Современное состояние практической компьютеризации процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние практической компьютеризации процесса



СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                          Стр.

Вступление                                                                                             3

1. К истории возникновения проблемы компьютеризации учебного         4

процесса

Современное состояние практической компьютеризации процесса

обучения.                                                                                           4

3. Методы организации обучения с применением персонального

компьютера.                                                                                       5

4. ПК как средство обучения.                                                               6

5. Обучение на расстоянии - что это такое?                                                  8

6. Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы.                    9

7. Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного 

обучения.                                                                                           11

8. Опыт использования компьютерный технологий для обучения

информатике незрячих детей.                                                                    12

9. Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем.           13

10. Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении.                                                                              14

Заключение                                                                                             16

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

Актуальностьизбранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования (Международная академия информатизации образования [Москва] и созданный на базе ее иностранных отделений Всемирный распределенный университет, и т.д.).

Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.

Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

 

 

К истории возникновения проблемы компьютеризации

Учебного процесса.

К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой. Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только "изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство, в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое место в группе первоочередных задач современной педагогики.

 Комплексная информатизация школ и вузов ориентируется теперь на формирование и развитие интеллектуального потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической работе современных информационных технологий.

 

Процесса обучения.

 

Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной жизни.

С развитием технологии для обучения с использованием технических средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции, которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем качество передачи, хранения, отображения информации значительно повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей информации в цифровые стандарты как приоритетную.

   Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим.

 

Методы организации обучения

ПК как средство обучения.

 

Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить создание и постановку новых курсов.

ПК является мощным средством для обработки информации, представляемой в виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Главной особенностью ПК как инструмента является возможность его настройки (программирования) на выполнение различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.

Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Не подлежит сомнению, что во многих случаях преимущества компьютера не оспоримы. Он не только избавит студентов от рутинных работ, но и позволит им заняться трудоемкими практическими задачами с использованием методов линейного программирования и сложных аналитических исследований. Использование текстовых редакторов избавляет студентов от нудного печатания на машинке и дает возможность преподавателям требовать от студентов многократной переделки заданной темы, пока она не станет удовлетворительной. Подобная шлифовка стиля была бы невозможной без компьютера. Время, которое раньше тратилось на рутинные, раз за разом повторяющиеся операции, теперь может быть посвящено более важным вопросам, требующим напряжения мысли и творческого подхода.

В медицинских институтах просто не хватит преподавателей, чтобы прово- дить индивидуальные занятия со студентами, которые методом бесконечных повторов отрабатывают диагностические навыки. Не найдется и видных специалистов, которые стали бы терпеливо разъяснять каждому студенту –медику логическую цепь доводов, приводящих к диагнозу.

На юридических факультетах, где на каждого преподавателя приходится группа в 20-30 человек, нет возможности работать с отдельными студентами, проверяя, как они усвоили принцип ведения судебных прений.

Компьютеры открывают новые перспективы в области образования. По мере увеличения объема знаний и усложнения методов анализа, становится все труднее строить обучение придерживаясь в основном принципа пассивного слушания лекций и чтения учебных текстов. Критическое мышление, умение понять и решать сложные проблемы, способность вывести полезные обобщения из груды исходных данных – все это приобретает большую важность и требует от студентов более активной деятельности.

Дистанционного обучения.

 

Отставание России по количеству основного работоспособного населения в возрасте (25 - 60 лет), имеющего высшее образование усугубляется тяжелым положением образования в России вообще и высшего образования - в частности. Возросшее желание многих россиян наталкивается на ограниченные возможности вузов, а также различные обстоятельства, не позволяющие им получить высшее образование в выбранном ими вузе. Существующие в России формы вечернего и заочного обучения зачастую не оправдывают себя, так как в большей степени из-за принятого в нашей стране характера обучения, а также значительные трудности с обеспечением студентов этих форм обучения необходимыми учебно-методическими материалами и учебниками не могут обеспечить высокий уровень обучения. Студенты дневной формы обучения зачастую вынуждены работать.В настоящее время многие вузы ведут дополнительный набор студентов на платной основе в большей мере для того, чтобы сохранить потенциал высококвалифицированных профессорско-преподавательских кадров и имеющуюся материально-техническую базу. Специалисты подсчитали, что дистанционное обучение по индивидуальному графику, в удобное время и самостоятельно выбираемые сроки и последовательность обучения по месту жительства на платной основе оказывается для студентов выгоднее, чем периодические выезды в вуз на сессии, пересылку по почте учебно-методических и др. учебных материалов и т.п. Да и деньги эти вкладываются в обеспечение собственного будущего или собственного дела, значит есть основание полагать, что они будут потрачены с умом и не напрасно, а может быть и сэкономлены за счет более интенсивного (в более короткие сроки) обучения.

Кроме того, хорошо организованное дистанционное обучение может быть не только более эффективным, но и более комфортным для студента, а средства, получаемые за обучение студентов могут быть эффективно использованы на организацию качественного индивидуального обучения.

Несомненно, данная форма обучения вызывает потребность использования совершенной иных современных педагогических технологий. По нашему мнению, основное внимание при создании таких технологий следует обратить на выработку у обучаемых навыков логического мышления, умения работать с различными видами информации, подготавливать и принимать соответствующие решения. Это становится тем более актуальным, что студент обучается фактически индивидуально и ему зачастую не с кем посоветоваться. В этой связи технология обучения должна учитывать возможность работы студентов в информационных телекоммуникационных сетях как самостоятельно, так и в составе так называемых "виртуальных учебных групп".

