Глава 1. Исследование вопросов мотивации в спорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Исследование вопросов мотивации в спорте



ВВЕДЕНИЕ

 

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.

На фоне возрастающего интереса к спорту в настоящее время начинают появляться психологи, специализирующиеся на спортивной психологии, в тренировочном процессе все больше и больше начинают уделять внимания вопросу психологического климата в коллективе. Таким образом, выбор темы данной работы обусловлен актуальностью вопроса мотивации спортсменов в экстремальных видах спорта на сегодняшний день.

При этом именно для данной области исследование мотивационной сферы спортсменов имеет первоочередное значение. Во-первых, изучение мотивационной сферы спортсменов-экстремалов необходимо в связи с вопросами безопасности. Непосредственное общение с природной средой, являющееся обязательным условием занятий экстремальными видами спорта, приводит к их смертельной опасности. Основная черта, которая отличает экстремалов от спортсменов других специализаций, - стремление к риску. Показано, что ярко выраженная склонность к риску - один из главных факторов возникновения несчастных случаев. Причины рискованного поведения могут быть различными, в том числе риск может быть неоправданным: лихачество, избегание скуки и т.п.. Э.Э. Линчевский в работе «Типология и психология туризма» (Линчевский, 2008, с. 2) указывает, что «грубые нарушения правил безопасности и опасные формы поведения могут быть следствием резкого доминирования косвенных мотивов к занятиям альпинизмом (желание продемонстрировать свое превосходство над другими, отвлечься от нерешенных жизненных проблем и др.) над прямыми (познание и преодоление природных трудностей, познание и преодоление себя, общение с другими людьми, эстетическое наслаждение от пребывания в горах и др.)». (Китаева, 2006, с. 3) Следует отметить, что мотивация не является постоянной категорией: подвигая человека к деятельности и способствуя становлению и совершенствованию личности, мотивации также изменяются во времени. Поэтому одним из основных способов эффективного снижения аварийности служит формирование правильного отношения к технике безопасности, в том числе посредством коррекции мотивационной сферы. Во-вторых, без выяснения основных потребностей и мотивов, направленных на их удовлетворение, невозможна рациональная коррекция эмоциональной напряженности, которая также имеет свою специфику у спортсменов-экстремалов. Умелая психодиагностика состояния спортсмена может помочь спрогнозировать его поведение в экстремальных условиях. И, наконец, без выявления основных мотивационных факторов невозможно обнаружить причины возрастающей склонности современного человека к экстремальной деятельности. Само осмысление места и функций экстремальных видов спорта в современном обществе находится в начальной стадии становления. Специальные исследования, посвященные личностным характеристикам спортсменов-экстремалов, и в частности особенностям их мотивационной сферы, немногочисленны; в них, как правило, не учитывается возрастная специфика.

Цель нашего исследования - рассмотреть, какую роль играет мотивация при выборе занятия экстремальными видами спорта. Проанализировать современные исследования по проблеме особенностей мотивационных составляющих в вопросах выбора и занятиях экстремальными видами спорта.

Объект исследования - опубликованные научные данные, полученные на основе изучения спортсменов различных видов спорта

Предмет исследования - особенности мотивации в экстремальных видах спорта.

Задачи исследования:

-  рассмотреть вопросы теоретической разработки мотива и мотивации в психологии;

-  представить обзор основных направлений в изучении мотивации в отечественной и зарубежной науке;

-  представить основные характеристики экстремальных видов спорта;

-  рассмотреть особенности мотивации в экстремальных видах спорта.

Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация теоретических положений.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Психодиагностика как метод

 

Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально психологических особенностей личности. Это наука как творческая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. Под теоретической дисциплиной общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения солидных и надёжных диагностических суждений, правило диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». (Бодалев, 1990, с. 39).

Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к её разработке и конструированию. Как и всякая эксплуатация, достаточно сложных устройств в реальных «полевых» условиях, практическая психодиагностика предполагает полезные навыки и интуицию, богатый клинический, да и житейский опыт. В наше время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик. В диагностических методиках основанных на заданиях, которые предполагают правильный ответ, на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует. К ним относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личных черт (тест Равена, Диагностическая процедура определения полезависимости - поленезависимости Уиткина, Тест Ригидности Лучинса д.р.). Другие методики, которые характеризуют лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таковы большинство личностных опросников, например, тест 16PF Р. Каттелла. Можно различать как вербальные и невербальные психодиагностические методики. К вербальным относятся те опросноики которые связаны с речевой активностью обследуемых, а к невербальным относятся тоже речевые способности, но только в плане понимания инструкции, а выполнение задания всё же относится к невербальному выполнению. (Белова, 1996, с. 10)

Выделяют прямые методы психодиагностики мотивационной сферы личности, в основе которых лежит первый из перечисленных выше критериев (критерий 1 - когнитивная репрезентация). По данным методам можно судить о реально действующих мотивах деятельности, а также о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях. Самый простой вариант - прямо обратиться к испытуемому с вопросом, «почему» или «ради чего» он что-либо делает. Используются также интервью, анкеты, в которых испытуемому для выбора предлагаются определенные мотивы, потребности, интересы. Однако не все мотивы осознаются. Для осознания сложных мотивационных образований требуется специальная деятельность, высокий уровень развития личности.

Вопросы анкеты могут тем или иным образом фальсифицироваться испытуемым - в силу фактора социальной желательности, защитной мотивации, потребности в одобрении и т.п. О характере мотивационной переменной здесь судят на основе словесно высказываемого мнения. Такие методы используют для изучения мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности, а не для изучения мотивации личности, то есть обобщенных мотивов, динамики мотива в конкретной социальной ситуации.

Для измерения мотивов широко используются личностные опросники. В анкетах задается прямой вопрос, в опросниках предлагается ответить на утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, прямо не соответствующих мотивам, однако эмпирически связанных с ними. Ответ испытуемого на вербальные стимулы здесь также может искажаться - из-за фактора социальной желательности.

Попутно отметим, что интерес к мотивации достижения возник еще в начале XX века. Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был обозначен H. A. Murray (Murray, с. 33) как устойчивое стремление сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в какой-либо деятельности. Испытуемому приписывался индекс, характеризующий интенсивность мотива достижения nAch (need for Achievement). В области мотивации достижения построена одна из наиболее разработанных теорий мотивации, создан валидный и надежный инструмент для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации достижения.

Под надежностью измерения понимается степень надежности, или точности, с какой может быть измерен тот или иной конкретный признак (Анастази, 2006, с. 12). Надежность теста характеризует воспроизводимость его результатов. Отметим, что определяя надежность теста, следует иметь в виду, что измерение не может быть стабильнее измеряемой латентной переменной. Если переменная очень лабильна, то ее измерение в принципе не может характеризоваться высокой повторяемостью.

Научно обоснованный тест - это метод, соответствующий установленным стандартам надежности и валидности (Аванесов, 1989, с. 35). Если тест имеет низкие надежность и валидность, то использовать его нельзя.

Надежность характеризуется коэффициентом надежности. Коэффициент надежности, это корреляционный коэффициент, показывающий степень совпадения результатов тестирования осуществленного в одинаковых условиях одним и тем же тестом.

Другая важнейшая характеристика теста - валидность. Валидность характеризует пригодность теста для измерения определенной величины. Следует отметить, что нельзя говорить о валидности теста, не указав условий его применения (Аванесов, 1989, с. 36)

Тест может иметь высокую надежность, но низкую валидность. Тест с высокой валидностью обязательно имеет высокую надежность. Если тест имеет низкую валидность, то применять его нельзя, даже если он имеет высокую надежность.

Понятия надежности и валидности педагогического теста чрезвычайно важны, поскольку именно они характеризуют тест как измерительный инструмент. Тест с неизвестными надежностью и валидностью непригоден для измерения. Когда преподаватель, разработав тест, проводит тестирование, то полученные результаты следует интерпретировать (например, для ранжирования испытуемых) очень осторожно, так как неизвестны надежность и валидность вновь составленного теста.

