Изучение вопросов мотивации в спорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение вопросов мотивации в спорте



 

Мотивация достижения является является неотъемлемым условием любой деятельности и одним из условий высокого спортивного результата. Большая роль повышения эффективности соревновательной деятельности принадлежит личностному фактору и, в частности, мотивации достижения, которая остается недостаточно изученной. Знание путей формирования мотивации достижения является, по мнению тренеров-практиков, одной из необходимых предпосылок для наиболее рационального построения учебно-тренировочного и соревновательного процесса (Горбунов, 2005, с. 22).

Проблема формирования спортивной мотивации рассматривались в работах Ю. Л Ханина (Ханин, 1980), Р.А. Пилояна (Пилоян, 1984), Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина Бабушкин, 2002), Е.П. Ильина (Ильин, 2006) и др. Особенности мотивов занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте исследовались в работе А.В. Шаболтас (Шаболтас, 1998), Г.П. Фураевым (Фураев, 1980) изучены вопросы управления процессом спортивного совершенствования с учетом мотива достижения успеха, определены возрастные и квалификационные особенности структуры и динамики мотивов спортивной деятельности. Вопросы волевой готовности в спорте рассматривались в работах Р.З. Шайхетдинова (Шайхтдинов, 1987), Е.П. Щербакова (Щербков, 1963) и др.

Одной из первых работ, направленных на изучение психологической готовности волейболистов к спортивной деятельности, была работа Л.С. Нерсесяна (Нерсесян, 1965), позднее В.В. Медведевым (Медведев, 1987) были раскрыты содержание, средства и методы психологической подготовки волейболистов, Е.А. Митиным (Митин, 1973) определены средства и методы совершенствования спортивно-значимых качеств волейболистов при подготовке к соревнованиям, А.Г. Бармип (Бармип, 2001) исследовал психологические условия регуляции спортивной деятельности в волейболе, К.К. Марковым (Марков, 2003) изучены педагогические и психологические условия деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессе, Л. К. Серовой (Серова, 2002) определены психологические основы отбора в игровых видах спорта, в том числе и в волейболе.

Для диагностики мотивационных качеств можно использовать как субъективные критерии, получаемые при опросе, наблюдении за субъектами, применении метода самооценок, так и объективные критерии, вытекающие из лабораторного тестирования.

Использование только субъективных критериев часто приводит к ошибочным выводам, так как у наблюдателя и опрашиваемого человека часто создается общее мнение о мотивационной сфере опрашиваемого. При этом ошибка порой состоит не столько в том, что неверно определяется мотивационная сфера, сколько в том, что на основании проявления одного мотивационного качества делается заключение о развитии у данного человека мотивации вообще, т.е. осуществляется перенос наблюдаемого поведения на все случаи жизни. В действительности же в различных ситуациях мотивация проявляется по-разному. Когда спортсмену задаются вопросы о жизненных, но не имеющих отношения к его деятельности ситуациях, то говорить о выявлении особенностей его спортивной мотивации не приходится.

В рамках зарубежных исследований вопрос мотивации к спорту рассматривается довольно подробно. Дж. Дуд, Дж. Николс, М. Валинг и другие ученые большое внимание уделяют вопросам мотивационного климата в спортивных командах, подробно описывают процесс разработки надежного методического инструментария для измерения мотивационного климата в спортивном коллективе. При этом особое значение эти авторы придают изучению восприятия самим спортсменом собственных способностей, физического и психологического благополучия. Дж. Дуд и Дж. Николс (Duda J.L., с. 19) неоднократно подчеркивают, что дальнейшая разработка проблемы исследования мотивации спортсменов позволит оценить роль профессионального спорта и спортивной деятельности как факторов, которые или способствуют оздоровлению, или, наоборот, потенциально опасны для физического благополучия.

Не менее интересны исследования А. Паивио, (Paivio, с. 28-31) в которых рассматривается влияние образов на спортивные достижения. Предложенная им модель, которая объясняет характер этого влияния, имеет большое значение для прикладных разработок в этой области. Каждая функция образов, по мнению А.Паивио, реализуется на двух уровнях - общем и специальном, образуя тем самым четыре различные по содержанию категории. В свою очередь данные категории отражают различные типы образов, использование которых приводит к достижению той или иной цели.

Позднее четыре оригинальные категории А. Паивио были расширены до пяти видов используемых спортсменами образов:

) когнитивные общие - образы, связанные с соревновательными стратегиями;

) когнитивные специальные - образы, направленные на совершенствование или образование навыков;

) мотивационные общие активирующие - образы, связанные с физиологическим возбуждением, релаксацией и соревновательной тревогой;

) мотивационные общие регулирующие - образы, репрезентирующие эффективный копинг и уверенность в трудных ситуациях;

) мотивационные специальные - образы, олицетворяющие конкретные цели и целенаправленную деятельность.

Таким образом, основной принцип данной модели - рассмотрение различных типов образов с точки зрения функций и целей, для достижения которых они используются. (Hall, 2005, с. 3).

