Следовательно, для юношей в большей мере характерна заниженность учебной мотивации, чем Стремление к ней. Девушки более ориентированы на учебный процесс, на определенные достижения в ней. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следовательно, для юношей в большей мере характерна заниженность учебной мотивации, чем Стремление к ней. Девушки более ориентированы на учебный процесс, на определенные достижения в ней.



Далее приводятся только значимые различия средних показателей между группами (р ≤ 0,05). Значимость различий определялась с помощью t-критерия Стюдента (см. Приложение 3).

Выраженность основных мотивационно-смысловых категорий в 2-х группах юношей и девушек имеют свои значимые различия.


Таблица 3

Выраженность категории «Я» (p < 0,03)

Среднее

Ранг

Значимость различий
Мальчики Девочки Мальчики Девочки  
3,68 6,06 4 3 0,031321

 

Из таблицы 3 видно, что у девушек после категории «Счастье, успех» следует категория «Я» (3 ранг - 6,06). Внутри нее у девушек выделились следующие смысловые единицы, отражающие стремление быть хорошими (1 ранг - 0,87), стремление быть самостоятельными (2 ранг - 0,81), стремление быть способными (3 ранг - 0,78).

У юношей 3-й ранг ( = 4,70) занимает категория «Политика». Наиболее актуальным для себя они считают вопросы, связанные с политическими событиями в стране и мире. Однако, внутри данной категории, смысловые образования у юношей выстроились таким образом: нежелание участвовать в военных действиях, страх войны (1 ранг - 1,15), выражен у них запрос на позитивные изменения в стране (2 ранг - 1,05) и страх преступить закон (3 ранг - 0,6).

Следовательно, юношей в большей степени, чем девушек, интересуют политические изменения в стране. У девушек категория «Политика» занимает 6-ой ранг ( = 3,29).

Таблица 4

Выраженность категории «Материальные предметы» (p < 0,04)

Среднее

Ранг

Значимость различий
Мальчики Девочки Мальчики Девочки  
3,09 1,96 5 16 0,041298

 

Как видно из таблицы 4, у юношей в большей степени проявляется заинтересованность к материальному благополучию, чем у девушек. У девушек 5-ое ранговое место занимает категория «Я - Семья». Они наиболее важным считают: хорошее отношение к своим родителям, близким (1 ранг - 1,20), стремление создать свою семью (2 ранг - 1,06), а также проявлять заботу о членах своей семьи (3 ранг - 0,34).

Следовательно, одних заботят неодушевленные, материально-ценные предметы, а других - отношения между близкими им людьми, климат в семье. Хотя стремление к заработку, доходу, тяготение к материальным ценностям свойственно скорее мужчинам, как бы присваивая себе роль будущего кормильца семьи, а у женщин - стремление создать уют в семье, как хранительница домашнего очага.

По этому поводу Е.П. Ильин отмечает, что по данным Р.Линн [R. Lynn, 1991] при обследовании представителей сорока трех стран было выявлено, что у мужчин имеется тенденция придавать деньгам повышенную ценность, хотя М. Принс [M. Prince] указывает, что женщины испытывают сильную фрустрацию по поводу их отсутствия [28].

Таблица 5

Выраженность категории «Досуг» (p < 0,04)

Среднее

Ранг

Значимость различий
Мальчики Девочки Мальчики Девочки  
1,81 3,18 13 7 0,049217

 

Как видно из таблицы 5, у девушек в большей степени, чем у юношей выражена тенденция к развлечению и отдыху. Девушки больше стремятся к туризму (1 ранг - 1,03), отметить хорошо и весело выпускной вечер (2 ранг - 0,75) и у них есть стремление к достижениям в спорте (3 ранг - 0,60). Хотя юноши отодвигают свой досуг, чуть ли не на последнее место (13 ранг - 1,81).

Следовательно, для юношей развлечения. Праздники не так актуальны, не так значимы, как они значимы для девушек. Юноши на 7-ой ранг ( = 2,75) ставят категорию «Я - Семья», как наиболее значимой для них.


Таблица 6

Выраженность категории «Другие - Я» (p < 0,005)

Среднее

Ранг

Значимость различий
Мальчики Девочки Мальчики Девочки  
1,44 2,77 17 8 0,005096

 

Из таблицы 6 видно, что девушек в большей степени интересует отношение к ним других людей, что о них думают, что говорят, как к ним относятся.

