ТОП 10:

Перспективы развития системы налогообложения малого предпринимательства



 

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важных факторов, определяющих доходный потенциал субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Этому в значительной степени должна способствовать и действующая налоговая система, создающая благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего бизнеса.

Данные Федерального казначейства Российской Федерации свидетельствуют о все еще невысокой доле поступлений налогов на совокупный доход в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации.

Так, по данным на 1 августа 2011 года, поступления от ЕНВД составили около 1,95% от общего объема доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, налога, взимаемого в связи с применением УСН, - около 1,1%, а поступления от ЕСХН - 0,05%. При этом за последние три года наблюдается рост объемов поступлений налогов на совокупный доход, а также удельного веса указанных налогов в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, актуальной целью всех действий, определяющих конфигурацию налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, является установление баланса между стимулирующей и фискальной функциями применения специальных налоговых режимов.

Учитывая изложенное, в целях совершенствования механизмов налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства планируется:

. Рассмотреть вопрос о закреплении 90% поступлений от оплаты стоимости патентов при применении УСН за бюджетами муниципальных районов, поселений (в равных пропорциях) и городских округов;

. Рассмотреть возможность введения специального налогового режима для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, с целью обеспечения ускоренных темпов развития указанных предприятий путем использования стимулирующего потенциала специального режима налогообложения;

. Продолжить работу с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований по совершенствованию форм статистической и налоговой отчетности в разрезе муниципальных образований по субъектам среднего и малого бизнеса, их составу, численности, видам деятельности, объемам поступлений налогов, условиям осуществления деятельности;

. Принять меры по совершенствованию процедур налогового администрирования в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;

. Рассмотреть вопрос о сохранении для субъектов малого предпринимательства ныне действующей процедуры урегулирования налоговых споров, которая заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно определяет способы защиты своих интересов (обжалование в вышестоящем налоговом органе и (или) обращение в суд);

. Совершенствовать механизмы медицинского и социального страхования налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, которые освобождены от уплаты единого социального налога;

. Упростить порядок применения контрольно-кассовой техники субъектами малого предпринимательства-плательщиками ЕНВД с целью снижения их необоснованных затрат;

. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, направленного на совершенствование специальных режимов налогообложения, в котором необходимо:

дать определения субъектов малого предпринимательства, соответствующие понятиям, введенным Федеральным законом от 24 июля 2010 года №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", что позволит разграничить налогоплательщиков исходя из масштабов их бизнеса и дифференцировать получаемые ими налоговые преференции. Это даст возможность в будущем ввести прогрессивную шкалу налогообложения на основе дифференцированных ставок в зависимости от размера субъекта налогообложения;

в целях усиления социальной функции ЕСХН разрешить плательщикам данного налога при исчислении налоговой базы учитывать расходы на содержание жилищно-коммунальных объектов, объектов социально-культурной сферы, объектов лесного и дорожного хозяйства;

в целях реализации регулирующей функции ЕСХН предусмотреть нормы, стимулирующие наукоемкую и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленную в первую очередь на развитие селекционной работы, применение методов биотехнологии;

исключить унитарные предприятия из состава плательщиков налога, взимаемого в связи с применением УСН;

в целях совершенствования применения УСН на основе патента разработать методику определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности на федеральном уровне. Местную специфику осуществления предпринимательской деятельности учитывать с помощью системы коэффициентов (по аналогии с ЕНВД для отдельных видов деятельности);

устранить противоречия, имеющиеся в законодательстве, в отношении возможности привлечения предпринимателями наемных работников при применении УСН на основе патента;

предусмотреть увеличение базовой доходности по виду деятельности "оказание услуг по временному размещению и проживанию" с 1000 до 1500 рублей в месяц за каждый квадратный метр общей площади помещения для временного размещения и проживания при применении ЕНВД;

установить порядок определения базовой доходности при расчете подлежащего уплате ЕНВД по видам деятельности (на основании отраслевых исследований не реже одного раза в пять лет) с целью более точной и адекватной современным условиям ее корректировки;

рассмотреть возможности использования коэффициента К2 либо введения коэффициента К3 при расчете ЕНВД в целях стимулирования повышения заработной платы наемных работников и ее легализации. Так, например, понижающий коэффициент К3 будут иметь возможность применять налогоплательщики, которые устанавливают своим наемным работникам заработную плату на уровне равном или выше прожиточного минимума в регионе.

В свою очередь, во многих субъектах до сих пор не приняты необходимые налоговые законы, что негативно сказывается на малом бизнесе. У субъектов должно быть свое законодательство, учитывающее специфику региона. Необходимо создавать условия для развития малых предприятий для того, чтобы, окрепнув, они пополняли своими налоговыми отчислениями доходную базу региона. [17]


Заключение

 

За прошедшие 10 лет малое предпринимательство постоянно сталкивается с множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.

