Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ исследований, посвященных вопросам мотивации в экстремальных видах спорта ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Сложность и недостаточная разработанность данной темы отражается в неустойчивости понятийного аппарата и наличии разных подходов в теории. Одна из тенденций - относить к экстремальным условиям ситуации, требующие напряжения каких-либо функций организма. Другая, очень распространенная точка зрения, - относить к экстремальным ситуации, которые ведут к расходованию резервных возможностей организма. Третий подход предполагает, что к экстремальным условиям можно отнести факторы, вызывающие состояние динамического рассогласования, критерием которого является нарушение адекватности физиологических, психологических и поведенческих реакций человека. Проблема состоит в том, чтобы выявить содержание понятия экстремальности в социальном контексте, определить сущность и дать определение экстремального поведения людей как социального явления. Особая тема - роль экстремальных видов спорта как средства профилактики девиантного поведения. Данная проблема относится к малоисследованным, вместе с тем, немногочисленные исследования показали, что занятие экстремальными видами спорта может быть использовано для лечения наркомании. Эффект данных занятий состоит в достижении психофизического состояния, которое может быть заменой наркотического эффекта и потому использовано в профилактике различных девиаций. (Утишева, 1999, с. 16) Например, рассмотрим такой экстремальный вид спорта, как вейкбординг, который сочетает в себе элементы воднолыжного слалома, акробатику и прыжки. Он представляет собой комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта и серфинга. Катер буксирует райдера, стоящего на короткой широкой доске. Двигаясь на скорости 29-38 км/ч с дополнительным балластом на борту, катер оставляет за собой волну, которую райдер использует как трамплин. Судьи оценивают сложность, амплитуду и качество прыжков. Другую часть, меньшую по объему, занимают исследования психологов мотивации занятий экстремальными видами спорта как профессионалов, так и любителей. Посьелло К. как представитель социально-философского направления исследований спорта, видит специфику их предназначения в выплеске эмоций, в актуализации «катастрофической», «кибернетической» и «массмедийной» составляющих. (Посьелло, 2006, с. 62) По мере формирования глобализирующихся тенденций социум стал активно трансформироваться, что повлекло становление новой нелинейной глоболокальной реальности (Бек У., Гидденс Э., Кравченко С.А.), которая несет риски и неопределенность. Упрочение взаимосвязи социальных противоречий, природных катаклизмов, а также техногенных катастроф как результата продуктов человеческой деятельности, подталкивает к изменению основ бытия, где экстремальность (на грани, на пределе) может стать ведущим философским принципом существования.
Спорт становится пространством освоения и усвоения новой культуры существования в изменяющейся социальной реальности. Как отмечает В. К. Сафонов, экстремальные виды спорта начинают привлекать свободой выбора стратегии, где единственным условием является добровольное и осознанное преодоление индивидом всевозможных опасностей. Люди вырабатывают навыки более адекватных реакций, учатся рациональнее мобилизовывать свои резервные возможности, страх становится менее выраженным, происходит адаптация к ситуации. Всё это приводит к росту доверия к себе, накапливается положительный опыт, чувство удовлетворения в связи с выполненной задачей. (Сафонов, 2003, с. 15). Ускоряющийся темп жизни, усложнение профессиональной деятельности, повышение требований и увеличение времени на ее успешное выполнение цепной реакцией укорачивает досуговое время и провоцирует всеобъемлющее распространение перманентного стресса. Социальный и психологический дисбаланс групп и отдельных личностей, возникающий как побочный эффект и/или результат этих процессов, требуют активного нивелирования и восстановления работоспособности. Включение в экстремальные спортивные практики - как мотивационная доминанта, является сильным средством «разрыва повседневности», помогающее отвлечься от сверхнормативной погруженности в работу и попутно получить максимум острых ощущений. Парадигма постмодерна с ее пропагандой разнообразия и различий, провоцирующая бесконечное потребление, культ удовольствия и стремление изменить свое «я», активно повлияла на изменение отношения социальных групп к спорту, превратив его в новую эротическую игру, позитивный потенциал которой обусловлен ее подрывными, анархическими, внекультурными тенденциями. В данном случае мы имеем дело со специфической мотивацией, на это указывают в своих исследованиях Cole C. И Pronger В. (Pronger,1998, с. 7).
