Глава 2. Экспериментальное исследование мотивационно-смысловой интенции в юношеском возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Экспериментальное исследование мотивационно-смысловой интенции в юношеском возрасте



 

Организация исследования

 

Цель нашего исследования состоит из выявления основных компонентов мотивационно-смысловой интенции в юношеском возрасте; определении области значимого, влияющее на дальнейшее поведение и отражающее ближайшие перспективы у современной молодежи, оканчивающей школу.

В нашем эксперименте приняли участие 60 учащихся 11-х классов неспециализированной общеобразовательной школы г.Самара. Из них 33 человека - девушки, 27 человек - юноши. Возраст участников эксперимента - 17 - 18 лет. Участники эксперимента одновременно являются будущими выпускниками школы, которые планируют продолжить свое обучение в других учебных заведениях. Многие одноклассники проходят подготовительные курсы в МИРе, где наряду с общепринятыми учебными предметами, читаются курсы философии, психологии, экономики.

Данное исследование проводилось в начале декабря 2002 г. Обследование учащихся проводилось в групповой форме, где были розданы заранее приготовленные бланки с незаконченными предложениями. Учащимся дана была инструкция к заданию, закончить данные предложения, касающиеся всей сферы их жизнедеятельности. Писать как можно больше высказываний и предложений.

Юношами и девушками заполнялись бланки ответов. После чего, все мотивационные суждения заносились в протоколы. Идентичные и схожие по смыслу объединялись в единую категорию, которой присуждалось определенное название. В нашем исследовании таких категорий получилось восемнадцать.

В основу нашего эксперимента был взят метод незаконченных предложений Ж.Нюттена и метод систематизации полученной информации - метод контент-анализа.

 

Методы исследования

 

В изучении особенностей мотивационно-смысловой интенции в юношеском возрасте, мы столкнулись с дефицитом методик, отсутствием эмпирических исследований в данной области, которые бы полностью раскрывали нашу цель исследования.

Наиболее близким, на наш взгляд, оказался подход Жозефа Нюттена - бельгийского психолога. Он разработал теорию формирования, строения и функционирования человеческой мотивации в целостной структуре поведения, понимая в качестве базовой единицы анализа неразрывную функциональную связь: индивид-среда.

Ж.Нюттен является также автором теории и метода исследования «временной перспективы» личности [49, с.239].

Для диагностики определения основных мотивационных тенденций юношеского возраста использовалась вербальная проективная методика: «Метод мотивационной индукции (MIM) Ж.Нюттена» в переводе Н.Н. Толстых (1988) [57].

Это бланковая методика, основанная на технике завершения неоконченных предложений, дает возможность глубже понять особенности мотивационной сферы человека, тот мотивационный контекст, в котором принимается решение о выборе, желании, стремлении.

Данная методика состоит из 30 стимулов, сформулированных в первом лице единственного числа («Я надеюсь …», «Я мечтаю…», «Я сделаю все возможное, чтобы…», «Я боюсь…», «Мне не нравится, если…») и т.д.

Из них 20 предложений имеют положительный, утвердительный характер, а остальные десять - отрицательный характер с частицей «не». В бланках ответах необходимо завершить предложенные фразы. Таким образом, завершенная фраза приобретает вид мотивационно-смыслового суждения.

Полученная нами информация в ходе нашего исследования была систематизирована и обработана с помощью метода контент-анализа. Был определен категориальный анализ ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с нашими задачами и целями исследования.

Регистрировались речевые акты, высказывания испытуемых, отражающие отношение или беспокойство к определенной теме: «Учеба», «Болезнь», «Карьера», «Любовь», «Семья», «Я сам» и производился подсчет высказываний по данной теме.

Затем строилась кодировочная матрица контент-анализа, в которую записывались все полученные данные по каждому испытуемому. Классификация всего массива суждений детей позволила отнести их к 3-м группам:

.Содержательная составляющая мотивационно-смысловой интенции.

Содержательная составляющая мотивационно-смысловой интенции личности представлена объектом мотивационно-смысловой интенции. Нам выделено три вида объектов: субъекты, предметы и экзистенции - типы категорий «Субъекты», «Предметы» и «Экзистенции» соответственно.

Тип категорий «Субъекты» представлен категориями: «Я», «Я-Другие», «Другие-Я», «Я-Семья», «Семья-Я», «Я-Товарищи», «Товарищи-Я».

