Анализ исследований, посвященных вопросам мотивации в экстремальных видах спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ исследований, посвященных вопросам мотивации в экстремальных видах спорта



 

Сложность и недостаточная разработанность данной темы отражается в неустойчивости понятийного аппарата и наличии разных подходов в теории. Одна из тенденций - относить к экстремальным условиям ситуации, требующие напряжения каких-либо функций организма. Другая, очень распространенная точка зрения, - относить к экстремальным ситуации, которые ведут к расходованию резервных возможностей организма.

Третий подход предполагает, что к экстремальным условиям можно отнести факторы, вызывающие состояние динамического рассогласования, критерием которого является нарушение адекватности физиологических, психологических и поведенческих реакций человека.

Проблема состоит в том, чтобы выявить содержание понятия экстремальности в социальном контексте, определить сущность и дать определение экстремального поведения людей как социального явления. Особая тема - роль экстремальных видов спорта как средства профилактики девиантного поведения. Данная проблема относится к малоисследованным, вместе с тем, немногочисленные исследования показали, что занятие экстремальными видами спорта может быть использовано для лечения наркомании. Эффект данных занятий состоит в достижении психофизического состояния, которое может быть заменой наркотического эффекта и потому использовано в профилактике различных девиаций. (Утишева, 1999, с. 16)

Например, рассмотрим такой экстремальный вид спорта, как вейкбординг, который сочетает в себе элементы воднолыжного слалома, акробатику и прыжки. Он представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует райдера, стоящего на короткой широкой доске. Двигаясь на скорости 29-38 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую райдер использует как трамплин. Судьи оценивают сложность, амплитуду и качество прыжков.

Другую часть, меньшую по объему, занимают исследования психологов мотивации занятий экстремальными видами спорта как профессионалов, так и любителей.

Посьелло К. как представитель социально-философского направления исследований спорта, видит специфику их предназначения в выплеске эмоций, в актуализации «катастрофической», «кибернетической» и «массмедийной» составляющих. (Посьелло, 2006, с. 62) По мере формирования глобализирующихся тенденций социум стал активно трансформироваться, что повлекло становление новой нелинейной глоболокальной реальности (Бек У., Гидденс Э., Кравченко С.А.), которая несет риски и неопределенность. Упрочение взаимосвязи социальных противоречий, природных катаклизмов, а также техногенных катастроф как результата продуктов человеческой деятельности, подталкивает к изменению основ бытия, где экстремальность (на грани, на пределе) может стать ведущим философским принципом существования.

Спорт становится пространством освоения и усвоения новой культуры существования в изменяющейся социальной реальности.

Как отмечает В. К. Сафонов, экстремальные виды спорта начинают привлекать свободой выбора стратегии, где единственным условием является добровольное и осознанное преодоление индивидом всевозможных опасностей. Люди вырабатывают навыки более адекватных реакций, учатся рациональнее мобилизовывать свои резервные возможности, страх становится менее выраженным, происходит адаптация к ситуации. Всё это приводит к росту доверия к себе, накапливается положительный опыт, чувство удовлетворения в связи с выполненной задачей. (Сафонов, 2003, с. 15).

Ускоряющийся темп жизни, усложнение профессиональной деятельности, повышение требований и увеличение времени на ее успешное выполнение цепной реакцией укорачивает досуговое время и провоцирует всеобъемлющее распространение перманентного стресса. Социальный и психологический дисбаланс групп и отдельных личностей, возникающий как побочный эффект и/или результат этих процессов, требуют активного нивелирования и восстановления работоспособности. Включение в экстремальные спортивные практики - как мотивационная доминанта, является сильным средством «разрыва повседневности», помогающее отвлечься от сверхнормативной погруженности в работу и попутно получить максимум острых ощущений. Парадигма постмодерна с ее пропагандой разнообразия и различий, провоцирующая бесконечное потребление, культ удовольствия и стремление изменить свое «я», активно повлияла на изменение отношения социальных групп к спорту, превратив его в новую эротическую игру, позитивный потенциал которой обусловлен ее подрывными, анархическими, внекультурными тенденциями. В данном случае мы имеем дело со специфической мотивацией, на это указывают в своих исследованиях Cole C. И Pronger В. (Pronger,1998, с. 7).

Молодых представителей социума привлекают возможности получить «ни с чем несравнимые ощущения». Реализуется стремление к совершенствованию, преодолению своих страхов, гордость за себя при выполнении различных трюков, желание выделиться: «...привлекает то, что пока этим мало кто занимается, это тешит самолюбие, типа - «мы особенные». Наиболее значимым мотивом выбора экстремальных видов спорта является их ярко выраженная креативность: возможность придумывать и изобретать собственные трюки и комбинации, не ограничиваясь рамками традиционных требований вида спорта. Обобщенное мнение молодого поколения заключается в том, что «...экстрим - это достижение предела, развитие своих физических возможностей, это «уход» от пассивного существования, от «серости» и однообразия, к которому склонна основная часть общества» (Родионов, 1984, с. 63).