Молодых представителей социума привлекают возможности получить «ни с чем несравнимые ощущения». Реализуется стремление к совершенствованию, преодолению своих страхов, гордость за себя при выполнении различных трюков, желание выделиться: «...привлекает то, что пока этим мало кто занимается, это тешит самолюбие, типа - «мы особенные». Наиболее значимым мотивом выбора экстремальных видов спорта является их ярко выраженная креативность: возможность придумывать и изобретать собственные трюки и комбинации, не ограничиваясь рамками традиционных требований вида спорта. Обобщенное мнение молодого поколения заключается в том, что «...экстрим - это достижение предела, развитие своих физических возможностей, это «уход» от пассивного существования, от «серости» и однообразия, к которому склонна основная часть общества» (Родионов, 1984, с. 63). Экстремальные виды спорта являются полем деятельности и спортсменов-профессионалов, которые выступают за гонорар. Экстримом занимаются и «свободные художники» - спортсмены-одиночки, спортсмены-первопроходцы. В этой среде преследуются несколько иные мотивы. Для них сфера экстрима - лаборатория творчества. Творческие поиски и эксперименты осуществляются приблизительно в следующих направлениях: - расширение возможностей человеческого организма: повышение порога выносливости, нивелирование патогенного влияния фактора риска, расширение адаптационных возможностей и т.п.; - модификация старых и изобретение новых форм спортивной активности, что, соответственно, влечет за собой продуцирование новых форм движений и их комбинаций, все более сложных по их воплощению (сможет ли человек освоить и научиться их выполнять?); - освоение, совершенствование и усложнение физической и материальной среды, необходимой для соревнований (площадки, различные покрытия, снаряды, здания и т. п.); - усовершенствование спортивного снаряжения (инвентаря, одежды, средств защиты) (Насиновская, эл. ресурс). ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показало исследование вопрос мотивации к спорту у спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, представляет социально-психологический интерес. Мотивация определяет побуждение к деятельности. Блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции: является пусковым механизмом деятельности; поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов. Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру. Непосредственные мотивы спортивной деятельности потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельности стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.
У спортсменов занимающихся индивидуальным видом спорта наиболее выражены мотивы получения материального блага, физического совершенства, улучшения здоровья и самочувствия. При взаимодействии данная группа больше проявляет соперничество, при взаимодействия с тренером высоко проявляется эмоциональный показатель. Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Удачное сочетание темперамента, мотивов и характера, способствует развитию способностей, эффективной их реализации. Таким образом, можно говорить о том, что успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный субъектом вид спорта соответствует его склонностям, интересам, мотивам, способностям и психофизиологической структуре личности. Развитие в современном мире экстремальных видов спорта направлено на удовлетворение достаточно большого спектра мотивов человека. Люди разного пола, возраста, интересов могут найти, и находят, здесь свою «экологическую нишу» для максимального полной реализации в социуме своих потребностей различных уровней иерархии - и базовых, и высших. Анализ литературы о мотивации в экстремальных видах спорта дал возможность говорить об основных мотивах в вейкборде - спортивных целях и общении. Риск в данном виде спорта является лишь интегральным элементом, без которого занятия вейкбордом не реализуют желаемых мотивов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М., 1989. -167 с. . Апиш Ф. Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации / Ф.Н. Апиш. - М.: МГОУ, 2003.- 180 с. . Алексеев А.В. Психическая подготовка в теннисе / А.В. Алексеев. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. - 120 с. . Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - Спб.: Питер, 2006. -688 с.
. Бабушкин Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с . Бармип А. Г. Психологические условия регуляции спортивной деятельности (на примере волейбола): Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Г. Бармин. Тверь, 2001.- 100 с. . Белова О. В. Общая психодиагностика / О. В. Белова - М.: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 - с. 10 - 13 . Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. / Словарь «Психология» Москва. 1990 - 190 с. . Васильев И.А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991 -144 с. . Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990 - 288 с. . Волков И. П. Спортивная психология. Хрестоматия. Спорт на рубеже веков. СПб.: Питер, 2002. - 384 с. . Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.- 504 с. . Гилберт Б. Победа любой ценой. Психологическое оружие в теннисе: уроки мастера: пер. с англ.- М.: Олимп-Бизнес; Терра-Спорт: 2002 - 313 с. . Горбунов Ю.Я. Особенности структуры волевой активности в различных видах спорта // ТиПФК. - 2005. - №2. - С. 25-26 . Гилберт Б. Победа любой ценой. Психологическое оружие в теннисе: уроки мастера: пер. с англ.- М.: Олимп-Бизнес; Терра-Спорт: 2002 - 313 с. . Джеймс У. Психология / У. Джеймс. - СПб.: Знание, 1902. . Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. СПб.: «Питер», 2006. - 508 с . Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П.Ильин. СПб.: Питер, 2008.-352 . Калинин Е.А. Влияние мотивации и тревожности на особенности предсоревновательных состояний гимнастов / Е. А. Калинин // Теория и практика физической культуры. 