Порядок возмещения ущерба, причиненного работником работодателю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок возмещения ущерба, причиненного работником работодателю



Порядок возмещения ущерба, причиненного работником работодателю, определен нормами ТК РФ. Его основные положения сводятся к следующим действиям.

· Установление размера, причиненного водителем-работником ущерба. Его сумма включает в себя все фактические потери, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной регионе на дату возникновения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ).

· Проведение работодателем проверки для определения суммы причиненного вреда, а также и причин, и условий его возникновения. На практике эти задачи решаются комиссией, которая создаётся по письменному распоряжению работодателя и осуществляет возложенные на неё полномочия.

· В ходе проверки, от работника в письменной форме принимается объяснение, по факту обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, принимаются меры к получению необходимых сведений и документов из ГИБДД о ДТП, составляются сметы и расчёты и пр. При отказе водителя излагать требуемую информацию, членами комиссии составляется акт.

· По завершении работы комиссии, составляется акт проверки, который подписывается всеми её членами. Все материалы, собранные комиссией и итоговое заключение, предоставляются работнику – водителя для ознакомления. При несогласии работник имеет право обжаловать выводы комиссии.

· На основании акта комиссии работодателем издаётся распоряжение (приказ) о взыскании причиненного ущерба из заработной платы работника, если сумма причиненного ущерба не превышает среднего месячного заработка работника. Такое распоряжение издаётся в срок не превышающий одного месяца с даты установления работодателем окончательного размера причиненного материального вреда.

При несогласии работника - водителя в добровольном порядке возместить причиненный работодателю вред, последний вправе обратиться в суд с иском о возмещении материального ущерба, причинённого в ДТП, включив в сумму требований как прямой ущерб, так и регрессные требования. Ответчиком по такому иску будет признан водитель-участник ДТП. При рассмотрении дела в суде, противостоять ему будут профессиональные юристы, направленные работодателем с целью обратить человека в долговое рабство.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Решите задачу

На одной машине посменно работают два водителя. С ними заключены индивидуальные договоры о материальной ответственности за груз, полученный для перевозки. Несут ли водители полную материальную ответственность в случае повреждения транспортного средства, и можно ли заключать с ними договоры о полной материальной ответственности в отношении транспортного средства?

2. Решите задачу

Котов С.Т. работал в Прокопьевском ГПАТП Кемеровской области водителем автобуса. С ним был заключен договор о полной материальной ответственности за недостачу вверенного ему имущества (автобуса), а также за ущерб, нанесенный ему. При этом в должностные обязанности водителя входила также продажа билетов пассажирам на остановках, сдача денежной выручки по возвращении автобуса на базу. При исполнении трудовых обязанностей Котов С.Т. совершил ДТП. ГПАТП расторгла с Котовым трудовой договор и обратилась в суд с иском о взыскании стоимости восстановительного ремонта автобуса. Какое решение вынесет суд?

3. Решите задачу

22.03.2019г. ООО обратилось в суд с исковыми требованиями к гр. Васильеву С.С. о привлечении его к полной материальной ответственности. 16.02 2019 г. Васильев С.С., находясь в состоянии алкогольного опьянения, порвал тормозной шланг. 18.02.2019г. Васильев С.С. был уволен по п.п. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ. Какое решение вынесет суд?

4. Решите задачу

Между водителем ППАП Игнатовым М.Ю. и Макаровым И.Б. было совершено ДТП. Виновником ДТП оказался Игнатов М.Ю. Макаров И.Б. обратился в суд с иском к ППАП о взыскании ущерба (была порвана кожаная куртка, разбит ноутбук, находящийся в автомобиле в момент столкновения) и морального вреда. Какое решение вынесет суд? Что такое моральный вред? Как определяется размер морального вреда?

5. Решите задачу

12.12.2018г. Иванов И.Т. был привлечен к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ. 27.07.2019г. Иванов И.Т. был задержан сотрудниками ГИБДД за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Дело было передано в суд. Какое решение вынесет суд?

ЛЕКЦИЯ 16. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Охрана труда на автомобильном транспорте регулируется Приказом от 6 февраля 2018 г. № 59н «Об утверждении правил по охране труда на автомобильном транспорте».

