Практика НЭП в сельском хозяйстве и промышленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика НЭП в сельском хозяйстве и промышленности



 

Переход страны к нэпу повлек за собой изменение отношений между сельским хозяйством и промышленностью, для достижения социалистического строя необходимо было объединение рабочих и крестьян, их материальной заинтересованности и использовании товарно-денежных отношений.

марта 1921 г. X съезд РКП(б) принял резолюцию «О замене разверстки натуральным налогом». 21 марта этого же года ВЦИК на основе этой резолюции утвердил декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», а 21 апреля - «О натуральном налоге на хлеб, картофель и масленичные семена». Эти законы включали в себя:

·     Отмену разверстки и введение продналога. Установление продналога было гораздо ниже продразверстки: на масло - на 36,1%, мясо - на 74,5%, масличные семена - в 2 раза, хлеб - 43,3%, льноволокно - в 15 раз.

·     Установление прогрессивного характера налога: бедняцкие слои деревни были освобождены от налоговых вычетов, середняцкие платили среднюю часть, а зажиточные - большую часть. Также бедняцким хозяйствам предоставлялись различные льготы. Также ставки налога были составлены с учетом размера и урожайности замели, так как продукты, имеющие разную стоимость, зависящую от плодородия почвы и размера хозяйства, интенсивности производства, продавались по одинаковой цене. Это показывает, что существовал классовый подход к налогообложению крестьянства. Таким образом сельскохозяйственный налог приближался к подоходному. Это помогало бедным крестьянам улучшить свое хозяйство, а также ограничивало рост более зажиточных.

·     Извещение хозяйств о размере налога заранее.

·     Несение ответственности за уплату налогов каждым крестьянином, отмена круговой поруки.

·     Доступный обмен излишков в пределах хозяйственно товарооборота. У крестьян после уплаты продналога оставалось много произведенной ими продукции, в связи с этим государство дало им возможность использовать излишки на собственные нужды: для увеличения собственного потребления, обмена на продукцию кустарной и фабрично-заводской промышленности сельскохозяйственного производства. Также по желанию можно было сдать излишки государству, а в обмен получить сельскохозяйственный инвентарь.

Таким образом обеспечение государства сельскохозяйственной продукцией осуществлялось двумя способами: натуральным налогом и товарообменом.

Заготовка сельскохозяйственной продукции путем продналога существовала только 3 года. В 1921-1922 гг. налог реализовывался отдельно по каждому продукту. Было установлено 18 налогов (на мясо, хлеб и т.д.). 10 мая 1923 г. началось обложение единым натуральным налогом, определяемого хлебными единицами, также его можно было оплачивать другими единицами, по специальному коэффициенту перевода. В 1923-1924 гг. разрешалось покрывать налог продуктами и деньгами. С середины 1924 г. взимался в денежном выражении. Вследствие этого продналог перестал быть формой государственных заготовок сельскохозяйственной продукции. Переход к налогу в денежной форме повлек за собой установление обоснованных цен и ставок. Также государству хотелось убрать с рынка частных производителей, в целях того, чтобы цены устанавливались государством, а не рынком. Чтобы овладеть рынком, государство создало все условия для этого. С установлением денежного налога в оптовом товарообороте страны уже 91,5% занимала государственная и кооперативная торговля, а частный соответственно - 8,5%, а в розничном - 51,5% и 48,5%.

Крестьянам был выгоден переход к денежному налогу, так как благодаря этому они стали обеспечены большей свободой в распоряжении разно отраслевой продукции своего хозяйства, продавали товары с выгодой для себя, что способствовало специализации народного хозяйства.