Валидность диагностики мотива складывается как из валидности методики, так и из валидности диагностической ситуации, другими словами, из валидности всей экспериментальной процедуры диагностики. Не случайно Д. Маккелланд и Х. Хекхаузен, анализируя особенности экспериментальной процедуры измерения мотивов, указывают на необходимость превращения ситуации диагностики в контролируемый фактор. Если ситуация стандартизирована и является относительно одинаковой для всех испытуемых, то индивидуальные различия в уровне мотивации в нейтральной ситуации принимаются за индекс силы латентного мотива. Последующие работы создали теоретико-методологическую и методическую основу для развернувшихся эмпирических исследований, для разработки ряда современных концепций мотивации достижения (Современная психология мотивации, 2002, с.92).

Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии и основаны на представлениях о механизме проекции, о влиянии мотивации на воображение и перцепцию. Методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, неосознаваемых мотивов. В данную группу методик входит тематический апперцептивный тест (ТАТ) - проективный метод, дающий возможность посредством анализа свободного рассказа испытуемого выявить существенные особенности личности. В основе метода лежит тенденция интерпретировать неопределенные человеческие ситуации в соответствии с прошлым опытом и личными потребностями. Кроме ТАТ, в данную группу входят: тест фрустрации Розенцвейга, тест неоконченных предложений, а также их модификации (Соколова, 1976, с. 19). Ряд проективных методик психодиагностики мотивов стандартизирован не только по процедуре проведения, но и по системе интерпретации. Низкая ретестовая надежность сочетается здесь с высокой надежностью кодирования; высокий уровень ретестовой надежности поддерживают за счет минимизации вклада ситуационных детерминант (Психодиагностика мотивации, 1987, с. 55) Принцип соотнесенности мотива и преграды, вместе с опорой на воображение и перцепцию как индикаторов мотивационных процессов использован при конструировании теста фрустрации Розенцвейга. Оцениваются особенности поведения при фрустрации потребности, когда возникают препятствия на пути к достижению цели.

Доминирующие мотивы выявляются через ошибки восприятия. На этом построены методики, в основе которых - диагностика мотивации через искажение объекта перцепции (Психодиагностика мотивации, 1987, с. 56. Сила мотива оценивается на основе степени преобладания ошибок в разных ситуациях. Мотивация влияет на когнитивную сферу, что отражается на том, как испытуемый структурирует и организует материал. Речь идет о критерии 4 - диагностика мотивов посредством когнитивных оценок. Здесь используются процедуры, требующие различных когнитивных ответов, классификаций. Диагностика мотивов через характеристику преград, реализуется следующим образом. На пути к достижению цели могут возникать преграды, блокирующие реализацию действия. Внутренние и внешние преграды, субъективные или объективные, могут возникать на разных этапах мотивационного процесса, быть релевантными мотиву или расходиться с ним, а сила мотива может влиять на оценку субъективной трудности.

Для полноценной диагностики мотивации необходимо комбинировать прямые (с помощью опросников) и косвенные (с помощью проективных методик) методы.

Проективные методы, справедливо критикуемые за трудность валидизации, низкую надежность, отсутствие нормативных данных и влияние личности экспериментатора на результаты интерпретации, по-прежнему широко используются как инструмент диагностики мотивационной сферы личности. Проблема возникает и из-за отсутствия значимых реляций между диагностикой одних и тех же мотивов посредством прямых и косвенных методов (Психодиагностика мотивации, 1987, с. 56).

Опросники относят к респондентным методам, проективные методики - к оперантным. В последнем случае человек дает непосредственные, спонтанные ответы на неструктурированный стимул. Ни стимул, ни ответ испытуемого не контролируются экспериментатором. При респондентных измерениях стимулы специфичны, а ответы ограничены. То есть, в этих двух случаях измеряют разные стороны мотивов. Таким образом, выбор методов зависит от целей диагностики и задач исследования, от того, какой аспект мотивации оценивается.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как показало исследование вопрос мотивации к спорту у спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, представляет социально-психологический интерес. Мотивация определяет побуждение к деятельности.

Блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

является пусковым механизмом деятельности;

поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Мотивы, побуждающие человека заниматься спортом, имеют свою структуру.

Непосредственные мотивы спортивной деятельности потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы спортивной деятельности стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

У спортсменов занимающихся индивидуальным видом спорта наиболее выражены мотивы получения материального блага, физического совершенства, улучшения здоровья и самочувствия. При взаимодействии данная группа больше проявляет соперничество, при взаимодействия с тренером высоко проявляется эмоциональный показатель.

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом.

Удачное сочетание темперамента, мотивов и характера, способствует развитию способностей, эффективной их реализации.

Таким образом, можно говорить о том, что успешность спортивной деятельности в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный субъектом вид спорта соответствует его склонностям, интересам, мотивам, способностям и психофизиологической структуре личности.

Развитие в современном мире экстремальных видов спорта направлено на удовлетворение достаточно большого спектра мотивов человека. Люди разного пола, возраста, интересов могут найти, и находят, здесь свою «экологическую нишу» для максимального полной реализации в социуме своих потребностей различных уровней иерархии - и базовых, и высших.

Анализ литературы о мотивации в экстремальных видах спорта дал возможность говорить об основных мотивах в вейкборде - спортивных целях и общении. Риск в данном виде спорта является лишь интегральным элементом, без которого занятия вейкбордом не реализуют желаемых мотивов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. -М., 1989. -167 с.

.   Апиш Ф. Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации / Ф.Н. Апиш. - М.: МГОУ, 2003.- 180 с.

.   Алексеев А.В. Психическая подготовка в теннисе / А.В. Алексеев. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. - 120 с.

.   Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - Спб.: Питер, 2006. -688 с.

.   Бабушкин Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с

.   Бармип А. Г. Психологические условия регуляции спортивной деятельности (на примере волейбола): Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Г. Бармин. Тверь, 2001.- 100 с.

.   Белова О. В. Общая психодиагностика / О. В. Белова - М.: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 - с. 10 - 13

.   Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. / Словарь «Психология» Москва. 1990 - 190 с.

.   Васильев И.А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991 -144 с.

.   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990 - 288 с.

.   Волков И. П. Спортивная психология. Хрестоматия. Спорт на рубеже веков. СПб.: Питер, 2002. - 384 с.

.   Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.- 504 с.

.   Гилберт Б. Победа любой ценой. Психологическое оружие в теннисе: уроки мастера: пер. с англ.- М.: Олимп-Бизнес; Терра-Спорт: 2002 - 313 с.

.   Горбунов Ю.Я. Особенности структуры волевой активности в различных видах спорта // ТиПФК. - 2005. - №2. - С. 25-26

.   Гилберт Б. Победа любой ценой. Психологическое оружие в теннисе: уроки мастера: пер. с англ.- М.: Олимп-Бизнес; Терра-Спорт: 2002 - 313 с.

.   Джеймс У. Психология / У. Джеймс. - СПб.: Знание, 1902.

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. СПб.: «Питер», 2006. - 508 с

.   Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П.Ильин. СПб.: Питер, 2008.-352

.   Калинин Е.А. Влияние мотивации и тревожности на особенности предсоревновательных состояний гимнастов / Е. А. Калинин // Теория и практика физической культуры. 1974. - С. 13-15.

.   Квале С. Исследовательское интервью. - М.: Смысл, 2003.- 301 с.

.   Китаева М.В. Психология победы в спорте: учеб. пособие / М.В. Китаева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 208 с.

.   Кретти Б.Д.. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978 - 224 с.

.   Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В.А.Кручинин, Е.А.Булатова; Нижегород. гос. архит.строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155 с

.   Леонтьев Д. А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002 - 344 с.

.   Линчевский Ю. Н. Типология и психология туризма / Ю. Н. Линчевский - М.: Советский спорт, 2008 - с. 2

.   Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007 - 126 с.

.   Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте/ В.Л.Маршцук. -М.: Просвещение, 1990. - 256 с.