Правила по охране труда на автомобильном транспорте устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта.

Работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников, выполняющих работы по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния транспортных средств оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применении инструментов, сырья и материалов.

В соответствии с Правилами работодатель обязан обеспечить:

1. эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и проверку технического состояния транспортных средств в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документацииорганизации-изготовителя;

2. обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охранытруда;

3. контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

Работодатель должен обеспечить прохождение работниками обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.

Работники должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. При заключении трудового договора работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ. Выбор средств коллективной защиты работников должен производиться с учетом требований безопасности для конкретных видов работ. При выборе средств коллективной защиты следует руководствоваться Правилами по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования.

Режимы труда и отдыха работников устанавливаются правиламивнутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами работодателя в соответствии с трудовым законодательством.

Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, должны предоставляться специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время.

Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников (санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, оборудованы посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи, аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой), они должны быть оборудованы по установленным нормам.

Производственные территории (производственные здания и сооружения, производственные помещения и производственные площадки) должны соответствовать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Территория автотранспортной организации в ночное время должна освещаться. Хранение агрегатов и деталей на территории организации должно быть организовано в специальных местах на стеллажах, подставках и приспособлениях, обеспечивающих их устойчивость и возможность удобного и безопасного захвата или строповки при подъеме и перемещении. При производстве ремонтных, земляных и других работ на территории организации открытые люки и ямы должны ограждаться. В местах перехода через траншеи должныустанавливаться переходные мостик шириной не менее 1 м с перилами высотой не менее 1,1 м.

Для движения транспортных средств по территории организации и передвижения работников должен быть составлен схематический план с указанием разрешенных и запрещенных направлений движения, поворотов, выездов и съездов. План должен вывешиваться у ворот организации вместе с надписью «Берегись автомобиля» и должен освещаться в темное время суток.

Для прохода работников на территорию организации в непосредственной близости от въездных ворот должна быть устроена проходная или калитка. Запрещается проходить на территорию организации через въездные ворота.

На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя транспортных средств работодателем разрабатываются и утверждаются инструкции по охране труда для работников и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

В случае применения материалов, технологической оснастки и технологического оборудования, выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя.

Работодатель обязан обеспечить:

- эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и проверку технического состояния транспортных средств (далее - эксплуатация транспортных средств) в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя;

- обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;

- контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.

При эксплуатации транспортных средств на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

1. движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

2. падающих предметов (элементов технологического оборудования, инструмента);

3. острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;

4. повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;

5. повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;

6. повышенного уровня шума на рабочем месте;

7. повышенного уровня вибрации;

8. повышенной или пониженной влажности воздуха;

9. повышенной или пониженной подвижности воздуха;

10. отсутствия или недостаточного естественного освещения;

11. недостаточной освещенности рабочей зоны;

12. физических перегрузок;

13. нервно-психических перегрузок.

При организации производственных процессов, связанных с возможным воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принимать меры по их исключению или снижению до допустимых уровней воздействия, установленных требованиями соответствующих нормативных правовых актов.

При невозможности исключения или снижения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов до уровней допустимого воздействия в связи с характером и условиями производственного процесса выполнение работ без обеспечения работников соответствующими средствами индивидуальной защиты запрещается.

Работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, связанных с эксплуатацией транспортных средств, улучшающие условия труда работников.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Решите тест.

1.С какой стороны должен быть выход в помещение технического обслуживания и ремонта автомобилей из одиночной тупиковой канавы по ступенчатой лестнице?

А) со стороны заезда автомобиля;

Б) со стороны, противоположной заезду автомобилей;

В) с любой стороны.

2.В каких случаях не допускается эксплуатировать автомобиль, на газовых баллонах которых:

А) отсутствует надпись взрывоопасно, неисправны переходники и вентили, окраска не соответствует предъявляемым требованиям;

Б) неисправны переходники и вентили, окраска и надписи не соответствуют предъявляемым требованиям;

В) отсутствуют паспортные данные, истек срок освидетельствования, имеются наружние повреждения.

3. Чем обеспечивается работник производящий очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из под легковоспламеняющихся жидкостей?

