Глава 1. Основные службы римско-католической традиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Основные службы римско-католической традиции



Содержание

Введение

Глава 1. Основные службы римско-католической традиции

    Missa и Requiem: жанровые характеристики

    Секуляризация жанра «Requiem»

в творчестве композиторов XIX - XX веков

Глава 2. Requiem в творчестве французских композиторов-романтиков

Воплощение жанра Гектором Берлиозом

Воплощение жанра Габриелем Форе

Сравнительный анализ части Sanctus из циклов Г. Берлиоза и Г. Форе

Заключение

Литература

Приложения

 


Введение

Одним из факторов, определивших лицо европейской музыки, справедливо считается ее связь с церковью. Именно потому, что церковь в течение ряда веков определяла духовную и культурную жизнь Европы, введение музыкальной составляющей в богослужение имело для ее развития большое значение. Служба в церкви - это наиболее массовая форма приобщения к музыке.

Вплоть до XVII века церковь оставалась главным центром музыкального профессионализма. В рамках церковной культуры складывались многие музыкальные жанры, развивались теория музыки, нотация, педагогика. Начало XVII века - переломный момент в истории музыки католической церкви. Намечается общая тенденция к "омирщению" музыки католической литургии. Постепенно она теряет не только определенную художественную специфику, но и свойственный ей облик сурового аскетизма и мистического созерцания. Утратив свою неповторимость, музыка католической церкви как фактор художественного новаторства вскоре совсем сходит со сцены. Во второй половине XVIII - начале XIX веков с развитием оперного и симфонического жанров начался процесс драматизации и симфонизации в музыке католической церкви. При этом нередко новые произведения, написанные композиторами на литургический текст, утрачивали свою богослужебную функцию и становились самостоятельными концертными композициями. Особенно заметны в этом отношении последние мессы Гайдна, Реквием Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена. Романтическую трактовку получили церковные жанры в творчестве Шумана и Берлиоза. Григорианский хорал в композициях этого времени почти не использовался, однако в поздних произведениях Листа уже наметилась тенденция к восстановлению строгой полифонии a cappella эпохи Палестрины. Для последующего развития европейской культуры процесс взаимодействия церковного и светского искусства имел важнейшее значение.

В XX веке к сочинению музыки на латинские тексты обращались многие композиторы, в их числе И. Стравинский, П. Хиндемит, Ф. Пуленк, О. Мессиан, 3. Кодай, К. Пендерецкий и другие. XX веку в целом свойственно обращение к различным стилевым моделям, освоение приемов и средств музыки барокко и техники старинного полифонического искусства. Сочинения на религиозную тему также не остались в стороне от магистральных путей развития современной музыки. Например, таким произведениям Стравинского, как "Священное песнопение" и "Заупокойные песнопения", присуще использование додекафонной техники, а сочинениям Пендерецкого ("Страсти по Луке", "Магнификат", "Польский реквием") - эксперименты в области сонорики и других новых средств музыкальной выразительности.

Данная дипломная работа «Requiem как духовно-концертное произведение в творчестве французских композиторов-романтиков» посвящена исследованию романтического прочтения литургических жанров и построена на взаимодействии таких учебных дисциплин, как история зарубежной хоровой музыки, история зарубежной музыки, методика преподавания специальных дисциплин, методика работы с хором, музыкальная педагогика и психология. Актуальность выбора темы состоит в том, что в последние десятилетия, в связи с особенностями геополитической ситуации, усилилась доля духовных произведений и в исполнительской практике, и в составе педагогического репертуара. Литургические жанры нередко используются как учебный материал в классах по дирижированию, подробнее изучаются в курсе истории хоровой музыки. Цели и задачи данной работы заключаются в раскрытии жанровых и композиционных особенностей таких видов богослужебной музыки римско-католической традиции как Месса и Реквием; в выявлении специфики романтической трактовки жанра Реквиема в ХIХ столетии, в частности, в творчестве французских композиторов Гектора Берлиоза и Габриеля Форе; в проведении сравнительного анализа части Sanctus из Реквиемов данных авторов. На выбор именно этих композиторов повлияло то, что оба внесли огромный вклад в развитие французского музыкального искусства в целом. Г. Берлиоз вошел в историю музыки как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального языка, как романтик, остро запечатлевший духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусства, как создатель программного симфонизма. В творчестве Г. Форе интерес, прежде всего, представляет момент преемственности между культурами XIX и XX веков в период смены историко-стилевых эпох. Ценность его композиторского наследия заключается не только в обобщении художественных достижений западноевропейского искусства XIX века, но и в предвосхищении новых неоклассических тенденций в музыке XX столетия. Оба изучаемых произведения в целом написаны в романтических традициях, тем не менее, они достаточно контрастируют друг с другом.

