Практика НЭП в финансовой сфере и сфере услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика НЭП в финансовой сфере и сфере услуг



 

Новая экономическая политика потребовала коренного изменения подходов к финансовой политике. Разработка ее основ связана с именем Григория Яковлевича Сокольникова, который был назначен заместителем в 1921 г., а через год - наркомом финансов. Это был высокообразованный человек, закончивший в Сорбонне курс доктората по экономическим наукам.

Денежная система в начале нэпа представляла собой расстроенный организм. Дефицит бюджета на 1922 г. составлял свыше 50%. Неимоверно росла денежная эмиссия, принявшая неуправляемый характер. В докладе о финансовой политике на XI съезде РКП(б) в марте 1922 г. Сокольников привел следующие цифры:

 

Месяц (1921 г.) Выпуск денег, руб
Август 703 млрд
Сетябрь 1 трлн
Октябрь 2 трлн
Ноябрь 3,3 трлн
Декабрь 7,7 трлн
Январь (1922 г.) 12,3 трлн
Февраль (1922 г.) 18,8 трлн

 

А в марте уже ожидалось 23-24 трлн. рублей. В продолжение неконтролируемого выпуска бумажных денег грозило привести страну на грань финансовой катастрофы. Однако Сокольников видел выход из финансового кризиса. Во-первых, в преодолении финансового кризиса, в восстановлении промышленности, сельского хозяйства, торговли. Во-вторых, в налаживании финансового хозяйства и прекращении выпуска бумажных денег. В-третьих, в разграничении государственного и местных бюджетов. В-четвертых, в разработке налоговой системы и налаживании налогового аппарата.

Неконтролируемая эмиссия привела к тому, что в октябре 1922 г. 100-тысячная купюра равнялась довоенной копейке. Поэтому денежная реформа началась с проведения двух деноминаций. В 1922 г. были выпущены новые совзнаки, один рубль обменивался на 10 тыс. руб. старых выпусков. Выпущенные в 1923 г. новые дензнаки обменивались: 1 рубль на 100 руб. образца 1922 г. Образованный Госбанк в соответствии от 11 октября 1922 г. приступил к выпуску новой валюты - червонца, обеспеченного золотом, ценными бумагами и товарной массой. Прежние совзнаки также были в обороте, но червонец постепенно вытеснил их из обращения. Денежная реформа оздоровила хозяйственное положение и явилась крупнейшим шагом на пути экономического возрождения страны. Исчез скрытый эмиссионный налог, который фактически был надбавкой к розничным ценам и который необходимо было уплачивать всем потребителям. Стабилизировался уровень зарплаты рабочих и служащих, терявшие из-за постоянного изменения курса рубля 20-30% заработка. Создались условия для выработки твердого бездефицитного бюджета. Червонец ценился на мировом рынке и равнялся 5 долл. и 14 центам США.

Сокольников был сторонником сокращения расходов госбюджета и перенесения целого ряда расходов на местный уровень. Формирование местных бюджетов - республиканских, губернских, уездных - способствовало укреплению местных советов, усиливало их заинтересованность в тщательном сборе всех налогов.

Одной из наиболее трудных задач финансовой политики было налаживание системы налогообложения. По существу, ее приходилось создавать заново. Она должна была стимулировать развитие социалистических форм хозяйства в ущербкапиталистическим. Налогов было много. Крестьяне платили один прямой налог и несколько косвенных. Главным был продналог. Также в первые годы нэпа крестьяне были обременены трудовым гужевым налогом.

Для городского частника в 1921 г. был введен единый промысловый налог, составляющий 1,5% от торгового оборота. В следующем году этот налог стали платить государственные, коммунальные, общественные и кооперативные предприятия. Также налогами облагались частнокапиталистические предприятия и сданные в аренду.

Для всех граждан с 1922 г. вводился единый подоходный налог. Он распространялся на частнокапиталистические элементы, кустарей и ремесленников, на доходы товариществ, на рабочих и служащих. Сельские жители от него освобождались. Налог делился на два вида: основной, который платили все граждане, и прогрессивный, который платили те, кто имел прибыль от частного дела. Размер прогрессивного налога возрастал по мере роста доходов свыше определенного минимума. Подоходный налог не взимался с низкооплачиваемых категорий работников (до 75 руб. в месяц), с пенсионеров, одиноких женщин с детьми. Позднее от этого налога были освобождены промысловая и сельскохозяйственная кооперация.

Что касается косвенных налогов, то партийное и государственное руководство выступало за приоритетное развитие прямых налогов. Но в связи с несовершенством налогового аппарата было принято решение о развитии косвенного обложения, так как он более легко осуществим. Косвенные налоги были установлены в виде акцизов на вино, спирт, пиво, квас, соль, чай, табак, спички, нефтепродукты и другие товары.

С приходом большевиков к власти были экспроприированы крупные коммерческие предприятия питания. И первыми были фешенебельные рестораны, которые с точки зрения пролетариата являлись символами буржуазной роскоши. На их месте стали создаваться столовые для рабочих и красноармейцев. К 1919 г. их насчитывалось около 3 тыс., и они обслуживали более миллиона граждан.

НЭП оживил ресторацию, которая носила печать надсадного веселья и пьяного ночного разгула. Последующее наступление социализма привело к тотальной перестройке системе общественного питания.

Ведомственные и социально-адресные столовые и кафе стали важным дополнением к нормированному снабжению населения по карточкам. В высшую категорию общепита входили литерные столовые для партийной и советской номенклатуры. Такие литерные столовые были в гг. Москве и Ленинграде. Кроме них развивались столовые при заводах и фабриках. Карточки были неравнозначны для ударников труда и обыкновенных рабочих. Для остальной группы населения создавались открытые коммерческие столовые и рестораны. Число таких предприятий общественного питания было очень мало, а желающих насытить свой желудок на последние деньги - велико.

Также во время НЭП началось возрождение торговой рекламы, при создании которой участвовали известные поэты и художники. Первые рекламные продукты, предлагающие потребителям новые товары и услуги, создавались сразу же после образования СССР в 1922 году. Владельцы коммерческой собственности старались привлечь к своей продукции внимание, и их рекламные объявления афишировались как на всевозможных плакатах, так и перед показом кинофильмов.


Анализ НЭП



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.016 с.)