Экстремальные виды спорта являются полем деятельности и спортсменов-профессионалов, которые выступают за гонорар. Экстримом занимаются и «свободные художники» - спортсмены-одиночки, спортсмены-первопроходцы.

В этой среде преследуются несколько иные мотивы. Для них сфера экстрима - лаборатория творчества. Творческие поиски и эксперименты осуществляются приблизительно в следующих направлениях:

-  расширение возможностей человеческого организма: повышение порога выносливости, нивелирование патогенного влияния фактора риска, расширение адаптационных возможностей и т.п.;

-  модификация старых и изобретение новых форм спортивной активности, что, соответственно, влечет за собой продуцирование новых форм движений и их комбинаций, все более сложных по их воплощению (сможет ли человек освоить и научиться их выполнять?);

-  освоение, совершенствование и усложнение физической и материальной среды, необходимой для соревнований (площадки, различные покрытия, снаряды, здания и т. п.);

-  усовершенствование спортивного снаряжения (инвентаря, одежды, средств защиты) (Насиновская, эл. ресурс).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как показало исследование вопрос мотивации к спорту у спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, представляет социально-психологический интерес. Мотивация определяет побуждение к деятельности.

Блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

является пусковым механизмом деятельности;

поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру.

Непосредственные мотивы спортивной деятельности потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельности стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

У спортсменов занимающихся индивидуальным видом спорта наиболее выражены мотивы получения материального блага, физического совершенства, улучшения здоровья и самочувствия. При взаимодействии данная группа больше проявляет соперничество, при взаимодействия с тренером высоко проявляется эмоциональный показатель.

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом.

Удачное сочетание темперамента, мотивов и характера, способствует развитию способностей, эффективной их реализации.

Таким образом, можно говорить о том, что успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный субъектом вид спорта соответствует его склонностям, интересам, мотивам, способностям и психофизиологической структуре личности.

Развитие в современном мире экстремальных видов спорта направлено на удовлетворение достаточно большого спектра мотивов человека. Люди разного пола, возраста, интересов могут найти, и находят, здесь свою «экологическую нишу» для максимального полной реализации в социуме своих потребностей различных уровней иерархии - и базовых, и высших.

Анализ литературы о мотивации в экстремальных видах спорта дал возможность говорить об основных мотивах в вейкборде - спортивных целях и общении. Риск в данном виде спорта является лишь интегральным элементом, без которого занятия вейкбордом не реализуют желаемых мотивов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М., 1989. -167 с.

.   Апиш Ф. Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации / Ф.Н. Апиш. - М.: МГОУ, 2003.- 180 с.

.   Алексеев А.В. Психическая подготовка в теннисе / А.В. Алексеев. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. - 120 с.

.   Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - Спб.: Питер, 2006. -688 с.

.   Бабушкин Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с

.   Бармип А. Г. Психологические условия регуляции спортивной деятельности (на примере волейбола): Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Г. Бармин. Тверь, 2001.- 100 с.

.   Белова О. В. Общая психодиагностика / О. В. Белова - М.: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 - с. 10 - 13

.   Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. / Словарь «Психология» Москва. 1990 - 190 с.

.   Васильев И.А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991 -144 с.

.   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990 - 288 с.

.   Волков И. П. Спортивная психология. Хрестоматия. Спорт на рубеже веков. СПб.: Питер, 2002. - 384 с.

.   Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.- 504 с.

.   Гилберт Б. Победа любой ценой. Психологическое оружие в теннисе: уроки мастера: пер. с англ.- М.: Олимп-Бизнес; Терра-Спорт: 2002 - 313 с.

.   Горбунов Ю.Я. Особенности структуры волевой активности в различных видах спорта // ТиПФК. - 2005. - №2. - С. 25-26

.   Гилберт Б. Победа любой ценой. Психологическое оружие в теннисе: уроки мастера: пер. с англ.- М.: Олимп-Бизнес; Терра-Спорт: 2002 - 313 с.

.   Джеймс У. Психология / У. Джеймс. - СПб.: Знание, 1902.

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. СПб.: «Питер», 2006. - 508 с

.   Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П.Ильин. СПб.: Питер, 2008.-352

.   Калинин Е.А. Влияние мотивации и тревожности на особенности предсоревновательных состояний гимнастов / Е. А. Калинин // Теория и практика физической культуры. 1974. - С. 13-15.

.   Квале С. Исследовательское интервью. - М.: Смысл, 2003.- 301 с.

.   Китаева М.В. Психология победы в спорте: учеб. пособие / М.В. Китаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 208 с.

.   Кретти Б.Д.. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978 - 224 с.