Методология исследования опирается в работе на классические труды из области теоретического и исторического музыкознания [2, 8, 9, 10, 12, 16, 23, 28, 29, 34, 42], хороведения [1, 11, 13, 19, 24, 31, 39], на новейшие источники [10, 11, 13, 14, 19, 24, 29, 31], а также на прослушивание, изучение и практическое освоение текста хоровых партитур.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Список литературы включает 44 наименования, в приложении представлены нотные примеры и аудиозаписи.

 


Заключение

жанр секуляризация композитор творчество

Важнейшую роль в историческом развитии западноевропейской музыки сыграло взаимодействие церковного и светского искусства, взаимовлияние и взаимообогащение параллельно развивающихся церковных и светских жанров (например: мотета и мадригала, духовной кантаты и оратории). Церковно-певческая традиция также нашла отражение в формировании светских вокально-хоровых жанров профессионального музыкального искусства.

В музыке Нового времени постепенно происходила секуляризация церковных жанров. Они видоизменялись и обогащались за счет более разнообразных средств выразительности светской музыки. В результате данных преобразований в XIX веке возник феномен романтического реквиема, заключенный в мировоззренческих глубинах эпохи, в переосмыслении и постижении таинственного смысла, заключенного в диалектике «жизнь - смерть». Старинная жанровая модель окончательно обрела роль предлога, открывая свободу широкому использованию индивидуальной системы выразительных средств. В каждом случае Реквиемы композиторов-романтиков - это индивидуально архитектоническое, интонационно-драматургическое, концептуальное решение. Вместе с тем, наличие общих закономерностей обусловлено сохранением семантического инварианта заупокойной мессы. Эпоха романтизма окончательно утвердила концертный кантатно-ораториальный характер жанра, представив многообразие его воплощений (театральность, лирико-философская направленность, гражданская патетика и т.д.). Симфонический метод мышления, утвержденный классицизмом, направил развитие литургического жанра в драматическое русло. Сложившаяся к этому времени композиция Реквиема была подчинена единой драматургической линии развития, с характерной для каждой части семантической функцией. Впрочем, эта функциональная закрепленность не препятствовала поиску новой образности. Длительный этап развития реквиема в XIX веке следует рассматривать и как кульминационную фазу, характеризующуюся наиболее полным раскрытием сущностного (идеи смерти), и как его дестабилизацию, проявившуюся в подчеркнуто-индивидуальной интерпретации жанра. Тем не менее, для большинства образцов романтического реквиема характерна также и реконструктивная направленность, которая предопределила постепенный поворот этого жанра от тотальной секуляризации к новой сакрализации, указав одно из направлений дальнейшего развития этого жанра в музыкальном искусстве XX столетия. Отступление от латинского текста: обращение к лютеранской Библии и творчеству поэтов-современников лишь расширило жанровые признаки реквиема, не нарушив главного - его религиознойпервосущности.

В данной работе мы рассмотрели особенности трактовки жанра Реквием в творчестве французских композиторов-романтиков на примере наиболее ярких представителей: Г. Берлиоза и Г. Форе. Каждый из них придерживался определенной тенденции в диалоге с традицией. Берлиоз писал Реквием в период зрелого романтизма, характеризующийся тотальной секуляризацией жанра. Его творение относится к категории Реквиемов с фрагментарным способом внедрения традиционных элементов в индивидуально-авторский контекст, где контраст «своего» и «заимствованного» демонстративен. Форе творил в период позднего романтизма, когда происходил поворот к новой сакрализации, к возобновлению живого диалога с традицией, возврат к григорианике, применению органного звучания, неоклассике. Его реквием относится к группе произведений, еще более приближающихся к внедрению традиционных элементов, где контраст «прошлого» и «настоящего» заметно ослабевает.

