употребление словосочетаний (синтаксис) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

употребление словосочетаний (синтаксис)



а) согласование

Cогласование — это грамматическое уподобление формы зависимого слова форме слова господствующего: Несколько детей выходит на улицу; много студентов оканчивает институт.

1. Колебания в согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (несколько человек пришло—несколько человек пришли).

В нормативных грамматиках и учебных курсах, как правило, указывается, что при подлежащем, включающем в свой состав слова типа: кто, что, никто, ничто, большинство, меньшинство, много, несколько, часть, ряд, не меньше чем и т. п. - сказуемое обычно ставится в форме единственного числа. Однако также существует тенденция согласования сказуемого и подлежащего по смыслу.

При подлежащем несколько + существительное в родительном падеже сказуемое употребляется в форме единственного числа в следующих случаях:

а) если существительное обозначает неодушевленный предмет: Прошло несколько минут в молчании;

б) если сказуемое выражено страдательной формой глагола (или причастия): Несколько изб было снесено.

Сказуемое употребляется преимущественно во множественном числе в следующих случаях:

а) если существительное обозначает одушевленный предмет, а сказуемое подчеркивает активность действия: Несколько слуг бросились в разные стороны;

б) если имеются однородные члены в составе подлежащего или сказуемого: Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы;

в) если имеется обособленный оборот или придаточное предложение при подлежащем, или деепричастный оборот при сказуемом, отрывающие подлежащее от сказуемого: Несколько человек, схватившись за руки, опрокинулись спинами на тех, кто сзади.

  При подлежащем с количественным числительным оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города.

При подлежащем, имеющем в своем составе числительное д ва, три, четыре, сказуемое обычно ставится в форме множественного числа: На семинаре были обсуждены три доклада. Постановка сказуемого в форме единственного числа возможна в тех случаях, когда сообщение лишь фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер: Было продано три костюма.

При подлежащих типа десять студентов, сто сорок тонн наблюдается постановка сказуемого и в форме единственного, и в форме множественного числа: Пять человек не пришло / не пришли на лекцию.

Форма множественного числа сказуемого уместна в случаях, когда говорящий хочет подчеркнуть активный характер действий каждого лица (предмета), входящего в группу: Шестнадцать сильнейших команд республики вступили в борьбу за кубок.

  При наличии при подлежащем приложения (в сочетания типа женщина-хирург, вагон-мастерская, озеро Селигер, газет «Известия») нередко неясно, какое из слов является подлежащим, а какое — приложением. Принято считать подлежащим слово, выражающее родовое, более общее понятие, и согласовывать сказуемое с этим словом; Газета «Известия» опубликовала...; Озеро Селигер было...; Женщина-хирург возразила.... Если приложение употребляется без родового понятия, возможно согласование сказуемого с приложением: «Известия» писали…; «Дни Турбиных» шли в Малом театре.

В ситуации согласования сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с именем собственным, нормативно согласование сказуемого с именем собственным: Декан Петрова выступила на собрании первокурсников.

Для некоторых словосочетаний, прежде всего терминологиче­ского характера (типа катер-торпедоносец, автомобиль-амфибия, музей-квартира, витрина-стенд), нормы согласования окончательно не установились. В этих случаях следует исходить из того, что основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте. В тех довольно редких случаях, когда на первом месте стоит приложение, оно обычно не склоняется: читал в роман-газете, накрылся плащ-палаткой. Сказуемое же, в соответствии с общим правилом, согласуется с подлежащим — основным словом подобных словосочетаний: Автомобиль-амфибия пошел в серийное производство; Открыто новое кафе-блинная.

Некоторые особенности употребления сказуемого. Под влиянием конструкций типа вопрос в том, что; дело в том, что нередко пропускаются полузнаменательные глаголы заключаться, состоять и др. Подобный пропуск глаголов в официальных текстах является речевой ошибкой. Неправильно: Важная особенность прибора в том, что (следует: состоит в том, что) сначала в нем формируются слабые импульсы.

Устойчивое словосочетание представлять собой, имеющее значение «быть, являться кем / чем-либо» и включаемое в состав сказуемого, в устной речи нередко сокращается или изменяется. Глагол представлять начинает употребляться без возвратного местоимения или в сочетании с предложно-падежным вариантом местоимения из себя. Неправильно: Уход с рабочего места до окончания смены представляет ( необходимо: собой) грубое нарушение трудовой дисциплины; Клуб представляет из себя просторное двухэтажное здание, расположенное в центре села.

2. Изменения в согласовании определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два верхние окнадва верхних окна). В современном языке нередки колебания в употреблении прилагательных в сочетаниях с числительными два, три, четыре. «Конкурируют» сочетания с родительным и именительным падежами множественного числа: два новых стола и два новые стола, три интересных книги а три интересные книги.

При определении направления развития нормы согласования прилагательного в подобных сочетаниях необходимо в первую очередь учитывать грамматический род определяемого существительного: если определяемое существительное мужского или среднего рода, то прилагательное употребляется в родительном падеже; если существительное женского рода, то прилагательное употребляется в именительном падеже: два новых дома, НО: три новые столовые.

Выбор формы согласования осложняется к тому же влияниям акцентологического фактора. Если у существительного женского рода формы именительного падежа множественного числа отличаются по ударению от форм, входящих в количественно-именное сочетание, то определение обычно ставится в родительном падеже множественного числа: две высоких горы, три огромных волны (так как: гОры, вОлны).

3. Употребление количественно-именных сочетаний без предлога типа объемом 500 кубических метров, на площади 300 гектаров имеет разговорный характер и не всегда уместно в официальных текстах. В литературном языке в данных выражениях необходимо использовать предлог: крутизной в 60 градусов, панель размером в 20 квадратных метров, бригада в 30 человек.

