Рецидив: соотношение с категориями преступлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рецидив: соотношение с категориями преступлений



 

Все институты Общей части уголовного права связаны между собой единой социальной функцией - измерением совокупной общественной вредности преступного деяния, которая складывается из общей классификации преступлений (категории преступлений, или их классификация в узком смысле), распространяющейся на все известные преступные посягательства, и частных классификаций, затрагивающих отдельные аспекты общественной вредности. К числу последних относятся множественность, стадии умышленного преступления, соучастие, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Они образуются лишь преступлениями определенного класса.

В связи с этим решение вопроса о видах данных уголовно-правовых институтов находится в непосредственной связи с классификацией преступлений: подразделение множественности на совокупность и рецидив; соучастия - на формы и виды (простые и сложные; группа лиц, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступная организация); неоконченное (приготовление, покушение) и оконченное преступления; смягчающие и отягчающие обстоятельства, влияющие на наказание.

Оценка общественной вредности через вышеуказанные институты Общей части Уголовного кодекса РФ выражается с помощью уголовно-правовой пропорции наказания к преступлению. Таким образом, социальные функции и отношения общей и частной классификации преступлений создают устойчивую связь, скрепляющую всю структуру Общей части уголовного права.

Любое преступление вызывает негативную реакцию со стороны общества. Еще сильнее возмущают случаи одновременного или последовательного совершения лицом нескольких деяний. При этом причиняется больший моральный, физический или материальный вред. Такая совокупность деликтов обнаруживает устойчивое отрицательное отношение лица к интересам общества, государства и отдельных граждан, глубокое укоренение в его сознании антиобщественных установок.

Те, кто неоднократно совершает преступления, представляют повышенную общественную опасность, поскольку проявляют упорное нежелание соблюдать требования уголовного закона и правила общежития. Множественность преступлений демонстрирует своего рода вызов обществу, повышает степень вероятности совершения и в будущем новых преступлений. Эти преступления справедливо получают более резкую отрицательную оценку со стороны общества и государства. В таких случаях целесообразность возложения на субъекта более строгой уголовной ответственности диктуется не только восстановлением социальной справедливости, но и общественной опасностью личности субъекта, обладающего глубокой социально-нравственной запущенностью. Для переориентации его социальных установок необходимы, как правило, длительное время и достаточно жесткие средства воздействия. «Социальная сущность множественности преступлений заключается в том, что она является свидетельством повышенной общественной опасности личности преступника, а также им содеянного. С другой стороны, множественность преступлений (высокий ее уровень) указывает и на неблагополучие в организации борьбы с преступностью». Для разрушения антиобщественной установки виновного на множественное совершение преступлений, его исправления требуются более значительные усилия, чем для исправления лица, совершившего одно преступление.

Это и обусловливает необходимость повышения ответственности виновных за множественные преступления. «Совершением нескольких преступлений лицо причиняет больший вред обществу, чем при прочих равных условиях, одним преступным деянием.

Рецидив преступлений - самый опасный вид множественности, влекущий повышение совокупной общественной вредности деяний. Преступное поведение лица, охватываемое понятием рецидива, не просто дублирование какого-либо события, факта, а такое его повторение, которое совершается вопреки ранее предпринимавшимся мерам по его предотвращению и вновь, невзирая на то, что, во-первых, предшествующее событие было зафиксировано должным образом и, во-вторых, были предприняты предупредительные меры к недопущению такого повторения. В этом случае речь идет об умышленной многократной преступной деятельности виновного. В отношении него уже выносился обвинительный приговор с назначением наказания. Этим приговором от имени государства преступнику и его поведению дана отрицательная нравственно-правовая оценка, фактически сделано официальное предупреждение о недопустимости подобного преступного поведения в будущем. Совершая новое умышленное преступление при указанных выше обстоятельствах, лицо открыто пренебрегает обществом, бросает ему своего рода вызов. «Лицо, которое продолжает преступную деятельность, несмотря на порицание его от имени государства, признается более опасным, чем другое лицо, совершившее такие же преступления, но не представшее еще перед судом». Общественная вредность рецидива обусловлена тем, что повторными преступлениями рецидивисты множат причиняемый гражданам, государству и обществу ущерб, а также тем, что эти преступники, будучи носителями преступных обычаев, нравов, активно распространяют их, способствуя криминализации населения.

