Современные знания о XII таблиц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные знания о XII таблиц



«Основными источниками наших знаний о Законах являются: сочинения антикваров I в. до н. а — Теренция Варрона (Varro), значительная часть работы которого “De lingua latina” (“О латинском языке”) дошла до нас, и Веррия Флакка, чей труд “De verborum significatu” (“О значении слов”) лег в основу толкового словаря Феста (Festus); речи оратора I в. до Р. Х. Марка Туллия. Цицерона (Cicero), а также его политические и философские трактаты “De re publica” (“О государстве”), “De legibus” (“О законах”), “De officiis” (“Об обязанностях”); “Naturalis Historia” (“Естественная история”) Плиния, Старшего (Plinius), естествоиспытателя I в. до н. э произведение ритора I в. Р. Х. Квинтилиана “Institutio oratoria” (“Обучение оратора”); труды антикваров — “Satumaliae” (“Сатурналии”) Макробия (Macrobius) I в. н. а и “Noctes Atticae” (“Аттические ночи”) автора II в. Р. Х. Авла Геллия (Gellius); комментарий грамматика VI в. Р. Х. Сервия (Servius) к “Энеиде” Вергилия (“Ad Aeneidam”). Многочисленны цитаты в юридических сочинениях, хотя здесь чаще встречаются пересказы, поскольку обсуждаются смысл закона или его позднейшая интерпретация. На основе этих свидетельств в Новое время реконструирован текст XII таблиц. Руководством при распределении материала по таблицам послужил комментарий Гая к законам XII таблиц в 6 книгах. Хотя в том, что порядок комментария точно соответствовал тематике отдельных таблиц (по 2 таблицы в каждой книге), заставляют сомневаться известные по другим источникам данные»[215]

«Современная юридическая наука признает подлинность 140 правовых положений таблиц.»[216]

«Все существенное содержание кодекса известно.»[217]

Отрасли права в XII таблицах

           «XII таблиц касались почти исключительно гражданского права и процесса.»[218]

Характер XII таблиц

«XII таблиц краткие изречения по вопросам правового общения и нормы, относящиеся к отправлению правосудия, семейным отношениям, собственности, договорным обязательствам и преступлениям.»[219]

«черты XII таблиц стали на место произвола магистратов ставился закон. Тит Ливии назвал главным результатом этой древней бескровной политической революции «уравнение в свободе» строгий формализм правовых процедур и общения.»[220]

 «казуистичность построения правил и норм (по принципу: «если — т о — иначе») сильно уменьшили возможности самоуправства и кровной мести.»[221]

«крайне суровы.»[222]

«XII таблиц смягчают некоторые стороны древнего сурового права.»[223](а четырьмя страницами раннее пишет уже, что «многие постановления.»[224])

           Т. е. многие постановления смягчают лишь некоторые стороны очевидно, т. е. например, 70 статей из 140 смягчили 3 стороны из 17 былого.

 «не касались государственного права.»[225]

«Не содержало в себе правового определения всех сторон жизни лишь утверждение, фиксирование правовых положений спорных или сомнительных. Где встретилась необходимость, положения обычного права исправлены и дополнены главное содержание составляли правовые обычаи в том виде, как существовали и раньше.»[226]

 «Нет общих положений всякий фрагмент касается одной сомнительной или спорной стороны известного всем по своей общей природе и потому не определяемого подробно института. То-же у всех народов на той же степени»[227]

Значение XII таблиц

«С XII таблиц знание правовых принципов и норм доступно всем.»[228]

«Существенны гарантии от судебного произвола — право осужденного на казнь апеллировать к комициям (собраниям по куриям, центуриям или трибам), а также право провокации (запроса) в народном собрании.»[229]

 «плебеи добились защиты от произвола патрицианских судей (введением XII таблиц)»[230]

«послужили надежной опорой для регулирования сравнительно простых товарных, семейных, наследственных и других подобных отношений. Отсюда внешнее почтение XII таблицам позднее, когда их практически не применяли.»[231]

«обеспечено право составлять общества и автономия происшедших таким образом обществ.»[232]

«их публикации велико реформировали быт.»[233]

           Коль они лишь уточнили старое, то надо полагать, плебеи перестали бояться делать что-то.

Литература политических норм республики

«Законодательные акты эпохи Республики собраны в:

Bruns C.G. Fontes iuris Romani antiqui. Vol.l, ed. Gradenwitz O.: Tuebingen, 1909;

Girard P.F. Textes de droit romain, ed. Senn F.: Paris, 1937; ed. Giuffre V.: Les lois des Romains. Napoli, 1977;

Fontes iuris Romani anteiustiniani [Riccobono S., Baviera G., Fer- rini C, Furlani G., Arangio-Ruiz V.j. Vol.l. Leges. Florentiae, 1941; ed. Riccobono S.: Florentiae, 1968 (сокращение — FIRA).