Тип категорий «Объекты» представлен категориями: «Предметы материального мира», «Предметы природного мира».

Тип категорий «Экзистенции» представлен категориями: «Учеба», «Досуг», «Профессия», «Здоровье», «Смерть», «Счастье, успех», «Политика», «Идеальное», «Любовь».

.Эмоционально-отношенческая составляющая мотивационно-смысловой интенции.

Эмоционально-отношенческая составляющая мотивационно-смысловой интенции личности представлена положительным и отрицательным отношением к объекту интенции.

.Действенная составляющая мотивационно-смысловой интенции личности.

Действенная составляющая представлена такими действиями как: стремление к объекту, избегание объекта, созидание объекта, разрушение объекта. Данная составляющая характеризуется дополнительно локусом контроля - экстериальным и интериальным. Так, например, если цель может быть достигнута субъектом благодаря усилиям других людей или стечению обстоятельств, мы имеем дело с мотивационно-смысловой интенцией экстериального локуса контроля, если субъект выражает готовность к самостоятельному достижению цели - с мотивационно-смысловой интенцией интериального локуса контроля.

Конечные смысловые единицы и примеры высказываний одиннадцати-классников отнесены к данным мотивационно-смысловым категориям, которые приведены далее в таблицах (см. Приложение 1).

Теперь опишем кратко основные, выделенные в нашем исследовании, категории мотивационно-смысловой сферы в юношеском возрасте.

В тип категорий «Субъекты» вошли следующие категории:

.Категория «Я». Сюда входят высказывания учащихся, касающиеся личности в целом, ее способностей, возможностей («Развивать свои способности», «Делать все правильно», «Быть физически и морально сильным»), также высказывания по поводу своей внешности, своего внутреннего состояния, изменения себя в лучшую сторону, а также саморазвитие, самовоспитание и своего взгляда на все происходящее («Я стремлюсь быть человеком», «Улучшить себя», «Хочу быть взрослым»).

Также в данной категории мы выделили следующие смысловые единицы:

1. Стремление быть сдержанным, спокойным;

2. Желание придерживаться своих принципов;

.   Стремление сохранить свою индивидуальность;

.   Желание быть смелым;

.   Стремление самосовершенствоваться;

.   Стремление быть взрослым;

.   Стремление быть хорошим;

.   Стремление быть умелым и способным;

.   Стремление быть лидером;

.   Желание быть красивым;

.   Желание быть умным;

.   Стремление быть самостоятельным.

.Категория «Я-Другие». Здесь высказывания отражают взаимодействие личности и людей, которые его окружают (весь народ, известные и неизвестные люди, учителя), отношение к этим людям («Способна помогать людям», «В этом мире много хищников, надо становиться хищником»).

В этой категории у нас получились следующие смысловые единицы:

. Хорошо отношусь, пожелание хорошего другим;

. Плохо отношусь;

. Стремлюсь к другим;

. Избегаю людей;

. Стремлюсь не причинять вред;

. Стремлюсь оказывать помощь;

. Хочу встретить знаменитостей;

. Стремление защититься от агрессии;

. Страх быть не понятым, не принятым.

.Категория «Я-Семья». Сюда вошли высказывания и суждения по поводу своей семьи, своего отношения к ней, а также членам этой семьи («Стремлюсь помогать, заботиться», «Боюсь потерять», «Избегаю отношений с родителями»).

Мы также включили в данную категорию высказывания, касающиеся будущей собственной семьи, будущих отношений, желаний и всех остальных действий, касающихся личной жизни человека («Иметь дочку-блондинку», «Мечтаю об успешном браке», «Иметь хорошую, крепкую семью»).

В данной категории у нас получились следующие смысловые единицы:

. Хорошо отношусь к родителям, братьям, сестрам и т. д.;

. Избегаю отношений с родителями;

. Боюсь потерять;

. Стремлюсь быть вместе;

. Стремлюсь помогать, заботиться;

. Стремлюсь создать семью;

. Желание иметь своих детей и заботиться о них.

.Категория «Я-Товарищи». Включены высказывания, выражающие отношение к друзьям, подругам, определенные пожелания им, стремление наладить отношения с ними, избегать определенный круг друзей («Я не хочу видеть своих одноклассников», «Никогда не расставаться с друзьями», «Я не хочу, чтобы наши с Юлькой друзья забыли нас»).

