Возрастные особенности развития мотивационно-смысловой сферы юношеского возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности развития мотивационно-смысловой сферы юношеского возраста



 

Юношеский возраст, существенная часть которого приходится на старшие классы средней школы, занимает важное место в процессе формирования личности. В этом возрасте завершается физическое созревание человека, складываются основные черты его мировоззрения, подготавливается и осуществляется первое самостоятельное, взрослое самоопределение - выбор профессии.

В отечественной психологии проблемами юношеского возраста занимались в конце 20-х - начале 30-х годов такие психологи как Л.С. Выготский, А.А. Смирнова, В.Е. Смирнова, М.М. Рубинштейн. Сейчас этой проблемой занимаются Л.И. Божович [8], И.С. Кон [31], И.Ю. Кулагина [32], В.С. Мухина [43], Д.И. Фельдштейн [61], Э. Эриксон [64]. Ответы на вопросы («Что такое юность?»; «Каковы содержание и длительность юности как стадии жизненного пути?»; «Каковы этапы и движущие силы этого периода?») никогда не были однозначными, и сами термины, в которых мы описываем возрастные сдвиги, довольно неопределенны. «Переходный возраст» как стадия перехода от детства к зрелости имеет своей биологической основой половое созревание, поэтому его часто называют пубертатным периодом.

И.С. Кон [31] определяет переходный период не только как фазой развития организма, а как этап развития личности, как процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого человека.

«Юность - период жизни после отрочества до взрослости (от 15 - 16 до 21 - 25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления» [43, с. 420].

«Юность - время перехода к самостоятельности, усложнения систем отношений, расширения круга лиц, с которыми нужно сообразовывать свое поведение - все это активизирует самопознание, самооценку и становление самопознания, а также освоение новых систем отношений, учет оценки, которую тебе дают другие, становление определенного мировоззрения и формирование мироощущения» [30, с. 241].

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа «я». Самосознание - сложная психологи-ческая структура, формирование которой идет практически в течении всей жизни человека. В юношеском возрасте наибольшую значимость приобретают осознание и оценка своих психических качеств, своей индивидуальности.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «я», т.е. целостного представления о самом себе.

Образ «я» (иногда его называют также «понятие «я» или «я-концепция») - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок [31, с. 61].

Вопрос «Кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал, и что еще могу сделать в жизни?» На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации, «видит», точнее, «конструирует» себя по-разному.

Образ «я» - не просто отражение каких-то объективных данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самому себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный - знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.п. чувства и поведенческий - т. е. практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов [31].

К.А. Абульханова-Славская говорит, что совокупность представлений о самом себе, о своем образе «я» зависит от адекватности - неадекватности, реалистичности - нереалистичности представлений о себе. Наиболее ярко неадекватность выступает при завышении или занижении самооценки [3, с. 234].

Так, многие психологи (И.С. Кон, В.С. Мухина, Л.И. Божович, В.Г. Казаков) отмечали важную роль в осознании своих качеств и самооценки принадлежит саморефлексии - погружению в мир собственных поступков, чувств, переживаний, соотнесение их с окружающей реальностью. Для юности характерно такое самоуглубление и идет оно либо через постоянный контроль своего поведения с помощью самообладания, либо через самосозерцание и самоанализ, предлагающий определенный отход от действия, углубление в анализ собственного «я» - такого, какое оно есть сейчас, каким я стараюсь стать, каким я должен стать, каким я хотел бы стать. Этот анализ может проводиться в мыслях, мечтах, на бумаге. Юношеский дневник становится реальным помощником [30, с. 242].

Поэтому В.С. Мухина дает такое понятие: «юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество» [43, с. 42].

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи. Так на пятой фазе Эриксон описывает юношеский возраст, который характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. Так, он подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности [64].

Также активно в этом возрасте развивается самостоятельность мышления, которое должно базироваться не просто на критическом подходе к авторитетам, а на убедительной, обоснованной и доказательной аргументации. Интересы молодого человека с частных вопросов переключаются на проблемы глобальные: вопросы мироздания, возникновение и развитие жизни, происхождения человека, смысла его жизни, общественных отношений. Наблюдающая в этом возрасте дифференциация интересов стимулирует развитие специальных способностей, и это делает структуру умственной деятельности гораздо более сложной и индивидуальной, чем в младшем возрасте.

Как отмечает И.С. Кон [31], юность особенно важна для становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его личностные предпосылки.

Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных факторов к немногим общим регулятивным принципам. Разумеется, конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, но какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию» [31, с. 131].

Как справедливо заметил польский психолог К.Обуховский, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознать свою жизнь не как серию случайных разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших ориентировочных потребностей личности. В юности, когда человек впервые становится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность осознается особенно остро [43, с. 132].

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (класса, социальной группы) и выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности - проблема смысла жизни. Юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. И.С. Кон дает определение «мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний» [31, с. 130].

Разные мотивы, цели и виды деятельности личности иерархизированы, эта иерархия, как справедливо замечает А.Н. Леонтьев, не всегда адекватно открывается сознанию, ее трудно выразить в понятии. Осознание своей главной жизненной цели - сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Кроме того, «даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни, она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу, вовсе не исключает и не поглащает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной, как и та объективная система аксиологических понятий, характеризующая идеологию данного общества, которая усваивается человеком» [36, с. 221 - 222].

Так и Л.И. Божович определяет старший школьный возраст как юношеский, сосредоточив все свое внимание на развитии мотивационной сферы личности: определение старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание [8].

Л.И. Божович отмечает, что в старшем школьном возрасте на основе совершенно новой, впервые возникающей социальной мотивации развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций.

Прежде всего это проявляется в упорядочивании, интегрировании всей системы потребностей их формирующимся мировоззрением. Старшие школьники обращены вовне, но не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, т. к. у них возникает потребность выработать свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность [8].

