ТОП 10:

Проблемы применения специальных налоговых режимов в РФ и пути их решения



 

В последнее время в рамках реализации курса по активизации социально-экономического развития страны многие специалисты повышенное внимание уделяют мерам по стимулированию малого предпринимательства.

Так, вступил в силу Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в стране. Одной из важных задач, стоящих перед экономикой России, является укрепление и развитие среднего и малого бизнеса, а также стимулирование данных процессов.

Введение налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства преследует цель устранения налоговой дискриминации, которая проявляется в рассмотренных ниже проблемах налогообложения предпринимательской деятельности.

Сложности появляются у налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения, когда некоторые виды деятельности попадают под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Здесь также возникает проблема пропорционального распределения доходов и расходов налогоплательщика по двум режимам. Кроме того, отсутствует порядок ведения раздельного учета физических показателей базовой доходности. Возникают следующие проблемы:

) как делить численность административно-управленческого персонала, обслуживающего на предприятии несколько видов деятельности, одной из которых является оказание бытовых услуг;

) как разделить площадь торгового зала, в котором одновременно осуществляется оптовая и розничная торговля.

В системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности проблемой является использование в качестве физического показателя численности работников. Желание минимизировать налоговую нагрузку предпринимателями приводит к дополнительному сокращению численности рабочих, способствует созданию серых схем, по которым заработная плата уплачивается из "черных касс", не всех работающих официально оформляют, нарушая тем самым не только налоговое, но и трудовое законодательство.

Для налогоплательщиков единого налога, взимаемого по специальным налоговым режимам, законодательством предусматривается ряд ограничений, и с увеличением размера порогового ограничения налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения, который предусматривает намного более высокий уровень налоговой нагрузки. В итоге налогоплательщики оказываются в неравных по сравнению с субъектами специальных режимов налогообложения условиях.

Серьезным недостатком является то, что при равных ставках налогообложения, при отсутствии каких-либо специальных льгот, налоговая нагрузка на малое предприятие будет больше, поскольку, как показывает практика, возможности использования разрешенных для налогового вычета расходов у малых предприятий меньше.

Самой главной проблемой в практике применения специальных налоговых режимов является использование заложенных в законодательстве возможностей искусственного расчленения крупного бизнеса на мелкие предприятия, которые по параметрам своей деятельности отвечают требованиям специальных налоговых режимов, с целью занижения налоговых платежей.

В области применения единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) требует своего решения ряд проблем, которые препятствуют широкому распространению данной системы налогообложения. К ним относятся необходимость ведения особого учета доходов и расходов, более сложный расчет налогооблагаемой базы. Кроме того, при применении ЕСХН имеются возможности для сокрытия налогоплательщиками получаемых доходов, занижения налогооблагаемой базы, что приводит к недопоступлению доходов в бюджет.

Отсутствие обязанности плательщиков ЕНВД, ЕСХН и при применении УСН платить налог на добавленную стоимость (далее - НДС) приводит к потере покупателей - плательщиков этого налога. При реализации товаров (работ, услуг) покупателю налогоплательщик не имеет право выделять в счетах-фактурах суммы НДС, а покупатели, соответственно, не могут предъявить эти суммы налога к возмещению. Поэтому крупные заказчики - плательщики НДС отказываются работать с субъектами, применяющими специальные налоговые режимы, и, чтобы не потерять конкурентоспособность, им приходится снижать стоимость товаров на сумму НДС. Как показывает практика, такая ситуация во многих случаях препятствует переходу на УСН либо провоцирует переход с УСН на традиционное налогообложение. [25]

Многие авторы решение перечисленных проблем видят в проведении следующих мероприятий.

Решением проблемы ведения двух видов учета может стать переход на ведение учета доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому налогу в специальной книге учета доходов и расходов. Именно тогда применение одновременно двух специальных налоговых режимов не создаст сложностей у налогоплательщика. Для налогоплательщиков, применяющих разные системы налогообложения, необходимо установить дополнительно учет тех показателей, которые непосредственно влияют на исчисление единого налога.

В системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности необходимо более дифференцированно определять базовую доходность по видам бытовых услуг, разбив их на более мелкие подгруппы, такие как ремонт и пошив одежды, ремонт обуви и т.д., а к физическому показателю следует относить не количество работников, а среднее количество осуществляемых услуг. Такой подход послужит снижению "теневых оборотов", повышению качества выполняемых услуг, и, самое главное, налогоплательщикам не надо будет скрывать количества нанимаемых работников.

Для решения проблемы перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения в связи с увеличением размера порогового ограничения могла бы стать отмена обязанности налогоплательщика осуществлять пересчет налогов в общем режиме при превышении им один раз критериев применения специальных налоговых режимов. Такая возможность должна быть предоставлена налогоплательщику, если он сам обнаружил такое нарушение, своевременно оповестил налоговый орган и самостоятельно оперативно устранил это нарушение. Действенным механизмом был бы пересчет налога по принципам, аналогичным общепринятой системе налогообложения, а не полный переход на общепринятую систему. Ограничением для дальнейших злоупотреблений могло бы стать лишение возможности применения специальных режимов налогообложения, в случае неоднократного превышения установленных НК РФ пределов.

Целесообразно дополнить вышеперечисленные мероприятия по оптимизации налогообложения малого предпринимательства единым налогом на вмененный доход, следующими:

ввести его в разряд местных налогов и сборов;

дать право местным органам самоуправления установления размера базовой доходности исходя из реально получаемого дохода, и в первую очередь для таких видов как торговля, транспортные услуги, общественное питание. [22]







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.146.112 (0.004 с.)