Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 100 и в какой последовательности изучают по различным программам математики начальных классов. Укажите теоретическую основу каждого приема.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Какие вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 100 и в какой последовательности изучают по различным программам математики начальных классов. Укажите теоретическую основу каждого приема. Вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 100 следующие: 1. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд (25+3 и 25-3) 2.Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с переходом через разряд (37+5 и 32-7) 3. Сложение и вычитание двух двузначных чисел без перехода через разряд (64-21и 64+21) 4. Сложение и вычитание двух двузначных чисел с переходом через разряд (28+54 и 62- 36) Приемы сложения и вычитания в пределах 100 начинают изучать с повторения теоретического материала. Теоретическим материалом всех этих случаев являются следующие темы:
1. Нумерация чисел в пределах 100; 2. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания в пределах 10 и 20; 3. Знание разрядного состава двузначных чисел; 4. Знание законов сложения (переместительного и сочетательного) и вывода из них: к единицам удобнее прибавлять (вычитать) единицы, а к десяткам десятки; 5. Действия сложения и вычитания как: сложение числа к сумме, вычитание числа из суммы, прибавление суммы к числу, вычитание суммы от числа, прибавление суммы к сумме и вычитанию суммы из суммы.
В учебниках математики разных программ предлагают различную последовательность изучения вычислительных приемов.
Рассмотрим подробнее последовательность в различных программах, анализируя учебники сначала по программе М.И. Моро: По программе М.И. Моро следующая последовательность изучения вычислительных приемов на сложение и вычитание:
Сложение и вычитание круглых десятков (двузначных разрядных чисел), которое сводится к сложению и вычитанию однозначных чисел, выраженных числом десятков.
Теоретическая основа данного приема следующая: 1. Знание разрядного состава чисел; 2. Соотношение между десятками и единицами; 3. Случаи сложения и вычитания в пределах 10.
Например, чтобы к 20 прибавить 20, достаточно к 2 десяткам прибавить 4 десятка, будет 6 десятков, или 60, а, чтобы из 70 вычесть 50, достаточно из 7 десятков вычесть 5 десятка, будет 2 десятка, или 20. Объяснение решение двух-трех примеров иллюстрирующих рисунками и такой записью:
По программе Моро прием рассматривается во втором классе, первой части учебника: М2М, часть 1, стр. 57 Является подготовительным этапом в изучении устных случаев сложения и вычитания. М2М, часть 1, стр. 57 М2М, часть 1, стр. 57 2. Рассматривают свойства сложения числа к сумме, пользуясь которой и раньше усвоенными знаниями, вводят приемысложения двузначного числа и разрядного без перехода через разряд, случаи: 46+20, 46+2. Здесь же, используется прием перестановки слагаемых, рассматривают случаи 2+46.
По программе Моро рассмотрение данного приема выглядит следующим образом: М2М, часть 1, стр. 58 В случае 46+2 предлагается применить сочетательное свойство сложения: 40+(6+2)=48 В случае 46+20 предлагается применить переместительное свойство вместе с сочетательным: 40+6+20=(40+20)+6=66 Вывод, по программе Моро, дают следующий: Единицы складывают с единицами. Десятки складывают с десятками. Этот вывод отражает принцип поразрядного сложения и вычитания чисел в пределах 100.
3. Вычитание числа из суммы и приемы вычитания из двузначного неразрядного числа разрядного без перехода через разряд, случаи: 48-30, 48-3 и 40-3. По программе Моро рассмотрение данного приема выглядит следующим образом: М2М, часть 1, стр. 59 Аналогично вычислительным приемам сложения: В случае 48-3 предлагается применить сочетательное свойство сложения: 40+(8-3)=45 В случае 48-30 предлагается применить переместительное свойство вместе с сочетательным: 48-30=(40-20)+6=26 Вывод, по программе Моро, дают следующий: Единицы вычитают из единиц. Десятки вычитают из десятков.