В ходе работы мы выяснили, что Реквиемы данных композиторов по составу исполнителей, композиционно и стилистически достаточно контрастны по отношению друг к другу. Это обусловлено, прежде всего, побудительным мотивом к творчеству (Берлиоз написал Реквием в память о жертвах французской революции, а Форе посвятил свое произведение горячо любимому умершему отцу). Монументальность, массовость, грандиозность, буйство красок, мощные звуковые потоки и динамизм Берлиоза контрастируют со светлыми, умиротворенными, лирически-одухотворенными образами Форе. Наиболее разителен контраст исполнительских составов (Реквием Берлиоза написан для громадного состава - 200 хористов, 140 оркестрантов, 4 дополнительных духовых оркестра и множества ударных инструментов, а Форе использует камерный состав оркестра и хора, что необычно для крупного по форме сочинения конца XIX века, к тому же в нем отсутствуют скрипки, что уже само по себе лишает звучание ярких тембровых красок). Но, вместе с тем, части Sanctus, наряду с различием трактовок, имеют и целый ряд общих черт. Прежде всего, это общий характер и настроение (в обоих сочинениях царит атмосфера спокойствия и умиротворения (за исключением раздела фуги, присутствующего в Sanctus Берлиоза). Схожесть имеется и в применении определенных фактурных приемов, таких как антифонное пение, чередование хорового пения и сольных эпизодов, отсутствии альтовой партии. Общие закономерности прослеживаются и в оркестровке: используется в основном струнная группа, что создает дополнительное ощущение легкости, прозрачности.

Таким образом, развитие жанра Реквиема в ХIХ веке в полной мере отразило музыкально-историческую ситуацию, в недрах которой, с одной стороны, происходил мощный процесс секуляризации культовой музыки, а с другой - назревало контртечение, отстаивающее реконструктивные позиции. Все это обусловило неоднократное обновление жанровой модели заупокойной мессы. Сделаем вывод о том, что романтический Реквием представляет собой своего рода «многогранник» только вызревающих в недрах романтизма, но уже очевидных тенденций музыкальной культуры, позволивших на примере одной жанровой модели распознать некоторые «механизмы» культурной стратегии этой и последующей эпох. Как в художественно-эстетическом, так и в контекстно-историческом смысле романтический Реквием действительно представляет собой уникальное явление музыки XIX столетия.

 


Литература

Анисимов, А. Дирижер - хормейстер / А. Анисимов. - Л., 1976.

Баранова, Т. Музыка в системе искусств (от Ренессанса до Барокко) // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения / Т. Баранова. - М., 1989.

Берлиоз, Г. Мемуары / Г. Берлиоз. - М., 1962.

Берлиоз, Г. Мемуары / Г. Берлиоз. - М., 1967.

Берлиоз, Г. Реквием // клавир / Г. Берлиоз. - Лейпциг, Брейткопф, 1900.

Вагнер, Р. О Берлиозе // Избранные статьи / ред. Р. И. Грубер / Р. Вагнер. - Л., Музгиз, 1935.

Валенси, Т. Берлиоз // «Жизнь замечательных людей» - серия биографий вып. 14, перевод с французского Ю. Раскин / Т. Валенси. - М., «Молодая гвардия», 1969.

Гоголин, М. Музыкальные жанры римско-католического богослужения / М. Гоголин. - Вологда, 1999.

Друскин, М. На переломе столетий.-В кн: Друскин М. О западноевропейской музыке ХХ века / М. Друскин. - Сов. Композитор, 1973.

Жабинский, К. Против течения: Реквием Г. Берлиоза и эволюция жанра заупокойной мессы в XIX столетии // Музыка в пространстве культуры: сб. науч. работ, вып. 2 // К. Жабинский. - Ростов на Дону, 2003.

Зиновьева, Л. Вокальные задачи ауфтакта в хоровом дирижировании / Л. Зиновьева. - СПб., Композитор, 2007.

Иванов-Борецкий, М. История мессы / М. Иванов-Борецкий. - М., 1910.

Иконникова, Л. Интерпретаторская культура хорового дирижера / Л. Иконникова // научный редактор Ю. Златковский. - Мн., Изд. центр БГУ, 2005.

