Уголовная ответственность за правонарушение на транспорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовная ответственность за правонарушение на транспорте



Объектом состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения, как составная часть общественной безопасности.

Согласно одной из распространенных точек зрения, предметом рассматриваемых преступлений являются механические транспортные средства. Тем не менее, некоторые авторы расценивают механические транспортные средства не в качестве предмета, а в виде орудия указанных преступлений.

Объективной стороной преступления выступают следующие признаки:

· нарушения правил дорожного движения либо эксплуатации транспортного средства;

· наступление последствий за совершенные нарушения;

· существующая взаимосвязь между нарушением правила и последствиями, которые наступили в результате совершенного преступления.

Необходимо отметить, что преступление, совершенное по исследуемой статье может быть осуществлено как вследствие действия, так и вследствие бездействия лица. Если нарушается запрещающая норма (то есть запрещающая участнику дорожного движения определенные действия, например, разворот в запрещенном месте), то нарушить ее можно совершением запрещенных действий, и тогда преступление будет совершено путем действия. Если же водитель нарушает норму, обязывающую к определенному поведению (например, исключить дальний свет при приближении встречного транспортного средства), то справедливо будет предположить, что совершение преступления в данном случае возможно лишь путем бездействия, то есть осознанного неисполнения указанного в законе действия (либо ряда действий).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, характеризуется виной в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности). Поскольку реальное и достаточно четкое разграничение между косвенным умыслом и легкомыслием можно провести лишь по волевому содержанию, более правильным относить данный вид виновного отношения к совершаемому преступлению как к неосторожной, так и к умышленной форме вины.

Так, например, нарушение существующих Правил безопасности дорожного движения и причины дорожно-транспортного происшествия могут отражаться в следующем:

- превышение допустимой скорости;

- несоблюдение правил дорожного движения (неподчинение сигналу светофорам и знакам, регулирующим движение);

- выезд на полосу, предназначенную для встречного движения;

- неверно совершенном обгоне;

- несоблюдение бокового интервала;

- несоблюдение дистанции;

- выбор скорости, не обеспечивающей контроль за движением автомобиля и изменением дорожной обстановки.

Относительно видов нарушения правил эксплуатации можно квалифицировать действия по следующим признакам: езда в состоянии алкогольного опьянения, эксплуатация неисправного средства, нарушение в правилах перевозки пассажиров.

Субъектом транспортных преступлений является лицо, которое достигло 16- летнего возраста. Некоторые транспортные преступления может совершать лишь работник транспорта, то есть специальный субъект.

Основные нормативные акты, к которым отсылает бланкетная диспозиция нормы, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (с послед. изм.), «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения от 23 октября 1993 г. (с послед. изм.). Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения вышеуказанный Законпризнает:

· приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

· приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

· соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

· программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности по статье 264 УК РФ является наличие причинно-следственной связи между наступившим последствием в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека и допущенными нарушениями Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. При отсутствии данной причинно-следственной связи, уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступить не может.

Несмотря на значительный арсенал государственных средств, направленных на осуществление транспортной политики, количество нарушений в данной сфере остаётся достаточно высоким. Это относится как к административным правонарушениям, так и к преступлениям, связанным с нарушением правил безопасности при движении и эксплуатации транспортных средств.

В ст. 264 УК РФ не прописываются детально различные варианты уголовного наказания за преступления в сфере нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Так, деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ), - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.004 с.)