Субъекты малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов, малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка.

Государством неоднократно применялись меры для развития малого бизнеса. Это отражается в ходе принятия в 1995г. Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательства РФ" и в 1996г. Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малых предприятий". Однако, данные законы не проявили себя в полной мере и не обеспечили решения задач наиболее полного учета объектов обложения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Очередным шагом для дальнейшего развития данного сектора рынка, а также логичным продолжением упрощенной системы налогообложения был закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" [8] принятый Государственной думой в 1998г.

С 1 января 2005 г. вступили в силу раздел 8 "Специальный налоговый режим" и соответствующие им главы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):

.   Глава 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" - с 1.01.2005 г.

2. Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" - с 1.01.2006 г.

.   Глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" - с 1.01.2006 г.

.   Глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции" - с 1.01.2007 г.

В основе всех этих указанных режимов налогообложения лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период.

Новым специальным налоговым режимом является введенная с 1 января 2005 г. гл.26.1 НК РФ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Вышеуказанная система вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге и предполагает для налогоплательщиков - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей замену совокупности налогов и сборов (за исключением установленных законом) уплатой единого сельскохозяйственного налога.

Важно добавить, что введению единого сельхозналога способствовал эксперимент, который проводился в ряде регионов России. Таким образом, единый сельскохозяйственный налог значительно упрощает правила налогообложения и призван снизить налоговое бремя для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако 2005г. выявил целый ряд недоработок в механизме налога, что предусматривает необходимость совершенствования законодательства. В частности, предполагается устанавливать данный режим в добровольном порядке, использовать его смешанными хозяйствами, а также ввести прямое действие режима на всей территории Российской Федерации. По сельскохозяйственным организациям, не перешедшим на специальный режим, предполагается постепенное поэтапное увеличение ставки налога на прибыль.

Применение вмененного налога в России вряд ли определяется только фискальными целями. При этом методика налога не отличается гибкостью и не может учитывать всю совокупность факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности хозяйствующих лиц. Универсальным показателем является прибыль (доход) организации. Именно налог на прибыль отвечает всем требованиям либеральной рыночной экономики. Однако, коль скоро отдельные представители бизнеса "уходят" от налога на прибыль, а налоговые органы не в силах его собрать в полной мере, вводиться вмененный налог, основная задача которого - перевести всех потенциальных плательщиков в легальный сектор экономики. Поэтому вмененный налог должен носить временный характер.

Что касается вмененного налога, нужно отметить, что вмененное налогообложение не является "изобретением" нашей страны, его применяют многие страны. Во Франции, например, подобный налог был введен сразу после Второй мировой войны и рассчитан на вовлечение малых организаций в цивилизованные рамки налогообложения, но при относительно низких ставках. Налог просуществовал до 1998 г., затем был отменен. Во-первых, потому, что во Франции действует весьма эффективная система налогового контроля. Во-вторых, решая фискальные задачи, вмененный налог почти не содержит стимулирующих элементов. В-третьих, уровень экономического развития Франции позволяет использовать типично рыночные объекты налогообложения: прибыль, имущество.

Установленный законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения предоставляет субъектам малого предпринимательства возможность снижения налогового бремени, упрощения учета и отчетности, сокращения документооборота.

Упрощенная система налогообложения обладает рядом преимуществ по сравнению с общим режимом. Так, например, ряд налогов, такие как налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), ЕСН, НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятия только в отношении одного налога.

Также немаловажным фактом является упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющих упрощенной системой налогообложения. Данное упрощение заключается в том, что отпадает необходимость ведения громоздкого бухгалтерского учета с использованием различных ведомостей, регистров, журналов, с заменой его бухгалтерским учетом с использованием Книги учета доходов и расходов, в которой порядок ведения бухгалтерских записей максимально упрощен. Данное обстоятельство позволяет сэкономить деньги на оплату услуг бухгалтера, приобретения канцелярских товаров и специализированного программного обеспечения, т.к. бухгалтерский учет по предложенной схеме может производить сам индивидуальный предприниматель, руководитель малого предприятия или другое уполномоченное лицо, не имеющее специального образования или опыта работы, без использования дорогостоящей вычислительной техники.

Есть необходимость обратить внимание еще на один недостаток упрощенной системы налогообложения, который заключается в необходимости возврата на основной режим в случае превышения установленных лимитов в отношении суммы полученного дохода в течении года, а также величины остаточной стоимости объектов основных средств. Налоговое законодательство устанавливает требование возврата на основной режим в случае нарушения указанных лимитов, начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность восстановления бухгалтерского и налогового учета за относительно большой промежуток времени (от нескольких дней до более двух месяцев). Но такую опасность возможно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить за размером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, и в случае приближения данных величин своевременно организовать налоговый и бухгалтерский учет по правилам, установленным для налогоплательщиков, применяющих основной режим налогообложения.

