема борьбы с бедностью во всех ее проявлениях - сегодня задача самая приоритетная и актуальная для общества и правительства России.

Казалось бы, вопрос выживания сельского населения напрямую связан с инвестициями в развитие села. Но объем инвестиций в аграрное производство, и уровень бедности сельского населения находятся в сложной взаимосвязи. С одной стороны, с ростом прямых инвестиций в сельское хозяйство уровень эффективности аграрного сектора улучшается. С другой стороны, для инвестора непривлекательно вкладывать инвестиции в сектор производства, который является одним из самых рискованных, не стабильных с социальной точки зрения. В этой связи, именно для аграрного сектора должна существовать специальная государственная инвестиционная политика, включающая аспекты инвестирования, как в производственную, так и в социальную сферу. Инвестирование должно использоваться для решения конкретных отраслевых и социальных задач и проблем.

Итак, главная задача для государства - дать возможность обнищавшим людям выйти из бедности.

Не случайно одним из приоритетных проектов стал национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», который имеет три основных направления:

- «Ускоренное развитие животноводства»;

- «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;

- «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».

Все три направления имеют комплекс мер, направленных на реализацию этих направлений, так «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» будет осуществляться путем увеличения объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. А обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

К другим мерам, позволяющим остановить процесс обнищания сельского населения, относятся:

Во-первых, государственные гарантии для бедных слоев населения, которым сохраняются бесплатное предоставление медицинских, образовательных, культурных, социальных технологий, осуществляемых для всех остальных на платной основе;

Во-вторых, предоставление наиболее одаренным детям, проживающим в сельской местности, бесплатного средне- технического и высшего образования, ориентация их на профессиональный рост;

В-третьих, финансовая поддержка в оплате жилья, детских дошкольных, спортивных учреждений, определения сектора потребительских услуг для бедных, магазинов по социально-низким ценам; обеспечение доступа малоимущих к правосудию.

Огромное значение имеет решение еще одной важной задачи - реализация позитивной идеологии формирования основ здорового образа жизни и профилактика заболеваний, связанных с нерациональным питанием и вредными привычками (курение, алкоголизм, наркомания), недостатками воспитания и низкой культуры личной гигиены.

Эффективная борьба с бедностью возможна лишь в условиях роста национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства.

Экономический подъем и преодоление бедности невозможен без развития малого бизнеса. Именно на его основе может быть создан средний класс, который станет базисом в повышении уровня жизни населения.

Ключевую роль в решении стратегической проблемы преодоления бедности призвана сыграть система образования. Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена важна не только для коренного улучшения положения на рынке труда и роста производства на селе, но и для формирования современного массового среднего класса предпринимателей, ремесленников как опоры общественной стабильности. Обеспечив высокое качество начального и среднего профессионального образования, можно создать наиболее адекватный современным условиям канал социальной мобильности, доступный для семей, принадлежащих к самым разнообразным слоям и группам.

Образование — это мощная защита от бедности. Прослеживается влияние доступного и качественного образования на уровень индивидуальных заработков и способность защитить домохозяйства от бедности.

Другая альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного минимума. Однако, человек может получать зарплату выше средней, но жить за чертой бедности из-за больших расходов, вызванных неравными социальными условиями, болезнью, большим количеством детей и т.п. А официальные бедные могут иметь большие имущественные накопления.

Помощь должна предоставляться по двум критерием: если человек беден и если принадлежит к одной из субсидируемых категорий. К таким категориям могут относиться и семьи с маленькими детьми, особенно с одиноким родителем или безработным кормильцем, нуждающиеся люди старше 65 лет, инвалиды, ветераны войны и их семьи.

Реализация эффективной социальной политики, включая повышение эффективности социальных пособий и льгот отдельным категориям граждан, своевременная вьшлата детских пособий, адресная социальная помощь, улучшение положения граждан из так называемых групп риска, - вот ключевое условие формирования общества равных возможностей. Содержание и направленность программы борьбы с бедностью во многом зависит от выбранной стратегии. И такая стратегия должна быть комплексной.

 

2.2 Понятие социальных стандартов качества жизни сельского населения. Критерии и проблемы их определения

 

Понятие социального стандарта тесно связано с категориями насущных (теги) и общественных (риЬНс) благ.

Под насущными благами экономисты понимают набор товаров и услуг, который, по мнению общества, должен получать любой человек независимо от уровня доходов, социального статуса, возраста и т.д. Общественные блага - это товары и услуги, из потребления которыми никого нельзя исключить и при потреблении которых не возникает соперничества. Примерами насущных благ являются образование и право на получение медицинской помощи. Примерами общественных благ являются дороги, доступ к судебной защите и т.д.

Концепция социального стандарта предполагает четкое определение набора насущных и общественных благ, доступных любому члену общества. После четкого определения социального стандарта политика федеральных, региональных и местных властей должна координироваться с целью обеспечения каждого члена общества определенным набором насущных и общественных благ.

При определении социального стандарта, возникают следующие проблемы:

1. Проблема необеспеченных мандатов. Государство может принять завышенные стандарты качества жизни, которые практически нереализуемы в рамках существующих бюджетных ограничений. Следствие: распространение категории социальных стандартов не на все население, а лишь на его избранную часть.

2. Проблема нечеткого определения содержания социального стандарта. В этом случае население не знает, какие обязанности существуют у государства в рамках обеспечения социальными стандартами. Примером является наше «бесплатное» медицинское обслуживание. Большинство населения не представляет - какие медицинские услуги должны предоставляться бесплатно, а какие - за плату. Следствие: размывание концепции социального стандарта и растущее недоверие населения к обязательствам государства.