В декабре 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) был взят курс на индустриализацию страны, вследствие чего государству необходимо было найти денежные средства для его осуществления. Правительство сделало вывод, что главным источником доходов будет прибыль по результатам деятельности крестьянского хозяйства. Вследствие этого необходимо было улучшить производительность сельского хозяйства. Поэтому XV съезд ВЕП(б) принял резолюцию о работе в деревне, где провозгласил курс на развитие в деревне производственной кооперации. Но в связи с понижением закупочных цен, поставки продовольствия в города сократились. В январе 1928 г. сельское хозяйство поставило 300 млн пудов зерна, вместо ожидаемых 400 млн. Тогда в деревню «для борьбы с кулаками» были направлены коммунисты, создавались группы бедноты, которые конфисковывали хлеб у крестьян. К тем, кто не сдавал хлеб, незаконно применялась статья о борьбе со спекуляцией. Таким образом создалось вмешательство государства в экономику, урегулирование не экономическими рычагами привело нэп к кризису (критической черте).

Частное производство было разрешено не только в аграрном секторе, но и в промышленности. Все крупные предприятия принадлежали государству, средние были предложены к сдаче в аренду кооперативам или частникам, а мелкие же денационализировывались. В крупной промышленности создавались объединения предприятий, получившие самостоятельность на основе хозрасчета: «самостоятельная заготовка за счет своей продукции продовольствия, сырья, топлива, материалов и т.п.».

Организация трестов активизировала деятельность предприятий. Имея самостоятельность, тресты сами реализовывали продукцию. Но емкость рынка была крайне малой, продажные цены для него оказывались слишком высокими. Первая реализация товаров принесла убытки, так как цены оказались слишком высокими (выше себестоимости на 20-30%). Вследствие этого промышленности потребовалась внушительная долгосрочная ссуда. Для восстановления крупной промышленности нужны были крупные капиталовложения, а их объемы были недостаточны. Руководство страны поставило вопрос о снижении себестоимости продукции за счет сокращения непроизводственных расходов, экономии сырья, топлива, сокращение аппарата управления.

XII съезд РКП(б) в 1923 г. определил главным упущением первых двух лет нэпа отставание тяжелой промышленности. Основными причинами тому были неприспособленность управленческих органов к рыночным отношениям и общее упадочное состояние промышленности до постановления на курс нэпа. Аппарат управления страны понимал, что необходимо было внедрять план руководства государственной промышленностью и народного хозяйства, но этого возможно было только после долгих лет подготовки.

Мелкая и кустарная промышленность подразумевались как подсобные к государственной и их собственники могли по своему желанию распоряжаться своей продукцией. В мае 1921 г. принимаются решения о содействии развитию мелкой и кустарной промышленности, чтобы быстрее пополнить резерв товаров для обмена с крестьянством. В постановлении ЦК РКП(б) от 14 мая «О хозяйственной политике ВСНХ в связи с продналогом» говорилось, что «необходимо предоставить наиболее широкие возможности для развития мелкой и кустарной промышленности, оказывать ей всяческое содействие.» Для этого в 1922 г. был организован Всероссийский центр промысловой кустарной кооперации, а при ВСНХ - Главкустпром. Их задачей было развитие кустарной промышленности путем заключения договоров на поставку государству готовых изделий, организации финансирования.

Одной из форм организации хозяйственной деятельности в первые годы нэпа было создание акционерных торгово-промышленных обществ с преобладанием государственных средств и учреждение концессий с инвестициями иностранного капитала. Ленин был сторонником концессий. Он считал, что, насаждая госкапитализм путем концессий, советская власть вводит преобладание крупного производства против мелкого. С экономической точки зрения концессии рассматривались как одно из средств привлечения капитала, передовой техники и технологии в целях ускорения развития производительных сил страны, строительства экономического фундамента социализма. От 23 ноября 1920 г. в декрете СНК были разработаны пути передачи предприятий в концессии. При СНК учрежден Главный концессионный комитет.

Также создавались смешанные акционерные общества с преобладающей долей государственных средств. Наибольшее развитие они получили в 1925 г., когда в стране действовало 161 акционерное общество с уставным капиталом 343 млн золотых рублей, причем государству из них принадлежало 145 млн.

Развивалась также частная аренда предприятий на основе декрета СНК от 2 июля 1921 г. о порядке сдачи в аренду предприятий, подведомственных ВСНХ. В основном сдавались предприятия пищевой, химической, металлообрабатывающей отраслей. Чаще всего арендаторами были частные лица, а также кооперативные организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.007 с.)