I. Распределение доходов в экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Распределение доходов в экономике



 

«Единственное отличие между богатыми и другими людьми, — сказала однажды Мэри Колам Эрнесту Хемингуэю, — состоит в том, что у богатых больше денег.» Может быть, и так. Но это утверждение оставляет без внятных ответов множество вопросов. Разрыв между бедными и богатыми — важная и интересная тема исследования для всех — для живущих в комфорте богатых, стремящихся покончить с нищетой бедных и озабоченного своими проблемами среднего класса.

Заработная плата человека зависит от предложения и спроса на его труд, которые, в свою очередь, определяются природными способностями индивида, человеческим капиталом, компенсационными различиями, дискриминацией и т. д. Так как в экономике США заработная плата составляет три четверти совокупных доходов, факторы, детерминирующие ее уровень, в значительной степени ответственны и за пропорции распределения совокупного доходов среди членов общества. Другими словами, именно они делают кого-то богатым, кого-то — просто обеспеченным человеком, кого-то — отбрасывают за черту бедности.

В этой главе пойдет речь о механизме распределения доходов. Данная тема затрагивает некоторые фундаментальные вопросы о роли экономической политики. Один из Десяти принципов экономической науки гласит, что правительство иногда имеет возможность повысить эффективность деятельности рынка. Особая роль принадлежит государству в распределении доходов. «Невидимая рука рынка» эффективно распределяет ресурсы, но отнюдь не гарантирует справедливость полученных результатов. Многие (но не все) экономисты полагают, что участие правительства в перераспределении доходов позволяет добиться большей справедливости. Однако в этом случае государство сталкивается с другим Принципом экономики: человек выбирает. Реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, искажает стимулы к труду, изменяет поведение людей, и эффективность использования ресурсов снижается.

Рассмотрение вопроса о распределении доходов пройдет через три этапа.

Во-первых, следует оценить степень неравенства в обществе.

Во-вторых, рассмотреть некоторые точки зрения ученых на роль правительства в изменении пропорций распределения дохода.

В-третьих, изучить различные методы поддержки беднейших слоев населения государством.

 

Уровень бедности

 

В экономическом анализе широко используется такой показатель распределения доходов, как уровень бедности. Уровень бедности — выраженная в процентах доля населения, семейный доход которой находится ниже некоего абсолютного уровня, который называется чертой бедности. В США черта бедности устанавливается федеральным правительством и равна утроенной стоимости продовольственной корзины, ежегодно корректируемой в соответствии с изменениями в уровне цен. Абсолютный уровень бедности варьируется в зависимости от размеров семьи.

Чтобы получить представление об информации, которую мы можем получить из анализа показателей уровня бедности, рассмотрим данные за 1994 г., когда обычная семья получала доход в размере $ 39 тыс., а черта бедности для семьи из четырех человек составляла $ 15 141. За чертой уровня бедности находилось 14,5 % населения США.

На рис. 1 представлен уровень бедности в США,начиная с 1959 г. Уровень бедности сократился с 22,4 % в 1959 г. до 11,1 % в 1973 г. Его динамика объясняется тем, что за рассматриваемый период средний доход американцев (скорректированный к уровню инфляции) вырос более чем на 50 %. Так как черта бедности — скорее абсолютный, нежели относительный показатель, по мере того как вследствие экономического роста изменялись пропорции распределения доходов, над чертой бедности поднимались все больше семей.

 

Доля населения, находящегося ниже уровня бедности (в %)

25 20 25 10

5

 

1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995

0

Рис. 1. Уровень бедности в США[1]

 

Как сказал Джон Ф. Кеннеди, вздымающаяся волна поднимает все лодки.

Однако экономическая волна начала 1970-х гг. опрокинула некоторые семейные лодки. Несмотря на продолжающийся (хотя несколько более медленный) рост величины среднего дохода, уровень бедности не уменьшился, а фактически несколько вырос. Отсутствие прогресса в уменьшении бедности в последние годы тесно связано с растущим неравенством Хотя экономический рост привел к повышению доходов средней семьи, увеличивающийся разрыв в доходах не позволил беднейшим семьям получить хотя бы кусочек растущего экономического «пирога».

Бедность — экономическая болезнь, которая влияет на все социально-этнические группы населения, однако степень ее воздействия различается. Анализ уровней бедности нескольких общественных групп позволяет сделать следующие выводы.[2]

• Бедность связана с расой. Ряды малообеспеченных граждан состоят в основном из черных и испаноговорящих американцев.

• Бедность связана с возрастом. Средняя бедняцкая семья, в сравнении со средней семьей, имеет больше детей и меньше пожилых членов семьи.

• Бедность связана с составом семьи. В два раза чаще, чем в среднем среди беднейших семей, встречаются семьи, главы которых — одинокие женщины.