1974. - С. 13-15. . Квале С. Исследовательское интервью. - М.: Смысл, 2003.- 301 с. . Китаева М.В. Психология победы в спорте: учеб. пособие / М.В. Китаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 208 с. . Кретти Б.Д.. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978 - 224 с. . Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В.А.Кручинин, Е.А.Булатова; Нижегород. гос. архит.строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155 с . Леонтьев Д. А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002 - 344 с. . Линчевский Ю. Н. Типология и психология туризма / Ю. Н. Линчевский - М.: Советский спорт, 2008 - с. 2 . Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007 - 126 с. . Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте/ В.Л.Маршцук. -М.: Просвещение, 1990. - 256 с. . Марков К. К. Педагогические и психологические условия деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / К.К. Марков. М., 1999. - 52 с. . Медведев В.В. Психологическая подготовка волейболистов. - М.: Специальная литература, 1987. - 453с. . Митин Е.А. Повышение эффективности тренировочного процесса в волейболе: Сборник методических материалов. - Тула: Приокское книжное издательство, 1973. - 150 с. 31. Насиновская Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиций деятельностного подхода Электронный ресурс. // Алексей Николаевич Леонтьев: [сайт]. URL: <http://anleontiev.smysl.ru/vospomin/nasinov.htm>
. Нерсесян Л. С. Экспериментальное исследование психологической готовности к спортивной игровой деятельности: (на материале волейбола): автореферат... кандидата педагогических наук (по психологии) / Л. С. Нерсесян; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Отделение психологии - Москва: [Издательство Московского университета], 1965, 19 с. . Олпорт Г. Принцип «редукции напряжения» / Г. Олпорт // Психология личности. Тексты. - М., 1982 - 360 с. . Палайма Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсмена // Психология и современный спорт. - М., 1973 . Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1984. - С. 23-28 . Пилоян Р.А., Фураев Г.П. Подготовка спортсменов с учетом особенностей их мотивации // Теория и практика физической культуры. 1988. № 3. . Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с . Посьелло К. Спорт как всеобъемлющее социальное явление / К. Посьелло // Отечественные записки. - 2006. - №6. . Психодиагностика мотивации. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев, В.В.Столин. М.: Изд-во МГУ, 1987 - 315 с. . Психология спорта: хрестоматия / сост. А.Е. Тарас. - Минск.: Харвест, 2005. - 352с . Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с: ил. . Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112с. . Росс Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт: пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 429 с. . Рубцов С.В. Целевое управление корпорациями: управление изменениями / С.В. Рубцов. - М.: Бератор-пресс, 2003. - 218 с. . Сафонов В.К. Агрессия в спорте / В.К.Сафонов. СП.: Изд - во С. - Петерб. ун-та, 2003. - 159 с. . Серова Л.К. Психологические основы отбора в игровых видах спорта: Дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.0.4 / Л.К. Серова. М., 2002. - 432 с. . Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - 343 с. . Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГУ, 1976 - 128 с . Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / сост. И.П. Волков, Н.С. Цикунова. - М.: Советский спорт, 2005. - 268с. . Таймазов В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена: методы оценки и коррекции / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб.: Олимп, 2004. . Утишева Е.В.. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы / Автореферат д-ра пед. наук. СПб, 1999 . Ханин Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте / Ю. Л. Ханин // Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980.- с. 124-184 . Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. / X. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1 . Фрейд, З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд.- Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989 - 448 с. . Фураев Г. П. Управление процессом спортивного совершенствования на базе исследования мотива достижения успеха в соревновании: автореф. дис.... канд. пед. наук / Фураев Г.П.; ВНИИФК. - М., 1980. . Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. Мотивация и деятельность./Х.Хекхаузен. М.: Педагогика, - 1986. - 408 с. . Худадов Н.А. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1969. - 272 с. . Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 161с . Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.01 / А.В. Шаболтас. - СПб., 1998. - 21 с . Шадриков В. А. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.- 183 с. . Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р.З. Шайхтдинов. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 112с. . Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности. / А. И. Щербаков - Л., 1963. 95 с. 63. Duda J.L., Reinboth M. The motivational climate, perceived ability, and athletes' psychological and physical well-being // The Sport Psychologist. 2004. Vol. 18. Issue 3. September. 64. Hall С. et al. Sport Imagery Questionnaire: Test Manual. West Virginia, 2005. 65. Murray H. A. Explorations in Personality. New York: Oxford University Press, 1938 . Paivio A. Cognitive and Motivational Functions of Imagery in Human Performance // Canadian Journ. of Applied Sport Sciences. 1985. № 10. . Pronger B. Post-sport//Rail G. (ed) Sport and Postmodern Times. Albany (N. Y.): State Univ. of New York Press. - 1998. . Schachter, S., & Singer, J. Cognitive, Social, and Physiological Determinants of Emotional State. Psychological Review, 1962, pp. 379-399. . Walter В. Cannon, The Wisdom of the Body - New York: W. W. Norton and Company, Inc., 1963
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.036 с.) |