Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа



Выпускная квалификационная работа


Содержание

Введение

Глава 1. Возможности использования информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения естествознания в начальной школе в рамках работы над учебным проектом

    Метод проектов на уроках естествознания в начальной школе

    Система работы над учебным проектом с использованием компьютера    

    Анализ современных программ по естествознанию с целью выявления тематики учебных проектов      

Выводы по главе

Глава 2. Опытно-практическая работа по организации проектной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания   

    Диагностика выявления умений учащихся в области владения информационных и коммуникационных технологий

2.2  Организация учебного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий в 3 классе

       Определение степени сформированности системы знаний по теме проекта

Заключение

Тезаурус

Библиографический список

Приложения


Введение

 

Науки о природе определяют в настоящее время приоритетные направления научно - технического прогресса, играют важную роль в научном миропонимании, раскрывают закономерности развития природы. Социальные и экономические потребности человечества выдвигают науки о природе на одно из первых мест среди других наук.

Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей, формированию практических умений и навыков учебного труда. Недостаточность такого первоначального образования отрицательно сказывается на успешности обучения естественным дисциплинам в старших классах.

Обновление всей системы народного образования выдвигает на первый план задачи повышения качества знаний, развитие индивидуальных способностей, личностных качеств учащихся. Стремясь расширить эти задачи, учителя всё больше отходят от шаблонов на уроках, разнообразят их методически, обращаясь прежде всего к развитию познавательной активности, прочному усвоению первоначальных предметных знаний, формированию полезных умений и навыков без перегрузки учащихся. () Таким образом, воспитание и образование немыслимы без активизации познавательного интереса к тем или иным проблемам. В начальной школе дети должны не только освоить определённые знания, но и научиться использовать их в разнообразной деятельности, а это может быть достигнуто только тогда, когда школьнику предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать. Основной задачей уроков естествознания является формирование эмоционально окрашенного образа окружающего мира, ценностей жизни, согласия, взаимопонимания, единства природы и общества. Поддержание познавательной активности учащихся на уроках естествознания - важное условие успешного познавания окружающего мира. Эти задачи сложно решить в рамках классно - урочной системы. Требуется иная организация образовательного процесса. А именно, учителю необходимо методически разнообразить учебный процесс, т.е. применять на уроках разнообразные методы обучения. В настоящее время учителя всё чаще используют при обучении младших школьников метод проектов. В основе этого метода обучения учащихся лежат идеи Д. Дьюи, В. Лая, Э. Торндайка. Метод проектов подразумевает выполнение учениками под руководством учителя учебного проекта, результатом которого является решение проблемы. Деятельность учащихся по выполнению учебного проекта от постановки проблемы до её полного решения является проектной деятельностью. В целом, результатом проектной деятельности является не только решение поставленной проблемы, но главное - интенсивное развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих качеств школьников. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует адекватную самооценку. ()

В конце 20- го века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. В наше время идёт быстрый темп развития информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве.

Современные информационные и коммуникационные технологии ведут к подлинной революции в образовании. Для каждого педагога главной целью является обеспечение качества образования, чему в большей степени может способствовать использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. ()

Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В школах успешно применяются различные программные комплексы, такие как текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций. Компьютер в настоящее время уже не используется только в качестве вычислительной машины, расширяются области применения компьютера в учебном процессе, его используют как одно из возможных средств обучения. Ещё в начальной школе необходимо учить детей использовать компьютер в своей учебной деятельности, это может способствовать повышению уровня и улучшению качества образования.

Использование информационных и коммуникационных технологий при разработке содержания проекта, при работе над проектом и презентации результатов выполнения проекта, повышает эффективность этого метода обучения, но учителя начальных классов очень редко обращаются к данному методу и не используют информационные технологии при обучении и воспитании младших школьников.

В педагогике достаточно широко разработаны условия, особенности, требования к методу проектов, однако, реалии современной школы, компьютеризация процесса обучения, требуют широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения. Специфика начальной школы и содержание предмета «Естествознание» должны быть отражены в особенностях использования информационных и коммуникационных технологий при работе над учебным проектом. В этом и заключается проблема нашего исследования.

Цель нашего исследования: выявить особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания.

Объектом исследования является процесс изучения естествознания в начальной школе.

Предмет исследования: этапы работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий в начальной школе в рамках дисциплины «естествознание».

Гипотеза: мы предполагаем, что выявление особенностей использования информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания при работе над учебным проектом возможно, если:

1. будут изучены теоретические и методические основы указанной проблемы;

2. будет разработана и апробирована система уроков в работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Задачи:

1. Изучить педагогическую, методическую и психологическую литературу по теме исследования.

. Проанализировать современные программы по естествознанию.