Качественный анализ по этой категории свидетельствует о том, что девушки склонны считать: к ним другие люди относятся плохо (1 ранг - 0,96), относятся хорошо (2 ранг - 0,63) и хотят причинить им вред (3 ранг - 0,5), также выражено у них желание эмоционального тепла (5 ранг - 0,26).

Следовательно, девушки склонны рассматривать других (посторонних) как источник угрозы физическому или личностному благополучию. Юношей отношение к ним других людей интересует меньше всего (17 ранг - 1,44).

В большей степени их интересует дальнейшая профессия, будущая работа - 8-ое ранговое место ( = 2,50). Качественный анализ категории «Профессия» показывает, что на первые ранговые места они ставят: хорошую высокооплачиваемую работу (1 ранг - 1,36), стремление к конкретной профессии (2 ранг - 0,40) и их профессиональная самореализация (3 ранг - 0,36).

Следовательно, девушки более социально ориентированы, чем юноши. Область интересов юношей лежит в материально-предметном мире, также у них выражено стремление к профессиональной самореализации, к получению высокого дохода посредством профессии.


Таблица 7

Выраженность категории «Любовь» (p < 0,03)

Среднее

Ранг

Значимость различий
Мальчики Девочки Мальчики Девочки  
1,33 2,63 18 10 0,037528

 

Как видно из таблицы 7, у девушек категория «Любовь» более выражена, чем у юношей. Девушки в большей степени стремятся наладить личную жизнь (1 ранг - 1,03), иметь счастливую любовь (2 ранг - 0,66) и боятся одиночества (3 ранг - 0,55). У юношей данная категория занимает последнее ранговое место - 18-ое ( = 1,33).

Хотя у юношей на 10-ом ранговом месте ( = 2,45) стоит категория «Я - Другие», что характеризует их стремление к общению и к взаимодействию с другими людьми. И, как показывает качественный анализ данной категории, общение с посторонними у юношей происходит с трудом: плохо отношусь к другим (1 ранг - 0,65), избегаю других (2 ранг - 0,4) и активно стремлюсь к другим (3 ранг - 0,35).

Следовательно, девушки более зрелы к таким открытым отношениям с противоположным полом, для них наиболее актуальна проблема любви, чем для юношей. Юноши как бы еще «не созрели» к этому. Они отодвигают такие отношения на последний план, считая их на данный момент не такими актуальными, но страх одиночества юношей все же беспокоит (1 ранг - 0,41) в категории «Любовь».

Таким образом, у девушек больше выражены мотивы, связанные со взаимоотношением с другими людьми, членами семьи, с противоположным полом, свидетельствуя о том, что девушки более склонны к расширению социальных связей, чем юноши. Юноши в большей степени направлены на объекты и экзистенции, выражая интересы к политическим событиям в стране, к своему материальному благополучию и реализации себя в профессии.

Следовательно, полученные данные свидетельствуют о том, что мотивационно-смысловая интенция имеет гендерную специфику, что и подтверждает нашу гипотезу.


Выводы

 

В ходе теоретического исследования мотивационно-смысловой интенции нами были сделаны следующие выводы:

· Мотив представляет собой сложное интегральное психологическое образование, состоящее из разрозненных факторов, каждый из которых выполняет в целостном процессе детерминации свои определенные функции;

·     Активность личности сопровождается не только мотивационными тенденциями, но и смысловыми;

·     Одним из структурных компонентов мотивационно-смысловой сферы личности является мотивационно-смысловая интенция, определяющая область «значимого» личности и задающая ориентиры на ее поведение и развитие;

·     Мотивационно-смысловая интенция личности состоит из содержательного, эмоционально-отношенческого и действенного компонента.

В результате полученных данных в ходе исследования особенностей мотивационно-смысловой интенции в юношеском возрасте, мы выделяем:

· С помощью методики неоконченных предложений Ж. Нюттена, можно выявить мотивационно-смысловую интенцию юношеского возраста.

· Метод контент-анализа ответов может быть использован для выявления основных компонентов мотивационно-смысловой интенции личности в юношеском возрасте.

·   Мотивационно-смысловая интенция юношества характеризуется направленностью на самообразование, саморазвитие себя как личности, на самоактуализацию себя в обществе и стремление к определенным достижениям во взрослой будущей жизни. Гипотеза подтвердилась.

·   Мотивационно-смысловая интенция отражает не только направленность личности на какой-то объект, но и направленность на временной фактор.

·   Особенность мотивационно-смысловой интенции юношеского возраста по временному фактору показывает, что юношество живет в «настоящем» с позиции будущего. Гипотеза подтверждена.

