Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками



 

Организация в ходе своей деятельности продает продукцию, товары, выполняет работы или оказывает услуги покупателям и заказчикам. Расчеты с ними производят на основании договоров.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», план счетов содержит группу статей «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Покупатели - это организации, которые хотят приобрести у данной организации какой - либо товар, готовую продукцию, работу, услуги [10].

Основными первичными документами по учету расчетов с покупателями и заказчиками являются: приказ - накладная, товарно-транспортная накладная, акт приема-сдачи выполненных работ, товарная накладная, приемные квитанции (по видам реализуемой продукции), которые используют при реализации сельскохозяйственной продукции заготовительным организациям, счет - фактура. Основными платежными документами являются: платежные поручения, требования, требования - поручения [2; 150].

При любых продажах организация обязана в течение 5 дней после отгрузки продукции (товара) или подписания акта по оказанным услугам (выполненным работам) выписать счет-фактуру в двух экземплярах, один из которых передается покупателю, а другой хранится в организации.

Информация о выписанных организацией счетах-фактурах собираются в специальных регистрах налогового учета: журнале регистрации счетов - фактур выставленных и в книге продаж. В книге продаж отражается также информация об авансах, полученных от покупателей.

При отгрузке продукции покупателям возникает дебиторская задолженность покупателя, отраженная в сумме, рассчитанной, исходя из цены продажи продукции (товаров, работ, услуг) со всеми налогами, взимаемыми с покупателя. В этом случае данные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета: по Дт счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и Кт счета 90 «Продажи». Факт свершения сделки по продаже продукции вызывает необходимость отражения суммы задолженности перед бюджетом по НДС, исчисленному исходя из стоимости проданной продукции. Если учетной политикой организации предусматривается учет выручки в целях налогообложения «по отгрузке», то задолженность перед бюджетом по НДС отражается бухгалтерской записью: Дт счета 90 «Продажи» и Кт счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Организации, согласно принятой учетной политике, исчисляющие НДС «по оплате», отражают начисление налога записью: Дт счета 90 «Продажи», субсчет «НДС» и Кт счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС». В этом случае до момента оплаты НДС учитывается как кредиторская задолженность по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». После того, как оплата поступила, эта кредиторская задолженность переводится на счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» [1;50].

Оплату расчетных документов за отгруженную продукцию покупателями и заказчиками подтверждает поступление денежных средств на расчетные счета организации, что уменьшает дебиторскую задолженность и отражается бухгалтерской записью: Дт счета 51 «Расчетные счета» и Кт счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги), а также возникающие суммовые и курсовые разницы.

Суммы полученных авансов и предварительной оплаты на счетах бухгалтерского учета отражаются записью: Дт счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др. и Кт счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные». При расчете сумм ранее полученных авансов при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за полностью произведенные работы, проданные изделия производится бухгалтерская запись: Дт счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» и Кт счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Положительные суммовые разницы, возникающие по обычным видам деятельности, отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и Кт счета 90 «Продажи». Отрицательные суммовые разницы оформляют по этим счетам сторнировочной записью. Суммовые разницы по операциям продаж основных средств и других активов отражаются по Дт счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и Кт счета 91 «Прочие доходы и расходы», а отрицательные курсовые разницы по операциям продаж продукции и оказания услуг иностранным партнерам отражают по Дт счета 91 «Прочие доходы и расходы» и Кт счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Невостребованная в срок задолженность покупателей и заказчиков списывается с Кт счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в Дт счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или счета 91 «Прочие доходы и расходы» [3;14].

Данные первичных документов ежедневно отражаются в накопительной ведомости аналитического учета. Она открывается на каждый месяц. Аналитический учет в ней по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. Итоговые данные за месяц из ведомости переносятся в журнал - ордер №11 (регистр синтетического учета) и главную книгу. Должна обеспечиваться возможность получения данных о задолженности, обеспеченной векселями, срок поступления средств по которым не наступил; дисконтированными векселями (учтенными в банке); векселями, по которым денежные средства не поступили в срок; по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по неоплаченным в срок расчетным документам; по авансам полученным [3; 14].

 





Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.004 с.)