Полученные результаты на протяжении многих лет характеризуют американское общество. Более того, мы наблюдаем определенный куммулятивный эффект: более половины детей в возглавляемых женщинами домашних хозяйствах черного и испаноговорящего населения США живет в бедности.

 

1.2 Проблемы количественного определения степени неравенства

 

Хотя данные по распределению дохода и уровню бедности позволяют составить некоторое представление о степени неравенства в обществе, интерпретация полученных результатов далеко не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Данные основаны на информации о годовых доходах домашних хозяйств. Однако людей интересует не столько сам доход, сколько его возможность обеспечить приемлемый образ жизни. По различным причинам данные о распределении доходов и уровню бедности не позволяют нам получить полную картину степени неравенства в уровне жизни. Ниже рассмотрим эти причины.

Трансферты в натуральной форме. Показатели распределения доходов и уровень бедности основываются на денежном доходе семьи. Однако различные правительственные программы помощи бедным предоставляют нуждающимся товары и услуги в натуральной форме: талоны на питание, талоны на проживание и медицинское обслуживание. Государственные пособия беднейшим семьям, предоставляемые, скорее, в форме товаров и услуг, называются трансфертами в натуральной форме. Стандартные показатели степени неравенства не учитывают трансферты в натуральной форме.

Так как трансферты в натуральной форме получают преимущественно беднейшие члены общества, они значительно влияют на показатели уровня бедности. По данным Бюро переписи населения США, если бы трансферты в натуральной форме включались в доход по их рыночной стоимости, количество живущих в бедности семей, в сравнении с официальными данными, уменьшилось бы на 10 %.

Учет трансфертов в натуральной форме усложняет оценку изменений уровня бедности. По мере развития общественной политики, направленной на помощь малоимущим, соотношение вспомоществований в стоимостной и натуральной формах изменяется. Следовательно, некоторые колебания в уровне бедности отражают скорее изменение форм государственной поддержки беднейших слоев населения, нежели истинную степень относительного ухудшения их экономического положения.

Экономический жизненный цикл. На протяжении жизни индивида его доходы изменяются достаточно предсказуемо. Молодой работник, особенно школьник, получает весьма низкий доход. По мере того как юноша превращается в зрелого мужчину, набирается опыта, его доходы растут и достигают пика примерно в возрасте 50 лет, а затем резко, когда работник уходит на пенсию, примерно в возрасте 65 лет, снижаются. Такое стереотипное изменение доходов индивида называется жизненным циклом.

Так как индивиды имеют возможность компенсировать изменения жизненного цикла дохода посредством займов или сбережений, уровень жизни в любом году в большей степени зависит от доходов, полученных в течение всей жизни, чем в течение года. Молодые люди часто занимают средства (получение образования, покупка дома), а затем, когда их доходы возрастают, расплачиваются по кредитам. Наиболее высокий уровень сбережений — у людей среднего возраста. Поскольку индивиды имеют возможность накапливать в ожидании старости определенные средства, уменьшение доходов в пенсионном возрасте не означает аналогичного ухудшения уровня жизни.

Экономический жизненный цикл затрудняет оценку истинного неравенства в уровне жизни. Для получения достоверных результатов уместно рассматривать распределение доходов, полученных в течение жизни, а не годовых доходов. Тем не менее, когда рассматривается любая информация о неравенстве доходов, не стоит забывать, о каком этапе жизненного цикла индивидов идет речь. Доход, полученный в течение жизни, распределяется более равномерно, чем годовой доход.

Временный и постоянный доход. Доходы в течение жизни людей изменяются не только в связи с этапами жизненного цикла, но и под воздействием различных случайных или временных событий. Так, заморозки в штате Флорида могут погубить урожай апельсинов, и доходы садоводов временно снизятся. В то же время сокращение предложения приведет к повышению цен на апельсины, и доходы калифорнийских садоводов временно возрастут.

Так же как индивиды имеют возможность занять или одолжить кому-то деньги для того, чтобы смягчить изменения жизненного цикла дохода, они могут заимствовать или ссудить кому-то денежные средства, чтобы сгладить временные изменения в доходе. Если под влиянием погодных условий доходы калифорнийских садоводов увеличились, кто-то из них растранжирит «свалившиеся с неба деньги», а кто-то — отложит их на «черный день». Флоридские садоводы, доходы которых временно сокращаются, вынуждены использовать свои сбережения или прибегнуть к банковским ссудам. В той степени, в которой семья сберегает и занимает средства, чтобы компенсировать временные изменения дохода, колебания доходов не влияют на уровень жизни. Способность семьи приобретать товары и услуги в значительной степени зависит от уровня постоянного дохода, то есть обычного, или среднего дохода.

Объективная оценка уровня жизни предполагает анализ распределения постоянного, а не годового дохода. Так как постоянный доход исключает временные изменения дохода, он распределяется более равномерно, чем текущий доход.

