Понятие договора перевозки багажа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие договора перевозки багажа



Договор перевозки багажа – это соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу, а пассажир обязуется уплатить за провоз установленную плату. Этот договор является дополнительным по отношению к основному договору перевозки пассажира. Предъявление багажа перевозчику обусловлено наличием билета пассажира. При его отсутствии багаж к перевозке не принимается. Договор перевозки багажа является взаимным и возмездным. В отличие от договора перевозки пассажира, это реальный договор. Он считается заключенным с момента, когда стороны не только достигли согласия по всем существенным условиям, но и пассажир передал багаж перевозчику для выполнения обязанности по его перевозке. Сторонами договора перевозки багажа являются перевозчик и пассажир. Следовательно, по субъектному составу оба договора не имеют каких-либо различий. Предметом договора перевозки багажа является услуга по доставке багажа в пункт назначения. Оказание этой услуги рассчитано на прием в качестве багажа только предметов, разрешенных к перевозке. В некоторых правилах перевозок пассажиров содержится перечень предметов, не допускаемых к перевозке. Багаж принимается к перевозке заблаговременно, т.е. до отхода транспорта, с которым выезжает пассажир. Для каждого вида транспорта устанавливается свое время, позже которого предъявление багажа для перевозки не допускается. Услуга по перевозке багажа включает его хранение. Доставленный в пункт назначения багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия. За последующие дни хранения с пассажира взыскивается плата по установленным тарифам. Если багаж не востребован по прибытии в пункт назначения в указанный срок, он может быть реализован перевозчиком в установленном порядке. На каждом виде транспорта существует свой срок, по истечении которого возможна реализация багажа. Так, на внутреннем водном транспорте он составляет три месяца со дня прибытия судна в порт, а на воздушном транспорте – шесть месяцев со дня направления владельцу зарегистрированного багажа уведомления о необходимости его получения, а в случае если владелец не найден – со дня прибытия воздушного судна в аэропорт.

Содержание договора перевозки багажа.

Основные обязанности перевозчика по договору:

1) своевременная доставка багажа в пункт назначения, т.е.должен быть доставлен в срок, указанный в договоре. Своевременной считается такая доставка багажа, при которой он прибыл на станцию назначения и предъявлен к выдаче до истечения этого срока.

2) доставка багажа в сохранности. В случае обнаружения перевозчиком или пассажиром во время перевозки или при выдаче багажа признаков его повреждения или частичной утраты перевозчик обязан произвести проверку содержимого багажа и составить коммерческий акт. В этом документе фиксируются результаты проверки, он подписывается перевозчиком и пассажиром, если тот присутствовал при составлении коммерческого акта. Если багаж утрачен, пассажир имеет право получить возмещение на условиях, установленных транспортными уставами и кодексами;

3) выдача багажа управомоченному на его получение лицу (выдается, как правило, на станции (в порту) назначения, указанной в багажной квитанции. Выдача осуществляется спустя время, необходимое для его выгрузки после прибытия транспорта. Багаж выдается предъявителю багажной квитанции. Сама квитанция при выдаче багажа отбирается. При отсутствии багажной квитанции перевозчик обязан выдать багаж только в том случае, если лицо, требующее багаж, доказало свое право на него;

4) взыскивать с предъявителя багажной квитанции все платежи, которые возникли в пути следования и на станции, в порту. Довзыскание указанных сумм производится по отдельной квитанции.

Права перевозчика:

1) отказать пассажиру в приеме багажа, если он предъявлен в недостаточно прочной или в неисправной упаковке. Если эта неисправность не может привести во время перевозки к утрате или повреждению багажа, перевозчик может его принять, сделав отметку в перевозочных документах о неисправности упаковки;

2) проверить содержимое багажа, в случае нарушения пассажиром требований о недопущении предъявления к перевозке запрещенных предметов. Проверка должна проводиться в присутствии пассажира;

3) реализовать незатребованный пассажиром в установленный срок багаж. При этом пассажиру возвращается полученная сумма за вычетом суммы за хранение и других расходов. Если удалось установить место пребывания пассажира, перевозчик должен предупредить его о предстоящей продаже багажа.