Сюда же отнесены следующие смысловые единицы:

1. Пожелание хорошего, хороших отношений;

2. Боюсь потерять;

.   Стремлюсь к дружбе;

.   Избегаю плохих;

.   Стремлюсь заботиться, помогать.

.Категория «Другие-Я». Включает в себя суждения, отражающие отношение других (весь народ, все человечество, учителя) на личность, т. е. как все относятся ко мне либо плохо, либо хорошо. Хотят ли люди помочь личности, либо, наоборот, причинить вред ей. Соответственно, от самой личности идут по этому поводу определенные высказывания («Хорошо относились ко мне», «Будут меня обсуждать», «Хочу поддержки»).

К этой категории мы отнесли следующие смысловые единицы:

. Относятся хорошо;

. Относятся плохо;

. Хотят причинить вред;

. Желание эмоционального тепла;

. Стремлюсь избегать критики других;

. Заставляют делать то, чего не хочется.

.Категория «Семья-Я». Здесь высказывания отражают отношение взрослых к ребенку («Родители понимали меня», «Избегаю гнева родителей», «Мои родители мне помогут»).

По этой категории в нашем исследовании получились следующие смысловые образования:

. Относятся хорошо;

. Относятся плохо;

. Заботятся обо мне;

. Запрещают делать то, что хочется;

. Желание быть отстраненной от семьи;

. Заставляют делать то, чего не хочется.

.Категория «Товарищи-Я». Отражает отношение к понятию «Дружба». Умение дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту и не знать, что такое предательство.

В этой категории у нас получилось всего две смысловые единицы, видимо данная категория не актуальна для юношеского возраста:

. Относятся плохо друзья;

. Стремлюсь к дружбе.

В тип категорий «Объекты» вошли следующие категории:

.Категория «Материальные предметы». Относятся высказывания, связанные с приобретением и желанием каких-нибудь материальных благ. Также стремление к материальным благам в будущем, к большим деньгам, роскоши («Переехать в новую большую квартиру», «Купить ВАЗ 2110», «Иметь кучу баксов»).

В этой категории были выделены следующие смысловые единицы:

. Получить технику;

. Создавать технику и другие материальные предметы;

. Выиграть, заработать, получить деньги;

. Стремление к материальному благополучию;

. Получить иные материальные предметы.

.Категория «Предметы природного мира». Высказывания связаны с приобретением животных, а также тревоги о поводу земных и природных катаклизмов («Скоро придет конец света», «Боюсь катастроф», «Хочу завести морскую свинку»). Отсюда выделяются смысловые единицы:

1. Желание иметь животных;

2. Страх катастроф.

В тип категорий «Экзистенции» вошли следующие категории:

.Категория «Учеба». В этой категории выражается отношение к учебному процессу, желанию и нежеланию учиться, стремление продолжить обучение в ВУЗе, техникуме, колледже («Я против ЕГЭ», «Плюнуть на учебу», «Я решил учиться хорошо»). Эта категория наиболее актуальна для юношеского возраста, поэтому смысловых единиц, отношений больше:

1. Страх, что поставят плохую оценку;

2. Стремление к хорошим оценкам;

.   Стремление учиться лучше;

.   Стремление к учебному процессу;

.   Избегание учебного процесса;

.   Желание получить хорошее образование;

.   Стремление к достижениям;

.   Желание продолжить обучение;

.   Пожелание учебному процессу;

.   Стремление хорошо сдать экзамены.

.Категория «Досуг». Здесь отражается желание и потребность к отдыху, к развлечению («Выспаться», «Сходить в Манхэттен») и для одиннадцати-классников, актуально сейчас хорошо отметить выпускной вечер.

В данной категории выделены следующие смысловые единицы:

1. Стремление заняться спортом;

2. Стремление к достижениям в спорте;

.   Стремление к туризму и путешествиям;

.   Стремление к отдыху;

.   Стремление гулять;

.   Стремление сходить куда-нибудь отдохнуть;

.   Стремление хорошо отметить праздники.