А) спецодеждой, шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой;

Б) спецодеждой, фильтрующим противогазом любой марки, спасательным поясом с веревкой;

В) спецодеждой, противогазом марки В, спасательным поясом с веревкой.

4. Что необходимо сделать при попадании этилированного бензина на кожу рук или другие части тела?

А) обмыть эти места керосином, а затем теплой водой с мылом;

Б) протереть руки чистой сухой ветошью, а затем мыть теплой водой в течение 10 минут;

В) обмыть эти места теплой водой с мылом.

Г) обмыть эти места дихлорамином, а затем прополоскать большим количеством теплой воды.

Д) обмыть эти места 2% -ным раствором питьевой соды, а затем - теплой водой с мылом.

5. Какое расстояние должно быть между автомобилями при размещении их на погрузочно-разгрузочных площадках?

А) не регламентируется;

Б) должно быть достаточным для перемещения людей и эвакуации в случае пожара;

В) стоящими друг за другом (в глубину) не менее 1м, стоящими рядом (по фронту) - не менее 1,5м.

Г) стоящими друг за другом (в глубину) не менее 1,5м, стоящими рядом (по фронту) - не менее 1м.

6. Какие требования предъявляются к выпускной трубе глушителя грузового автомобиля, предназначенного для перевозки людей?

А) не должна проходить под кузовом;

Б) должна быть выведена за габариты кузова автомобиля на 30 - 50 мм.;

В) должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз.

7. Разрешается ли во время стоянки водителям, грузчикам и другим лицам отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове автомобиля при работающем двигателе?

А) запрещается;

Б) разрешается при условии отвода отработанных газов в наветренную сторону;

В) разрешается при условии организации постоянного дежурства для наблюдения за отдыхающими;

Г) разрешается при совместном выполнении условий, перечисленных в ответах 2 и 3.

Д) разрешается на автомобилях, работающих на дизельном топливе.

8. Назовите требования к выпускной трубе глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы.

А) должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз;

Б) должна быть выведена за габариты кузова автомобиля на 30 - 50 см.;

В) не должна проходить под кузовом.

9. Назовите периодичность и условия испытания домкратов:

А) 1 раз в месяц статической нагрузкой больше предельной на 10% (по паспорту) в течении 5 мин. при нахождении штока в среднем положении. Остаточная деформация 5;

Б)1 раз в год при испытаниях должны выдерживать поднятый груз в течении 10 минут при перегрузке 25% и три полных цикла подъема-опускания груза при перегрузке 10%. Остаточная деформация запрещается;

В) 1 раз в год, условия не регламентируются;

Г) 1 раз в квартал статической нагрузкой больше предельной на 10% (по паспорту) в течении 5 мин. при нахождении штока в верхнем положении. Остаточная деформация запрещается;

Д) 2 раза в год статической нагрузкой больше предельной на 15% (по паспорту) в течение 5 мин. при нахождении штока в верхнем положении. Допускается остаточная деформация 1,5%.

10. Какие мероприятия необходимо выполнить перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля?

А) слить топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания;

Б) приготовить средства пожаротушения, снять аккумуляторную батарею;

В) вывесить табличку с надписью «Двигатель не пускать - работают люди».

11. Назовите требования к наполнению и хранению бочек с топливом при временном расположении автомобилей в полевых условиях.

А) должны заглубляться в землю не менее чем на 0,3 м.;

Б) должны наполняться не более чем на 95% их объемов;

В) должны укладываться вверх пробками и защищаться от солнечных лучей.

12. Как должны располагаться площадки для хранения автомобилей, перевозящих горюче-смазочные материалы?

А) на расстоянии не менее 5 м друг от друга и от площадок для хранения других автомобилей;

Б) на расстоянии не менее 5 м друг от друга и не менее 10м от площадок для хранения других автомобилей;

В) на расстоянии не менее 10м друг от друга и от площадок для хранения других автомобилей;

Г) на расстоянии не менее 10м друг от друга и не менее 12м от площадок для хранения других автомобилей;

Д) на расстоянии не менее 12м друг от друга и от площадок для хранения других автомобилей.

13. Какие средства должны храниться в местах хранения, погрузки, выгрузки этилированного бензина для обезвреживания пролитого бензина и очистки загрязненных им автомобилей, оборудования, площадок, полов.

