III. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям



Содержание

 

Введение

I. Распределение доходов в экономике.

1.1 Уровень бедности

1.2 Проблемы количественного определения степени неравенства

1.3 Экономическая мобильность населения

1.4. Программы борьбы с бедностью

II. Определение критериев бедности при проведении социальной политики в России.

2.1 Преодоление бедности сельского населения - важнейшая задача России на современном этапе

2.2 Понятие социальных стандартов качества жизни сельского населения. Критерии и проблемы их определения

2.3 Статистика качества жизни сельского населения: федеральный и региональный уровень

III. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям

За чертой бедности - треть населения страны

Законодательное обеспечение требует доработки

Заключение

Список литературы


Введение

По данным опросов общественного мнения, наш народ считает бедность главной жизненной проблемой, вызывающей постоянное беспокойство, тревогу, недовольство властью. В разных опросах она называется по-разному - нехватка средств к существованию, низкие доходы, бедственное положение семьи, дороговизна, но всё это об одном - о низком уровне жизни большинства народа, о большом числе людей, живущих в бедности и нищете. Теоретики рыночных реформ предсказывали рост бедности среди части населения в первые годы перехода к капитализму, но потом прогнозировали бурный экономический рост из-за большей эффективности рынка по сравнению с “загнивающей” плановой командной экономикой и сопутствующее сокращение бедности. Ничего этого не произошло. Бедность остаётся главной проблемой российского общества, несмотря на непрекращающийся приток нефте- и газодолларов, численность населения, живущего в бедности, сокращается очень медленно, а социальное неравенство - разрыв между богатыми и бедными - только увеличивается, достигнув, по разным оценкам от 15 до 30 раз.

Фактически в российском и зарубежном бизнесе сложились два устойчивых стереотипа рассуждений относительно главных привлекательных черт российской экономики: Россия - это страна огромных природных, минеральных ресурсов и Россия - это страна с дешёвой рабочей силой. Оба рассматриваются как данность, как постоянные, неотъемлемые характеристики страны. Если первый стереотип пока еще справедлив, хотя минеральные богатства эксплуатируются часто хищнически и скоро начнут истощаться, то второй - поддерживается искусственно, путём намеренного сохранения бедности широких слоёв населения и безработицы. При этом среди самого народа вполне сознательно распространяются представления о неизбежности бедности в России, приземлённости притязаний, привычке к лишениям и долготерпению русских. Одновременно такие рассуждения сопровождаются констатацией по-прежнему высокой квалификации российских рабочих и общего высокого уровня образования населения, превосходства российского высшего образования по международным меркам. Искусственно создаётся “привлекательный” для инвестора облик страны, в которой имеется образованная, квалифицированная и дешёвая рабочая сила. В этом состоит одна из главных причин сохранения бедности в стране.

Цель исследования - выявление реальных масштабов бедности среди городского и сельского населения для оказания адресной социальной помощи бедным. Актуальность данного исследования, прежде всего, обусловлена тем, что официально фиксируемые масштабы распространения бедности не могут использоваться для решения задач адресной социальной помощи: имеющихся у государства ресурсов достаточно только для поддержки 10-15% населения, в то время как данные Госкомстата РФ свидетельствуют о том, что 30-35% имеют располагаемые ресурсы ниже черты бедности. В такой ситуации необходимо выделить семьи с наибольшим риском бедности, как по критерию масштабов распространения, так и по глубине бедности. Результаты предыдущих исследований свидетельствуют о том, что таковыми не являются 10-15% самых бедных по заявленным официальным доходам, поскольку в условиях переходной экономики приоритетность метода определения бедности посредством сопоставления доходов с чертой бедности не подтверждается.

Задачи исследования:

· Определение реальных масштабов бедности на основе альтернативных подходов к определению черты бедности и измерению материальных ресурсов домашних хозяйств.

· Анализ основных причин несовпадения масштабов и структуры бедности, измеренной на основе альтернативных концепций.

· Изучение системы социальной защиты населения.

· Детерминация типов семей с высоким риском бедности.