3. Отсутствие механизмов реализации концепции социальных стандартов.

4. Различная трактовка набора насущных и общественных благ для городского и сельского населения.

На четвертом вопросе необходимо остановиться подробнее, делая акценты на социальных стандартах для бедного сельского населения.

Качество жизни бедного сельского населения определяется целым рядом параметров, связанных не только с доходами, жилищными условиями, доступностью медицинских и образовательных услуг, но и стоимостью жизни.

При решении проблемы преодоления бедности необходимо учитывать районные особенности, т.к. разрыв между благосостоянием людей может быть очень значительным. Несмотря на то, что проводятся различные социальные программы по борьбе с этими явлениям, помощи населению практически не оказывается, так как основная часть ресурсов распределяется в пользу небедных категорий населения. Кроме того, сегодня практически отсутствует координация и связь различных программ социальной помощи и содействия занятости, не ведется достоверный учет бедных домохозяйств и получателей социальной помощи, а также целенаправленный мониторинг бедности на региональных и муниципальных уровнях.

Наиболее широко распространенный метод оценки бедности, основанный на уровнях доходов и потребления. Человек считается бедным, если уровень его потребления или дохода ниже определенного минимального уровня, необходимого для удовлетворения самых насущных потребностей. Этот минимальный уровень обычно называют «чертой бедности». Это то, что необходимо для удовлетворения минимальных потребностей в различных обществах и в различные периоды времени. Поэтому черта бедности зависит от специфики страны или региона и от периода времени, и каждая страна использует этот показатель по-своему, в зависимости от уровня развития, общественных норм и ценностей.

Обычно под стоимостью жизни понимается стоимость потребительской корзины типичного бедного человека. Структура потребления бедного отличается от потребления лиц со средними и высокими доходами как в городе, так и в сельской местности. Поэтому для определения стоимости жизни необходимо определить структуру потребления типичного сельского бедного.

К сожалению, проводимые социологические исследования не всегда учитывают специфику сельского бедного. Сложность исследования состоит в том, чтобы вычленить критерии бедности именно для села.

Образ жизни сельского жителя отличается от жизни городского.

Таблица, приведенная ниже, дает качественный анализ о преимуществах и недостатках трактовки социальных стандартов для сельских и городских жителей[4]

 

Таблица 1. Сравнительный анализ доступности общественных и насущных благ для бедных жителей города и села

Общественное/насущное благо Городские бедные Сельские бедные
Доступность качественного образования + -
Доступность медицинской помощи     + -
Минимальная продовольственная корзина - +
Наличие недорого съемного жилья - +
Доступность благ культуры + -
Доступность телевидения и радо + +
Транспорт + -
Коммунальные удобства (водопровод, канализация, централизованное отопление и пр.) + -
Качество социальных сетей как разновидности страхования - +
Возможность выбора товарной номенклатуры + -

 

Экономический подход к анализу сельской бедности предполагает делать акцент на следующих критериях:

1. Отсутствие собственного жилья, т.е. проживание с родителями, взрослыми детьми или аренда квартиры или комнаты;

2. Отсутствие сбережений, т.е. отсутствие банковского счета;

3. Приобретение продуктов питания и одежды осуществляется не в магазинах, а на продовольственных рынках;

4. Доходы на уровне прожиточного минимума с абсолютным разбросом до 1.5 тысяч рублей в расчете на душу населения;

5. Ведение натурального хозяйства;

6. Доступность общественных благ;

7. Доступность насущных благ.

Исходя из перечисленных критериев предлагается составить содержание потребительской корзины типичного бедного человека, состоящую из 35 позиций (20 позиций питания и 15 позиций непродовольственных товаров и услуг).

Помимо повышения доходов важно обеспечить людям и необходимое потребление - не только питание, одежду и обувь, но и здравоохранение, образование и культуру. Наличие или отсутствие данных насущных или общественных благ должно влиять на значение денежного эквивалента социального стандарта как компенсации сельским бедным.

Для определения степени остроты проблемы необходимо провести социологическое исследование с целью выяснения представлений сельских бедных о значения социального стандарта.

Его логика:

1. По итогам опроса десяти респондентов в каждом из указанных мест будет выявлена корзина (принципы наиболее частого упоминания товара и услуги и наибольшей доли расходов на позицию в общей структуре расходов). Важным элементом определения стоимости жизни является цена товаров на рынках, а не в магазинах и супермаркетах. Также значительный вес в структуре расходов бедных по нашим оценкам будет составлять арендная плата.

2. В течение года планируется поквартальная оценка стоимости потребительской корзины в каждом из определенных населенных пунктов. Таким образом, мы получаем набор временных и пространственных данных для сравнения стоимости жизни бедного населения. В случае продолжения проекта временной ряд будет расширен, что позволит получить более верифицируемые результаты.

3. Результаты оценки умножаются на коэффициенты выравнивания бедных с позиций доступности общественных и насущных благ.

Определение стоимости потребительской корзины бедного населения позволит разработать более осмысленную социальную политику по снижению уровня сельской бедности в Курской области. Расчет районной и сезонной дисперсий поможет региональным властям составить представление о наиболее проблемных районах Курской области и сложных сезонах для бедного населения. Полученное расширенное представление о бедности даст возможность властям и благотворительным организациям проводить более точечную политику помощи бедным, дифференцируя уровень поддержки по районам Курской области и сезонам.

 





Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.02 с.)