.Категория «Профессия». Высказывания здесь отражают желание трудоустройства молодежи на хорошо оплачиваемую работу («Выбрать работу, которая будет необходима на рынке труда»), стремление добиться успеха в профессиональной карьере и профессионально самореализоваться («Открыть свое дело», «Открыть ночной клуб»). Сюда вошли следующие смысловые единицы:

1. Желание иметь хорошую работу;

2. Стремление к конкретной профессии;

.   Стремление к профессиональным достижениям;

.   Стремление определиться в выборе профессии;

.   Профессиональная самореализация.

.Категория «Здоровье». В данной категории выражения и высказывания отражают отношение к своему здоровью, здоровью других. И выделились следующие смысловые единицы:

1. Беспокоит свое здоровье;

2. Стараются избежать вреда здоровью;

.   Страх за здоровье других;

.   Причинять вред своему здоровью.

.Категория «Смерть». Выражает страх перед собственной смертью, смертью других и активное стремление к жизни («Жить, чтобы никогда не задумываться о самоубийстве»). В этой категории выделились следующие смысловые единицы:

1. Страх перед собственной смертью;

2. Страх смерти других;

.   Страх смерти членов семьи;

.   Страх смерти животного;

.   Стремление к жизни.

.Категория «Счастье, успех». Стремление к счастью, успеху в жизни будущего, настоящего, стремление к намеченной цели, реализации ее в жизни, преодолевать все трудности, которые тебе устраивает жизнь - все эти показатели выражает данная категория и следующие смысловые единицы:

1. Успех в жизни;

2. Стремление стать знаменитым;

.   Стремление добиться своих целей;

.   Счастье в жизни;

.   Найти свое место в жизни;

.   Сделать жизнь интересной и разнообразной;

.   Стремление выдержать жизненные испытания.

.Категория «Идеальное». Здесь высказывания имеют как бы философские показатели в области науки, человечества, творчества, экологии планеты («Люди были братьями», «Чтобы не было брошенных животных», «Быть способным на разные чудеса»). Данная категория выделяет следующие смысловые единицы:

1. Стремление заняться наукой;

2. Стремление к познанию;

.   Стремление к ирреальному;

.   Стремление к творчеству;

.   Стремление улучшить жизнь всех;

.   Забота об экологическом состоянии планеты.

.Категория «Политика». Мотивационные тенденции, выражающие отношение ко всему, что происходит в нашей стране, мире. Стремление изменить, улучшить положение в России («Россия воспряла ото сна», «Правительство РФ будет думать о жизни народа»). В данной категории получились следующие смысловые единицы:

1. Желание жить в своей стране;

2. Нежелание жить в своей стране;

.   Желание разрушить власть;

.   поддержать власть;

.   Стремление властвовать;

.   Страх правонарушения;

.   Страх войны;

.   Стремление к социальной справедливости;

.   Желание позитивных изменений в стране;

.   Стремление избежать службы в армии;

.   Стремление пройти свой воинский долг.

.Категория «Любовь». Данная категория актуальна для юношеского возраста, т. к. появляются первые чувства влюбленности, стремление к этому чувству. Поэтому данная категория выражает отношение, определенные нежные чувства, недовольства к противоположному полу или активного желания найти свою половинку.

Нами выделились следующие смысловые единицы:

1. Хорошо отношусь;

2. Плохо отношусь;

.   Боюсь потерять;

.   Стремлюсь быть вместе;

.   Желание иметь счастливую любовь;

.   Стремление наладить личную жизнь;

.   Страх остаться одной.

Соответственно, данные категории имеют свою определенную значимость в жизни старшеклассников и определяют направленность личности на дальнейшее поведение.

 

Анализ полученных данных

 

В ходе эксперимента нами были получены следующие данные, определяющие мотивационно-смысловую интенцию юношеского возраста.

Далее пойдут усредненные показатели по мотивационно-смысловым категориям, которые употребимы в юношеском возрасте.