Уровень бедности

 

В экономическом анализе широко используется такой показатель распределения доходов, как уровень бедности. Уровень бедности — выраженная в процентах доля населения, семейный доход которой находится ниже некоего абсолютного уровня, который называется чертой бедности. В США черта бедности устанавливается федеральным правительством и равна утроенной стоимости продовольственной корзины, ежегодно корректируемой в соответствии с изменениями в уровне цен. Абсолютный уровень бедности варьируется в зависимости от размеров семьи.

Чтобы получить представление об информации, которую мы можем получить из анализа показателей уровня бедности, рассмотрим данные за 1994 г., когда обычная семья получала доход в размере $ 39 тыс., а черта бедности для семьи из четырех человек составляла $ 15 141. За чертой уровня бедности находилось 14,5 % населения США.

На рис. 1 представлен уровень бедности в США,начиная с 1959 г. Уровень бедности сократился с 22,4 % в 1959 г. до 11,1 % в 1973 г. Его динамика объясняется тем, что за рассматриваемый период средний доход американцев (скорректированный к уровню инфляции) вырос более чем на 50 %. Так как черта бедности — скорее абсолютный, нежели относительный показатель, по мере того как вследствие экономического роста изменялись пропорции распределения доходов, над чертой бедности поднимались все больше семей.

 

Доля населения, находящегося ниже уровня бедности (в %)

25 20 25 10

5

 

1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995

0

Рис. 1. Уровень бедности в США[1]

 

Как сказал Джон Ф. Кеннеди, вздымающаяся волна поднимает все лодки.

Однако экономическая волна начала 1970-х гг. опрокинула некоторые семейные лодки. Несмотря на продолжающийся (хотя несколько более медленный) рост величины среднего дохода, уровень бедности не уменьшился, а фактически несколько вырос. Отсутствие прогресса в уменьшении бедности в последние годы тесно связано с растущим неравенством Хотя экономический рост привел к повышению доходов средней семьи, увеличивающийся разрыв в доходах не позволил беднейшим семьям получить хотя бы кусочек растущего экономического «пирога».

Бедность — экономическая болезнь, которая влияет на все социально-этнические группы населения, однако степень ее воздействия различается. Анализ уровней бедности нескольких общественных групп позволяет сделать следующие выводы.[2]

• Бедность связана с расой. Ряды малообеспеченных граждан состоят в основном из черных и испаноговорящих американцев.

• Бедность связана с возрастом. Средняя бедняцкая семья, в сравнении со средней семьей, имеет больше детей и меньше пожилых членов семьи.

• Бедность связана с составом семьи. В два раза чаще, чем в среднем среди беднейших семей, встречаются семьи, главы которых — одинокие женщины.

Полученные результаты на протяжении многих лет характеризуют американское общество. Более того, мы наблюдаем определенный куммулятивный эффект: более половины детей в возглавляемых женщинами домашних хозяйствах черного и испаноговорящего населения США живет в бедности.

 

1.2 Проблемы количественного определения степени неравенства

 

Хотя данные по распределению дохода и уровню бедности позволяют составить некоторое представление о степени неравенства в обществе, интерпретация полученных результатов далеко не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Данные основаны на информации о годовых доходах домашних хозяйств. Однако людей интересует не столько сам доход, сколько его возможность обеспечить приемлемый образ жизни. По различным причинам данные о распределении доходов и уровню бедности не позволяют нам получить полную картину степени неравенства в уровне жизни. Ниже рассмотрим эти причины.

Трансферты в натуральной форме. Показатели распределения доходов и уровень бедности основываются на денежном доходе семьи. Однако различные правительственные программы помощи бедным предоставляют нуждающимся товары и услуги в натуральной форме: талоны на питание, талоны на проживание и медицинское обслуживание. Государственные пособия беднейшим семьям, предоставляемые, скорее, в форме товаров и услуг, называются трансфертами в натуральной форме. Стандартные показатели степени неравенства не учитывают трансферты в натуральной форме.

