Правовые основы ранней профилактики постпенитенциарного рецидива преступлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы ранней профилактики постпенитенциарного рецидива преступлений



 

Основу ранней профилактики рецидива преступлений составляют воспитательные и предупредительные возможности норм уголовно- правового комплекса отраслей права. Деятельность органов уголовной юстиции по реализации этих норм входит в более широкую сферу деятельности государства, цель которой - предупреждение рецидивной преступности. Это конечная цель всей системы уголовной юстиции, «входом» в которую является обнаружение преступления и преступника, а «выходом» - возвращение лица, совершившего преступление, в общество.

Предупредительныемеры, определяемые нормами уголовно-правового комплекса, применяются к лицам, совершившим преступление и представляющим в связи с этим опасность для общества. Принимается во внимание, что они могут совершить новое преступление, так как по характеристике личности относятся к криминальному типу общественно опасной личности. Данные предупредительные меры как бы заранее презюмируются, так как устанавливаются в законе для всех лиц, совершивших преступления. Например, все они независимо от поведения подлежат обязательной охране и постоянному надзору, подвергаются обыску, находясь за пределами мест лишения свободы, они передвигаются под конвоем и др.Названные меры, выполняя функцию раннего предупреждения, в литературе именуются последующими предупредительными мерами, так как следуют от совершенного преступления и приговора суда. Осужденные признаются общественно опасной категорией лиц, так как они, по признанию уголовного закона, совершили общественно опасное деяние (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Законодатель исходит из необходимости защиты от них интересов общества и государства. Уголовный кодекс РФ предусматривает для них суровые меры наказания, длительные сроки изоляции, Уголовно-исполнительный кодекс РФ - строгие меры охраны и контроля за поведением, Уголовно-процессуальный кодекс РФ - наиболее острые меры пресечения, Федеральный закон «Об административном надзоре за освобожденными из мест лишения свободы» - серьезные правоограничительные предупредительные меры.

В литературе основания определения в законодательстве последующих предупредительных мер обычно выводят из отбытия осужденным наказания и необходимости предупреждения с их стороны новых преступлений.

На наш взгляд, симптомом, послужившим основой для применения последующих предупредительных мер, является сам факт совершения преступления как событие объективное, послужившее основанием возбуждения уголовного дела. Совершено преступление, причинен вред ценностям, охраняемым уголовным законом, государство имеет право обороняться и защищаться посредством розыска лица, его совершившего, применения к нему меры пресечения, предъявления обвинения, назначения наказания, а затем его исполнения и предупреждения новых преступлений после его отбытия. Наличие самого события преступления свидетельствует о наличии лица, его совершившего, и предполагает необходимость осуществления оборонительных мер. Таким образом, последующие предупредительные меры имеют право на существование на более ранней стадии - стадии процессуального обеспечения уголовной ответственности.

В процессе предупреждения рецидива преступлений участвуют криминологические профилактические меры, которые выполняют вспомогательную роль. Они приводятся в действие тогда, когда последующие предупредительные меры (уголовно-правовые и уголовно-исполнительные) и воспитательное воздействие оказываются недостаточно эффективными, создается угроза совершения преступлений со стороны отдельных осужденных. Они реализуются в связи с отклоняющимся поведением лица, привлеченного к ответственности, например, при злостном нарушении режима отбывания наказания, угрозе совершения преступлений, употреблении спиртных напитков или наркотиков. Таким образом, эти меры исходят не от совершения преступления, как это имеет место в отношении последующих предупредительных мер, а от возобновления криминальной активности осужденных, выражающейся в нарушениях режима, преступных намерениях и т. д. В результате применения этих мер осужденным запрещается перевод в колонию-поселение, замена наказания более мягким наказанием, условно-досрочное освобождение и т. п. Наоборот, возможно помещение их в камерные условия, постановка на оперативный и профилактический учеты, установление административного надзора после освобождения и т. п.

Криминологическая профилактика как самостоятельный блок предупредительного воздействия не использует карательные правоохранительные средства уголовно-правового комплекса отраслей права: устрашение наказанием и практикой его применения. В ее арсенале иные меры: социальные, воспитательные, организационные и собственно профилактические. Они применяются в связи с предкриминальным поведением лица во время и после отбытия наказания и призваны препятствовать формированию преступного умысла (предупреждение), реализации преступных намерений на стации приготовления (предотвращение), продолжению начатой преступной деятельности (пресечение).

С позиций правовой характеристики эти меры можно подразделить: на не имеющие непосредственной правовой регламентации (специальные воспитательные меры, применяемые в связи с отклоняющимся поведением лица); предусмотренные нормами отраслей права, не входящих в уголовно-правовой комплекс; регламентированные нормами уголовно-правового комплекса.

Воспитательные меры, проводимые на основе методов педагогики и психологии, занимают особое место в системе профилактического воздействия. Их основу составляет метод убеждения. Например, администрация ИУ широко использует в работе с осужденными (нарушителями режима, склонными к преступлениям) психокоррекционные меры, индивидуальную работу, разъяснение законодательства, особенно на этапе подготовки к освобождению. Воспитательная работа с лицами, склонными к преступлениям, проводится в рамках установления за ними различных видов профилактических мер (постановка на профилактический учет, оперативный учет, взятие под административный надзор и т. п.).

К нормативным актам, не входящим в уголовно-правовой комплекс, регулирующим криминологическую профилактику, можно отнести: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об административном надзоре за освобожденными из мест лишения свободы», Закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Инструкцию о надзоре за осужденными к лишению свободы (при постановке на профилактический учет), Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», законы местных органов власти, распространяющиеся на освобожденных из мест лишения свободы (например, Примерное положение о центре социальной реабилитации освободившихся из мест лишения свободы и не имеющих жилья, принятое законодательным органом Чувашской Республики), и др.

Отрасли права уголовно-правового комплекса также могут регламентировать меры криминологической профилактики рецидива преступлений. Например, УИК РФ содержит нормы, предусматривающие раздельное содержание некоторых категорий осужденных (ст. 80), применение мер поощрения (ст. 113), взыскания (ст. 115), помощь освобожденным в решении вопросов трудового и бытового устройства (гл. 22), сбор информации об освобождаемых и направление ее в органы полиции (Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве...) и т. п.

Таким образом, деятельность органов уголовной юстиции, направленная на реализацию всех указанных нормативных актов, связана с ранней профилактикой рецидива преступлений, выстраивается в единую линию, приобретает направленность на будущее. Обеспечивая решение своих первоочередных ближайших задач, эта деятельность рассчитана на предупреждение рецидива преступлений после освобождения осужденных из мест лишения свободы

 


2.3 Роль исправительных учреждений в предупреждении рецидивной преступности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.005 с.)