Издания надписей: Corpus Inscriptionum Latinarum. Vol. 1—16 et Supplementa. Berolini, 1863- (сокращение — CIL);

Dessau H. Inscriptiones latinae selectae. Vol.l—3. Berolini, 1892—1916.»[234]

ЧАСТЬ IV. ТИРАНИЯ

Законы

«возвышение Суллы привело к практике издания законов без согласования с народным собранием.»[235]

           т. е. «Сулла присвоил себе законодательные функции.»[236]

«Законы не исключали произвола императоров магистратов.»[237] - я это привёл, т. к. в том месте Батыр говорит в основном про Суллу, так что возможно, он о том, что большинство считает республикой.

Ряд муниципальных законов: lex municipii Tarentini (І в. до Р. Х.)43, lex coloniae Genetivae Iuliae (известный также как lex Ursonensis)44, данный в 44 г. до Р. Х. Юлием Цезарем колонии, выведенной в Испании, и закон города Гераклеи в Лукании того же периода45, - варианты модельного закона самоуправляющейся общины на покоренной Римом территории — муниципия (municipium). Первый закон корректирует представление о режиме actiones populares (1L32—38); упоминает фидуциарную манцкпацию (1.30). Lex coloniae Genetivae Iuliae описывает режим исполнительной legis actio per manus iniectionem на последней стадии ее существования (с.61) и режим рекуператорного судебного разбирательства, приводя детали, известные по XII таблиц (с.95). Tabula Heracleensis (L111) упоминает iudiciae bonae fidei, называя защищаемые ими отношения (fiducia, societas, tutela, man- datum); различает осуждение “lege Plaetoria” (1.112) и in integrum restitutio на основании публичного судебного разбирательства (“iudi- cio publico Romae condemnatus”, — LI 17—118). Другой муниципальный закон, датируемый 46—40 гг. до н. а, — Lex de Gallia Cisal- pina46 — информирует о важных деталях процесса per formulas: фрагмент 19-й главы упоминает operis novi nuntiatio; 20-я глава говорит о cautio damni infecti и заменяющей ее actio in factum; 21-я и 22-я главы — о secum ductio и missio in possessionem в случаях неуплаты признанного дожа (confessio) или отказа от защиты (inde- fensio).»[238]

ЧАСТЬ V. ПРИНЦИПАТ

Юстиция

«Органы создающие права -обычай (конституции) сенатусконсульты, эдикты и юристы в тесном смысле.»[239]

           Всё равно что сейчас признать органами, создающими право законы, постановления и адвокатов в широком смысле.

Раздел IV. Не конституции

Consuetudo

«Древнейшие названия – mores maiorum и usus - сменились в начале нашей эры более отчетливым consuetudo. Помпоний (D. 1. 2. 2. 3) противополагает mores maiorum законам, и в особенности XII таблиц.»[240], т. к. начало Р. Х., о котором здесь говорится – это начало принципата, поэтому и говорю в источниках принципата.

«в Риме не выработалось совокупности норм обычного права, подобной английскому «общему праву» практики судебных прецедентов в английском смысле. Обычай, как источник права упоминаю с конца республики не у юристов, а у философов и ораторов под влиянием греческих учений о «неписанном законе». У юристов указания на обычай редки. Распадаются на ссылки на обычай, как источник происхождения некоторых институтов, и упоминание обычая как источника права в местах общих в которых трактовались источники права. Здесь будто целая своеобразная теория обычного права: это право, созданное общенародной волей, отличающееся от закона лишь формой выражения этой воли (Юлиан); но такая конструкция показывает, что упомянутая теория не отражает реального факта: она бы применилась разве к общеимперскому обычному праву, а такового не могло быть. Обширная область, в пределах которой могло б развиться римское обычное право, почти вся заполнилась в классике нормами чей источник -эдикт и юриспруденция; в эти формы отлился материал могущий бы образовать обычное право; эти формы -проводники в практику новых юридических идей, воззрений оборота. Непосредственно на долю consuetude осталось немного места засвидетельствовано происхождение норм оттуда (запрет брака родственников даров меж супругами, допуск пупиллярной субституции). В остальных случаях мотивируют решения юристы ссылками на consuetudo, mos, mos regionis -обычаи оборота, местные обыкновения, — «usances», а не нормы «обычного права».»[241]

Лекс

 «Lex как вотированный народным собранием, исчез.»[242]

«К концу республиканского испрошенным законам противополагались законы по делегации законодателя, которые устанавливались полководцами в завоеванных провинциях – leges datae.»[243]

«leges plus quam perfectae в догматике классики нет.»[244]

Сенатусконсула

           «Вместо народных собраний законодательным учреждением делается сенат. Senatusconsulla приобретают силу закона. На первых порах имеют прежнее значение инструкций магистрату. Затем сенату начинают приписывать роль преемника и заместителя прежних народных собраний. Гай придает сенатским решениям силу «как бы закона».»[245]

«senatus consulta – императорские указы, оглашали пред сенатом.» [246]

Оратионес

«Инициатива сенатских постановлений сосредоточивается в руках императора; его предложения вносятся в сенат. Всегда беспрекословно утверждаются. Называются orationes. Позднейшие юристы толкуют как источник права.»[247]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.01 с.)