Так как трансферты в натуральной форме получают преимущественно беднейшие члены общества, они значительно влияют на показатели уровня бедности. По данным Бюро переписи населения США, если бы трансферты в натуральной форме включались в доход по их рыночной стоимости, количество живущих в бедности семей, в сравнении с официальными данными, уменьшилось бы на 10 %.

Учет трансфертов в натуральной форме усложняет оценку изменений уровня бедности. По мере развития общественной политики, направленной на помощь малоимущим, соотношение вспомоществований в стоимостной и натуральной формах изменяется. Следовательно, некоторые колебания в уровне бедности отражают скорее изменение форм государственной поддержки беднейших слоев населения, нежели истинную степень относительного ухудшения их экономического положения.

Экономический жизненный цикл. На протяжении жизни индивида его доходы изменяются достаточно предсказуемо. Молодой работник, особенно школьник, получает весьма низкий доход. По мере того как юноша превращается в зрелого мужчину, набирается опыта, его доходы растут и достигают пика примерно в возрасте 50 лет, а затем резко, когда работник уходит на пенсию, примерно в возрасте 65 лет, снижаются. Такое стереотипное изменение доходов индивида называется жизненным циклом.

Так как индивиды имеют возможность компенсировать изменения жизненного цикла дохода посредством займов или сбережений, уровень жизни в любом году в большей степени зависит от доходов, полученных в течение всей жизни, чем в течение года. Молодые люди часто занимают средства (получение образования, покупка дома), а затем, когда их доходы возрастают, расплачиваются по кредитам. Наиболее высокий уровень сбережений — у людей среднего возраста. Поскольку индивиды имеют возможность накапливать в ожидании старости определенные средства, уменьшение доходов в пенсионном возрасте не означает аналогичного ухудшения уровня жизни.

Экономический жизненный цикл затрудняет оценку истинного неравенства в уровне жизни. Для получения достоверных результатов уместно рассматривать распределение доходов, полученных в течение жизни, а не годовых доходов. Тем не менее, когда рассматривается любая информация о неравенстве доходов, не стоит забывать, о каком этапе жизненного цикла индивидов идет речь. Доход, полученный в течение жизни, распределяется более равномерно, чем годовой доход.

Временный и постоянный доход. Доходы в течение жизни людей изменяются не только в связи с этапами жизненного цикла, но и под воздействием различных случайных или временных событий. Так, заморозки в штате Флорида могут погубить урожай апельсинов, и доходы садоводов временно снизятся. В то же время сокращение предложения приведет к повышению цен на апельсины, и доходы калифорнийских садоводов временно возрастут.

Так же как индивиды имеют возможность занять или одолжить кому-то деньги для того, чтобы смягчить изменения жизненного цикла дохода, они могут заимствовать или ссудить кому-то денежные средства, чтобы сгладить временные изменения в доходе. Если под влиянием погодных условий доходы калифорнийских садоводов увеличились, кто-то из них растранжирит «свалившиеся с неба деньги», а кто-то — отложит их на «черный день». Флоридские садоводы, доходы которых временно сокращаются, вынуждены использовать свои сбережения или прибегнуть к банковским ссудам. В той степени, в которой семья сберегает и занимает средства, чтобы компенсировать временные изменения дохода, колебания доходов не влияют на уровень жизни. Способность семьи приобретать товары и услуги в значительной степени зависит от уровня постоянного дохода, то есть обычного, или среднего дохода.

Объективная оценка уровня жизни предполагает анализ распределения постоянного, а не годового дохода. Так как постоянный доход исключает временные изменения дохода, он распределяется более равномерно, чем текущий доход.

 

Экономическая мобильность

 

Когда мы слышим рассуждения о «богатых» и «бедных», нам иногда кажется, что разговор идет о каких-то устойчивых образованиях. В действительности это не всегда так. Экономика страны отличается достаточно высокой экономической мобильностью, когда индивиды переходят из группы с одним уровнем доходов в другую. Движение вверх по лестнице доходов может быть обусловлено удачей или упорной работой, а движение вниз — неблагоприятными изменениями в конъюнктуре или простой человеческой ленью. Мобильность отражает и временные и постоянные изменения в доходах.

