Сравнение стандартов по разделам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнение стандартов по разделам



Проведем сравнительный анализ стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 И 9004-2001 на примере двух разделов.

ü Раздел «4 Система менеджмента качества»:

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 содержит подраздел «4.1 Общие требования». В нем перечислены требования, которым должна следовать организация при внедрении системы менеджмента качества: “Организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта”. Пояснения по поводу постоянного улучшения СМК приводятся в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004. В нем говорится о том, что следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя”. Стандарт обеспечивает концепцию внедрения системы качества, суть которой заключается в том, чтобы сначала удовлетворить требования и нужды основной заинтересованной стороны - потребителя, а затем успешно удовлетворять требования всех остальных заинтересованных сторон. Понятие "заинтересованные стороны" включает в себя: потребителей и конечных пользователей; работников организации; владельцев (инвесторов); поставщиков и партнеров; общество.

Рассмотрим подраздел «4.2 Документация». Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 включает пункт «4.2.1 Общие требования»: “Документация системы менеджмента качества должна включать: а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; б) руководство по качеству; в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом; г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; д) записи, требуемые настоящим стандартом”. Далее перечисляются требования, которым должна соответствовать вся документация СМК организации.

Из ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Характер и степень документированности должны отвечать контрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию”. В стандарте приводятся рекомендации для учета руководством, с целью обеспечения документации, отвечающей потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон. Кроме этого, рекомендации руководству организации, предлагаемые в настоящем стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества. Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации.

ü Раздел «6. Менеджмент ресурсов»:

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подраздел «6.1. Обеспечение ресурсами»: Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые для: а) внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности; б) повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. В это время в ГОСТ Р ИСО 9004-2001 говорится о наличие ресурсов для функционирования и улучшения системы менеджмента качества, а также удовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон. К ресурсам можно отнести работников, инфраструктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы.

Роль персонала в построении СМК, безусловно, является определяющей. В разделе «6.2 Человеческие ресурс» ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сформулированы общие требования к персоналу: «6.2.1 Общие положения»: “Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом”. Без уважения и соблюдения персоналом требований, обусловленных политикой и нормативной основой, построить эффективную СМК в принципе нельзя. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководству следует улучшить результативность и эффективность организации, в том числе систему менеджмента качества, через вовлечение работников и их поддержку. В качестве помощи в достижении целей улучшения своей деятельности организации необходимо поощрять вовлечение и развитие своих работников посредством признания и вознаграждения; постоянного анализа потребностей своих работников и другого, в том числе постоянного анализа потребностей своих работников”.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подраздел «6.3 Инфраструктура»: “Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции”. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководству следует определить инфраструктуру, необходимую для процессов жизненного цикла продукции, учитывая в то же время потребности и ожидания заинтересованных сторон”. Процесс определения инфраструктуры проводится не только с точки зрения целей, функциональности, но и исходя опять таки из потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 подраздел «6.4 Производственная среда»: “Организация должна создавать производственную среду, необходимую для достижения соответствия требованиям к продукции, и управлять ею”. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001: “Руководство должно обеспечивать позитивное влияние производственной среды на мотивацию, удовлетворенность и работу персонала с целью улучшения деятельности организации”.

WriteDashes(10) WriteDashes(10) Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 не содержит прямых указаний по управлению финансами. Однако, другой стандарт той же серии - ГОСТ Р ИСО 9004-2001 определяет, что менеджмент ресурсов включает деятельность по установлению потребностей в финансовых ресурсах и их источников в подразделе «6.8 Финансовые ресурсы». Например, контроль за финансовыми ресурсами включает сравнение фактического применения с плановым и принятие необходимых действий. Нельзя не согласиться с мнением многих специалистов в области менеджмента качества: система управления финансами является составной частью СМК. Ни один из процессов системы не сможет быть эффективным, если он не будет обеспечен всеми необходимыми видами ресурсов, в том числе финансовыми точно в срок и в необходимом объеме.

Японские предприниматели одними из первых поняли, насколько важно в условиях ужесточения конкуренции правильно организовать и использовать информационные потоки. В ИСО серии 9000:2001 информация также считается важнейшим ресурсом предприятия и ей отводится второе по значимости место после человеческих ресурсов. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001 подраздел «6.5 Информация», хотя информация и ставится лишь на четвертое место, однако она рассматривается как фундаментальный источник развития базы знаний организации, необходимой при принятии решений и способной стимулировать нововведения.

ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001 рассматривает кроме вышеперечисленных подразделы: 6.6 Поставщики и партнеры; 6.7 Природные ресурсы. Таким образом стандарт содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации.

В результате сравнительного анализа вышеуказанных стандартов можно сделать следующий вывод: в ГОСТ Р ИСО 9001-2001 содержаться общие требования по построению СМК, которые организация должна неукоснительно выполнять. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001 носит рекомендационный характер. В этом стандарте по сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Приложения стандарта

Информация, обозначенная как "Примечание" в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004-2001, является методическим указанием по пониманию или разъяснению.

Приложение А. Рекомендации по самооценке

Никто, кроме нас самих, не знает всех своих сильных и слабых сторон. Самоанализ дает возможность увидеть все достоинства и недостатки Вашего бизнеса, рассмотреть их с разных сторон и найти направление, в котором двигаться, чтобы избавиться от недостатков и усилить достоинства. Самооценивание на предприятии ведет к совершенствованию деятельности компании.

Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Самооценку обычно проводит руководство организации.

Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности. Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям.

В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения.

Особенности метода по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:

- применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;

- применяться к организации в целом или ее части;

- быть быстро осуществлен внутренними средствами;

- быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;

- сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;

- определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;

- способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.

Метод самооценки, изложенный в настоящем стандарте, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004 посредством балльной шкалы от 1 (отсутствует формализованная система - cистематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые) до 5 (лучшие показатели в классе деятельности - значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями).

В приложении стандарта приведены рекомендации в форме обычных вопросов, которые организация может поставить для оценивания своей деятельности по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004. Всего в стандарте дано 27 вопросов. Номера подразделов даны в круглых скобках. Пример типичных вопросов для самооценки приводится ниже.

Вопрос: Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2):

a. Как организация определяет потребности и ожидания потребителей на постоянной основе?

b. Как организация определяет потребности работников в признании, удовлетворенности работой, компетентности и повышении квалификации?

c. Как организация принимает во внимание потенциальные выгоды от установления партнерства со своими поставщиками?

d. Как организация определяет потребности и ожидания других заинтересованных сторон, которые могут отразиться на постановке целей?

e. Как организация добивается учета законодательных и регламентирующих требований?

Настоящий подход к самооценке не заменяет внутреннего аудита системы менеджмента качества или использование существующих моделей премий по качеству.

Модели премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют широкий диапазон детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмента. Самооценка обеспечивает удобный подход к оценке уровня развития организации, базирующийся на разделах 4-8 настоящего стандарта. Каждой организации необходимо разработать комплекс вопросов по тем пунктам настоящего стандарта, которые соответствуют ее потребностям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.253.170 (0.015 с.)