Проблемы применения мер нетарифного регулирования после вступления России в ВТО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы применения мер нетарифного регулирования после вступления России в ВТО



нетарифный регулирование квотирование антидемпинговый

Сущность нетарифного регулирования внешней торговли не может быть раскрыта без учета одной из важнейших тенденций развития современной международной торговли - унификации организационно-правовых форм ее регулирования на международном уровне. Характеризуя эту тенденцию, И.И. Дюмулен отмечал, что расширение национального аппарата регулирования внешнеэкономических отношений сопровождается развитием межгосударственных форм регулирования: появляются международные экономические организации и учреждения, координирующие экономическую и торговую политику, формирующие новую правовую инфраструктуру международных экономических отношений, создающие основы международного экономического механизма, обслуживающего экономические (в том числе внешнеторговые) связи между странами.

Международное регулирование внешней торговли нацелено прежде всего на гармонизацию и унификацию национальных процедур применения инструментов торговой политики. Это в полной мере касается и нетарифных мер. Международные принципы нетарифного регулирования внешней торговли формируются в ходе многосторонних переговоров, проходящих в рамках универсальных международных организаций (ГАТТ-ВТО), а также в различного рода региональных интеграционных объединений, таможенных и экономических союзов (например, Соглашение <consultantplus://offline/ref=7D867A7B8F9973F2F1DEB499BEFEE31C356C21EE1062C489140C56D0s9q0E> о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза, заключенное в 1997 г. Республикой Беларусь, Казахстаном, Киргизией и Российской Федерацией; впоследствии к нему присоединились Узбекистан и Таджикистан).

Принципы торговой политики, формируемые в рамках ГАТТ-ВТО, являются универсальными и определяют общепризнанные подходы к вопросам применения тех или иных инструментов государственного регулирования внешней торговли. Авторитет ГАТТ-ВТО настолько высок, что даже немногочисленные государства, не являющиеся членами этой организации, как правило, следуют принципам, закрепленным в ее документах.

Влияние ВТО на формирование современной многосторонней системы регулирования международной торговли достаточно подробно исследовано в российской науке. Этому вопросу посвящены многочисленные монографии и диссертации. В рамках настоящего исследования сформулируем основные положения международной системы согласованного применения нетарифных инструментов внешнеторгового регулирования.

Международная система регулирования торговли, сформированная в рамках ГАТТ-ВТО, исходит из запрета странам-участницам использовать какие-либо меры ограничения ввоза и вывоза товаров, кроме таможенных тарифов. Комментируя принцип исключительной таможенно-тарифной защиты, профессора Университета Париж-1 (Сорбонна) Д. Карро и П. Жюйар, отмечают следующее: «Чтобы международная торговля могла гармонично развиваться, необходимо также, чтобы на ее пути не было непреодолимых препятствий. Следовательно, главный принцип международной торговли состоит в том, что государства вправе ограничить доступ на национальный рынок только посредством таможенных пошлин. Это действительно наиболее прозрачный и объективный метод, который основан исключительно на разнице в цене между национальным и иностранным товаром. Кроме того, многосторонняя торговая система - по крайней мере, если она строится на свободном предпринимательстве и свободном рынке, - должна сохранять конкурентную среду, а условия конкуренции должны быть равными для всех».

Принцип исключительной таможенно-тарифной защиты может быть сформулирован иначе как принцип запрета нетарифных барьеров. Страны - члены ВТО обязались устранять нетарифные барьеры, заменяя их таможенными пошлинами - соответствующим тарифным эквивалентом. В практике многостороннего регулирования внешней торговли это получило название тарификации торговых ограничений.

Несмотря на то что основные положения ГАТТ посвящены таможенно-тарифному регулированию, торговая практика, по выражению И.И. Дюмулена, все же "втягивала в сферу деятельности ГАТТ нетарифные меры". Взяв курс на отмену нетарифных мер, ГАТТ-ВТО в своих документах одновременно закрепляет значительное количество исключений, позволяющих на практике реанимировать применение нетарифных мер. В настоящее время "в порядке исключения" допускается использование государствами - членами ВТО:

запрещений или ограничений экспорта, временно применяемых для предотвращения или ослабления критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение для экспортирующего государства;

ограничений импорта сельскохозяйственных товаров, включая продукты рыболовства, при проведении государственных мероприятий, направленных на сокращение национального производства подобных товаров или на ликвидацию затоваривания;

ограничений в целях обеспечения равновесия платежного баланса;

ограничений в случае импорта товара в значительно увеличенных количествах (государство - член ВТО имеет право на применение защитной меры, если было установлено, что импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли национального производства, производящей подобные или непосредственно конкурирующие товары);

нетарифных мер, применяемых странами, экономика которых не может обеспечить достойный уровень жизни и находится на ранних стадиях развития (если требуется государственная помощь для создания и развития определенной отрасли промышленности) и др.

Курс ВТО на либерализацию внешней торговли, предусматривающий, в том числе запрет нетарифного регулирования и тарификацию торговых ограничений, соответствует интересам национальных производителей, решающих задачу выхода на внешние рынки. В то же время он противоречит интересам тех субъектов экономической деятельности, которые не стремятся выйти на международные рынки и при этом рассчитывают на создание эффективной защиты от иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

Этими различиями в интересах во многом объясняются противоречивость и непоследовательность ряда норм ГАТТ-ВТО, наличие в достигнутых соглашениях отдельных положений, позволяющих давать им различные толкования. На практике это нередко приводит к появлению споров и даже серьезных торговых конфликтов, связанных с применением инструментов нетарифного регулирования, что в конечном счете существенно снижает эффективность многостороннего регулирования.