Высокий уровень экономической мобильности означает, что многие из тех, кто находится ниже черты бедности, «попали» туда временно. Проблема бедности в долгосрочном периоде актуальна для ограниченного круга семей: около 25 % семей попадают за черту бедности на год, задерживаются на восемь и более лет — меньше 3 % семей. Очевидно, что «временные» и «постоянные» бедняки сталкиваются с различного рода проблемами; следовательно, государственная политика борьбы с бедностью должна учитывать специфику этих групп населения.

Другой способ оценки экономической мобильности — устойчивый экономический успех, «знамя» которого передается из поколения в поколение. Экономисты, изучавшие этот вопрос, обнаружили существенную мобильность в группах с высоким доходом. Если отец зарабатывает на 20 % больше среднего дохода своего поколения, наиболее вероятно, что его сын будет получать доход, превышающий заработки сверстников всего на 8 %. Зависимость между уровнем доходов деда и доходами внука практически отсутствует. Наиболее адекватно описывает ситуацию старая поговорка о том, что между одним родившимся в рубашке баловнем судьбы и следующим счастливцем проходит три поколения.

Одно из следствий высокой экономической мобильности — огромное число миллионеров, которые обрели состояние исключительно благодаря личным усилиям (не меньшее число наследников «пустили по ветру» свои состояния). По оценкам 1996 г., чистая стоимость (активы минус задолженность) 2,7 млн домашних хозяйств США (2,8 % населения) превышает $ 1 млн. Примерно четверо из каждых пяти миллионеров сделали свое состояние «своими руками», либо в собственном бизнесе, либо поднявшись по корпоративной лестнице, и только один из них относится к категории счастливых наследников.

Программы борьбы с бедностью.

А) Законодательство о минимальном размере оплаты труда.

Законодательство, устанавливающее минимальную зарплату, — повод для непрекращающихся дискуссий. Его сторонники рассматривают определение нижнего предела заработной платы как способ помощи работающим бедным, не требующий непосредственного вмешательства правительства. Критики считают, что закон о минимальном размере оплаты труда наносит ущерб прежде всего беднякам, права которых он вроде бы призван гарантировать.

Экономическая роль закона о минимальной зарплате проясняется, как только мы используем в нашем анализе инструменты спроса и предложения . Его введение означает увеличение заработной платы работников с низким уровнем квалификации и опыта выше равновесного уровня спроса и предложения. Следовательно, издержки фирм повышаются, а количество труда, которое требуется фирмам, уменьшается, вследствие чего растет уровень безработицы среди групп людей, которых непосредственно затрагивает рассматриваемый нами закон. Те, кто имеет работу, выигрывают, получая более высокую заработную плату, те, кто мог бы получить работу при более низкой заработной плате, но оказался «за воротами» фирм, несут убытки.

Соотношение этих эффектов определяется прежде всего эластичностью спроса на труд. Сторонники высокого минимального размера оплаты труда утверждают, что спрос на неквалифицированный труд относительно неэластичен, поэтому высокий минимальный размер оплаты труда незначительно уменьшает занятость. Критики установления нижнего предела зарплаты утверждают, что спрос на труд эластичен, особенно в долгосрочном периоде, когда фирмы имеют возможность изменить количество работников и объем производства. Они отмечают, что многие работники, получающие минимальную заработную плату, — подростки, выходцы из среднего класса, поэтому политика установления нижнего предела оплаты труда, как политика, направленная на оказание помощи беднейшим слоям населения, неэффективна

Б) Социальное страхование.

Один из способов повышения уровня жизни беднейших граждан — прямое пополнение их доходов государством, для чего используется система социального страхования. Социальное страхование — широкий термин, который включает различные правительственные программы, в частности в США существует программа помощи семьям с детьми (АFDС). Типичная семья, получающая помощь по программе АFDС,— семья без отца, с неработающей матерью. (Принятый в 1996 г. закон о реформе социального страхования инициировал значительные изменения в программе АFDС). Другая программа социального страхования (SSI) направлена на предоставление помощи больным или нетрудоспособным малообеспеченным гражданам. Участниками этих программ являются далеко не все граждане, имеющие низкие доходы. Получатели помощи должны обладать некими дополнительными, в сравнении с другими бедняками, «нуждами», связанными с воспитанием маленьких детей или нетрудоспособностью.