Обязанности пассажира:

1) оплатить перевозку багажа;

2) подготовить багаж к перевозке: упаковать его согласно установленным правилам и замаркировать (пассажир должен прикрепить к багажу бирку с указанием его принадлежности, станций отправления и назначения, адреса пассажира);

3) заблаговременно сдать багажа для перевозки, не позднее установленного времени до отхода транспорта;

4) соблюдать ограничения веса багажа. Так, например, на железнодорожном транспорте к перевозке в качестве багажа на один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, принимается не более 200 кг.

4) оплатить расходы по проверке багажа при нарушении им запрета предъявлять багаж, перевозка которого не допускается.

Права пассажира:

1) объявить его ценность при сдаче багажа к перевозке. Сумма объявленной ценности багажа указывается в багажной квитанции. Если пассажир не желает объявлять ценность багажа, в багажной квитанции делается отметка о его отказе от объявления ценности;

2)переотправить багаж, т.е. отправить его в другой пункт назначения. Она осуществляется по письменному заявлению получателя и оформляется по установленным правилам в зависимости от того, истек или не истек срок доставки не прибывшего на станцию назначения багажа;

3) присутствовать при составлении коммерческого акта, если обнаружены признаки повреждения или частичной утраты багажа. В случае непризнания фактов, установленных коммерческим актом, вправе потребовать, чтобы состояние багажа, а также причины и объем ущерба были установлены экспертизой.

Форма договора перевозки багажа. Договор оформляется багажной квитанцией, которая представляет собой отдельный документ, подтверждающий заключение договора на указанных в ней условиях. На некоторых видах транспорта возможно отправление багажа по ярлыку (например, при железнодорожных перевозках). Пассажиру выдается ярлык установленной формы и к отправляемому багажу прикрепляется талон ярлыка.

Срок договора перевозки багажа – это время его доставки, определяемое временем следования транспортного средства с багажом до пункта назначения, которое исчисляется исходя из даты отправления и доставки его в пункт назначения. Нормативные сроки перевозки багажа устанавливаются правилами перевозок пассажиров и багажа. При определении общего времени доставки багажа учитываются факторы, объективно увеличивающие сроки его перевозки. В частности, на железнодорожном транспорте на сроки перевозки багажа влияют факторы, связанные с перегрузкой багажа в пути следования с одного поезда на другой. Например, в случае если багаж подлежит перегрузке, срок его доставки определяется временем движения по данному пути следования согласованных поездов, в состав которых включены вагоны, предназначенные для перевозки багажа, с прибавлением одних суток на каждую перегрузку багажа. При перегрузке багажа с одной железнодорожной станции на другую с использованием автомобилей сроки его доставки исчисляются с прибавлением двух суток на перегрузку. Ценой договора перевозки багажа является стоимость перевозки багажа. Она определяется соглашением сторон или в соответствии с существующими тарифами. За перевозку багажа с объявленной ценностью с пассажира взимается дополнительная плата в размере, установленном перевозчиком (ч. 5 ст. 22 УАТГНЭТ). На железнодорожном транспорте плата за перевозку багажа, принятого к перевозке багажным отделением, взимается при оформлении перевозочных документов на станции отправления багажа. Плата за перевозку багажа, принятого к перевозке непосредственно в багажный вагон в пути следования приемосдатчиком багажа в поездах и оформленного выдачей ярлыка, взимается с пассажира на станции назначения по предъявлении ярлыка. Оплата перевозки багажа осуществляется перед началом перевозки при выдаче перевозчиком багажной квитанции. Окончательные расчеты за перевозку осуществляются при выдаче багажа в пункте назначения. При этом довзыскание платежей оформляется выдачей дополнительной багажной квитанции. В случае необходимости пассажир может потребовать от перевозчика выдачи ему письменной справки об уплаченных им платежах. При переотправке багажа железной дорогой взимаются причитающиеся ей платежи.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Решите задачу