Частично данную проблему удается решить путем детализации нормативного регулирования и принятия в рамках ВТО многосторонних соглашений (иногда называемых кодексами), регулирующих применение нетарифных мер: Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по таможенной оценке товаров (Соглашение по применению статьи VII ГАТТ), Соглашение по правилам происхождения товаров, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по антидемпинговым мерам (Соглашение по применению статьи VI ГАТТ), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм и др.

Международная система согласованного применения нетарифных мер, сложившаяся на сегодняшний день в рамках ВТО, может быть в самых общих чертах определена с помощью следующих принципов:

осуществление нетарифного регулирования в соответствии с режимом наибольшего благоприятствования в отношении доступа товаров на внутренний рынок страны импортера и в соответствии с национальным режимом в отношении положения товара на внутреннем рынке;

транспарентность нормативной базы нетарифного регулирования;

обеспечение свободы транзита при осуществлении нетарифного регулирования;

запрет на все формы количественных ограничений;

установление правил применения нетарифных мер, при реализации которых возможно проявление скрытых форм дискриминации и протекционизма (использование технических барьеров, санитарных мер, особенности таможенных и пограничных процедур и т.д.);

сбалансированность в применении нетарифных мер, предусматривающая возможность применения установленных мер защиты интересов государства-импортера от несправедливой торговой практики, резких неблагоприятных колебаний экономической конъюнктуры (антидемпинговые, компенсационные и специальные меры), а также ряда чрезвычайных ситуаций (кризисное состояние национальной промышленности, стихийные бедствия, обеспечение безопасности населения и соблюдение норм публичной морали).

Функционирование многосторонней системы согласованного применения нетарифных инструментов демонстрирует глубинное противоречие, заложенное в международный механизм регулирования внешней торговли: с одной стороны, он исходит из принципа устранения нетарифных барьеров и тарификации торговых ограничений, а с другой стороны, на практике сталкивается с фактическим расширением зоны нетарифного регулирования, подтверждающим невозможность полной отмены нетарифных барьеров по экономическим и торгово-политическим соображениям. Выход в сложившейся ситуации видится прежде всего в том, чтобы продолжать совершенствовать нормативное регулирование нетарифных мер в рамках ВТО и договариваться о согласованной на межгосударственном уровне дисциплине их применения.


 

Заключение

 

Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть результат общественного разделения труда в международном масштабе. Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим на уровень развития страны и ее регионов. Мировое хозяйство развивается и сейчас все сильнее и сильнее ощущается тенденция глобальной интеграции, необходимость расширения участия стран в международных связях. Для реализации этого требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие, прежде всего, вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны. Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе. Именно поэтому меры нетарифного регулирования ВЭД должны быть развиты на государственном уровне, ведь их реализация поможет упорядочить внешнюю торговлю.


 

Список использованной литературы

 

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. Протокола <consultantplus://offline/ref=C34760B3D3A97617C7E1F7AB60133E1A085013690EE17557BDB9DC8678C45360736ECE1C5C6EA81Co7oCE> от 16.04.2010).

.   Соглашение «о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 25.01.2008г.

.   Соглашение «о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран».

.   Соглашение «о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 9.06.2009 г. (п. 6 ст. 3 <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD95D715D50D53EB69338C0F44E20EBC0D424F04918EB9016F7EFB19EF98CB11n2E>).

.   Статья «Лицензирование внешней торговли товарами на заре Таможенного союза: пикник на обочине» (Суслов А.Ю.)("Торговое право", 2012, N 2); СПС «Консультант Плюс».

.   Решение <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD95D715D50D53EB693E820942E20EBC0D424F0419n1E> Комиссии ТС от 16.08.2011 N 747 "О внесении изменений в нормативно-правовые акты Таможенного союза в сфере нетарифного регулирования в отношении этилового спирта и алкогольной продукции"

.   Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19.

.   Решение Комиссии ТС от 27.11.2009 N 132.

.   Примечание к разделу 2.7 <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD95D715D50D53EB6A358D044DE20EBC0D424F04918EB9016F7EFB10E819n8E> «Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами».

.   Приказ <consultantplus://offline/ref=4CFE84CDEEB41148EACD95D715D50D53EB6B348A0946E20EBC0D424F0419n1E> Минпромторга России от 30.12.2009 N 1212 "О распределении полномочий в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации и его территориальных органов по выдаче лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров" // Таможенный вестник. 2010. N 2.

.   Дюмулен И.И. Современный протекционизм США и других развитых капиталистических государств: Автореф. дис. докт. экон. наук. М., 1982.

.   Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы / Ин-т мировой экономики и международных отношений. М., 2003; Основы торговой политики и правила ВТО. М., 2005.

.   Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М., 2003.

.   Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ: руководство / Под ред. Дэвида Г. Тарра. М., 2006.

.   Фролов В.Ф. Присоединение России к ВТО, Региональные аспекты. СПб., 2007.

.   Гильмендинова И.А. ВТО как институт регулирования международных торговых отношений: Дис. канд. экон. наук. М., 2004.

.   Панькова Н.А. Возможности, пути и последствия применения нетарифных мер регулирования внешней торговли России в условиях ее вступления в ВТО: Дис. канд. экон. наук. М., 2006.

.   Цепов А.Б. Международно-правовые аспекты деятельности Всемирной торговой организации: Дис. канд. юрид. наук. М., 1999.

.   Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М., 2004. С. 318.

.   Загашвили В.С. Применение торгово-политических инструментов в рамках ВТО / Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы. М., 2003. С. 7-22.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.022 с.)