Критика программ социального страхования состоит в том, что они создают стимулы к получению государственной поддержки. Например, они побуждают отцов семейств к реальному или фиктивному уходу, так как многие семьи получают финансовую поддержку только в тех случаях, когда отец детей живет отдельно. Они ведут к увеличению числа случаев рождения детей вне браков, так как помощь одинокой женщине предоставляется только в тех случаях, когда у нее есть дети. Критики программ социального страхования утверждают, что такая политика только обостряет проблемы, которые она призвана решать.

Насколько серьезны проблемы системы социального страхования? Никто точно не знает. Сторонники системы социального страхования указывают на то, что бедная одинокая мать, живущая на государственное пособие, вряд ли может рассматриваться как образец для подражания. Более того, анализ показывает, что уменьшение количества семей с двумя родителями вряд ли связано с системой социального страхования, как иногда заявляют ее критики. С начала 1970-х гг. пособия по социальному страхованию в США (скорректированные к уровню инфляции) уменьшились, хотя доля детей, живущих в семье с единственным родителем, возросла.

В) Отрицательный подоходный налог.

Какую бы систему сбора налогов ни выбрало правительство, она воздействует на распределение доходов, особенно в случае прогрессивного подоходного налога, когда семьи с высокими доходами отдают правительству в виде налогов больший процент заработков в сравнении с малообеспеченными семьями. Равенство между группами населения, получающими различные доходы, — важный критерий создания налоговой системы государства.

Многие экономисты выступают за перераспределение доходов в пользу бедных с помощью отрицательного подоходного налога, когда богатые семьи платят налоги на основе дохода, а малоимущие семьи получают правительственную субсидию, то есть «платят» отрицательный налог.

Предположим, что правительство для расчета налоговых обязательств семьи использовало следующую формулу:

подлежащий уплате налог = 1/3 дохода — $ 10 тыс.

В этом случае семья, доходы которой составили $ 60 тыс., заплатила бы в качестве налогов $ 10 тыс., семья с доходами в $ 90 тыс. — $ 20 тыс. Семья с доходами в $ 30 тыс. не должна платить налогов, а хозяйство, члены которого получили за год лишь $ 15 тыс., «платит» отрицательный налог, равный $ 5 тыс., то есть правительство доплачивает ему $ 5 тыс.

Система отрицательного подоходного налога позволяет семьям бедняков получать финансовую помощь без всяких справок о бедственном положении. Единственное основание получения помощи со стороны общества — низкий доход. В зависимости от точки зрения данная особенность может быть как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, отрицательный подоходный налог не будет влиять на число детей, рожденных вне брака, или на статистику разводов (в отличие от современной системы социального страхования, по мнению ее критиков). С другой стороны, отрицательный подоходный налог субсидирует лентяев, которые, по мнению некоторых экономистов и политиков, не заслуживают помощи правительства.

Отрицательный подоходный налог напоминает налоговый кредит на заработанный доход, который позволяет работающим членам бедных семей получать возмещение подоходного налога, превышающее уплаченные в течение года налоги. Некоторые экономисты считают, что поскольку налоговый кредит на заработанный доход относится только к работающим бедным, он стимулирует его получателей к труду, в отличие от других программ по борьбе с бедностью. Однако налоговый кредит не применим в случаях безработицы, болезни или нетрудоспособности представителей беднейших слоев населения.

Г) Трансфертные платежи в натуральной форме.

Еще один способ оказания помощи малоимущим — прямое предоставление определенных товаров и услуг. Например, благотворительные организации обеспечивают нуждающихся продуктами питания, кровом и игрушками на Рождество. Правительство выдает бедным семьям талоны на питание, которые используются для покупки продуктов в магазинах; обеспечивает медицинское обслуживание с помощью специальных программ. Сравнима ли эффективность трансфертов в натуральной форме и прямых денежных платежей? Однозначного ответа не существует.