М2М, часть 1, стр. 60 В данном случае предлагается применить сочетательное свойство сложения:
96+4=90+(6+4)=100 М2М, часть 1, стр. 61 Ученики дают такое объяснение: 60-3. Заменю число 60 суммой удобных слагаемых 50 и 10; получили пример: от суммы чисел 50 и 10 отнять 3; удобнее отнять 3 от 10, от второго слагаемого, и найденный результат(7) прибавить к 50, к первому слагаемому, будет 57 М2М, часть 1, стр. 62 7. Потом рассматривают свойство прибавления суммы к числу, на основании которой раскрывают табличные случаи сложения с переходом через десяток.Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток. Используют прием прибавления по частям. По программе Моро рассмотрение данного приема выглядит следующим образом: М2М, часть 1, стр. 66 26+7=33. Опираемся на прием сложения двух однозначных чисел с переходом через разряд. 26+(4+3)=33. В качестве дидактического материала Моро предлагает использовать счеты. Решая примеры, ученики дают соответствующие объяснения, например: 6+7. Заменю число 7 сумою удобных слагаемых 4 и 3; Получили например: к числу 6 прибавить сумму чисел 4 и 3; удобнее прибавить к 6 число 4, первое слагаемое 6 второе 4, и к полученному результату, 10, прибавить 3, сумма чисел равна 13. 47+9. Заменим число 9 суммой удобных слагаемых 3 и 6; получим пример: к 47 прибавить сумму чисел Из и 6; удобнее до 47 прибавить Из, первое слагаемое, и к найденному результату, до 50, прибавить 6, другое слагаемое, будет 56. Запись: 47+9=47 +6=56.
М2М, часть 1, стр. 67 В качестве дидактического материала Моро предлагает использовать счеты. М2М, часть 2, стр.4
65 + 14 = 60 + 5 + 10 + 4 = 60 + 10 + 5 + 4 = 79 Одновременно объясняют: заменим каждое число суммой разрядных слагаемых, пример: к сумме чисел 60 и 5 прибавить сумму чисел 10 и 4; удобнее прибавить первые слагаемые 60 и 10, потом вторые 5 и 4, прибавив результаты, получаем 79.
10. Прием вычитания из двузначного числа двузначного без перехода через разряд: По программе Моро рассмотрение данного приема выглядит следующим образом: М2М, часть 2, стр.5
В качестве дидактического материала Моро предлагает использовать счетные палочки. Из 5 пучков убираем 2 пучка. Из 7 несвязанных палочек вычитаем 6, получаем 31.
М2М, часть 2, стр.29
По программе Моро также предлагается использовать дидактический материал при изучении темы – счетные палочки.
Сначала вычитают десятки, затем единицы. Из пяти пучков вычитаем 2 пучка. Из одного пучка и 2 палочек (12) вычитаем 4(сумма 2+2). Из 12 вычитаем 2, а затем 10 вычитаем еще 2. Получаем 2 пучка и 8 палочек. 28. 52-24=28 (52-20)-4=28 По программе Моро мы рассмотрели все случаи сложения и вычитания в пределах 100, отсутствует лишь 11 прием: Сложение двузначного числа с двузначным с переходом через десяток.
М2И, часть 1, стр.8
Дают сначала выражения исключительно с однозначными числами, а затем заменяют их на двузначные *10. Дают детям вспомнить разрядных состав чисел, подводя, задавая вопрос: «Можно ли в каждой паре найти значение второго выражения, пользуясь значением первого?».
2 и 3 прием (Приемысложения двузначного числа и разрядного без перехода через разряд, вычитание числа из суммы и приемывычитания из двузначного неразрядного числа разрядного без перехода через разряд) по программе Истоминой рассматривают, опираясь на упражнения, вместе: сложение и вычитание. М2И, часть 1, стр.15 И 5, 6 приемы (Частные случаи прибавления к двузначным однозначных чисел, когда в сумме получается круглое число, вычитания однозначного числа из круглого, вычитания двузначного числа из круглого) также рассматриваются вместе: сложение и вычитание.