Пассажир Мухин опоздал на поезд на 30 минут. Обратившись в кассу железнодорожного вокзала, он потребовал возврата стоимости билета в полном размере, пояснив, что опоздал на поезд ввиду задержки движения пригородных поездов, и, следовательно, нет его вины, а есть вина желез­ной дороги. Кассир отказал в удовлетворении требования Мухина. Подлежит ли требование Мухина удовлетворению? Решите задачу также в варианте для воздушного и автомобильного транспорта. Изме­нится ли решение, если Мухин потребовал возврата стоимости билета через 2 дня после отхода поезда, представив справку, что эти дни он на­ходился в больнице по поводу сердечного приступа?

2. Решите задачу

Козлов отправил багаж, объявив его ценность. При получении при­бывшего на станцию назначения багажа было установлено, что вместо от­правленных Козловым вещей в упаковке оказались никому не нужные предметы. Это обстоятельство было удостоверено коммерческим актом, составленным на станции назначения. Козлов предъявил к железной до­роге иск о взыскании фактической стоимости утраченного багажа, пред­ставив товарный чек, согласно которому действительная стоимость утра­ченных вещей ровно в два раза превышала указанную Козловым ценность багажа. В каком размере железная дорога отвечает за утрату груза и бага­жа? Изменится ли решение, если багаж сдан Козловым без объявления ценности? К какой дороге (отправления или назначения) предъявляется требование о возмещении стоимости утраченного груза и багажа?

3.Решите задачу

Седов купил билет в плацкартный вагон поезда С.-Петербург - Новокузнецк. Придя в вагон, он обнаружил, что его место занято другим пассажи­ром, имевшим на руках билет на это же место. Седов попросил проводни­ка освободить его место или предоставить другое. В связи с тем что все места в вагоне были заняты, проводник предложил Седову пройти в со­седний вагон и занять купейное место, уплатив разницу в стоимости би­летов, или перейти в общий вагон. Седов занял купейное место, а от опла­ты разницы в стоимости билетов отказался. Кто прав в этом споре? Перечислите права пассажиров в случае не­предоставления ему места, указанного в билете.

4.Решите задачу

Скворцов приобрел в г. Новосибирске мебельный гарнитур и в фаб­ричной упаковке отправил его по железнодорожной накладной в г. Прокопьевск, получив на руки грузовую квитанцию. Придя за получением груза, Скворцов обнаружил, что обрешетка гарнитура повреждена, стекла серванта разбиты, его стенки потерты, а из 6 стульев недостает двух. Скворцов от получения гарнитура отказался и потребовал возместить его стоимость. Управление Западно-Сибирской железной дороги отказало в удовлетворении требований Скворцова, указав в ответе, что груз прибыл в исправном ва­гоне, за исправными пломбами станции отправления г. Новосибирска, к которой ему и следует обратиться со своей претензией. Скворцов предъявил иск к Управлению Западно-Сибирской железной дороги о взыскании стоимости гарнитура. Подлежит ли иск Скворцова удовлетворению? Если да, то в какомразмере? Каков порядок предъявления требований к железной дороге, вы­текающих из несохранности перевозимых грузов?

5.Решите тест

1.Формой договора перевозки багажа является:

а) билет на проезд;

б) багажная квитанция;

в) грузовая квитанция;

г) устная договоренность с водителем.

2. К правам пассажира при перевозке багажа относятся:

а) отправить багаж в другой пункт назначения;

б) соблюдать ограничения веса багажа;

в) заблаговременно сдать багаж для перевозки;

г) объявить ценность багажа при перевозке.

3. К обязанностям пассажира относятся:

а) упаковать его согласно установленным правилам и замаркировать;

б) присутствовать при составлении коммерческого акта;

в) объявить его ценность при сдаче багажа;

г) сдать багаж за 3 часа до отправления автобуса.

4. Доставленный в пункт назначения багаж хранится бесплатно … без учета дня прибытия:

а) 12 часов;

б) 24 часа;

в) 48 часов;

г) 72 часа.