Кеериг, О. Хоровая литература: учебное пособие в двух частях // часть 2: Зарубежная хоровая литература. / О. Кеериг. - СПб., Гос. университет культуры и искусств, 2007.

Конен, В. Берлиоз - критик / В. Конен. - М., Советская музыка, 1957.

Конен, В. История зарубежной музыки (первая половина ХIХ века: вып. 3) / В. Конен. - М., Музыка, 1989.

Клерсон - Лич, Р. Берлиоз // перевод с англ. А. Ивановой / Р. Клерсон - Лич. - «Урал LTD», 1999.

Кремлев, Ю. Гектор Берлиоз / Ю. Кремлев. - М., Советская музыка, 1953.

Кузнецов, Ю. Практическое хороведение. Учебный курс хороведения / Ю. Кузнецов. - М., 2009.

Кюи, Ц. Избранные статьи / Ц. Кюи. - Л., 1952.

Левандо, П. Аналих хоровой партитуры / П. Левандо. - Л., 1971.

Левандо, П. Хоровая фактура / П. Левандо. - Л., Музыка, 1984.

Мазель, Л. Строение музыкальных произведений: второе издание / Л. Мазель. - М., 1982.

Мусин, И.Язык дирижерского жеста / И. Мусин. - М., Музыка, 2006.

Обрам, В. Г. Берлиоз (1803 - 1869) / В. Обрам. - Л., Музыка, 1964.

Одоевский, В. Музыкально - литературное наследие / В. Одоевский. - М., Музгиз, 1956.

Онеггер, А. Я - композитор / А. Онеггер. - М., 1963.

Протопопов, В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII - XIX веков / В. Протопопов. - М., 1965.

Ройтерштейн, М. Основы музыкального анализа / М. Ройтерштейн. - М., Владос, 2001.

Романовский, Н. Хоровой словарь / Н. Романовский. - М., Музыка, 2000.

Семенюк, В. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства / В. Семенюк. - М., Композитор, 2008.

Серов, А. Избранные статьи / А. Серов. - М., Музгиз, 1950.

Сигитов, С. Габриэль Форе / С. Сигитов. - М., 1982.

Словари и песнопения православной и католической служб с переводом на русский язык // составитель Л. Жукова. - Издательство ПГУ, Беларусь, Новополоцк, 1995.

Соллертинский, И. Берлиоз / И. Соллертинский. - М., Музгиз, 1962.

Стасов, В. В.Статьи о музыке в пяти выпусках. Вып. 2 / В. В. Стасов. - М., Музыка,1976.

Статьи и рецензии композиторов Франции (конец XIX - начало XX вв.) - Л., Музыка, Ленинградское отделение, 1972.

Творческие портреты композиторов // Популярный справочник. - М., Музыка, 1990.

Ушкарев, А. Основы хорового письма / А. Ушкарев. - М., 1986.

Форе Г. Реквием // клавир/ Г. Форе. - Лейпциг, Петерс, 1978.

Хохловкина, А. Берлиоз / А. Хохловкина. - М., 1960.

Холопова, В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие / В. Холопова. - СПб., «Лань», 1999.

Чайковский, П. И. Музыкально - критические статьи / П. И. Чайковский. - М., 1953.

Шуман, Р. Избранные статьи о музыке / Р. Шуман. - М., 1956.

Содержание

Введение

Глава 1. Основные службы римско-католической традиции

    Missa и Requiem: жанровые характеристики

    Секуляризация жанра «Requiem»

в творчестве композиторов XIX - XX веков

Глава 2. Requiem в творчестве французских композиторов-романтиков

Воплощение жанра Гектором Берлиозом

Воплощение жанра Габриелем Форе

Сравнительный анализ части Sanctus из циклов Г. Берлиоза и Г. Форе

Заключение

Литература

Приложения

 


Введение

Одним из факторов, определивших лицо европейской музыки, справедливо считается ее связь с церковью. Именно потому, что церковь в течение ряда веков определяла духовную и культурную жизнь Европы, введение музыкальной составляющей в богослужение имело для ее развития большое значение. Служба в церкви - это наиболее массовая форма приобщения к музыке.