4. Согласование географических названий. В отличие от общелитературного употребления в языке служебных документов (особенно военных, географических, дипломатических) обычно не изменяются и не согласуются с родовыми наименованиями названия городов, сел, деревень, станций, островов, рек, гор, пустынь и т.д.: в городе Ялта, на реке Обь (ср.: в городе Ялте, на реке Оби). Стремление не склонять в документах географические названия, безусловно, оправдано, так как во многих случаях позволяет избежать двоякого понимания текста (форма творительного падежа под городом Ковровом может пониматься и как под городом Ковров, и как под городом Коврово). Склонение географических наименований может вызвать затруднение и в тех случаях, когда они сочетаются со словами разных типов: в городах и поселках Гусе-Хрустальном (или Гусь-Хрустальном?), Павлове Посаде (или Павлов Посаде?), Раменском, Люберцах, Пушкине и т. д. (целесообразнее: а городах и поселках Гусь-Хрустальный, Павлов Посад, Раменское, Любер­цы, Пушкино).

5. Согласование однородных членов предложения. Однородные члены предложения должны согласовываться с обобщающим словом в падеже. Неправильно: План поставок области запасных частей был вовремя выполнен следующими заводами-поставщиками: Нижегородский автомобильный завод, Ростовский завод сельхозмашин (следует: Нижегородским авто­мобильным заводом. Ростовским заводом сельхозмашин).

б) управление

1. Искажения, связанные с неправильным употреблением предлога: Согласно приказа (следует: приказу; Награждение работников было свидетельством о том, что... (следует: свидетельство того, что); Неоднократно подчеркивалось о том, что (следует: подчеркивалось то, что) пря­молинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.».

2. Нагромождение падежей. В деловой и газетно-публицистической речи встречаются цепи одинаковых падежей, состоящие из четырех-пяти, а то и большего числа звеньев. Нормы грамматики при этом не нарушаются: Не возникает (чего?) необходимости (чего?) организации (чего?) дела (чего?) изучения (чего?) вопросов (чего?) перемещения (чего?) грузов. Семь родительных падежей подряд! И все связи между словами грамматически правильны. Однако, с точки зрения эффективности осуществления коммуникаций, такая формулировка развернутого словосочетания, затрудняющая восприятие, нецелесообразна.   

3. Смешение падежных значений. Одна и та же падежная форма может иметь несколько падежных значений; например, родительный падеж может иметь значение части целого, принадлежности, объекта действия, и др. Конструкция предложения должна обеспечивать однозначность понимания той или иной падежной формы: Чтение Виля Липатова продолжалось за полночь (Виль Липатов читал или его произведения читал кто-то?), Встреча друга всех нас обрадовала (Друг встречал или друга встречали?), Инспектор Девяткин послан на завод директором (Инспектора послал директор или инспектора назначили директором?).

4. Управление в случае с однородными членами.  В данном случае возможны ошибки, связанные с грамматической несочетаемостью однородных членов предложения. Речевая ошибка может быть вызвана лексической несочетаемостью одного из однородных членов предложения со словом, которому эти однородные члены подчиняются. Следует учесть необходимость разнородного управления (разных падежей существительных, предлогов при них) в случаях типа: изменения и дополнения в учебной программе. Целесообразно: изменения (в чем?) в учебной программе и дополнения (к чему?) к ней. Вместо: Руководство и курирование аспирантов – курирование (кого?) аспирантов и руководство (кем?) ими. Неправильно: В адрес учителей были высказаны пожелания и выводы по улучшению внеклассной работы — следует: сделаны выводы; На заводах, фабриках, совхозах и колхозах обсуждается вопрос о работе в новых условиях. Следует: Обсуждать на заводе, на фабрике, но в совхозе, в колхозе.

Ошибка может быть вызвана лексической или грамматической несочетаемостью с одним из однородных членов предложения какого-то слова, по смыслу связанного со всеми однородными членами. Неправильно: Изучать, знать и руководить кадрами — долг дирекции любого предприятия. Глаголы изучать, знать, с одной стороны, и руководить — с другой, по-разному управляют существительными (знать что / кого-либо, изучать что/ кого-либо, но руководить чем / кем-либо).

5. Употребление некоторых видов дополнений и обстоятельств.

Выбор формы дополнения или обстоятельства нередко опреде­ляется следующим: при переходных глаголах с отрицанием дополнение может ставиться в форме как родительного, так и винительного падежа.

А. Форма родительного падежа обычно избирается:

- при разделительно-количественном значении дополнения (при глаголах несовершенного вида): не ел хлеба, не исправлял недостатков;

- после глаголов восприятия, мысли, желания, ожидания и т. п.: не видел ошибок, не замечал недостатков, не ожидал повторов;

- если дополнение выражено существительным в отвлеченном значении: не терять уверенности, не скрывать торжества;

- при наличии дополнительных слов: не встретил ни одного человека, никому не доверял своих секретов;

- при глаголах иметь, получать, добиться и др. со значением «совсем не...»: не имел денег, не получил согласия, не добился ответа;

- у вещественных существительных при обозначении части целого вещества: выпил чашку ча ю, купил пачку табак у, положил ложку сахар у.

Б. Прямое дополнение обычно ставится в форме винительного падежа (при наличии отрицания перед глаголом) при необходимости подчеркнуть определенность объекта: не видел этот город; не встретил сотрудницу, которую ждал; не встречал Иванову (обычно конкретность объекта подчеркивается наличием определения, придаточной части сложноподчиненного предложения, имени собственного и т.д.). В современной речи форма родительного падежа более употребительна: не видел города, не встречал Ивановой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.012 с.)