М2И, часть 1, стр.21 Истомина предлагает воспользоваться моделями десятков и единиц, если у учеников возникнут трудности. М2И, часть 1, стр.54
Приемы Истомина выводит через интересные упражнения. М2И, часть 1, стр.101
7.Сложение двузначных и однозначных чисел с переходом через десяток. М2И, часть 1, стр.94 В качестве дидактического материала Истомина предлагает использовать треугольники с кармашками по 10 кружочков на каждом и отдельные куржочки. М2И, часть 1, стр.107 М2И, часть 1, стр.108 Вывод приема также через интересные, наглядные упражнения. 9 и 10 приемы (Случай сложения двузначного числа и двузначного без перехода через разряд, прием вычитания из двузначного числа двузначного без перехода через разряд) В учебниках по программе Истоминой подробно не рассматривается, переходят сразу к 11. А это значит, что их нужно будет выводить самостоятельно.
М2И, часть 2, стр. 12 М2И, часть 2, стр. 21 В понимании приема детям в помощь, по программе Истоминой, предлагаются рассуждения героев помощников учебника. По программе Л.Г. Петерсон приемы рассматриваются с первого класса, 3 части учебника. Последовательность значительно отличается от двух предыдущих программ. М1П, часть 3, стр.46 В учебниках сначала вспоминают разрядный состав числа, а затем переходят к самому приему: М1П, часть 3, стр.49 В качестве наглядности используют треугольники (можно использовать в качестве наглядного пособия на доске) М1П, часть 3, стр.68 Сначала с данным приемом знакомятся в первом классе, выводят правила: 1.Чтобы сложить двузначные числа, можно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы. 2. Чтобы вычесть двузначные числа, можно из десятков вычесть десятки, а из единиц единицы. Затем во втором классе, 1 части этот прием повторят, с дополнением новых знаний.
М2П, часть 1, стр.10 4.Частный случай прибавления к двузначным однозначных чисел, когда в сумме получается круглое число: М2П, часть 1, стр.12 Можно использовать наглядный материал: треугольники и кружки. 27 +3 = Два треугольника и 7 кружков + 3 кружка => 7 кружков + 3 кружка = 10 кружков или 1 треугольник + 2 треугольника = 3 треугольника или 30. 5. Вычитание однозначного числа из круглого: М2П, часть 1, стр.16 Аналогично прошлому приему, работа с наглядным пособием. 6.Вычитания двузначного числа из круглого вида: М2П, часть 1, стр.18 Аналогично прошлому приему, работа с наглядным пособием. 7 и 8:Сложение двузначного и однозначного и сложение двузначного числа с двузначным с переходом через десяток: М2П, часть 1, стр.23 Решая примеры, ученики дают соответствующие объяснения, например: 8+5. Заменю число 5 сумою удобных слагаемых 2 и 3; Получили например: к числу 8 прибавить сумму чисел 2 и 3; удобнее прибавить к 8 число 2, первое слагаемое 8 второе 2, и к полученному результату, 10, прибавить 3, сумма чисел равна 13. 18+25. Заменим число 25 суммой удобных слагаемых 20 и 5; получим пример: к 18 прибавить удобнее всего 20, получим 18+20=38, оставшийся удобного слагаемое заменю также суммою удобных слагаемых 2 и 3; Получили например: к числу 38 прибавить сумму чисел 2 и 3; удобнее прибавить к 8 число 2, первое слагаемое 38 второе 2, получили 40 + 3=43 М2П, часть 1, стр.25 24-6 Ученик объясняет: "Заменю число 6 суммой удобных слагаемых 4 и 2; приведем пример: от 24 отнять сумму чисел 4 и 2; удобнее сначала отнять 4, первое слагаемое, а от найденного результата, от 20, отнять 2, второе слагаемое, получим 18".