5. На автомобильном транспорте используется:

а) проездной билет;

б) пассажирский билет;

в) провозочный билет;

г) билет на предъявителя.

6. В пределах срока годности билета пассажир имеет право:

а) прервать поездку;

б) изменить день отъезда;

в) отменить день отъезда;

г) возобновить поездку.

7. Правами пассажира является:

а) занять место, указанное в билете;

б) занять другое место того же класса без доплаты;

в) перейти на место высшего класса с доплатой;

г) перевести бесплатно одного ребенка.

8. Договор перевозки пассажира является:

а) консенсуальным;

б) взаимным;

в) односторонним;

г) публичным.

ЛЕКЦИЯ 8. Договоры на выполнение транспортных услуг. Транспортные организационные договоры. Общие положения. Порядок заключения, изменения и прекращения транспортных договоров.

ПЛАН:

1. Договоры на выполнение транспортных услуг, виды. Транспортные организационные договоры. Общие положения.

2. Порядок заключения, изменения и прекращения транспортных договоров.

 

1. Договоры на выполнение транспортных услуг, виды. Транспортные организационные договоры. Общие положения. Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие обязательственные договорные отношения:

- договор перевозки груза (ст. 785);

- договор перевозки пассажира (ст. 786);

- соглашение транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788);

- обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);

- договор об организации перевозок (ст. 798);

- договоры между транспортными организациями: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799);

- договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).

В транспортных уставах и кодексах можно обнаружить и другие договорные обязательства, связанные с перевозкой (например, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте - ст.50 Устава железнодорожного транспорта).

Самостоятельные виды транспортных договоров: договор о буксировке, применяемый на водном транспорте (гл. XII Кодекса торгового мореплавания), договор на выполнение авиационных работ (гл. XVI Воздушного кодекса) и др.

Что касается договора фрахтования (чартера), помещенного в гл. 40 ГК в числе транспортных договоров (ст. 787 ГК), то такой договор, которому в кодексах морского и воздушного транспорта уделяется большое внимание, все же разновидность договора аренды транспортных средств.

Договор об организации перевозок - это организационный договор, устанавливающий для одной стороны (грузовладельца) предпосылки и порядок предъявления в обусловленном объеме грузов к перевозке, а для другой стороны (перевозчика) - предпосылки и порядок предоставления в установленном объеме транспортных средств и приема грузов к перевозке в установленные сроки (ст. 798 ГК).

В договоре определяется порядок расчетов сторон на будущее время при возникновении в ходе транспортного процесса конкретных денежных обязательств. Договор может содержать иные условия организации перевозки.

В договорах об организации перевозок могут детально и подробно регламентироваться порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств; минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно); графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность; порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес; виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах, и другие условия.

Договор об организации перевозок груза является консенсуальным, взаимным, безвозмездный (устанавливает обязанности неимущественного характера, является организационным).

Договор об организации перевозок стоит несоизмеримо выше, нежели договор перевозки конкретного груза, который по своему правовому значению представляет собой лишь облеченные в договорную форму действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов (то есть именно реальный договор перевозки конкретного груза служит средством выполнения обязательств сторон, вытекающих из договора об организации перевозок).

Договор на подачу транспортных средств - это соглашение, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется подать в установленный срок транспортные средства для перевозки груза, а другая сторона (отправитель груза) обязуется использовать поданные транспортные средства (ст.791 ГК). Данный договор является консенсуальным и взаимным. Договор может быть возмездным в случаях, когда специальным законодательством или соглашением сторон предусматривается плата перевозчику (например, плата за пользование вагонами на железнодорожном транспорте).

Договор на подачу транспортных средств является публичным.

Договор на подачу транспортных средств - непосредственное основание возникновения субъективных прав и обязанностей сторон, в отличие от договора об организации перевозок, который устанавливает только организационные предпосылки возникновения гражданских прав и обязанностей.