.   Марков К. К. Педагогические и психологические условия деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессе: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / К.К. Марков. М., 1999. - 52 с.

.   Медведев В.В. Психологическая подготовка волейболистов. - М.: Специальная литература, 1987. - 453с.

.   Митин Е.А. Повышение эффективности тренировочного процесса в волейболе: Сборник методических материалов. - Тула: Приокское книжное издательство, 1973. - 150 с.

31. Насиновская Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиций деятельностного подхода Электронный ресурс. // Алексей Николаевич Леонтьев: [сайт]. URL: <http://anleontiev.smysl.ru/vospomin/nasinov.htm>

.   Нерсесян Л. С. Экспериментальное исследование психологической готовности к спортивной игровой деятельности: (на материале волейбола): автореферат... кандидата педагогических наук (по психологии) / Л. С. Нерсесян; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Отделение психологии - Москва: [Издательство Московского университета], 1965, 19 с.

.   Олпорт Г. Принцип «редукции напряжения» / Г. Олпорт // Психология личности. Тексты. - М., 1982 - 360 с.

.   Палайма Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсмена // Психология и современный спорт. - М., 1973

.   Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1984. - С. 23-28

.   Пилоян Р.А., Фураев Г.П. Подготовка спортсменов с учетом особенностей их мотивации // Теория и практика физической культуры. 1988. № 3.

.   Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с

.   Посьелло К. Спорт как всеобъемлющее социальное явление / К. Посьелло // Отечественные записки. - 2006. - №6.

.   Психодиагностика мотивации. Общая психодиагностика / А.А.Бодалев, В.В.Столин. М.: Изд-во МГУ, 1987 - 315 с.

.   Психология спорта: хрестоматия / сост. А.Е. Тарас. - Минск.: Харвест, 2005. - 352с

.   Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с: ил.

.   Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112с.

.   Росс Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт: пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 429 с.

.   Рубцов С.В. Целевое управление корпорациями: управление изменениями / С.В. Рубцов. - М.: Бератор-пресс, 2003. - 218 с.

.   Сафонов В.К. Агрессия в спорте / В.К.Сафонов. СП.: Изд - во С. - Петерб. ун-та, 2003. - 159 с.

.   Серова Л.К. Психологические основы отбора в игровых видах спорта: Дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.0.4 / Л.К. Серова. М., 2002. - 432 с.

.   Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - 343 с.

.   Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГУ, 1976 - 128 с

.   Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / сост. И.П. Волков, Н.С. Цикунова. - М.: Советский спорт, 2005. - 268с.

.   Таймазов В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена: методы оценки и коррекции / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб.: Олимп, 2004.

.   Утишева Е.В.. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы / Автореферат д-ра пед. наук. СПб, 1999

.   Ханин Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте / Ю. Л. Ханин // Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980.- с. 124-184

.   Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. / X. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1

.   Фрейд, З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд.- Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989 - 448 с.

.   Фураев Г. П. Управление процессом спортивного совершенствования на базе исследования мотива достижения успеха в соревновании: автореф. дис.... канд. пед. наук / Фураев Г.П.; ВНИИФК. - М., 1980.

.   Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Собр. соч.: В 2 т. Т. 1. Мотивация и деятельность./Х.Хекхаузен. М.: Педагогика, - 1986. - 408 с.

.   Худадов Н.А. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М., 1969. - 272 с.

.   Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 161с

.   Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.01 / А.В. Шаболтас. - СПб., 1998. - 21 с

.   Шадриков В. А. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.- 183 с.

.   Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р.З. Шайхтдинов. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 112с.

.   Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности. / А. И. Щербаков - Л., 1963. 95 с.

63. Duda J.L., Reinboth M. The motivational climate, perceived ability, and athletes' psychological and physical well-being // The Sport Psychologist. 2004. Vol. 18. Issue 3. September.

64. Hall С. et al. Sport Imagery Questionnaire: Test Manual. West Virginia, 2005.

65. Murray H. A. Explorations in Personality. New York: Oxford University Press, 1938

.   Paivio A. Cognitive and Motivational Functions of Imagery in Human Performance // Canadian Journ. of Applied Sport Sciences. 1985. № 10.