А) опилки, ветошь и т.п.;

Б) керосин, раствор хлорной извести или дихлорамина;

В) раствор бромистого калия и дистиллированная вода.

14. Какие мероприятия необходимо выполнить перед началом электросварочных работ непосредственно на автомобиле?

А) горловину топливного бака и сам бак закрыть листом железа или асбеста от попадания на него искр;

Б) перед проведением сварочных работ в непосредственной близости от топливного бака его необходимо снять;

В) заземлить раму и кузов, очистить зоны сварки от остатков масла, ЛВЖ и ГЖ, а поверхности прилегающих участков - от горючих материалов.

15. Какие мероприятия необходимо выполнить перед началом электросварочных работ непосредственно на автомобиле?

А) горловину топливного бака и сам бак закрыть листом железа или асбеста от попадания на него искр;

Б) перед проведением сварочных работ в непосредственной близости от топливного бака его необходимо снять;

В) заземлить раму и кузов, очистить зоны сварки от остатков масла, ЛВЖ и ГЖ, а поверхности прилегающих участков - от горючих материалов.

16. Назовите обязанности администрации при направлении водителя в рейс продолжительностью менее 1 суток.

А) проверить укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность;

Б) информировать водителя об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

В) записать в путевой лист маршрут следования с указанием пунктов мед. помощи, телефонов, постов ГАИ, мест отдыха, АЗС, СТО и сообщить водителю режим работы.

17. Назовите периодичность проверки технического состояния автомобиля и его агрегатов?

А) периодичность устанавливается администрацией предприятия;

Б) при выпуске на линию;

В) при возвращении с линии;

Г) не реже 1 раза в три дня при выпуске на линию;

Д) при выпуске на линию и возвращении с линии.

18. Что обязан сделать водитель во время следования автомобиля по ледовой переправе?

А) держать двери открытыми;

Б) в транспортном средстве не перевозить людей;

В) наполовину вылезть из кабины и быть готовым к эвакуации;

Г) включить габаритные огни.

19. Допускается работа водителя под автомобилем вывешенном на домкрате, без установки козелка?

А) допускается;

Б) допускается вдали от базы;

В) допускается, если дополнительно установить какой либо твердый предмет;

Г) допускается, только под легковым автомобилем;

Д) запрещается.

20.Чем должен быть обеспечен каждый автомобиль?

А) медицинской аптечкой, огнетушителем;

Б) знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем.

В) упорами (башмаками) не менее 2 шт. для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата;

21.Какие правила необходимо соблюдать при запуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой?

А) затормозить стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, не брать рукоятку в обхват;

Б) пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх,не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала;

В) при ручной регулировке опережения зажигания установить позднее зажигание.

22. Допускается ли опускать груз на АТС, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине?

А) разрешается, если груз не выступает за боковые габариты автомобиля;

Б) запрещается;

В) разрешается при нахождении второго человека у АТС, предупреждающего о перемещении груза;

Г) разрешается.

23. Чем можно дегазировать очищенные от этилированного бензина места?

А) хлорной известью (в виде кашицы в пропорции одна часть хлорной извести на 3-5 частей воды);

Б) 5 % раствором пищевой соды.

В) дихлорамином (1,5% - ный раствор в неэтилированном бензине).

2.Вопросы для повторения и закрепления:

- Дайте определение понятию «Охрана труда».

- Назовите типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих на АТП.

- Какова система стандартов безопасности труда?

- Какова классификация условий труда на предприятиях АТП?

- Назовите методы и средства защиты от опасностей.

- Что такое «первичный инструктаж»?

- Дать определение понятию «Производственная санитария».

- Как осуществляется надзор и контроль за охраной труда на автотранспортном предприятии?

- За счет каких расходов финансируются мероприятия по охране труда на АТП?

- Каковы воздействия вредных и опасных производственных факторов в АТП на организм человека?

- Перечислите основные виды защитных устройств от ОВПФ.

- Что такое «Повторный инструктаж»?

- Дать определение понятию «Условия труда».

- Какова ответственность за нарушение охраны труда?

- За счет каких фондов формируются мероприятия охраны труда предприятий АТП?