Вплоть до XVII века церковь оставалась главным центром музыкального профессионализма. В рамках церковной культуры складывались многие музыкальные жанры, развивались теория музыки, нотация, педагогика. Начало XVII века - переломный момент в истории музыки католической церкви. Намечается общая тенденция к "омирщению" музыки католической литургии. Постепенно она теряет не только определенную художественную специфику, но и свойственный ей облик сурового аскетизма и мистического созерцания. Утратив свою неповторимость, музыка католической церкви как фактор художественного новаторства вскоре совсем сходит со сцены. Во второй половине XVIII - начале XIX веков с развитием оперного и симфонического жанров начался процесс драматизации и симфонизации в музыке католической церкви. При этом нередко новые произведения, написанные композиторами на литургический текст, утрачивали свою богослужебную функцию и становились самостоятельными концертными композициями. Особенно заметны в этом отношении последние мессы Гайдна, Реквием Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена. Романтическую трактовку получили церковные жанры в творчестве Шумана и Берлиоза. Григорианский хорал в композициях этого времени почти не использовался, однако в поздних произведениях Листа уже наметилась тенденция к восстановлению строгой полифонии a cappella эпохи Палестрины. Для последующего развития европейской культуры процесс взаимодействия церковного и светского искусства имел важнейшее значение.

В XX веке к сочинению музыки на латинские тексты обращались многие композиторы, в их числе И. Стравинский, П. Хиндемит, Ф. Пуленк, О. Мессиан, 3. Кодай, К. Пендерецкий и другие. XX веку в целом свойственно обращение к различным стилевым моделям, освоение приемов и средств музыки барокко и техники старинного полифонического искусства. Сочинения на религиозную тему также не остались в стороне от магистральных путей развития современной музыки. Например, таким произведениям Стравинского, как "Священное песнопение" и "Заупокойные песнопения", присуще использование додекафонной техники, а сочинениям Пендерецкого ("Страсти по Луке", "Магнификат", "Польский реквием") - эксперименты в области сонорики и других новых средств музыкальной выразительности.

Данная дипломная работа «Requiem как духовно-концертное произведение в творчестве французских композиторов-романтиков» посвящена исследованию романтического прочтения литургических жанров и построена на взаимодействии таких учебных дисциплин, как история зарубежной хоровой музыки, история зарубежной музыки, методика преподавания специальных дисциплин, методика работы с хором, музыкальная педагогика и психология. Актуальность выбора темы состоит в том, что в последние десятилетия, в связи с особенностями геополитической ситуации, усилилась доля духовных произведений и в исполнительской практике, и в составе педагогического репертуара. Литургические жанры нередко используются как учебный материал в классах по дирижированию, подробнее изучаются в курсе истории хоровой музыки. Цели и задачи данной работы заключаются в раскрытии жанровых и композиционных особенностей таких видов богослужебной музыки римско-католической традиции как Месса и Реквием; в выявлении специфики романтической трактовки жанра Реквиема в ХIХ столетии, в частности, в творчестве французских композиторов Гектора Берлиоза и Габриеля Форе; в проведении сравнительного анализа части Sanctus из Реквиемов данных авторов. На выбор именно этих композиторов повлияло то, что оба внесли огромный вклад в развитие французского музыкального искусства в целом. Г. Берлиоз вошел в историю музыки как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального языка, как романтик, остро запечатлевший духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусства, как создатель программного симфонизма. В творчестве Г. Форе интерес, прежде всего, представляет момент преемственности между культурами XIX и XX веков в период смены историко-стилевых эпох. Ценность его композиторского наследия заключается не только в обобщении художественных достижений западноевропейского искусства XIX века, но и в предвосхищении новых неоклассических тенденций в музыке XX столетия. Оба изучаемых произведения в целом написаны в романтических традициях, тем не менее, они достаточно контрастируют друг с другом.

Методология исследования опирается в работе на классические труды из области теоретического и исторического музыкознания [2, 8, 9, 10, 12, 16, 23, 28, 29, 34, 42], хороведения [1, 11, 13, 19, 24, 31, 39], на новейшие источники [10, 11, 13, 14, 19, 24, 29, 31], а также на прослушивание, изучение и практическое освоение текста хоровых партитур.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Список литературы включает 44 наименования, в приложении представлены нотные примеры и аудиозаписи.

 


Глава 1. Основные службы римско-католической традиции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.183 (0.059 с.)