ТОП 10:

Понятие и характеристика системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей



Единый сельскохозяйственный налог был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 2005 г. в качестве нового элемента российской налоговой системы. Его предназначение - учесть особенности сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли.

Введение этого налога было призвано обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства, стимулируя сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.

Действительно, возможность применения единого сельскохозяйственного налога существовала лишь для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых производством продукции растениеводства. Одновременно с этим закон не позволял перевести на уплату налога других сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых, в частности, производством животноводческой, рыбной продукции, многопрофильных хозяйств и комплексов.

Установленный Налоговым кодексом порядок определения размера налоговой ставки был весьма сложен и вместе с тем не решал многих вопросов ее расчета в последующие после перехода на уплату единого налога годы. Все это потребовало принципиально изменить концепцию системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, нацелив ее в первую очередь на устранение выявленных недостатков прежней системы единого сельскохозяйственного налога. Кроме того, новая система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей должна быть нацелена на стимулирование производства и выполнять роль экономического регулятора.

В связи с этим в конце 2006 г. был принят и с 2007 г. вступил в силу новый закон (от 11.11.2006 № 147. ФЗ), принципиально изменивший всю концепцию единого сельскохозяйственного налога, установленного гл.26.1 Налогового кодекса РФ.

Принципиально новым является порядок перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на систему налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога. С 2007 г. он осуществляется на добровольной основе.

В целях соблюдения принципа равенства налогообложения, обеспечения единого подхода для всех хозяйствующих субъектов установлено, что на уплату единого налога могут перейти все организации агропромышленного комплекса, включая сельскохозяйственные организации так называемого индустриального типа, многопрофильные организации, а также организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной, в том числе рыбной продукции.

В 2008 г. в Налоговый кодекс были внесены дополнительные поправки, в соответствии с которыми начиная с 2009 г. на уплату единого сельскохозяйственного налога могут переходить также и российские рыбохозяйственные организации.

Переход на указанную систему налогообложения сельскохозяйственными организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на российскую таможенную территорию), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога. При этом установлено, что данный налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, каковым является календарный год.

Кроме того, за организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, оставлена обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с российским законодательством.

Все другие налоги и сборы должны уплачиваться организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.

При переходе на специальный режим налогообложения индивидуальных предпринимателей они освобождаются от уплаты:

налога на доходы физических лиц в части доходов, полученных

от осуществления предпринимательской деятельности;

НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе

товаров на российскую таможенную территорию;

налога на имущество физических лиц в части имущества,

используемого для осуществления предпринимательской

деятельности;

единого социального налога.

Уплата указанных налогов заменяется, так же как и для организаций, уплатой единого сельскохозяйственного налога, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и индивидуальные предприниматели - сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в установленном Налоговым кодексом порядке. [2]

Непременным условием отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к указанной категории является то, что в их общем доходе от реализации товаров, работ и услуг доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции или выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или выращенной ими рыбы, должна быть не менее 70%.

При этом указанная доля дохода определяется по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Не могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога и поэтому не являются плательщиками налога организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Организации, имеющие филиалы или представительства, также не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Объектом налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговым кодексом установлен соответствующий порядок определения и признания доходов и расходов. Организации при определении объекта налогообложения должны учитывать доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационные доходы в соответствии с порядком определения доходов, установленных Налоговым кодексом при расчете налога на прибыль организаций. Таким же образом определяются доходы, не учитываемые при определении объекта налогообложения.

Налоговой базой для исчисления налога является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы должны определяться нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу установлен календарный год, а отчетным периодом - полугодие.

Налоговая ставка установлена в размере 6%.

Указанный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода налогоплательщик обязан исчислить сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.

Суммы единого сельскохозяйственного налога распределяются по уровням бюджетной системы РФ по следующим нормативам отчислений:

в федеральный бюджет - 30% суммы налога;

бюджеты субъектов РФ - 30%;

местные бюджеты - 30%.

Оставшиеся 10% суммы налога подлежат зачислению в государственные социальные внебюджетные фонды:

в ФФОМС - 0,2%;

территориальные фонды ОМС - 3,4%;

ФСС России - 6,4%. [18, 526]







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.125.162 (0.004 с.)