При этом студенты не только приобретают необходимую им специальность, но и получают широкий спектр практических навыков работы с современными компьютерными системами, средствами оргтехники и связи, различными источниками и формами информации. Проблема разработки учебно-методических материалов и учебников для дистанционного обучения. В настоящее время известно, по крайней мере, три способа подготовки учебно-методических материалов:

1. традиционный;

2. создание электронных компьютерных учебников и тестовых компьютерных программ по отдельным учебным дисциплинам;

3. создание полных электронных учебных материалов по всем учебным дисциплинам, образующих комплекс так называемый "электронный факультет".

Содержание учебных материалов должно быть компактным, выражающим основную сущность проблемы, так как все увеличивающиеся потоки информации требуют их оптимизации, а точнее минимизации, для комфортного восприятия ее обучаемым, а также уменьшения времени и расходов на ее передачу по линиям связи. В настоящее время получил широкое распространение объектно-ориентированный подход, используемый в информационных технологиях и, на наш взгляд, имеющий перспективы при создании современных машиночитаемых учебных материалов. Все, названные выше, предложения направлены на выработку формы организации учебного материала.

Очевидными становятся проблемные лекции, а также вводные, установочные и заключающие курс. При этом обучение студентов становится более индивидуальным и большее значение приобретают также консультации, зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы. Очевидным является потребность вузов в необходимом количестве компьютерных технических и программных средств, в освоении профессорско-преподавательским составом современных компьютерных технологий вообще и обучения в частности, в соответствующей подготовке студентов буквально с первого курса обучения в вузе (знание основ компьютерной грамотности). Следующим этапом создания необходимых учебно-методических материалов является их корректировка на основе полученных результатов при их апробации.

Продолжительность опытной эксплуатации не может быть менее одного года, хотя правильнее было бы ее осуществлять в течение 2-3 лет. Параллельно, начиная даже с первого года создания учебно-методических материалов нового типа, может вестись подготовка их компьютерных версий с целью использования при всех формах обучения и ориентации на дистанционное обучение. Этот процесс не менее важен, а также не менее труден.

 

8. Опыт использования компьютерный технологий для

обучения информатике незрячих детей.

Современные информационные образовательные технологии могут быть использованы для предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями, например, незрячим и слабовидящим. Следует отметить, что компьютерные технологии в данном случае рассматриваются не только и не столько как предмет изучения, но как новое средство расширения возможностей инвалидов и их успешной реабилитации в современном обществе.

   Подробнее остановимся на проблеме обучения незрячих детей с помощью компьютера. Перечислим программные средства и устройства, позволяющие реализовать процесс обучения: принтер печати брайлевским шрифтом, брайлевская строка, программные и аппаратные синтезаторы речи. Одним из таких синтезаторов является программный русскоязычный синтезатор речи типа SDRV, который позволяет выводить речевые сообщения посредством стандартного оборудования.

   Для незрячего программиста было бы весьма удобно, чтобы в процессе отладки программы и ее дальнейшего использования в нужные моменты времени подавались необходимые речевые сообщения. Важно также, чтобы средства, помогающие начинающему незрячему программисту научить свои программы "разговаривать", были удобными и простыми в освоении. Этими качествами обладает созданная специальная утилита, которая была успешно применена незрячим программистом в процессе разработки компьютерного учебника по информатике, основанного на учебном пособии. Использование этого учебника не требует от незрячего обучающегося специальных знаний в обращении с компьютером. Достаточно знать назначение некоторых клавиш на клавиатуре. Еще одним преимуществом является нетребовательность программы к машинным ресурсам.
     Электронный учебник прошел апробацию в консультационном пункте для незрячих детей г. Нальчика и показал свою эффективность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, компьютеризация обучения вызывает свои, подчас довольно сложные психологические и методологические проблемы. Чтобы ожидаемый от неё положительный эффект был достигнут, необходимо последовательно создавать качественно иные методики обучения с учётом особенностей восприятия и освоения человеком новых типов информации. Эффект появления так называемых "компьютерных детей", т.е. оторванных от жизни и не способных к полноценному общению молодых людей, уже обозначился. Необходимо постоянно иметь в виду, что "мегамашина" может не только помогать в обучении, но и деформировать личность.


ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса образования. М., 1977.

2. Батурин Ю. М., Жодзишский А. М. Компьютеризация - путь к хаосу? // Интерфейс, № 1, 1991.

3. Болотов В. А. О дистанционном образвании. // Информатика и образование, № 1, 1998.

4. Власова Ю. Ю., Личностный аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, № 1, 1998.

5. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998.

6. Илюшин С. А., Собкин Б. Л. Персональные ЭВМ в учебном процессе. М.,1992.

7. Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991.

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                          Стр.

Вступление                                                                                             3

1. К истории возникновения проблемы компьютеризации учебного         4

процесса

Современное состояние практической компьютеризации процесса

обучения.                                                                                           4

3. Методы организации обучения с применением персонального

компьютера.                                                                                       5

4. ПК как средство обучения.                                                               6

5. Обучение на расстоянии - что это такое?                                                  8

6. Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы.                    9

7. Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного 

обучения.                                                                                           11

8. Опыт использования компьютерный технологий для обучения

информатике незрячих детей.                                                                    12

9. Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем.           13

10. Специфика психологического восприятия студентами компьютерных технологий в обучении.                                                                              14

Заключение                                                                                             16

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

Актуальностьизбранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого может служить возникновение целого ряда специальных научных центров, непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации образования (Международная академия информатизации образования [Москва] и созданный на базе ее иностранных отделений Всемирный распределенный университет, и т.д.).

Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах фактически отсутствует.

Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых, подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит от подготовки кадров на уровне современных требований.

Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу компьютерной.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.044 с.)