 

Таблица 1

Средние показатели общей выборки по мотивационно-смысловым категориям

Ранг Категории Среднее по выборке
1 Учеба 9,91
2 Счастье, успех 6,29
3 «Я» 5,09
4 Политика 4,11
5 Я - Семья 3,33
6 Я - Другие 3,24
7 Идеальное 2,70
8 Досуг 2,68
9 Профессия 2,63
10 Материальные предметы 2,50
11 Здоровье 2,39
12 Смерть 2,35
13 Другие - Я 2,30
14 Любовь 2,23
15 Я - Товарищи 2,07
16 Семья - Я 1,91
17 Товарищи - Я 1,50
18 Предметы природного мира 1,35

 


Как видно из таблицы 1, наиболее выраженной категорией смысловой интенции является «Учеба» - 1-ый ранг ( 9,91), т. к. показатель по данной категории превышает остальные. Следовательно, данная деятельность наиболее актуальна для этого возраста, т. к. основным мотивом учения будущих выпускников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Качественный анализ по данной категории показывает, что стремление продолжить обучение старшеклассников волнует больше всего (1 ранг - 6,19), затем их волнует желание сдать хорошо экзамены в школе и в учебно-профессиональное заведение (2 ранг - 0,73). Еще нужно, считают одиннадцатиклассники, стремиться учиться лучше (3 ранг - 0,59) (см. Приложение 2).

На последний план ушли такие мотивы, как стремление к хорошей оценке (7 ранг - 0,28) и страх получить плохую оценку (10 ранг - 0,08), т. е. дл юношеского возраста отметка уже не является критерием знаний, она не является побудителем к учению. Вместо нее встает стремление к знаниям, получение качественного, хорошего образования (4 ранг - 0,52).

Наименее важной категорией после учебы встает для юношеского возраста «Счастье, успех» - 2-ое ранговое место ( 6,29). Внутри категории смысловые образования выстроились следующим образом: успех в жизни, счастье в жизни будущего - вот чего хотят старшеклассники на сегодня (2 ранг - 1,52), они планируют, намечают жизненные цели, стремятся реализовать их (3 ранг - 1,35), но новое, неизвестное в жизни будущего их пугает, тревожит, они не знают, как поступить с возникающими проблемами, поэтому для них актуальной проблемой встает - преодолеть и выдержать жизненные испытания (1 ранг - 1,84).

Категория «Я» выражена старшеклассниками на 3-ем ранговом месте ( 5,09), как начало к будущему успеху. Для этого нужно, как считают юноши и девушки, быть самостоятельным (1 ранг - 0,74), способным и умелым (2 ранг - 0,72), а также хорошим (3 ранг - 0,70). Старшеклассники стремятся научиться в жизни быть сдержанными, эмоционально спокойными (4 ранг - 0,53) и самосовершенствовать себя как личность (5 ранг - 0,51).

По этому поводу Е.П. Ильин отмечает, что самосовершенствование является путем формирования себя как личности, развития способностей, приобретение определенных знаний и умений. Самосовершенствование личности идет путем ее самовоспитания, самообразования, саморазвития [28].

Отходят на последний план мотивы, связанные со стремлением быть красивым (12 ранг - 0,12), смелым (11 ранг - 0,16) и желанием быть взрослым (10 ранг - 0,20).

Таким образом, для юношеского возраста ценным становится развитие своих внутренних качеств и реализация своих способностей в обществе.

В категории «Политика» - 4-ый ранг ( 4,11) наиболее выраженными проблемами явились: страх войны и любых военных действий в стране и в мире (1 ранг - 1,14), потребность в позитивных изменениях в стране (2 ранг - 0,82), нежелание жить в своей стране (3 ранг - 0,55) и на последний план ушли мотивы, связанные с поддержкой власти (12 ранг - 0,05).

В категории «Я - Семья» - 5-ый ранг ( 3,33) выражено стремление создать свою семью (1 ранг - 1,04), иметь своих детей (3 ранг - 0,40) и хорошее отношение к своим близким и родителям (2 ранг - 1,00).

Так на тему «Я - Другие» - 6-ой ранг ( 3,24) высказывания юношей определялись следующим образом: старшеклассники избегают других (1 ранг - 0,70), сами плохо относятся к людям (2 ранг - 0,54) и стремятся не причинить вред людям (3 ранг - 0,43). Также у них выражен страх быть непонятым, не принятым обществом (4 ранг - 2,70).

«Идеальное» - 7-ой ранг ( 2,70) представлено у юношеского возраста через ирреальное (1 ранг - 0,91), желания улучшить жизнь всего народа (2 ранг - 0,54) и своего стремления к творчеству (3 ранг - 0,45).

В категории «Досуг» - 8-ой ранг ( 2,68) мотивация старшеклассников направлена на стремление заняться туризмом (1 ранг - 0,84), завоевать достижения в спорте (2 ранг - 0,54) и отметить выпускной вечер (3 ранг - 0,52).