Данный договор регулирует отношения сторон, возникающие в ходе транспортного процесса до момента приема груза перевозчиком. После приема груза и обмена необходимыми документами между сторонами возникают отношения непосредственно из реального договора перевозки груза.

Договор транспортной экспедиции в качестве самостоятельного договора в Гражданском кодексе РФ был закреплен впервые, регулируются главой 49 ГК РФ, а также Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности» от 08.09.2006 № 554.

Договор транспортной экспедиции можно квалифицировать как смешанный и является специальным видом представительского договора, который регулирует отношения сторон при организации и осуществлении перевозки груза.

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст.801 ГК РФ).

2. По своей юридической природе договор транспортной экспедиции является:

- реальным ( экспедитор отвечает за вверенный, т.е. уже находящийся у него, груз (например, если экспедитор одновременно является перевозчиком) или консенсуальным ( экспедитор выполняет подготовительные мероприятия для перевозки, например осуществляет поиск перевозчиков, составляет наиболее рациональный маршрут следования груза и осуществляет иные сходные операции;

- возмездным ( экспедитор всегда осуществляет предпринимательскую деятельность и соответственно действует за вознаграждение);

- двусторонне обязывающим.

3. Субъектный состав. Стороны договора:

- клиент (грузоотправитель или грузополучатель), выступающий в качестве заказчика услуг (может выступать любое лицо);

- экспедитор - лицо, оказывающее услуги (только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). Может быть и сам перевозчик, в этом случае договор обычно является реальным, и субъектный состав договоров перевозки и транспортной экспедиции совпадает.

4. Форма договора - простая письменная (ст. 802 ГК РФ). В случае если экспедитору для исполнения договора необходима доверенность от клиента, клиент обязан выдать такую доверенность.

Правила экспедиторской деятельности предусматривают возможность направления экспедитору письменного поручения на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Такое поручение, являющееся приложением к договору, должно содержать все существенные условия для организации перевозки.

Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является предмет договора - юридические и фактические действия экспедитора, связанные с перевозкой груза.

Закон выделяет основные и дополнительные экспедиционные услуги.

К основным услугам относятся:

- организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;

- заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договоров перевозки груза;

- обеспечение отправки и получения груза.

Дополнительные услуги включают:

- получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;

- проверка количества и состояния груза;

- погрузка и выгрузка груза;

- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;

- хранение груза;

- получение груза в пункте назначения;

- выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

5. В зависимости от объема операций, возлагаемых на экспедитора, транспортное экспедиционное обслуживание может быть полным или частичным.

Полное обслуживание включает в себя организацию всего комплекса услуг, связанных с перевозкой груза от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, т.е. «склад – склад».

Частичное обслуживание включает в себя только выполнение отдельных операций, например получение груза у перевозчика в пункте назначения и доставку груза до склада получателя.

6. В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ и ст. 3 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор вправе:

- привлекать для исполнения договора третьих лиц, отвечая за них перед клиентом (ст. 805 ГК РФ);

- отступать от указаний клиента в случае необходимости;

- выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента;

- удержать груз до уплаты клиентом вознаграждения и возмещения понесенных в интересах клиента расходов (только если это прямо сформулировано в договоре);

- не приступать к исполнению договора до получения всей необходимой информации;

- проверять достоверность сведений, предоставленных клиентом.

Гражданский кодекс РФ закрепляет общие основания ответственности экспедитора перед клиентом (п.1 ст. 803 ГК РФ). Поскольку экспедитор осуществляет предпринимательскую деятельность, он несет ответственность во всех случаях, кроме наступления обстоятельств непреодолимой силы.

2.Порядок заключения, изменения и прекращения транспортных договоров. Вусловиях рыночных отношений договор является самым распространенным основанием возникновения обязательств.

Договор — это соглашение двух или более сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ч. 1 ГК РФ).

Законом провозглашается свобода договора (ст. 421 ч. 1 ГК РФ). Свобода договора означает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом (например, заключение договора поставки для государственных нужд на основе государственного контракта).