 

Экономическая мобильность

 

Когда мы слышим рассуждения о «богатых» и «бедных», нам иногда кажется, что разговор идет о каких-то устойчивых образованиях. В действительности это не всегда так. Экономика страны отличается достаточно высокой экономической мобильностью, когда индивиды переходят из группы с одним уровнем доходов в другую. Движение вверх по лестнице доходов может быть обусловлено удачей или упорной работой, а движение вниз — неблагоприятными изменениями в конъюнктуре или простой человеческой ленью. Мобильность отражает и временные и постоянные изменения в доходах.

Высокий уровень экономической мобильности означает, что многие из тех, кто находится ниже черты бедности, «попали» туда временно. Проблема бедности в долгосрочном периоде актуальна для ограниченного круга семей: около 25 % семей попадают за черту бедности на год, задерживаются на восемь и более лет — меньше 3 % семей. Очевидно, что «временные» и «постоянные» бедняки сталкиваются с различного рода проблемами; следовательно, государственная политика борьбы с бедностью должна учитывать специфику этих групп населения.

Другой способ оценки экономической мобильности — устойчивый экономический успех, «знамя» которого передается из поколения в поколение. Экономисты, изучавшие этот вопрос, обнаружили существенную мобильность в группах с высоким доходом. Если отец зарабатывает на 20 % больше среднего дохода своего поколения, наиболее вероятно, что его сын будет получать доход, превышающий заработки сверстников всего на 8 %. Зависимость между уровнем доходов деда и доходами внука практически отсутствует. Наиболее адекватно описывает ситуацию старая поговорка о том, что между одним родившимся в рубашке баловнем судьбы и следующим счастливцем проходит три поколения.

Одно из следствий высокой экономической мобильности — огромное число миллионеров, которые обрели состояние исключительно благодаря личным усилиям (не меньшее число наследников «пустили по ветру» свои состояния). По оценкам 1996 г., чистая стоимость (активы минус задолженность) 2,7 млн домашних хозяйств США (2,8 % населения) превышает $ 1 млн. Примерно четверо из каждых пяти миллионеров сделали свое состояние «своими руками», либо в собственном бизнесе, либо поднявшись по корпоративной лестнице, и только один из них относится к категории счастливых наследников.

Программы борьбы с бедностью.

А) Законодательство о минимальном размере оплаты труда.

Законодательство, устанавливающее минимальную зарплату, — повод для непрекращающихся дискуссий. Его сторонники рассматривают определение нижнего предела заработной платы как способ помощи работающим бедным, не требующий непосредственного вмешательства правительства. Критики считают, что закон о минимальном размере оплаты труда наносит ущерб прежде всего беднякам, права которых он вроде бы призван гарантировать.

Экономическая роль закона о минимальной зарплате проясняется, как только мы используем в нашем анализе инструменты спроса и предложения. Его введение означает увеличение заработной платы работников с низким уровнем квалификации и опыта выше равновесного уровня спроса и предложения. Следовательно, издержки фирм повышаются, а количество труда, которое требуется фирмам, уменьшается, вследствие чего растет уровень безработицы среди групп людей, которых непосредственно затрагивает рассматриваемый нами закон. Те, кто имеет работу, выигрывают, получая более высокую заработную плату, те, кто мог бы получить работу при более низкой заработной плате, но оказался «за воротами» фирм, несут убытки.

Соотношение этих эффектов определяется прежде всего эластичностью спроса на труд. Сторонники высокого минимального размера оплаты труда утверждают, что спрос на неквалифицированный труд относительно неэластичен, поэтому высокий минимальный размер оплаты труда незначительно уменьшает занятость. Критики установления нижнего предела зарплаты утверждают, что спрос на труд эластичен, особенно в долгосрочном периоде, когда фирмы имеют возможность изменить количество работников и объем производства. Они отмечают, что многие работники, получающие минимальную заработную плату, — подростки, выходцы из среднего класса, поэтому политика установления нижнего предела оплаты труда, как политика, направленная на оказание помощи беднейшим слоям населения, неэффективна

Б) Социальное страхование.

Один из способов повышения уровня жизни беднейших граждан — прямое пополнение их доходов государством, для чего используется система социального страхования. Социальное страхование — широкий термин, который включает различные правительственные программы, в частности в США существует программа помощи семьям с детьми (АFDС). Типичная семья, получающая помощь по программе АFDС,— семья без отца, с неработающей матерью. (Принятый в 1996 г. закон о реформе социального страхования инициировал значительные изменения в программе АFDС). Другая программа социального страхования (SSI) направлена на предоставление помощи больным или нетрудоспособным малообеспеченным гражданам. Участниками этих программ являются далеко не все граждане, имеющие низкие доходы. Получатели помощи должны обладать некими дополнительными, в сравнении с другими бедняками, «нуждами», связанными с воспитанием маленьких детей или нетрудоспособностью.