.   Pronger B. Post-sport//Rail G. (ed) Sport and Postmodern Times. Albany (N. Y.): State Univ. of New York Press. - 1998.

.   Schachter, S., & Singer, J. Cognitive, Social, and Physiological Determinants of Emotional State. Psychological Review, 1962, pp. 379-399.

.   Walter В. Cannon, The Wisdom of the Body - New York: W. W. Norton and Company, Inc., 1963

ВВЕДЕНИЕ

 

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами.

На фоне возрастающего интереса к спорту в настоящее время начинают появляться психологи, специализирующиеся на спортивной психологии, в тренировочном процессе все больше и больше начинают уделять внимания вопросу психологического климата в коллективе. Таким образом, выбор темы данной работы обусловлен актуальностью вопроса мотивации спортсменов в экстремальных видах спорта на сегодняшний день.

При этом именно для данной области исследование мотивационной сферы спортсменов имеет первоочередное значение. Во-первых, изучение мотивационной сферы спортсменов-экстремалов необходимо в связи с вопросами безопасности. Непосредственное общение с природной средой, являющееся обязательным условием занятий экстремальными видами спорта, приводит к их смертельной опасности. Основная черта, которая отличает экстремалов от спортсменов других специализаций, - стремление к риску. Показано, что ярко выраженная склонность к риску - один из главных факторов возникновения несчастных случаев. Причины рискованного поведения могут быть различными, в том числе риск может быть неоправданным: лихачество, избегание скуки и т.п.. Э.Э. Линчевский в работе «Типология и психология туризма» (Линчевский, 2008, с. 2) указывает, что «грубые нарушения правил безопасности и опасные формы поведения могут быть следствием резкого доминирования косвенных мотивов к занятиям альпинизмом (желание продемонстрировать свое превосходство над другими, отвлечься от нерешенных жизненных проблем и др.) над прямыми (познание и преодоление природных трудностей, познание и преодоление себя, общение с другими людьми, эстетическое наслаждение от пребывания в горах и др.)». (Китаева, 2006, с. 3) Следует отметить, что мотивация не является постоянной категорией: подвигая человека к деятельности и способствуя становлению и совершенствованию личности, мотивации также изменяются во времени. Поэтому одним из основных способов эффективного снижения аварийности служит формирование правильного отношения к технике безопасности, в том числе посредством коррекции мотивационной сферы. Во-вторых, без выяснения основных потребностей и мотивов, направленных на их удовлетворение, невозможна рациональная коррекция эмоциональной напряженности, которая также имеет свою специфику у спортсменов-экстремалов. Умелая психодиагностика состояния спортсмена может помочь спрогнозировать его поведение в экстремальных условиях. И, наконец, без выявления основных мотивационных факторов невозможно обнаружить причины возрастающей склонности современного человека к экстремальной деятельности. Само осмысление места и функций экстремальных видов спорта в современном обществе находится в начальной стадии становления. Специальные исследования, посвященные личностным характеристикам спортсменов-экстремалов, и в частности особенностям их мотивационной сферы, немногочисленны; в них, как правило, не учитывается возрастная специфика.

Цель нашего исследования - рассмотреть, какую роль играет мотивация при выборе занятия экстремальными видами спорта. Проанализировать современные исследования по проблеме особенностей мотивационных составляющих в вопросах выбора и занятиях экстремальными видами спорта.

Объект исследования - опубликованные научные данные, полученные на основе изучения спортсменов различных видов спорта

Предмет исследования - особенности мотивации в экстремальных видах спорта.

Задачи исследования:

-  рассмотреть вопросы теоретической разработки мотива и мотивации в психологии;

-  представить обзор основных направлений в изучении мотивации в отечественной и зарубежной науке;

-  представить основные характеристики экстремальных видов спорта;

-  рассмотреть особенности мотивации в экстремальных видах спорта.

Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация теоретических положений.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ МОТИВАЦИИ В СПОРТЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.55.243 (0.068 с.)