- Какие существуют меры безопасности при работе с вредными веществами?

- Перечислите наиболее типичные источники ОВПФ на АТП.

- Что такое «Вводный инструктаж»?

3. Решите задачу

Государственная инспекция труда провела внеплановую проверку в отношении ООО «ПЕРЕВОЗКА». В результате, были выявлены следующие нарушения:

- не разработаны инструкции по охране труда;

– не разработана программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
– отсутствует приказ (распоряжение) о проведении стажировки работников;

– работникам не обеспечено прохождение в течение первых 2-14 смен стажировки после первичного инструктажа на рабочем месте;

– руководитель предприятия не прошел обучение и проверку знаний по охране труда;
– отсутствует приказ (распоряжение) работодателя (руководителя) о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда;

– не разработан перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда;

– не разработана программа ежегодного специального обучения по охране труда;

– не оформлен протокол проверки знаний по безопасности труда работников.

Какая ответственность накладывается за данные правонарушения?

4.Решите задачу

Постановлением судьи АО привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности на 50 суток. Данное наказание применено, так как при рассмотрении дела было установлено, что АО допустило нарушение требований ст. 212 ТК РФ, выразившееся в том, что начальник автоколонны, механик и водитель-экспедитор были допущены к исполнению должностных обязанностей, не пройдя обучение и проверку знаний по охране труда и плановый медицинский осмотр. В результате указанного нарушения произошел взрыв бензобака автомобиля «SCANIA R 420», приведший к гибели водителя-экспедитора. Правомерны ли действия судьи?

5.Решите задачу

Водитель в пассажирском автобусе, имея в салоне пассажиров, перевозил опасный груз – краску и растворители, заведомо зная, что это запрещено. Работодатель обоснованно посчитал, что работник создал реальную угрозу наступления тяжелых последствий и уволил работника по пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Правомерны ли действия работодателя?

 

ЛЕКЦИЯ 17 КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТРАНСПОРТА

Важным средством осуществления управления на транспорте являются контроль и надзор. В соответствии с теорией административного права административный контроль - это атрибут административной власти, включающий наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций. Исходя из вышесказанного, контроль в транспортной сфере можно определить как наблюдение компетентного федерального органа исполнительной власти в области транспорта за исполнением законов на транспорте, оценку транспортной деятельности с правовых и организационно-технических позиций.

Надзор же рассматривается как ограниченный, суженный контроль.

В условиях правового государства и развивающейся рыночной экономики не должно быть чрезмерной опеки над транспортными предприятиями, вмешательства в их предпринимательскую деятельность. Вместе с тем очевидна необходимость обеспечения выполнения безопасных перевозок, соблюдения требований к технической исправности транспортных средств, их эксплуатации, условиям использования транспортных артерий.

В системе федеральных органов исполнительной власти в области транспорта имеется специальный орган, на который возложено осуществление контроля и надзора. Это Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Контроль и надзор охватывают соблюдение законодательства РФ и международных договоров РФ, регулирующих деятельность всех видов транспорта. Как указано в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, это законодательство:

· о гражданской авиации;

· о торговом мореплавании;

· порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортном контроле);

· о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;

· об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц РФ и иностранных государств;

· внутреннем водном транспорте Российской Федерации;

· об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;

· о транспортной безопасности.

Для осуществления эффективного контроля и надзора должностные лица Ространснадзора наделены достаточно широким и действенным кругом прав. Например, правом проверки в установленном порядке деятельности юридических и физических лиц по осуществлению перевозок и иной связанной с транспортным процессом деятельности. Речь идет о проверке соблюдения перевозчиками установленных транспортными уставами и кодексами, а также подзаконными нормативными правовыми актами требований к транспорту, его технической исправности, габаритам загруженного транспортного средства, норм грузоподъемности (например, осуществление весового контроля автотранспортного средства).

Это также право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Ространснадзора. Такими сведениями могут располагать как государственные структуры, так и юридические и физические лица. Они обязаны предоставлять соответствующие данные по запросам компетентных должностных лиц этой федеральной службы, отвечая за их точность и полноту.