·   Мотивационные интенции девушек имеют социальную направленность на установление социальных контактов, а у юношей мотивационная интенция имеет объектную, идеализированную направленность.

·   Проведенное эмпирическое исследование показало, что существует гендерная специфика мотивационно-смысловой интенции, где высказывания в группе юношей и девушек имеют значимость различий. Гипотеза исследования подтвердилась.

 


Заключение

 

В данном исследовании были полностью раскрыты поставленные гамии цели и задачи. Для раскрытия и описания основных теоретических пунктов был использован анализ психологической литературы. Для экспериментальной части подобран блок методик, позволяющий полностью раскрыть выдвинутые нами в ходе работы гипотезы.

Полученные в ходе эксперимента данные раскрывают только часть поставленных проблем. Дальнейшее исследование по данной тематике позволило бы определить значимость различий мотивационно-смысловых интенций между различными группами. В данном случае можно было посмотреть различие между параллелями в одиннадцатых классах.

Также определить, зависит ли мотивационная интенциональность личности от тех условий, в которых эта личность находится, учится, работает, развивается. Направленность дальнейшей работы в целом позволила бы раскрыть влияние культуры, традиции, религии на выраженность у личности мотивационно-смысловой интенции. Также дальнейшее исследование половых и возрастных особенностей мотивационно-смысловых интенций личности.

Так как данная тема мало изучена и исследована, она остается быть актуальной на сегодняшний день. Актуальность ее стоит в том, чтобы изучить область поведения человек, раскрыть основные интенции в поведении личности. Даная тема - это широкое неизведанное поле для дальнейшего исследования психологов.

Также полученные данные в ходе нашего исследования могут быть использованы педагогами, психологами, родителями, всеми, кого интересуют возрастные изменения ребенка и кто старается ему помочь, объяснить, как нужно действовать в той или иной ситуации.

Конечно, эта информация будет важнее школьным психологам, которые работают со старшеклассниками. На основе этих данных можно будет выстроить основные психокоррекционные программы для юношеского возраста, учитывая его возрастные проблемы и кризисы.

Конечно, молодые люди полны целей, стремлений, желаний, но им нужно помочь выстроить их в жизненную линию, отделив значимое от незначимого. Для этого возможно провести различные тренинговые занятия, психологические беседы, которые бы позволили юношам и девушкам раскрыть свои способности, увидеть свои склонности, задатки, а возможно и, наоборот, недостатки, которые вовремя можно подкорректировать или задуматься над ними.

Темы тренинговых работ могут быть составлены из выделенных в ходе эксперимента мотивационно-смысловых категорий, которые наиболее актуальны для них. Темы могут быть примерно такими:

Ø «Мое дальнейшее образование»;

Ø «Профессиональное самоопределение старшеклассников»;

Ø «Моя страна - Россия»;

Ø «Мои родители и моя будущая семья»;

Ø «Счастье - это …»;

Ø «Первое чувство любви».

Возможно, определенные знания, навыки, полученные в ходе таких занятий и общений на определенные темы, позволит снизить степень тревожности по поводу своего будущего, позволить твердо определиться в жизни.

С полученными данными ознакомлены администрация школы и классные руководители, чьи дети участвовали в данном исследовании.

 


Словарь терминов

 

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам, и служащее для них основанием (обоснованием).

Мотивация - процесс формирования мотива.

Мотивационная сфера личности - сложная система разнохарактерных мотивов (мотивационных установок, потребностей, интересов и т.п.), отражаю-щих различные стороны деятельности человека и его социальные роли.

Интериальность - свойство принимать ответственность за события своей жизни на себя, объясняя их своими способностями, чертами личности, особенностями поведения.

Экстремальность - свойство приписывать ответственность за события внешним факторам (другим людям, случаю, судьбе).

Контент-анализ (анг. contents - содержания) - метод выявления и оценки специфических характеристик тестов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминания этих единиц в определенной совокупности тестов или другой информации.

Интенция (от лат. intentio - стремление) - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Интенциональность - заимствовано из философии: особенно некоторых (но не всех) внутренних психических или когнитивных состояний, при которых они сосредоточены на внешних объектах, событиях и состояниях дел в реальном мире. Вообще убеждения, намерения, желания, цели и т. д. являются интенциональными состояниями.

Смысл - это содержание, которое отражает пересечение сфер бытия и сознания, оно позволяет фиксировать принадлежность некоего содержания (смысла) живому. Он всегда рождается в конкретной ситуации конкретным человеком как отражение его переживаний.