Сторонники трансфертов в натуральной форме утверждают, что они гарантируют получение бедными семьями самого необходимого. Именно в беднейших семьях широко распространено употребление алкоголя и наркотиков. Предоставляя малоимущим продукты питания и кров, общество может быть более уверенным, что оно способствует ограничению подобных пагубных привычек. Именно по этой причине трансферты в натуральной форме более популярны, чем денежные выплаты.

Сторонники денежных платежей утверждают, что трансферты в натуральной форме неэффективны и неэтичны. Правительство не знает, в каких товарах и услугах более всего нуждаются бедняки. Многие малообеспеченные граждане — обычные люди, которым просто не повезло, но они имеют право самостоятельно выбрать путь к повышению уровня жизни.


Заключение

 

За последние годы многие экономисты выдвигают концепцию, по которой политика снижения масштабов бедности неэффективна, поскольку основывается исключительно на оценке бедности через прожиточный минимум.

При таком подходе средства социальной помощи идут на повышение МРОТ, зарплаты бюджетникам и пенсий, но в силу огромной дифференциации доходов наибольшие выгоды получают наиболее богатые слои, а действительно бедным достаётся очень мало - около 12…15% увеличения выплат.

Для реальной оценки уровня бедности предлагается использовать европейский опыт определения относительной бедности - не на основе прожиточного минимума, а определяя уровень бедности в 60% медианного, среднего, дохода в стране. В нынешних российских условиях этот уровень составит порядка 6,5 тыс. руб., что вдвое выше прожиточного минимума, и, соответственно, к бедным будут причислены около половины населения. Использование абсолютных показателей бедности на основе прожиточного минимума означает фактически лишь обеспечение выживания бедных слоёв, в то время как использование в качестве базы медианного дохода может привести к реальному подъёму жизненного уровня до нормального, позволяющего сохранять здоровье, обеспечивать необходимыми материальными условиями семьи с детьми, способствовать росту рождаемости.

Частью такого подхода к измерению бедности и политики по снижению бедности должно стать изменение механизмов формирования и перераспределения доходов населения и ликвидация “избыточного неравенства”

Сейчас Россия близка к мировому первенству в социальном неравенстве - доходы наиболее богатых 10% населения, даже по официальной оценке, в 15 раз больше, чем доходы 10% беднейших слоев, притом, что в Европе принято считать нормальным соотношение 6:1…8:1. Резкое снижение этого разрыва до 7…9 раз уменьшит широко распространённое сейчас чувство социальной несправедливости, отчуждения, бессилия что-либо изменить в своей жизни, протеста против существующего порядка.

Субъективные оценки бедности

Важный подход к изучению бедности - это выяснение, как её оценивают сами люди, различные слои населения. Эта концепция называется субъективным измерением бедности, однако кто более объективно может оценить, например, возможности инвалида, которому раньше полагался автомобиль “Ока” почти задаром, а теперь он якобы может сам его купить на выплаты в результате происшедшей монетизации льгот; или насколько реально выигрывают пенсионеры от увеличения пенсий в условиях роста цен. Основной источник этих оценок - опросы общественного мнения, и родоначальником этого подхода, как и многого другого в прикладной социологии, был Дж. Гэллап, чей институт уже полвека задаёт людям одни и те же вопросы по оценке жизненного уровня, например - “сколько нужно денег, чтобы семье из четырёх человек нормально жить в нашей стране”. Достаточно стабильно люди отвечают, что это должен быть доход в три четверти от среднего дохода в стране на такую семью. Это несколько выше, чем европейские 60% медианного дохода, но Америка и богаче Европы. Аналогичные вопросы задают и в Европе с 1976 г. при проведении Евробарометра общественного мнения. Сходные вопросы стал задавать и ВЦИОМ с момента его создания в 1987 г.

Сейчас большинство опросных центров регулярно задают вопросы о доходах, расходах, оценке бедности и богатства людей, в том числе в региональных социологических исследованиях. Например, опрос 2007 г. в Челябинской области показал, что 33% семей имеют душевой месячный доход менее 3000 руб., притом что в Челябинске прожиточный минимум составил в это время 3300 руб. При этом 56% из них сказали, что “денег хватает только на питание” (где все эти куртки, брюки, колготки, запланированные в официальной потребительской корзине?). И ещё 24% ответили, что “живём за гранью бедности”, т.е. в полной нищете.