Особенно опасен, на наш взгляд, специальный рецидив как одно из оснований деления подобных преступлений на группы. Его повышенная вредность в сравнении с общим рецидивом определяется тем, что специализация на тождественных или однородных преступлениях ведет к росту криминального мастерства.

Ю. Н. Юшков также не разделяет того мнения, что большую общественную вредность представляют случаи неоднократного совершения тождественных (и однородных) преступлений, поскольку это свидетельствует об известной преступной квалификации субъекта. «К решению данного вопроса можно подойти и с других позиций. Совершая тождественные преступления, субъект действует только против однородного непосредственного объекта, юридически одинаковым способом и причиняет одинаковые, с позиций уголовного права, последствия. Во всем этом проявляется, если можно так сказать, "преступная ограниченность" субъекта, позволяющая соответствующим органам легче и быстрее выявить виновного, прогнозировать его возможное преступное поведение и предупреждать его».

Полагаем, что «преступная специализация» больше свидетельствует о криминальной направленности воли преступника, его антиобщественном поведении, чем совершение разнородных преступлений, причем это касается как совокупности преступлений, так и рецидива. Ссылка на то, что преступления разного вида сложнее раскрывать и они посягают на различные объекты, сама по себе не говорит о том, что такие преступные деяния более вредны, чем однородные. Вредность деяния зависит не от успешности раскрытия преступления, а от ценности того объекта, на который происходит посягательство множественных преступлений.

Закрепление в уголовном законе понятий «рецидив», «опасный рецидив», «особо опасный рецидив» как видовой аспект классификации преступлений по их общественной вредности характеризует такую классификацию логически завершенной и однозначно понимаемой. Естественно, что такое разделение не должно ограничиваться узко теоретическим (научным) значением, а должно порождать различные правовые последствия наличия того или иного вида рецидива преступлений с точки зрения дифференциации назначения и исполнения уголовного наказания.

Образовавшиеся в Уголовном кодексе 1996 г. понятия опасного и особо опасного рецидива преступлений серьезно изменились по содержанию. Если первоначально опасный и особо опасный рецидив зависели только от категорий совершенных преступлений и количества судимостей у рецидивиста, то в связи с изменениями уголовного закона опасный и особо опасный рецидив, помимо перечисленных обстоятельств, обусловливаются осуждением к реальному лишению свободы за совершенное преступление. Вместе с тем следует отметить, что в уголовном праве отсутствуют сколько-нибудь фундаментальные работы, научно трактующие содержание опасного и особо опасного рецидива, входящих в них категорий преступлений, количества судимостей, наличия либо отсутствия осуждения к реальному лишению свободы. Нет криминологического объяснения характера опасного и особо опасного рецидива.

Научная обоснованность в дефинировании содержания понятий опасного и особо опасного рецидива преступлений имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение, в конечном счете определяющее назначаемое виновному наказание. Рецидив преступлений представляет собой совокупную общественную вредность преступлений, входящих в эту множественность. Ответ на вопрос о размере совокупной общественной вредности преступлений и личности виновного позволяет правильно решить вопрос о назначении наказания лицу, осужденному за совершение рецидива преступлений. Назначение лицам, в деяниях которых установлен опасный и особо опасный рецидив, более строгих мер наказания по сравнению с иными лицами, совершившими аналогичные преступления, вытекает из требований закона об увеличении уголовной ответственности для данной категории преступников. Повышенная общественная опасность личности опасных и особо опасных рецидивистов проявляется в неоднократном совершении наиболее тяжких преступлений и осуждении за них. Вместе с тем это и показатель того, что примененные к ним ранее меры наказания оказались недостаточными, неэффективными.

Особенность конструкции института множественности преступлений заключается в том, что его составляющие находятся не только в ст. ст. 17, 18 УК РФ. Данное объединение норм представляет собой комплексное образование. Так, установление форм множественности нельзя рассматривать в отрыве от тех предписаний, в которых совершение нескольких преступлений приобретает определяющее значение. Согласно Уголовному кодексу к таким нормам относятся, например, правила назначения наказания при рецидиве преступлений (ст. 68). В соответствии с указанной нормой срок наказания при любом виде рецидива преступлений не может быть менее одной трети части максимального срока наиболее строгого вида наказания за совершенное преступление. Фактическое уравнивание в законе простого, опасного и особо опасного рецидива преступлений, с точки зрения назначаемого наказания, практически нивелировало значение разделения рецидива преступлений на виды (ст. 18 УК РФ), в то время как до внесения изменений в уголовное законодательство (ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 162- ФЗ) назначаемое за рецидив наказание напрямую зависело от его вида. Срок наказания при простом рецидиве преступлений не мог быть ниже половины максимального срока наиболее строгого вида наказания за совершенное преступление; при опасном рецидиве - не менее двух третей, а при особо опасном рецидиве - не менее трех четвертей максимального срока наиболее строгого вида наказания.