Психологическая подготовка спортсменов - активно разрабатываемое направление в современной отечественной психологии, а проблематика мотивации в спорте подробно представлена в работах таких известных авторов, как Р.А. Пилоян, Г.П. Фураев, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов, А.В. Родионов, Е.П. Ильин, Н.А. Худадов и др. Эти авторы основное внимание уделяют роли материальных потребностей в структуре мотивации современных спортсменов, особенностям мотивации спортсменов высокой квалификации (членов сборной России), а также влиянию социально-бытовых потребностей на спортивную деятельность в целом [16; 42].

Тем не менее, приходится констатировать, что в отечественной психологии работ, в которых рассматривалось бы влияние самого физического развития на мотивацию спортивных достижений, по-прежнему явно недостаточно, причем вопрос о различиях психологического компонента в спорте и фитнесе не рассматривается в полной мере.

Мотивация спортивной деятельности определяется Р.А. Пилояном (Пилоян, 2008, с. 13) как «... особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата». Мотивация влияет на характер всех процессов спортивной деятельности (реакция на нагрузку, восстановление, усвоение нового, воля и многое другое). Важной особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на соревновательный результат.

В психологической литературе отмечается, что развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость:

) положительного отношения к спорту и преодолению трудностей спортивной деятельности (Васильев, 1991, с. 3);

) высокого уровня развития эмоционально-волевых качеств целеустремленности, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости (Горбунов, 2005, с. 17);

) чувства коллективизма и его проявлений (взаимопомощь, взаимовыручка и т.п.).

Проявление мотивов, как побуждающих и направляющих сил удовлетворения потребностей, в определенной степени зависит от особенностей самооценки спортсменами своих личных качеств. Самооценка личных качеств является внутренним условием актуализации конкретных мотивов. В частности, А. В. Шаболтас (Шаболтас, 1998, с. 62) установлено наличие определенной согласованности отдельных мотивов занятий спортом и конкретных параметров самооценки личных качеств и возможностей в спорте. По результатам исследования значимыми параметрами самооценки, независимо от вида спорта и пола спортсменов, являются уверенность в себе, удовлетворенность спортивными результатами, авторитет, состояние здоровья.

Выявлено, что уверенность в себе тесно связана со спортивными достижениями, мотивом достижения успеха и эмоциональностью спортивной деятельности.

В исследованиях спортивной деятельности установлено, что реалистическое и конструктивное отношение спортсмена к успехам и неудачам, объяснение ее результатов внутренними, контролируемыми изменчивыми факторами в наибольшей степени способствует поддержанию спортивной мотивации (Леонтьев, 2002, с. 40). Выявлено, что мотивация достижения успеха связана с личностными качествами доминирования, стремления к риску, нечувствительности к угрозе. А. В. Родионовым показана связь между мотивацией достижения и тревожностью (Родионов, 1984, с. 42). Преобладание мотивации достижения успеха в большей мере свойственно спортсменам со слабо выраженной тревожностью, а преобладание страха перед неудачей -спортсменам с сильно выраженной тревожностью (Выготский, 1982, с. 117).

В. Л. Марищук подчеркивает, что у каждого спортсмена имеется определенный уровень мотивации, при котором он показывает наивысшие результаты. (Марищук, 1990)

Спортсмены с сильной нервной системой при высокой мотивации достигают оптимального уровня психического напряжения и тем самым улучшения деятельности. Спортсмены же со слабой нервной системой при высокой мотивации подвержены сильному психическому напряжению и, как следствие, ухудшается их деятельность.

Обобщая результаты приведенных выше исследований, можно заключить, что мотивация спортивной деятельности тесно взаимосвязана с такими свойствами личности, как положительное отношение к спортивной жизни, волевые качества, определяющие готовность к преодолению трудностей спортивной деятельности, уверенность в своих силах, высокая самооценка спортсменами своих личных качеств, удовлетворенность спортивными результатами, авторитет в коллективе и чувство коллективизма, способность к реалистическому и конструктивному отношению к успехам и неудачам.

Эффективность функционирования соревновательной мотивации зависит от силы нервной системы спортсмена и его эмоциональной устойчивости.

Спортсменов с доминированием в структуре соревновательной мотивации стремления к достижению успеха отличают способность «бороться до конца», положительные эмоции, склонность к доминированию, стремление к риску, нечувствительность к угрозе, низкая тревожность, высокая интенсивность напряжения сил и способность к наиболее полной реализации своих возможностей в экстремальных условиях соревновательной борьбы.

К числу важнейших характеристик спортивной деятельности относится экстремальность, а спорт высших достижений является экстремальным видом деятельности. В теории и практике спортивной деятельности экстремальность имеет психофизиологическую характеристику, а результатом спорта как вида экстремальной деятельности является высший уровень психофизической культуры личности, называемый высшим спортивным мастерством.

Экстремальность в спорте - необходимое условие как тренировочного процесса, так и соревновательной деятельности. Это принципиально отличает спортивную деятельность от других видов, в частности от трудовой, поскольку большинство видов трудовой деятельности не являются экстремальными. Экстремальными условиями считают крайние, весьма жесткие условия среды, не адекватные врожденным и приобретенным свойствам организма. Однако установить четкую границу между обычными и экстремальными условиями довольно сложно. Исследования в области физиологии спорта показывают, что для одного человека раздражитель может быть нормальным, а для другого - экстремальным. Эти реакции зависят от функциональной подготовленности и индивидуальных свойств организма. Спортивная практика показывает, что порог экстремальности - явление относительное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.009 с.)