.   Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В.А.Кручинин, Е.А.Булатова; Нижегород. гос. архит.строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155 с

.   Леонтьев Д. А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002 - 344 с.

.   Линчевский Ю. Н. Типология и психология туризма / Ю. Н. Линчевский - М.: Советский спорт, 2008 - с. 2

.   Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007 - 126 с.

.   Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте/ В.Л.Маршцук. -М.: Просвещение, 1990. - 256 с.

.   Марков К. К. Педагогические и психологические условия деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / К.К. Марков. М., 1999. - 52 с.

.   Медведев В.В. Психологическая подготовка волейболистов. - М.: Специальная литература, 1987. - 453с.

.   Митин Е.А. Повышение эффективности тренировочного процесса в волейболе: Сборник методических материалов. - Тула: Приокское книжное издательство, 1973. - 150 с.

31. Насиновская Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиций деятельностного подхода Электронный ресурс. // Алексей Николаевич Леонтьев: [сайт]. URL: <http://anleontiev.smysl.ru/vospomin/nasinov.htm>

.   Нерсесян Л. С. Экспериментальное исследование психологической готовности к спортивной игровой деятельности: (на материале волейбола): автореферат... кандидата педагогических наук (по психологии) / Л. С. Нерсесян; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Отделение психологии - Москва: [Издательство Московского университета], 1965, 19 с.

.   Олпорт Г. Принцип «редукции напряжения» / Г. Олпорт // Психология личности. Тексты. - М., 1982 - 360 с.

.   Палайма Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсмена // Психология и современный спорт. - М., 1973

.   Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1984. - С. 23-28

.   Пилоян Р.А., Фураев Г.П. Подготовка спортсменов с учетом особенностей их мотивации // Теория и практика физической культуры. 1988. № 3.

.   Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с

.   Посьелло К. Спорт как всеобъемлющее социальное явление / К. Посьелло // Отечественные записки. - 2006. - №6.

.   Психодиагностика мотивации. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев, В.В.Столин. М.: Изд-во МГУ, 1987 - 315 с.

.   Психология спорта: хрестоматия / сост. А.Е. Тарас. - Минск.: Харвест, 2005. - 352с

.   Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с: ил.

.   Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112с.

.   Росс Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт: пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 429 с.

.   Рубцов С.В. Целевое управление корпорациями: управление изменениями / С.В. Рубцов. - М.: Бератор-пресс, 2003. - 218 с.

.   Сафонов В.К. Агрессия в спорте / В.К.Сафонов. СП.: Изд - во С. - Петерб. ун-та, 2003. - 159 с.

.   Серова Л.К. Психологические основы отбора в игровых видах спорта: Дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.0.4 / Л.К. Серова. М., 2002. - 432 с.

.   Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - 343 с.

.   Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГУ, 1976 - 128 с

.   Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / сост. И.П. Волков, Н.С. Цикунова. - М.: Советский спорт, 2005. - 268с.

.   Таймазов В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена: методы оценки и коррекции / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб.: Олимп, 2004.

.   Утишева Е.В.. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы / Автореферат д-ра пед. наук. СПб, 1999

.   Ханин Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте / Ю. Л. Ханин // Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980.- с. 124-184

.   Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. / X. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1

.   Фрейд, З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд.- Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989 - 448 с.

.   Фураев Г. П. Управление процессом спортивного совершенствования на базе исследования мотива достижения успеха в соревновании: автореф. дис.... канд. пед. наук / Фураев Г.П.; ВНИИФК. - М., 1980.

.   Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. Мотивация и деятельность./Х.Хекхаузен. М.: Педагогика, - 1986. - 408 с.

.   Худадов Н.А. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1969. - 272 с.

.   Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 161с

.   Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.01 / А.В. Шаболтас. - СПб., 1998. - 21 с

.   Шадриков В. А. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.- 183 с.

.   Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р.З. Шайхтдинов. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 112с.

.   Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности. / А. И. Щербаков - Л., 1963. 95 с.

63. Duda J.L., Reinboth M. The motivational climate, perceived ability, and athletes' psychological and physical well-being // The Sport Psychologist. 2004. Vol. 18. Issue 3. September.

64. Hall С. et al. Sport Imagery Questionnaire: Test Manual. West Virginia, 2005.

65. Murray H. A. Explorations in Personality. New York: Oxford University Press, 1938

.   Paivio A. Cognitive and Motivational Functions of Imagery in Human Performance // Canadian Journ. of Applied Sport Sciences. 1985. № 10.

.   Pronger B. Post-sport//Rail G. (ed) Sport and Postmodern Times. Albany (N. Y.): State Univ. of New York Press. - 1998.

.   Schachter, S., & Singer, J. Cognitive, Social, and Physiological Determinants of Emotional State. Psychological Review, 1962, pp. 379-399.

.   Walter В. Cannon, The Wisdom of the Body - New York: W. W. Norton and Company, Inc., 1963



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.036 с.)