Можно заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Стороны заключают договор в своих интересах. Содержанием договора являются права и обязанности сторон, выраженные в условиях (пунктах) договора. Договор признается заключенным, когда между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям (ст. 432 ч. 1 ГК РФ). При отсутствии согласия хотя бы по одному существенному условию договор считается незаключенным.

Если для заключения договора необходима передача имущества, договор считается заключенным с момента согласования сторонами существенных условий и передачи соответствующего имущества.

Цена договора определяется по усмотрению сторон или с соблюдением цен, устанавливаемых уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ч. 1 ГК РФ).

При толковании содержания судом, арбитражным или третейским судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем выражений (ст. 431 ч. 1 ГК РФ).

Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором. По желанию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда в следующих случаях:

· при существенном нарушении договора другой стороной;

· в иных случаях, предусмотренных законом или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ст. 450 ч. 1 ГК РФ).

Если изменились существенные обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора, это может быть основанием для изменения или расторжения договора (ст. 451 ч. 1 ГК РФ). Если другая сторона против изменения или расторжения договора, спор разрешается судом. Суд по требованию стороны определяет последствия расторжения.

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (ст. 452 ч. 1 ГК РФ). Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом, либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок.

При изменениях договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются.

Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договоров.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Решите тест.

1.Права и обязанности сторон договора экспедиции образуют его …

а) срок;

б) цену;

в) форму;

г) содержание.

2.Основная обязанность клиента-получателя по договору транспортной экспедиции:

а) передача груза экспедитору;

б) получение груза у экспедитора;

в) выбор маршрута следования груза;

г) дача указаний экспедитору.

3.Субъекты договора транспортной экспедиции:

а) перевозчик;

б) владелец инфраструктуры;

в) экспедитор;

г) клиент.

4.Вид деятельности по обслуживанию клиентов транспортными организациями:

а) предпринимательская;

б) экспедиторская;

в) служебная;

г) плановая.

5.Договор транспортной экспедиции по гражданскому праву - ….

а) приказ;

б) поручение;

в) соглашение;

г) обязанность.

6.Документ, выдаваемый клиентом экспедитору, для выполнения от его имени обязанностей:

а) доверенность;

б) разрешение;

в) соглашение;

г) договор.

7.Основное право клиента по договору экспедиции:

а) передать груз экспедитору;

б) выбрать вид грузового поезда;

в) выбрать вид транспорта;

г) уплатить экспедитору вознаграждения.

8.Предмет договора транспортной экспедиции, связанного с перевозкой груза:

а) груз;

б) подвижной состав;

в) услуги;

г) перевозка.

9.Виды услуг оказываемых по договору экспедиции:

а) транспортные;

б) срочные;

в) погрузо-выгрузочные;

г) информационные;

д) личные;

е) торговые.

10. Вознаграждение экспедитора составляет … договора.

а) срок;

б) форму;

в) цену;

г) содержание.

2.Решите задачу

ООО «МясоБаза» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «ТК Экспедиция» о возмещении ущерба за утрату груза водителем Егоровым, который работал по доверенности от ООО «ТК Экспедиция». «МясоБаза» представило в суд договор транспортной экспедиции, который был заключен между истцом и ответчиком. ООО «ТК Экспедиция» заявленные требования не приняла, так как не несет ответственности за действия Егорова и в момент передачи груза водителю не присутствовала. Назовите основные права и обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции. Решите дело. Измениться ли решение, если окажется, что у ООО «МясоБаза» нет никаких документов, подтверждающих передачу груза водителю?

3. Решите задачу

Между АО «ЛОРП» и ООО «Перевозка» был заключен договор об организации перевозок. 25 мая ООО не смогла предоставить транспортное средство для перевозки груза из-за отсутствия свободных машин. АО обратилось в суд о взыскании неустойки за невыполнение условий договора и возмещения упущенной выгоды. Дайте понятие договора об организации перевозок? Перечислите обязанности сторон по договору об организации перевозок. Решите дело по существу.