.Определить уровень сформированности умений учащихся в области владения информационными и коммуникационными технологиями.

. Разработать систему уроков в работе над учебным проектом в соответствии с программой по естествознанию.

. Апробировать систему уроков по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

. Проанализировать работу по учебному проекту с использованием компьютера в 3 классе, выявить особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Методы:

Теоретический: изучение и анализ психологической, педагогической, лингвистической литературы по проблеме.

Теоретическая значимость заключается в изучении и обобщении теоретических основ проектной деятельности и в выявлении особенностей использования информационных и коммуникационных технологий в процессе работы над учебным проектом при обучении младших школьников на уроках естествознания.

Практическая значимость: исследование влияния информационных и коммуникационных технологий на учебную деятельность младших школьников при работе над учебным проектом по естествознанию; разработка рекомендаций по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания в начальной школе.

проект урок естествознание школа компьютер


Выводы по главе

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Появляется необходимость ориентации образования не только на усвоение определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. На наш взгляд, общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Особая роль в начальной школе отводится учебному предмету «естествознание», являющемуся интегрированным курсом, направленным на формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество», воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. На уроках естествознания учитель должен стремиться к разностороннему развитию обучающихся, способствовать приобретению ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. На современном этапе развития общества учителю будет сложно решить эти задачи в рамках классно - урочной системы. Поэтому, на наш взгляд, необходимо совмещать классно - урочную и другие формы организации учебного процесса. Мы предлагаем в процессе обучения младших школьников естествознанию использовать метод учебных проектов. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решать проблему. Метод проектов может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий (компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, видео, мультимедийные средства и пр.). Информационные и коммуникационные технологии оказывают огромное влияние на учебную деятельность школьников, обеспечивают повышение уровня и улучшение качества образования, дают возможность обучаемым эффективно работать, способствуют самоуважению, возникающему из целого ряда факторов, включая лучшее представление работ.

Эффективное применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе обучения, а обоснованно и гармонично интегрируются в данный процесс, обеспечивая новые возможности и преподавателям, и обучаемым.


Заключение

 

В настоящее время уделяется особое внимание проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста, это можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы.

Особое внимание в системе образования уделяется определению наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического воспитания в условиях обучения в начальной школе, среди которых важное место отводится роли дидактических и ролевых игр, проблемному обучению, методу проектов.

Под методом проектов подразумевается выполнение учениками под руководством учителя учебного проекта, результатом которого будет решение проблемы. Этот метод является одним из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, метод проектов может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Учитель, решающий вопрос о применении компьютера в начальной школе, должен чувствовать, где и в чём компьютер может быть полезен. Компьютер - хороший инструмент, но он влияет на здоровье ребёнка. Поэтому учитель должен познакомить детей с правилами техники безопасности при работе с компьютером, следить за соблюдением этих правил учащимися и помнить, что ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 15 минут. При правильном использовании компьютера в учебном процессе, он становится эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения, обеспечить повышение уровня и улучшение качества образования.

В ходе нашей опытно - практической работы мы выявляли особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания.

Мы изучили литературу по теме исследования, проанализировали современные программы по естествознанию, определили уровень сформированности умений учащихся в области владения информационными и коммуникационными технологиями и на основе этого спланировали систему уроков по работе над учебным проектом в соответствии с программой по естествознанию с использованием информационных и коммуникационных технологий, апробировали систему уроков по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий, проанализировали работу по учебному проекту с использованием компьютера в 3 классе, выявили особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.


Тезаурус

 

1. Буклет - печатное издание на одном листе, складывающееся тетрадкой или ширмочкой.

2. Бюллетень (информационный) - краткое сообщение о событии, имеющем общественное значение.

3. Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления чего - нибудь.

4. Методика - совокупность методов обучения, а также наука о методах обучения.

5. Метод обучения - способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

6. Метод проекта - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

7. Начальная школа - общеобразовательное учебно - воспитательное учреждение для детей младшего школьного возраста, дающее начальное образование.

8. Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.

9. Обучение школьников проектной деятельности - специально организованный процесс овладения учащимися на содержательно- процессуальном и функциональном уровне проектной деятельностью и формирование у них готовности к проектному взаимодействию с миром.

10. Презентация - официальное представление чего-либо.

11. Проект (учебный) - организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

12. Проектная деятельность школьников - форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по выполнению учебного проекта, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.

13. Рефлексия - в широком смысле самопознание, самонаблюдение. Личностное новообразование младшего школьного возраста, заключающееся в осмыслении своих собственных действий и поступков. Взгляд на себя «со стороны», оценка себя с точки зрения окружающих.