43-24. Сначала вычитают десятки, затем единицы. Из 4 треугольников(десятков) вычитаем 2 треугольника. Из одного треугольника и 3 кружков (13) вычитаем 4(сумма 3+1). Из 13 вычитаем 3, а затем 10 вычитаем еще 1. Получаем 1 треугольник и 9 кружков = 19. Приемы 2 и 3 (По стандартной последовательности) (Сложения двузначного числа и разрядного без перехода через разряд, вычитание числа из суммы и приемы вычитания из двузначного неразрядного числа разрядного без перехода через разряд) по программе Петерсон подробно не рассматриваются. По программе И.И. Аргинской с вычислительными приемами знакомят во 2 классе, 1 части учебника. Многие приемы в данной программе не рассматриваются, а значит их нужно выводить самостоятельно. М2А, часть 1, стр.64 Аргинская предлагает в помощь наглядное пособие: счетные палочки. Выводы детям предстоит делать самостоятельно, опираясь на заданные вопросы учебника. М2А, часть 1, стр.66 Далее детям предлагают вариант вычисления, где суммой заменяют оба двузначных числа. В помощь также могут пойти счетные палочки. Делается вывод: При сложении двузначных чисел удобно складывать десятки с десятками, а единицы – с единицами. М2А, часть 1, стр.68 Единственная программа в которой выводят подробный алгоритм вычисления. М2А, часть 1, стр.72 К вычитанию также приводится подробный алгоритм вычисления. М2А, часть 1, стр.92 Также как и по программе Истоминой на помощь ученикам приходят герои-помощники учебника. Детям нужно сравнить случаи вычитания без перехода и с переходом через разряд. Следом идут вычисления: уменьшаемое и вычитаемое заменяем суммой разрядных слагаемых. Остальные приемы устных вычислений по программе подробно не рассматриваются, они появляются в упражнениях, перемешанные с другими. Вывод: практически все случаи (с одним минусом) рассматриваются по программам Моро и Истоминой. По программе Моро каждый случай разбирается подробно, у Истоминой случаи нужно вылавливать из упражнений, но интересных упражнений, помогающим детям в понимании приемов. По программе Петерсон отсутствуют 2 и 3 случай (по стандартной последовательности), последовательность приемов в данной программе сильно рознится с другими. По программе Аргинской рассматривают только 4 основных приема, что значит, на уроках нужно будет выводить остальные приемы самостоятельно.
Какие вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 100 и в какой последовательности изучают по различным программам математики начальных классов. Укажите теоретическую основу каждого приема. Вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 100 следующие: 1. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел без перехода через разряд (25+3 и 25-3) 2.Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с переходом через разряд (37+5 и 32-7) 3. Сложение и вычитание двух двузначных чисел без перехода через разряд (64-21и 64+21) 4. Сложение и вычитание двух двузначных чисел с переходом через разряд (28+54 и 62- 36) Приемы сложения и вычитания в пределах 100 начинают изучать с повторения теоретического материала. Теоретическим материалом всех этих случаев являются следующие темы:
1. Нумерация чисел в пределах 100; 2. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания в пределах 10 и 20; 3. Знание разрядного состава двузначных чисел; 4. Знание законов сложения (переместительного и сочетательного) и вывода из них: к единицам удобнее прибавлять (вычитать) единицы, а к десяткам десятки; 5. Действия сложения и вычитания как: сложение числа к сумме, вычитание числа из суммы, прибавление суммы к числу, вычитание суммы от числа, прибавление суммы к сумме и вычитанию суммы из суммы.
В учебниках математики разных программ предлагают различную последовательность изучения вычислительных приемов.
Рассмотрим подробнее последовательность в различных программах, анализируя учебники сначала по программе М.И. Моро: По программе М.И. Моро следующая последовательность изучения вычислительных приемов на сложение и вычитание:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 2481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.009 с.) |