Литература

 

1. Анастази Л., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2001. - 467 с.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976. - С.223.

.   Абульпанова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

.   Алексеев В.Н. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Автореф. дис….канд.псих.наук - М., 1965.

.   Асмолов А.С. и соавт. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности. // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С.93-102.

.   Асмолов А.Г. Деятельность и уровни установок. // Вестник МГУ. сер. 14. Психология. - 1977. - № 1. - С. 3 - 12.

.   Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С.447.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С.311.

.   Братусь Б.С. Психология личности. // Хрестоматия. Психология личности под ред. Д.Я. Райгородского. - С., 1999. - Т2. - 544 с.

.   Братусь Б.С. Об одном механизме целеполагания. // Вопросы психологии. - 1977. - № 2. - С.121 - 124.

.   Большой толковый психологический словарь. // Ребер Артур (Pehgu:h). Том 1 (А - О). - М., 2000. - С.592.

.   Бурлачук П.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике. - СПб., 1999. - С. 134 - 135.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. - М., 1984.

.   Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. - М., 1956.

.   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.

.   Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. - М., 1994. - С. 75 - 78.

.   Голенков С.И. Культура, смысл, сознание. Монография. - Самара: Изд. «Самарский Университет», 1996. - 120 с.

.   Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Автореф. дис….д-ра наук. - СПб., 1996.

.   Ермолин А.В. Мотивы конкретного поступка у подростков. // Наш проблемный подросток: Уч.пособие под ред. Регуш Л.А. - СПб., 1999. - 144 с.

.   Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека. // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С.100 - 106.

.   Забродин Ю.М., Похилько В.И. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик. Предисл. к кн.: Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. - М., 1987. - С. 5-26.

.   Зиммель Г. Избранное: В 2-х томах. Т.2. - М.: Юрист, 1996.

.   Зейгарник Б.В. Личности и патология деятельности. - М., 1971.

.   Зейгарник Б.В., Николаева В.В. Психологические проблемы в медицине. // Вестник МГУ. сер.14. Психология. - 1977. - № 3. - С. 31 - 38.

.   Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. - М., 1969.

.   Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. - М., 1981.

.   Иванников В.Н. Формирование побуждения к действию. // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С.10-16.

.   Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. - 512 с.

.   Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988. - 40 с.

.   Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Уч. пособие. - М., 1989. - 389 с.

.   Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособ. для учит. - М., 1980. - 192 с.

.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Изд. «РОУ», 1996. - С332.

.   Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1969. - С.435.

.   Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: Уч.пособ. - Иркутск, 1989.

.   Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. - М., 1995.

.   Левин К. Намерение, воля и потребность. - М., 1970. - С.139.

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С.398.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. - 584 с.

.   Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. - М., 1971. - С.228.

.   Леонтьев А.А. Смысл как психологическое понятие. // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. - М., 1969.

.   Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984. - 300 с.

.   Маслоу А. Мотивация и личность. - М., 1998. - С.304.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999. - 456 с.

.   Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения. // Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - С. 45 - 54.

.   Нюттен Ж. Мотивация. // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Плаже. - Вып.5. - М., 1975.

.   Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С.20-26.

.   Обуховский К. Психология влечения человека. - М., 1971.

.   Пископпель А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. // Вопросы психологии. - 2001. - № 6. - С. 103 - 119.

.   Психология. Словарь. // Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990. - 494 с.

.   Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 244 с.

.   Сураева Г.З. Психологическое исследование мотивационно-смысловой сферы младших школьников. // Прикладная психология. - 2001. - № 6. - С. 79 - 87.

.   Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокульт. аспект). // Авт. дис…. канд. - 2001 г., С.2 - 20.

.   Сосновский Б.А. Мотив как личностное образование. // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. - М., 1988. - С. 60 -64.

.   Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. // Психология личности. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Т.2. - Самара, 1999. - 544 с.

.   Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований. // Вестник МГУ. сер.14. Психология. - 1977. - № 1. - С. 62 - 72.

.   Соколова Е.Т. Методы проективного исследования личности. - М., 1976.

.   Толстых Н.Н. Использование метода неоконченных предложений для изучения временной перспективы. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. - М., 1988.

.   Усачев Л.В., Усачева О.Л. Особенности мотивационной сферы и временной перспективы старшеклассников. // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практ. конф. - СПб., 1999.

.   Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. - М., 1969.

.   Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - С.336.

.   Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1993. - С.447.

.   Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности. // Психологический журнал. - 1989. - №3. - С.72.

.   Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1-2. - М., 1986.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.077 с.)