Прошлогодний опрос в Вологодской области показал, что для 39% “денег хватает в лучшем случае только на еду”. По данным калининградского опроса, пятая часть занятых на предприятиях города, получают зарплату ниже прожиточного минимума для работающего, а в небольших городах и в сельской местности 95% рабочих мест предлагают зарплату ниже прожиточного минимума. И так повсюду.

Данные опросов по оценке своего жизненного уровня, проведённые среди жителей трёх бывших советских республик, свидетельствуют, что 14% населения России считает, “денег не хватает даже на продукты”. Того же мнения придерживаются 16,3% жителей Украины и 5,0% Казахстана. “Денег хватает только на продукты питания, но на одежду уже не хватает”, сообщили 38,5% жителей России, 36,3% на Украине и 31,1% в Казахстане. Т.е. фактически свое материальное положение как весьма бедное расценивает половина населения России и Украины и 40% в Казахстане.

В то же время, когда в опросах намеренно акцентируется принадлежность людей к бедным, средним или богатым слоям, то здесь люди дают оценки, противоречащие их же собственному описанию своего материального положения. Как и в других культурах, русским не нравится считать себя неудачниками, бедными, изгоями. Так, по опросу ВЦИОМ в октябре 2007 г., лишь 14% считают себя бедными и 3% - нищими. Что соответствует официальной оценке доли людей, живущих в бедности, ниже прожиточного уровня. Фактически, последние два десятилетия лишений в эпоху реформ да и небогатая жизнь в советское время, с периодами жесточайших лишений во время революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны и послевоенного периода приучили людей к ограничению запросов и притязаний, к философии “не было бы хуже”. Так, в том же опросе, отвечая на вопрос, “с какого дохода (имеется в виду душевой доход в месяц) вы будете считать, что семья живёт за чертой бедности, 13% назвали “до 1500 руб.”, что даже по официальным оценкам считается уровнем ниже половины прожиточного минимума, крайней нищетой, “экстремальной бедностью”, и таких сейчас, по официальным данным, менее 4%. Ещё 35% считают уровнем бедности душевой доход в 1500…3000 руб. Т.е. оценки людей ещё скромнее, чем официальные нормы бедности. Наконец, ещё 23% относят к бедным людей, живущих на 3000…5000 руб. в месяц. При таких заниженных оценках государство может не торопиться выполнять наказы ООН об ускоренной ликвидации бедности.

Со сходной скромностью люди оценивают и уровень дохода, после которого людей можно считать “богатыми”. Для 6% это люди, имеющие доход около 10000 руб. (400 долл.) в месяц. Еще 10% относят к богатым людей с доходом в 10000…20000 руб. в месяц. “Достойный уровень жизни” для 5% - это 5000 рублей на душу и для 23% “желаемый уровень” - 5000…10000 руб. в месяц (200…400 долл.).

Так что расхожий стереотип, что русские исключительно неприхотливы в быту, долготерпеливы, что духовное для них выше материального и они привыкли к бедности, глубоко вбит в сознание самих носителей этих уникальных черт национального характера. При таком положении дел наш народ - подарок для бизнесмена, инвестора, олигарха, государственного чиновника.

Существует ещё много критериев измерения бедности. Однако их выбор зависит, прежде всего, от подхода - ставится ли цель устранить истинные причины, питающие эту проблему, и добиться реального и значительного снижения бедности, нуждаемости и несправедливости в обществе, или главное - показать успешность тех или иных официальных программ.

Анализ различных подходов к измерению бедности позволяет сделать некоторые выводы.

1. Нынешний официальный подход к проблеме бедности и политике по её снижению, основанный на прожиточном минимуме, направлен, по сути, на обеспечение лишь физического выживания бедных категорий населения, а не на искоренение основных причин бедности.