В категории «Профессия» - 9-ый ранг ( 2,63) смысловые единицы приобрели следующую значимость: старшеклассников заботит стремление найти хорошую высокооплачиваемую работу (1 ранг - 1,48), затем у них определяется стремление достичь определенных профессиональных достижений, сделать профессиональную карьеру, быть хорошим работником (2 ранг - 0,38) и уже только потом - стремление к определенной профессии (3 ранг - 0,36). Это совпадает с исследованием О.Е. Байтингера, переживание будущего как проблемы в ранней юности [19, с.42 - 49]. Он утверждал, что в сознании одиннадцатиклассников «высокооплачиваемая», «престижная», «хорошая» работа ни с какой из профессий не связана. Это существует как нечто обособленное, связанное с хорошим материальным обеспечением себя в жизни.

В категории «Материальные предметы» - 10-ый ранг ( 2,50) юношей заботит получить иные материальные предметы (1 ранг - 0,93), стремление к материальному благополучию (2 ранг - 0,54), а также купить или получить технику, аппаратуру (3 ранг - 0,52), чем самим создать что-то (5 ранг - 0,04).

Категория «Здоровье» оказалась менее значимым - 11-ый ранг ( 2,39), однако многих старшеклассников беспокоит свое здоровье и стараются избежать вреда здоровью (1 ранг - 0,4 и 4 ранг - 0,15). Однако другие, наоборот, стремятся причинить вред своему здоровью (2 ранг - 0,23), тяготея к никотину и алкоголю.

В категории «Смерть» - 12-ый ранг ( 2,35) высказывания старшеклассников свидетельствуют о том, что они испытывают страх перед собственной смертью и смертью своих членов семьи (1 ранг - 0,64) и стремятся к жизни (2 ранг - 0,61).

В категории «Другие - Я» - 13-ый ранг ( 2,30) высказывания юношей и девушек определились следующим образом: они считают, что к ним относятся плохо (1 ранг - 0,78); относятся хорошо и хотят причинить им вред имеют одинаковые ранговые места (2 ранг - 0,5).

Большинство высказываний юношей и девушек касались преподавателей школы, как в этой категории, так и в категории «Я - Другие», что свидетельствует о проблемах, происходящих в системе «Учитель - ученик».

«Любовь» занимает чуть ли не последнее место для старшеклассников - 14-ый ранг ( 2,23). Хотя самым важным считают юноши девушки стремление наладить личную жизнь, встретить спутника жизни (1 ранг - 0,82) и чтобы эта любовь была счастливой (2 ранг - 0,56), а также у них выражен страх одиночества (3 ранг - 0,51).

В категории «Я - Товарищи» - 15-ый ранг ( 2,07) выражено стремление старшеклассников никогда не расставаться с друзьями и стремится к дружбе (1 ранг - 0,72), боятся потерять друзей (2 ранг - 0,58) и выражают свое позитивное отношение к друзьям (3 ранг - 0,41).

Таким образом, у юношеского возраста, как отмечает И.С. Кон, разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций [31].

Так в категории «Семья - Я» - 16-ый ранг ( 1,91), одиннадцати-классники считают, что им родители запрещают делать то, что им хочется (1 ранг - 0,78), хотя родители относятся к ним хорошо (2 ранг - 0,37) и присутствует у них стремление быть изолированным от семьи, т. е. жить отдельно от родителей (3 ранг - 0,29). Следовательно, изолированность от семьи у юношеского возраста характеризуется возможностью показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.

В категории «Товарищи - Я» - 17-ый ранг ( 1,50) отношение между друзьями становятся не актуальными для юношества, т. к. данная категория занимает последние ранговые места. Хотя некоторые высказывания одиннадцатиклассников отражают отношение товарищей к ним. Как они считают, многие относятся к ним плохо (1 ранг - 1,00), а другие стремятся с ними дружить (2 ранг - 0,5).

«Предметы природного мира» являются для молодежи малозначимыми - 18-ый ранг ( 1,35). Однако, многие все еще хотят завести животного (1 ранг - 0,82), а других пугают природные катастрофы (2 ранг - 0,52).