14. Учебный процесс - обеспечивается строгим планированием учебного материала, объём и содержание которого определяется в соответствии с уровнем и перспективами развития науки, техники и культуры.

15. Учебная деятельность, или учение, - один из основных видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. В более широком смысле, учение - это специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности, направленной на овладение опытом предшествующих поколений.


Библиографический список

1.  Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

2. Антипов И.Н. Азбука информатики // Начальная школа. - 1987. - №4. - С.38.

.   Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 1994. - 174 с.

.   Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 1995. - 238 с.

.   Булгакова Н.Н. Интеграция информатики в учебную среду нач. школы // Информатика и образование. - 2004. - №1. - с.91.

.   Васенина Е.А., Окулов С.М. Общение на уроке информатики // Информатика и образование. - 2004. - №8. - С. 23-24.

.   Вендровская Р. О компьютере и компьютеризации образования //Педагогика. - 1998. - №4. - С.120.

.   Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе; беседы с будущим учителем; учебное пособие для студентов отделения факультета начальных классов средней и высших учебных заведений. - 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144с.

.   Возрастная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.

.   Зайцева С.А. Информатика в начальных классах // Начальная школа. - 1996. - №3. - С.10.

.   Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования //Педагогика. - 2002. - №1. - С. 27-31.

.   Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - М.: Центр гуманит. лит., 2003. - 56с.

.   Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников// Начальная школа. - 2006. - №1. - С.17.

.   Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Нач. школа. Пособие для учителя (Серия «Школа развивающего обучения»). - Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2003. - 448с.

.   Кульневич С.В., Локаценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе: выпуск 1 - математика, природоведение: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений. - Ростов на Дону: ТЦ Учитель, 2002. - 246с.

.   Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под ред. М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр «Академия»,2001. -624с.

.   Леонова Н.А. Педагогика сотрудничества и компьютеризация учебного процесса // Информатика и образование. - 1990. - №2. - С.73.

.   Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 260 с.

.   Машбиц Е.И. Психолого- педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Издательский центр «Академия», 1988. - 186с.

.   Морозова Е.Е. Эколого - гражданский проект «Зелёная аллея памяти»// Начальная школа. - 2006. - №1. - С.56.

.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Уч. пособие для студентов педагогических ВУЗов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеев и др.; Под ред. Е.С. Полат. - М.: издат центр. «Академия», 2000. - 365 с.

.   Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.- И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. Т.2.- М.: Сов. энциклопедия, 1965.-896 с.

.   Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.

.   Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.И. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 512с.

.   Первин Ю.А. Информатика в начальной школе// Информатика и образование. - 2003. - №4. - С.80.

.   Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176с.

.   Пионтковская Н.А. Компьютер в начальной школе // Информатика и образование. - 2003. - №9. - С.94.

.   Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков.- 4- е изд.- М.: Просвещение, 2005.- 160 с.: ил.

.   Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебн. пособие для студентов педагогических колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400 с.: ил.

.   Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа/ Сост. Е.О. Яременко. - 3-е издание, перераб. - М.: Дрофа, 2000. - 256с.

.   Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение?: Научно-попульрный очерк. - Томск: Пеленг, 1993. - 64с.

.   Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -312с.

.   Рыжова Н.А. Экологический проект «Моё дерево»// Начальная школа. - 1997. - №4. - С.48.

.   Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащегося: Практическое пособие для работников общеобразов. учреждений. - М.: АРКТИ, 2003. - 269 с.

.   Словарь русского языка./ Под ред. доктора филологических наук, проф. Н.Ю. Шведовой - 14-е изд., стереотип.- М.: Русский язык, 1983.- 816 с.

.   Харунжев А.А. Интеграция в образовании: теория и практика: Учебное пособие. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. - 96с.

.   Чарльз Кларк Информационные и коммуникационные технологии: революция в образовании// Информатика и образование. - 2003. - №4. - С.3.


Приложения

Приложение 1

 

Таблица 1

«Типология проектов»

Типологический признак

Тип проекта

Краткая характеристика проекта

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, творческая, ролевая, ознакомительно-ориентировочная, прикладная.

Исследовательские проекты

Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ.

 

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи и так далее.

 

Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Результаты намечаются в начале выполнения проекта, либо вырисовываются в самом конце.

 

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

 
 

Практико-ориентированные (прикладные) проекты

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов. Здесь особо важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий.

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний); межпредметный проект.

Монопроекты

Такие проекты проводятся в рамках одного предмета. Выбираются наиболее сложные разделы и темы в ходе серии уроков. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам, форма презентации.

 

Межпредметные проекты

Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это - либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Проекты с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей.

 

Проекты со скрытой координацией (относятся к телекоммуникационным проектам)

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…).

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира).

Внутренние или региональные (в пределах одной страны)

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.