Е.П. Ильин продолжает отмечать особенности мотивации в юношеском возрасте. Следовательно, он говорит, что под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая система ценностей, влияющая на взгляды и убеждения учащихся. Последние являются довольно строгим контролером возникающих у старшеклассников желаний и в то же время побуждают их к самопознанию, самосовершенствованию, самоопределению, в том числе и к выбору профессии [28].

При этом старшеклассники уже способны взвешивать внешние и внутренние обстоятельства, что позволяет принимать достаточно осознанные решения. А это значит, что в процессе формирования социально направленных мотивов «внутренний фильтр» начинает играть ведущую роль. Чем более зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено на будущее, тем больше у него формируется мотивационных установок, связанных с намечаемой перспективой жизни. По данным В.А. Алексеева [4], в 14 лет только 17 % подростков представляют свое будущее, а в 15 лет уже 84 % планируют его. Это касается выбора профессии. У социально незрелой личности преобладают мотивы, связанные с удовлетворением потребностей «здесь и сейчас» [28].

Большая осознанность процесса формирования мотивов приводит к большему проникновению в причины поступков других людей. Поэтому в ходе онтогенетического развития ребенка этическая оценка поступка (своего и других людей) смещается с оценки последствий поступка (полученного результата) к оценке причины, импульсов, побудивших человека (в том числе и самого ребенка) к поступку [28, с. 196].

Таким образом, чем более социально зрелой становится личность, тем больше в ее сознании находят отражение первый и второй этапы формирования мотива, тем шире становится мотивационное поле. При этом больше уделяется внимания прогнозу последствий планируемых действий и поступков, и не только с прагматических, но и нравственны, этических позиций. Чаще используется самооценка (по данным И.М. Подберезина она проявляется у 21 % младших школьников, у 53 % подростков и у 66 % юношей). Усложнение и расширение мотивационного поля с возрастом создает предпосылки для более обоснованного принятия решений и формирования намерений, что в конечном итоге приводит к более разумному и адекватному ситуации поведению школьников.

По данным Л.В. и О.Л. Усачевых [58] у десятиклассниц больше выражен мотив общения, а у десятиклассников - мотивы саморазвития, самореализации, развития личности. В то же время у тех и других сформированы лишь краткосрочные жизненные планы. О своем будущем многие их них серьезно еще не задумываются.

Особенность юношеского возраста заключается в выборе профессионального пути, и это особенно влияет на учебную мотивацию юношей. Теперь рассмотрим учебную деятельность старшеклассников.

Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Поэтому половины выпускников школы имеет сформированный профессиональный план, включающий как основное, так и резервное профессиональное намерение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения.

Л.С. Выготский говорил, что выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Он предполагает умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения (т. е. мотивационной установки), отнесенного к сравнительно далекому будущему.

Е.П. Ильин говорит, что выбор профессии может происходить не столь осознанно, а под влиянием родителей, в результате подражания товарищам или случайно возникшего интереса. В этом случае выбор может быть не связанным с мотивацией учения [28, с. 260].

Мотивы учения у старших школьников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию, соответствующую любимому предмету, то старшеклассники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего [8].

По данным Л.А. Головей были выделены четыре этапа профессиональных интересов школьников. На первом этапе (12 - 13) лет, профессиональные интересы характеризуются высокой изменчивостью, слабо интегрированы, не связаны с психологическими особенностями личности и являются в основном познавательными. На втором этапе (14 - 15 лет) появляется тенденция к профессиональным интересам, их интеграции. На третьем этапе (16 - 17 лет) усиливается интеграция профессиональных интересов и возрастает их дифференцированность в соответствии с полом; имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются связи с индивидуально-психологическими свойствами. Четвертый этап - это юношеский возраст, начало профессионализации. Происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью [18].

Зарубежные авторы в профессиональном самоопределении выделяют три этапа: фантазийный выбор (от 3 до 13 лет), период поисков (14 - 16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше).

Как отмечает Мухина В.С., для этого возраста характерно пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испытывают глубокие чувства, другие - поверхностные эмоции. Именно о духовных качествах личности в юности зависит, как проявляет себя в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания [43, с. 241]. Кулагина И.Ю. отмечает, что общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планом на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным.

Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное «Я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение [32].

Таким образом, юность - завершающий этап первичной социализации, поэтому старшеклассника необходимо подготовить к труду, к семейной жизни, к общественной деятельности. Также с возрастом происходят изменения, которые глубоко влияют на мотивационную сферу личности. К таким изменениям относят:

). новые психологические образования, которые усложняют как процесс мотивации, так и структуру мотива, расширяя состав образующих мотив компонентов; это приводит к более обоснованному принятию решений и формированию намерений;

).происходит развитие ранее возникших компонентов мотива: становится более многосторонней самооценка, увеличивается число интересов, обогащается нравственная сфера и т.д.;

). рядоположность психических образований, побуждающих к действиям и поступкам, сменяется иерархией, системностью;

). происходит периодическая смена доминирующих потребностей, идеалов и других мотиваторов, в связи с чем меняется направленность личности в разные возрастные периоды: так, социальные мотивы, в том числе и имеющие общественную направленность, свойств возрастом начинают занимать доминирующее место в жизни молодого человека;

). увеличивается осознаваемость структуры мотива, собственное поведение предстает в сознании детей как внутренне побуждаемое, а не как «реактивное», обусловленное только внешними обстоятельствами;

). С возрастом увеличивается число случаев блокировки потребностных побуждений (желаний), т. е. появляются чаще «отрицательные» мотивы;

). Увеличивается число мотивационных установок;

). В разные возрастные периоды ведущую роль в объяснении основания поступка играют различные мотиваторы (по Е.П. Ильину).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.026 с.)