Таким образом, все полученные данные мотивационно-смысловых интенций характеризуют юношеский возраст как самостоятельное вхождение во взрослую жизнь, где каждый участник исследования выстроил свою направленность, свой жизненный план к намеченной цели.

Следовательно, мотивационная интенциональность юношеского возраста происходит через самосовершенствование, самообразование, самовоспитание личности; профессионального и жизненного самоопределения, а также стремления к успеху в жизни, что и подтверждает нашу гипотезу.

В ходе обработки высказываний одиннадцатиклассников было замечено, что они отражают свое стремление на будущее. Этому свидетельствуют высказывания, связанные со стремлением создать собственную семью, иметь детей, хорошую работу, поступить в профессиональное учебное заведение (см. Приложение 1).

Следовательно, сейчас они не могут это сделать и приобрести, поэтому они стремятся к этому как к намеченной цели. Соответственно, сложившиеся определенные мотивы у них направлены на реализацию дальнейшего будущего. По этому поводу свидетельствуют высказывания Л.И. Божович: «юношеский возраст смотрит на настоящее с позиции будущего» [7].

Эти данные подтверждены исследованиями О.Е. Байтингера [19, с. 42], изучавшего переживание будущего как проблема для юношеского возраста. Им даны факты, что во временной перспективе старшеклассников представлены как ближайшая, так и отдаленная и далекая перспектива. Его данные свидетельствуют о том, что в 6 % высказываний упоминаются события прошлого, 38 % старшеклассников описывают ожидаемое в ближайшем будущем событие, у 46 % высказываний доминирует отдаленная перспектива, свойственная юношескому возрасту.

Здесь можно привести данные, полученные в ходе исследования Г.З. Сураевой, изучавшей особенности мотивационно-смысловой интенции в младшем возрасте. Ее данные свидетельствуют о том, что младшие школьники в большей степени направлены на настоящее, чем на будущее [52]. Следовательно, временной фактор может носить возрастную специфику.

Таким образом, юношеский возраст направлен на будущее и все свои перспективы они связывают с ним, что и подтверждает нашу гипотезу.

В ходе эксперимента нами также были получены следующие данные, характеризующие гендерную специфику мотивационно-смысловой интенции юношеского возраста. Полученные высказывания юношей и девушек были сопоставлены между собой.

Сравнение показателей производилось через соотношение средних показателей выраженности основных мотивационно-смысловых категорий, так и смысловых образований внутри категорий в группе юношей и девушек (см. Приложение 2).

 

Таблица 2

Выраженность основных мотивационно-смысловых категорий в группе юношей и девушек

Юноши (n = 27)

 

Девушки (n = 33)

Ранг Категории РангКатегории        
1 Учеба 9,91   1 Учеба 9,91
2 Счастье, успех 6,29   2 Счастье, успех 6,29
3 Политика 5,09   3 «Я» 5,09
4 «Я» 4,11   4 Я - Другие 4,11
5 Материальные предметы 3,33   5 Я - Семья 3,33
6 Идеальное 3,24   6 Политика 3,24
7 Я - Семья 2,70   7 Досуг 2,70
8 Профессия 2,68   8 Другие - Я 2,68
9 Смерть 2,63   9 Профессия 2,63
10 Я - Другие 2,50   10 Любовь 2,50
11 Здоровье 2,39   11 Здоровье 2,39
12 Я - Товарищи 2,35   12 Идеальное 2,35
13 Досуг 2,30   13 Смерть 2,30
14 Семья - Я 2,23   14 Я - Товарищи 2,23
15,5 Товарищи - Я 2,07   15 Семья - Я 2,07
15,5 Предметы природного мира 1,91   16 Материальные предметы 1,91
17 Другие - Я 1,50   17 Товарищи - Я 1,50
18 Любовь 1,35   18 Предметы природного мира 1,35

 

Как видно из таблицы 2 выраженность категорий в группе юношей и девушек значительно отличаются между собой. Однако, такие мотивационные тенденции как «Учеба» и «Успех» в целом совпадают.

Следовательно, для тех и других одинаковым является стремление к учебной деятельности - продолжению учебы в ВУЗах, а также к успеху в жизни ближайшего будущего.

Из смысловых образований внутри категории «Учеба» было выражено у юношей - стремление избежать учебного процесса (3 ранг - 0,58), а у девушек - стремление учиться лучше (3 ранг - 0,69).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.116 с.)