Несмотря на перечисленные выше недостатки, положительные стороны УСНО значительно облегчают труд налогоплательщиков в области налогового и бухгалтерского учета, что делает упрощенную систему налогообложения привлекательной для субъектов малого бизнеса. Одна из положительных сторон упрощенной системы налогообложения проявляется в возможности переноса полученных убытков на последующие налоговые периоды.

Действующая с 2006 года упрощенная система предоставляет налогоплательщику самостоятельный выбор объекта налогообложения, что делает возможным при прогнозе налогового бремени учесть специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

В практической главе данной курсовой работы был рассмотрен пример применения упрощенной системы налогообложения и проведен анализ данных о УСН и ЕНВД по Омской области, были сделаны выводы.

В третьей главе были выявлены основные проблемы применения специальных режимов и названы перспективы развития данных систем.

В последнее время в рамках реализации курса по активизации социально-экономического развития страны многие специалисты повышенное внимание уделяют мерам по стимулированию малого предпринимательства. Так, вступил в силу Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в стране. Одной из важных задач, стоящих перед экономикой России, является укрепление и развитие среднего и малого бизнеса, а также стимулирование данных процессов.

 


Список использованной литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) - от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2011, с изм. от 17.03.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009)

. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) - от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 14.03.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2009)

. Федеральный закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” от 31.07.1998 № 148. ФЗ

. Федеральный закон “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 № 222. ФЗ

. Федеральный закон "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" от 31.12.2005 №190-ФЗ.

. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2009 год" от 12 ноября 2011 года №395

. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год" от 12 ноября 2011 года №392

. Решение Омского городского Совета " О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" от 26 ноября 2011 года №293

. Боровикова Е.В., Отдельные вопросы применения специальных налоговых режимов // Журнал "Налоговый вестник" № 3'2011

. Всё о малом предпринимательстве: полн. практ. рук. /под ред. А.В. Касьянова. - (5-е изд., перераб. и доп.). ": ГроссМедиа: РОСБУХ; М.; 2011

. Исанова А. Российский Основные средства "упрощенца". Коллекция проблемных ситуаций // Бизнес Консультант. 2011. №22 (56)

. Клюева Т.Л. Упрощенная система налогообложения в 2009 году // Омское налоговое обозрение. март 2009

. Миляков Н.В., Налоги и налогообложение: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРАМ. 2009. - 509с.

. Мякишева Л.Е. Особенности применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в 2009 году // Омское налоговое обозрение. декабрь 2011

. Надточий Е.В. - Регистрация контрольно-кассовой техники индивидуальным предпринимателем: проблемы и решения // Налоги и налогообложение. №2’2009

. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. - М.: КНОРУС, 2010. - 304с.

. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Н23 д. ю. н., проф. Ю.А. Крохина. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2007. - 720 с.

. Новости малого бизнеса // Деловая пресса. 2011. №43 (492)

. Пансков В Г., Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦФЭР. 2009. - 592с.

. Практикум по федеральным налогам и сборам с организаций: учебное пособие / кол. авт.; под. ред.Л.И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2010. - 280с.

. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2010.

. Тарасова В.Ф., Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина, - 3-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2010. - 320с.

. Тезисы выступлений участников "круглого стола" по теме "Совершенствование налогообложения малого и среднего предпринимательства в свете реализации социально-экономической стратегии развития Российской Федерации до 2020 года" // Налоги и налогообложение. №1’2009

. Упрощенка 2011. Учет расходов., под ред. Крутякова Т. Л, Чвыков И. О_2011 - 240с.

. Упрощенка 2011. Переход. Применение. Возврат., Крутякова Т, Мошкович М. Г_2011 - 279с.

. Шкребела Е.В., Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения., под ред. д. э. н. Синельникова-Мурылева С., к. э. н. Трунина И. - М.: ИЭПП, 2011. - 163 с.: ил. - .

. www.government.ru - сайт правительства РФ.

. www.min.ru - сайт Министерства финансов РФ.

28. www.nalogkodeks.ru <http://www.nalogkodeks.ru> - информационный сайт о налоговой политике и практике

. www.r55. nalog.ru <http://www.r55.nalog.ru> - сайт УФНС России по Омской области

. www.nalog.ru- <http://www.nalog.ru-> сайт ФНС России

. www.gks.ru <http://www.gks.ru> - сайт Федеральной службы государственной статистики







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.125.162 (0.009 с.)