4. Решите задачу

Во исполнение договора перевозки груза автомобильным транспортом АО «ЛАНА» приняла груз ООО «ТЕКСТОМА». Во время перевозки у автомобиля лопнула передняя правая покрышка колеса, в результате экстренного торможения произошел пожар, автомобиль и груз полностью сгорели. ООО направило претензию к АО о взыскании реального ущерба. АО отказало, ссылаясь на то, что утрата груза произошла вследствие непреодолимой силы. Дайте оценку данной ситуации.

5. Решите задачу

На станции отправления, расположенной в РФ, перевозчиком от грузоотправителя принят к железнодорожной перевозке вагон с грузом до станции назначения, расположенной в Китае. Масса груза определена грузоотправителем расчетным способом. На станции назначения перевозчиком на электронных весах была произведена контрольная перевеска вагона. В результате, масса вагона была выше, чем указывалось в транспортной накладной, что повлекло занижение провозной платы. Перевозчик обратился в арбитражный суд о взыскании штрафа с грузоотправителя. Дайте понятие транспортной накладной, какие сведения она содержит? Решите дело по существу.

 

ЛЕКЦИЯ 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

ПЛАН:

1. Основания ответственности перевозчика

2. Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов

1.Основания ответственности перевозчика. Ответственность по договору перевозки ограничена пределами стоимости перевозимого груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Основания ответственности перевозчика:

· неподача транспорта;

· несохранность груза;

· просрочка доставки груза;

· нарушение иных обязательств по договору перевозки груза.

Неподача транспорта. Ст. 794 ГК РФ устанавливает перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств, либо за их неисполнение (непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера). Прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом.

Под несохранностью груза следует понимать неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. За несохранность груза перевозчик несет ответственность только при наличии вины. Вина перевозчика предполагается и на нем лежит бремя доказывания своей невиновности. Ответственность перевозчика при несохранности груза ограничивается его стоимостью (объявленной стоимостью груза, если это было сделано отправителем). Упущенную выгоду перевозчик не возмещает. При несохранности груза перевозчик, кроме возмещения его стоимости, обязан вернуть грузовладельцу провозную плату. В стоимость груза входит и стоимость многооборотной тары.

Неисполнение обязательств имеет место при утрате груза, а ненадлежащее исполнение — в случае его порчи, недостачи, повреждения.

Под утратой следует понимать невозможность его выдачи получателю в течение установленных сроков в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Размер возмещения ущерба при утрате груза устанавливается равным стоимости утраченного груза, исходя из цен, которые взимаются за аналогичные товары. Порча груза — несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его характеристикам, указанным в транспортных документах. Повреждение груза — изменение физических свойств. Порча, повреждение, при которых исключается использование его по назначению, приравнивается к утрате груза (п. 2 ст. 796 ГК РФ) и ущерб возмещается в размере его стоимости. Если груз был сдан к перевозке с объявленной ценностью, то ущерб возмещается в размере объявленной ценности.

Недостача груза (частичная утрата) — недостающее количество груза, принятого у отправителя и выданного получателю по одной накладной. Ответственность определяется в размере недостающего груза.

Ответственность за просрочку доставки груза перевозчик несет только при наличии вины. Бремя доказывания лежит на перевозчике. Ответственность перевозчика в этом случае наступает в форме неустойки, которая носит исключительный характер, и убытки сверх нее не взыскиваются. Транспортные уставы и кодексы предусматривают примерный перечень причин, освобождающих перевозчика от ответственности:

- вина грузоотправителя или получателя;

- недостатки тары или упаковки;

- особые естественные свойства самих грузов;

- сдача грузов к перевозке без указания в транспортных документах их особых свойств (при перевозке, хранении);

- сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленные нормы.

Нарушение иных обязательств по договору перевозки грузов. Грузоотправитель несет ответственность за:

· неправильные указания в транспортном документе сведений о грузе;

· выдачу груза не в пункте назначения;

· несвоевременный вывоз груза со станции (порта) назначения (в форме повышенной платы за хранение груза);

· утрату перевозочных документов.

2.Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов, предусмотрен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.149 с.)