Очевидно, что эти изменения в законодательном определении рецидива преступлений продиктованы не научными соображениями, обосновывающими уравнивание всех видов рецидива, а сугубо прагматической линией либерализации уголовного законодательства и, в первую очередь, желанием законодателя разгрузить места лишения свободы. Именно этим объясняется тот факт, что законодатель указал не нижнюю границу назначаемого наказания за простой рецидив (в размере половины максимального срока наиболее строгого вида наказания, как это было до 8 декабря 2003 г.), а пошел еще дальше - снизил срок наказания до одной третьей части максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление, за все виды рецидива. Такая направленность либерализации уголовного законодательства, когда при назначении наказания за все виды рецидива происходит их фактическое уравнивание, приводит к выводу, что у законодателя нет четкой позиции в этом вопросе. С одной стороны, в Общей части УК РФ выделяются простой, опасный и особо опасный рецидив преступлений, с другой - при назначении наказания все виды рецидива уравниваются.

Объективным критерием исправления преступника выступает отсутствие рецидива. Других критериев нет. Снижение уровня рецидива свидетельствует об эффективности уголовного наказания. При назначении наказания за преступления, совершенные при рецидиве, ответственность возлагается не за то, что лицо совершило какое-либо преступление ранее, а за то, что оно нарушило двойную, специально установленную обязанность соблюдения норм права и норм морали. В связи с этим проводимая законодателем и правоприменителем уголовная политика по усилению ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления и одновременно либерализация по отношению к нетяжким преступлениям должны, на наш взгляд, найти свое отражение в институте рецидива преступлений.

Вполне обоснованным с этой точки зрения будет деление видов рецидива на опасный и особо опасный не произвольно, как сделано сейчас, а применительно к совершению виновным тяжких и особо тяжких преступлений, поэтому опасный и особо опасный рецидив должны исключаться за нетяжкие преступления. Ограничение этих видов рецидива лишь применением реального лишения свободы вызвано во многом не научным обоснованием, а необходимостью разгрузки переполненных мест лишения свободы. Поэтому считаем, что в содержании понятия опасного и особо опасного рецидива преступлений законодатель должен отказаться от указания на реальное лишение свободы. Более правильным будет возврат к редакции ст. 68 УК РФ, существовавшей до 8 декабря 2003 г., когда срок наказания при простом рецидиве не мог быть ниже половины максимального срока наиболее строгого вида наказания, при опасном рецидиве - не менее двух третей, а при особо опасном рецидиве преступлений - не менее трех четвертей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Возможны и другие нижние пределы назначения наказания за различные виды рецидива преступлений, поскольку ранее в юридической литературе существовала критика того, что не всегда реально осуществимо соблюдение судами нижних пределов назначения наказания, начинающегося за простой вид рецидива с половины максимального срока наиболее строгого вида наказания.

Обобщим изложенные рассуждения

История государства и права свидетельствует о том, что общество многие годы ищет наиболее действенные формы и средства распознания так называемых лихих людей, определяет правовые средства наблюдения за такими людьми в соответствии с уровнем культуры и правосознания этого общества.

Общественная вредность рецидива обусловлена тем, что повторными преступлениями рецидивисты умножают причиняемый гражданам, государству и обществу ущерб, а также тем, что эти преступники, будучи носителями преступных обычаев, нравов, активно распространяют их, способствуя криминализации населения. В данной ситуации проводимая законодателем и правоприменителем политика по усилению уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления и одновременно либерализации по отношению к нетяжким преступлениям должна найти свое отражение применительно к опасному и особо опасному рецидиву с соответствующим повышенным наказанием за эти виды рецидива на строго научной основе.

Необходимо признавать рецидив преступлений опасным при совершении лицом тяжкого или особо тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Рецидив преступлений должен признаваться особо опасным при совершении лицом тяжкого или особо тяжкого преступления, если ранее это лицо два раза и более было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.214.205 (0.026 с.)