Критика программ социального страхования состоит в том, что они создают стимулы к получению государственной поддержки. Например, они побуждают отцов семейств к реальному или фиктивному уходу, так как многие семьи получают финансовую поддержку только в тех случаях, когда отец детей живет отдельно. Они ведут к увеличению числа случаев рождения детей вне браков, так как помощь одинокой женщине предоставляется только в тех случаях, когда у нее есть дети. Критики программ социального страхования утверждают, что такая политика только обостряет проблемы, которые она призвана решать.

Насколько серьезны проблемы системы социального страхования? Никто точно не знает. Сторонники системы социального страхования указывают на то, что бедная одинокая мать, живущая на государственное пособие, вряд ли может рассматриваться как образец для подражания. Более того, анализ показывает, что уменьшение количества семей с двумя родителями вряд ли связано с системой социального страхования, как иногда заявляют ее критики. С начала 1970-х гг. пособия по социальному страхованию в США (скорректированные к уровню инфляции) уменьшились, хотя доля детей, живущих в семье с единственным родителем, возросла.

В) Отрицательный подоходный налог.

Какую бы систему сбора налогов ни выбрало правительство, она воздействует на распределение доходов, особенно в случае прогрессивного подоходного налога, когда семьи с высокими доходами отдают правительству в виде налогов больший процент заработков в сравнении с малообеспеченными семьями. Равенство между группами населения, получающими различные доходы, — важный критерий создания налоговой системы государства.

Многие экономисты выступают за перераспределение доходов в пользу бедных с помощью отрицательного подоходного налога, когда богатые семьи платят налоги на основе дохода, а малоимущие семьи получают правительственную субсидию, то есть «платят» отрицательный налог.

Предположим, что правительство для расчета налоговых обязательств семьи использовало следующую формулу:

подлежащий уплате налог = 1/3 дохода — $ 10 тыс.

В этом случае семья, доходы которой составили $ 60 тыс., заплатила бы в качестве налогов $ 10 тыс., семья с доходами в $ 90 тыс. — $ 20 тыс. Семья с доходами в $ 30 тыс. не должна платить налогов, а хозяйство, члены которого получили за год лишь $ 15 тыс., «платит» отрицательный налог, равный $ 5 тыс., то есть правительство доплачивает ему $ 5 тыс.

Система отрицательного подоходного налога позволяет семьям бедняков получать финансовую помощь без всяких справок о бедственном положении. Единственное основание получения помощи со стороны общества — низкий доход. В зависимости от точки зрения данная особенность может быть как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, отрицательный подоходный налог не будет влиять на число детей, рожденных вне брака, или на статистику разводов (в отличие от современной системы социального страхования, по мнению ее критиков). С другой стороны, отрицательный подоходный налог субсидирует лентяев, которые, по мнению некоторых экономистов и политиков, не заслуживают помощи правительства.

Отрицательный подоходный налог напоминает налоговый кредит на заработанный доход, который позволяет работающим членам бедных семей получать возмещение подоходного налога, превышающее уплаченные в течение года налоги. Некоторые экономисты считают, что поскольку налоговый кредит на заработанный доход относится только к работающим бедным, он стимулирует его получателей к труду, в отличие от других программ по борьбе с бедностью. Однако налоговый кредит не применим в случаях безработицы, болезни или нетрудоспособности представителей беднейших слоев населения.

Г) Трансфертные платежи в натуральной форме.

Еще один способ оказания помощи малоимущим — прямое предоставление определенных товаров и услуг. Например, благотворительные организации обеспечивают нуждающихся продуктами питания, кровом и игрушками на Рождество. Правительство выдает бедным семьям талоны на питание, которые используются для покупки продуктов в магазинах; обеспечивает медицинское обслуживание с помощью специальных программ. Сравнима ли эффективность трансфертов в натуральной форме и прямых денежных платежей? Однозначного ответа не существует.

Сторонники трансфертов в натуральной форме утверждают, что они гарантируют получение бедными семьями самого необходимого. Именно в беднейших семьях широко распространено употребление алкоголя и наркотиков. Предоставляя малоимущим продукты питания и кров, общество может быть более уверенным, что оно способствует ограничению подобных пагубных привычек. Именно по этой причине трансферты в натуральной форме более популярны, чем денежные выплаты.

Сторонники денежных платежей утверждают, что трансферты в натуральной форме неэффективны и неэтичны. Правительство не знает, в каких товарах и услугах более всего нуждаются бедняки. Многие малообеспеченные граждане — обычные люди, которым просто не повезло, но они имеют право самостоятельно выбрать путь к повышению уровня жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.035 с.)