Для выяснения обстоятельств транспортных происшествий и прежде всего установления, не были ли они следствием нарушения перевозчиками транспортных норм, представители Ространснадзора вправе организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований. Исключение составляют авиационные и дорожно-транспортные происшествия.

Действенный контроль (надзор) в сфере транспорта предполагает принятие необходимых мер по предупреждению нарушений транспортного законодательства и устранению последствий допущенных нарушений. В связи с этим Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта содержит важный пункт, дающий право должностным лицам Ространснадзора применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере транспортной деятельности, а также меры по ликвидации последствий совершенных нарушений.

В целях квалифицированного решения вопросов контроля и надзора органы Ространснадзора вправе привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, касающихся соблюдения транспортного законодательства, научные и иные организации, ученых, специалистов. Кроме того, они могут создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии).

Для регулирования вопросов контроля применительно к некоторым сферам транспортной деятельности могут издаваться специальные законы и подзаконные нормативные правовые акты. Так, в 1998 г. был принят Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Среди подзаконных актов, относящихся к данной области контроля, следует прежде всего отметить постановления Правительства РФ: от 16.10.2001 № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» (последняя редакция), от 26.06.2008 № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации» (последняя редакция).

Содержащиеся в перечисленных источниках положения дают основание выделить пять основных направлений государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок. Первое касается порядка выдачи российских разрешений на международную перевозку автомобильным транспортом иностранным перевозчикам. Второе направление связано с организацией работы по обеспечению российских перевозчиков иностранными разрешениями на осуществление международных автомобильных перевозок. Третье заключается в осуществлении допуска российских перевозчиков на международный рынок автотранспортных услуг. Четвертое выражается в контроле за соблюдением владельцами удостоверений на допуск к международным автомобильным перевозкам требований законодательства РФ и международных договоров РФ, регулирующих международные автомобильные перевозки. Пятое направление связано с обеспечением соблюдения правил пропуска автотранспортных средств через государственную границу РФ.

Если первые три направления связаны с реализацией компетентными государственными органами разрешительной функции, то четвертое является проявлением осуществления контроля за соблюдением законодательства при международных автомобильных перевозках, являющихся составной частью транспортной деятельности.

Контроль осуществляют такие компетентные государственные органы, как таможенные и пограничные органы. Что касается Ространснадзора как органа, принимающего решения о допуске российских перевозчиков к международным автомобильным перевозкам и выдающего удостоверения о допуске, то в случае нарушения российским автоперевозчиком возложенных на него нормативными правовыми актами обязанностей федеральная служба вправе:

· вынести предупреждение;

· приостановить действие удостоверения на срок не более шести месяцев:

· аннулировать удостоверение.

При решении о приостановлении действия удостоверения его владелец обязан уведомить в письменном виде об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия этого документа. Обычно компетентный орган проверяет устранение владельцем нарушений, повлекших за собой приостановление действия удостоверения, и только после этого принимает решение о возобновлении его действия и возврате удостоверения и карточек допуска владельцу.

В Положении о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок содержится запрет передачи владельцем удостоверения, а также карточек допуска другому российскому перевозчику.

В тех случаях, когда перевозчик – юридическое лицо ликвидируется, либо прекращает действие свидетельство о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – перевозчика, удостоверение и карточки допуска теряют юридическую силу и считаются аннулированными.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Решите задачу

Управлением Ространснадзора проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении пассажирских перевозок хозяйствующим субъектом. В ходе проверки установлен факт осуществления на автобусе перевозок 15 пассажиров в отсутствии лицензии. Какие дальнейшие действия управления Ространснадзора? Какая ответственность налагается на хозяйствующий субъект за данное правонарушение?

2. Решите задачу

ООО «Таксопарк» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления гостехнадзора о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.

В обосновании своих требований ссылался на отсутствие вины в совершении правонарушения, поскольку обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства: результаты оценки уязвимости транспортных средств направлены для утверждения в Росавтодор, приняты меры к прохождению водителями профессиональной подготовки по обеспечению транспортной безопасности. На основании вышезаявленных требований, просит суд признать допущенное правонарушение малозначительным, поскольку обществом принимаются все возможные меры по исполнению требований Управления. Решите дело по существу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.84.29 (0.119 с.)