 

Международные

Участниками таких проектов являются представители разных стран. Для реализации этих проектов требуются средства информационных технологий.

Количество участников проекта.

Личностные

Между двумя партнёрами, находящимися в разных школах, регионах, странах.

 

Парные

Между парами участников.

 

Групповые

Между группами участников.

Продолжительность выполнения проекта.

Краткосрочные

Для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы. Такие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

 

Средней продолжительности

Продолжительность от недели до месяца.

 

Долгосрочные

Продолжительность от месяца до нескольких месяцев.

                   

Приложение 2

Урок 1.

Оформление доски:

  Тема: Чтобы путь был счастливым. «Огонь, вода и газ» «Чтобы путь был счастливым» «Дорожные знаки» «Опасные места» «О молниях, змеях, собаках и прочем» «Экологическая безопасность» Тема проекта: «Сохраним свою жизнь» Творческое название: «Береги жизнь смолоду!»

Ход урока

Этап урока. Деятельность учителя и учеников.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Учитель читает загадку и просит детей на основе отгадки сообщить тему урока. Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое на одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. (светофор) На основе отгадки дети сообщают тему и цели урока.
Разработка проектного задания   Выбор темы проекта. Выделение подтем в теме проекта.       Формулировка вопросов, на которые нужно ответить; задания для групп;  В раздел «Наша безопасность» входят следующие темы: «Огонь, вода и газ» «Чтобы путь был счастливым» «Дорожные знаки» «Опасные места» «О молниях, змеях, собаках и прочем» «Экологическая безопасность» Учитель сообщает, что по этим темам будет разработан проект, объясняет, в чём состоит суть данной работы. Дети формулируют тему проекта, основываясь на название раздела и творческое название. Тема: «Сохраним свою жизнь» Творческое название: «Береги жизнь смолоду!» Дети выбирают темы, по которым будут выполнять проект. «Огонь, вода и газ» «Чтобы путь был счастливым» «Дорожные знаки» «О молниях, змеях, собаках и прочем» Результатом нашей работы будет ответ на вопрос: Как уберечь себя от опасностей? Этот ответ будет состоять из того материала, который раскрывает следующие вопросы: 4. Огонь, вода и газ - наши друзья или враги? 5. Для кого путь может быть опасным? 6. Пользу или вред приносит человеку природа?  Попробуем с вами ответить на первый вопрос. Дети рассуждают, дают ответы на вопрос, но не могут найти однозначного ответа.  На прошлом уроке вы изучили тему «Огонь, вода и газ» и вам уже известно, чем может быть опасен огонь, газ, вода. А что приводит к возникновению пожаров, утечки газа, прорыву водопровода? Какие правила безопасности надо соблюдать, чтобы таких бед не случалось? На эти вопросы попробует ответить 1группа (ученики 1 ряда) по плану: 1. Выявить причины возникновения пожаров. Написать алгоритм действия при пожаре. Сформулировать правила безопасности. 2. Выявить причины прорыва водопровода. Написать алгоритм действия при прорыве водопровода. Сформулировать правила безопасности. 3. Выявить причины утечки газа. Написать алгоритм действия при утечке газа. Сформулировать правила безопасности. Для того, чтобы ответить на этот вопрос вы можете пользоваться учебником, интернетом, очень много информации по этому вопросу можно взять из газет, из телепередач.
Изучение нового материала. На доске записаны утверждения по правилам дорожного движения. Среди этих утверждений есть как верные, так и неверные. Задание: найдите неверные утверждения. Ходить разрешается по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено. Переходить только на жёлтый сигнал светофора. Можно кататься там, где ездят автомобили. Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара. Держись за поручень, чтобы не упасть. Фронтальная беседа на тему «Почему необходимо соблюдать правила дорожного движения». Работа с учебником: (стр. 11 учебника) «История про девочек». Задание: придумать продолжение истории. Фронтальная беседа на тему «Каким должен быть современный пешеход». Работа с учебником: дети самостоятельно читают текст, выбирают правила для пешехода и обсуждают их вместе с учителем; задания из учебника. Групповая работа: дети делятся на группы (по рядам). Задание: выписать правила для пешеходов, для пассажиров, для велосипедистов.
Домашнее задание. Страница 8 - 12, читать, вопросы. Творческое задание: составить торжественное обещание пешехода.
Подведение итогов урока. Почему пешеходу необходимо быть собранным, внимательным и осторожным? Какие правила для пешехода, велосипедиста, пассажира вы знаете? Для чего необходимо соблюдать эти правила?

Приложение 3

Урок 2.

Оформление доски:

  Тема: Дорожные знаки. Для кого путь может быть опасным? Как сохранить свою жизнь на дорогах?  

Ход урока:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.097 с.)