2. По-прежнему преобладают представления, что экономический рост автоматически приведёт к уменьшению пропорции бедного населения и радикальному уменьшению нуждаемости в обществе. Этот подход себя не оправдал. В результате экономических и политических реформ выиграли лишь 20% более зажиточных слоёв при абсолютном и относительном обнищании остального населения. При этом дифференциация доходов, разрыв между богатыми и бедными продолжают нарастать.

3. Основная логика официальной экономической политики состоит в сдерживании инфляции за счёт доходной обеспеченности основной части населения.

4. Финансово-промышленно-бюрократическая олигархия заинтересована в сохранении бедности как средства получения сверхприбылей и препятствует реальным шагам по её снижению.

5. Реальное снижение бедности должно основываться на выявлении относительной бедности и радикальном снижении рекордного по сравнению с остальным миром неравенства между высокодоходными и бедными слоями населения на основе европейских и мировых норм.


Литература

 

1. Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России

 //Социс,2006,№9,с.52-62

2. Н.Грегори Мэнкью. Принципы Экономикс. С.-Пб, «Питер», 2001, стр 282

3. Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность

 / Под ред. Л.Н. Овчаровой. - М., 2005

4. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения: основные категории, характеристики и методы оценки. - М., 2002.

5. Кликунов Н.Д.Понятие социальных стандартов качества жизни сельского населения. Критеии и проблемы их определения// Возрождение села как фактор социально-экономического, культурного и духовного развития регионов ЦФО РФ, изд-во ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», 2008 г.

6. Н.А.Облецова. Преодоление бедности сельского населения – важнейшая задача на современном этапе.//Возрождение села как фактор социально-экономического, культурного и духовного развития регионов ЦФО РФ, изд-во ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», 2008 г.

7. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. - М., 2007. 8. Рывкина Р.В. Социальная справедливость и общественное мнение // Свободная мысль. - 2005. - № 10.

9. Россия в цифрах.2007:Краткий статистический сборник. М.:2007.-494с.

10.Свобода, неравенство, братство. Социологический портрет современной России / Под ред. М.К.Горшкова. - М., 2007. 11.Сводный статежегодник Курской области.2007:Статистический сборник.Курск,2007.-546 с.

10.Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2004.

11.Тихонова Н.Е. Феномен городской бедности в современной России. - М., 2003.

12.Шевяков А.Ю. Факторы неравенства в экономической и демографической динамике и формирование новой социальной политики государства: Докл. на Совете по экономике Отделения общественных наук РАН. - М., 2007.

13.Широкалова Г.С., Зинякова М.В. Реалии российской деренви //Социс, 2006,№7, с.70-78

14.Федеральный закон № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” от 24.10.1997 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 мая 2000 г. № 75-ФЗ // Российская газета. - № 103 (30.05.2000).

15.Федеральный закон № 44-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 31 .03. 2006 г.


[1] Н.Грегори Мэнкью. Принципы Экономикс. С.-Пб, «Питер», 2001, стр 282

[2] Н.Грегори Мэнкью. Принципы Экономикс. С.-Пб, «Питер», 2001, стр 283

 

[3] Н.А.Облецова.  Преодоление бедности сельского населения – важнейшая задача на современном этапе.//Возрождение села как фактор социально-экономического, культурного и духовного развития регионов ЦФО РФ, изд-во ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», 2008 г.

[4] Кликунов Н.Д.Понятие социальных стандартов качества жизни сельского населения. Критеии и проблемы их определения// Возрождение села как фактор социально-экономического, культурного и духовного развития регионов ЦФО РФ, изд-во ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», 2008 г.

 

[5] Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России//Социс,2006,№9,с.52-62.

[6] Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России//Социс,2006,№9,с.52-62.

[7] Широкалова Г.С., Зинякова М.В. Реалии российской деренви //Социс, 2006,№7, с.70-78

[8] То же.

[9] Россия в цифрах.2007:Краткий статистический сборник. М.:2007.-494с.

[10] Сводный статежегодник Курской области.2007:Статостический сборник.Курск,2007.-546 с.

[11] Сводный статежегодник Курской области.2007:Статостический сборник.Курск,2007.-546 с.





Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.025 с.)