Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнение стандартов по разделамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проведем сравнительный анализ стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 И 9004-2001 на примере двух разделов. ü Раздел «4 Система менеджмента качества»: Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 содержит подраздел «4.1 Общие требования». В нем перечислены требования, которым должна следовать организация при внедрении системы менеджмента качества: “Организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта”. Пояснения по поводу постоянного улучшения СМК приводятся в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004. В нем говорится о том, что следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя”. Стандарт обеспечивает концепцию внедрения системы качества, суть которой заключается в том, чтобы сначала удовлетворить требования и нужды основной заинтересованной стороны - потребителя, а затем успешно удовлетворять требования всех остальных заинтересованных сторон. Понятие "заинтересованные стороны" включает в себя: потребителей и конечных пользователей; работников организации; владельцев (инвесторов); поставщиков и партнеров; общество. Рассмотрим подраздел «4.2 Документация». Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 включает пункт «4.2.1 Общие требования»: “Документация системы менеджмента качества должна включать: а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; б) руководство по качеству; в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом; г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; д) записи, требуемые настоящим стандартом”. Далее перечисляются требования, которым должна соответствовать вся документация СМК организации. Из ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Характер и степень документированности должны отвечать контрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию”. В стандарте приводятся рекомендации для учета руководством, с целью обеспечения документации, отвечающей потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон. Кроме этого, рекомендации руководству организации, предлагаемые в настоящем стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества. Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации. ü Раздел «6. Менеджмент ресурсов»: ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подраздел «6.1. Обеспечение ресурсами»: Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые для: а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности; б) повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. В это время в ГОСТ Р ИСО 9004-2001 говорится о наличие ресурсов для функционирования и улучшения системы менеджмента качества, а также удовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон. К ресурсам можно отнести работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы. Роль персонала в построении СМК, безусловно, является определяющей. В разделе «6.2 Человеческие ресурс» ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сформулированы общие требования к персоналу: «6.2.1 Общие положения»: “Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом”. Без уважения и соблюдения персоналом требований, обусловленных политикой и нормативной основой, построить эффективную СМК в принципе нельзя. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководству следует улучшить результативность и эффективность организации, в том числе систему менеджмента качества, через вовлечение работников и их поддержку. В качестве помощи в достижении целей улучшения своей деятельности организации необходимо поощрять вовлечение и развитие своих работников посредством признания и вознаграждения; постоянного анализа потребностей своих работников и другого, в том числе постоянного анализа потребностей своих работников”. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подраздел «6.3 Инфраструктура»: “Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции”. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководству следует определить инфраструктуру, необходимую для процессов жизненного цикла продукции, учитывая в то же время потребности и ожидания заинтересованных сторон”. Процесс определения инфраструктуры проводится не только с точки зрения целей, функциональности, но и исходя опять таки из потребностей и ожиданий заинтересованных сторон. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подраздел «6.4 Производственная среда»: “Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею”. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководство должно обеспечивать позитивное влияние производственной среды на мотивацию, удовлетворенность и работу персонала с целью улучшения деятельности организации”. WriteDashes(10) WriteDashes(10) Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 не содержит прямых указаний по управлению финансами. Однако, другой стандарт той же серии - ГОСТ Р ИСО 9004-2001 определяет, что менеджмент ресурсов включает деятельность по установлению потребностей в финансовых ресурсах и их источников в подразделе «6.8 Финансовые ресурсы». Например, контроль за финансовыми ресурсами включает сравнение фактического применения с плановым и принятие необходимых действий. Нельзя не согласиться с мнением многих специалистов в области менеджмента качества: система управления финансами является составной частью СМК. Ни один из процессов системы не сможет быть эффективным, если он не будет обеспечен всеми необходимыми видами ресурсов, в том числе финансовыми точно в срок и в необходимом объеме. Японские предприниматели одними из первых поняли, насколько важно в условиях ужесточения конкуренции правильно организовать и использовать информационные потоки. В ИСО серии 9000:2001 информация также считается важнейшим ресурсом предприятия и ей отводится второе по значимости место после человеческих ресурсов. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001 подраздел «6.5 Информация», хотя информация и ставится лишь на четвертое место, однако она рассматривается как фундаментальный источник развития базы знаний организации, необходимой при принятии решений и способной стимулировать нововведения. ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 рассматривает кроме вышеперечисленных подразделы: 6.6 Поставщики и партнеры; 6.7 Природные ресурсы. Таким образом стандарт содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. В результате сравнительного анализа вышеуказанных стандартов можно сделать следующий вывод: в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 содержаться общие требования по построению СМК, которые организация должна неукоснительно выполнять. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001 носит рекомендационный характер. В этом стандарте по сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Приложения стандарта Информация, обозначенная как "Примечание" в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004-2001, является методическим указанием по пониманию или разъяснению. Приложение А. Рекомендации по самооценке Никто, кроме нас самих, не знает всех своих сильных и слабых сторон. Самоанализ дает возможность увидеть все достоинства и недостатки Вашего бизнеса, рассмотреть их с разных сторон и найти направление, в котором двигаться, чтобы избавиться от недостатков и усилить достоинства. Самооценивание на предприятии ведет к совершенствованию деятельности компании. Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Самооценку обычно проводит руководство организации. Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности. Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям. В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения. Особенности метода по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может: - применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу; - применяться к организации в целом или ее части; - быть быстро осуществлен внутренними средствами; - быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства; - сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента; - определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения; - способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса. Метод самооценки, изложенный в настоящем стандарте, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004 посредством балльной шкалы от 1 (отсутствует формализованная система - cистематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые) до 5 (лучшие показатели в классе деятельности - значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями). В приложении стандарта приведены рекомендации в форме обычных вопросов, которые организация может поставить для оценивания своей деятельности по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004. Всего в стандарте дано 27 вопросов. Номера подразделов даны в круглых скобках. Пример типичных вопросов для самооценки приводится ниже. Вопрос: Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2): a. Как организация определяет потребности и ожидания потребителей на постоянной основе? b. Как организация определяет потребности работников в признании, удовлетворенности работой, компетентности и повышении квалификации? c. Как организация принимает во внимание потенциальные выгоды от установления партнерства со своими поставщиками? d. Как организация определяет потребности и ожидания других заинтересованных сторон, которые могут отразиться на постановке целей? e. Как организация добивается учета законодательных и регламентирующих требований? Настоящий подход к самооценке не заменяет внутреннего аудита системы менеджмента качества или использование существующих моделей премий по качеству. Модели премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют широкий диапазон детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмента. Самооценка обеспечивает удобный подход к оценке уровня развития организации, базирующийся на разделах 4-8 настоящего стандарта. Каждой организации необходимо разработать комплекс вопросов по тем пунктам настоящего стандарта, которые соответствуют ее потребностям.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.007 с.) |