WriteDashes(10) Область применения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

WriteDashes(10) Область применения



Доклад

«Назначение, область применения и содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001»

 

Кафедра «Системы качества»

Дисциплина «Внедрение и сертификация СМК»

 

 

Подготовил студент гр. 5221/2:

                    __________ Федорова С.В.

 

Руководитель __________ проф. Цукуров О.А.

 

 

Санкт-Петербург

2005

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

ГОСТ Р ИСО 9004-2001.................................................................................... 4

1. Общие положения....................................................................................... 4

2. Содержание стандарта................................................................................ 5

3. WriteDashes(10) Область применения................................................................................... 7

4. Назначение стандарта................................................................................. 7

5. Сравнение с ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001..................................................... 7

Связь стандартов............................................................................................. 7

Сравнение стандартов по разделам..................................................................... 9

6. Приложения стандарта............................................................................. 13

Приложение А. Рекомендации по самооценке.................................................... 13

Документирование результатов самооценки..................................... 15

Потенциальные преимуществами от применения ГОСТ Р ИСО 9004 и самооценки.................................................................................... 16

Общая схема процедуры самооценки................................................ 17

Приложение Б. Процесс постоянного улучшения............................................... 19

Идеологию PDCA............................................................................... 20

7. Совместимость с другими стандартами................................................... 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 24


ВВЕДЕНИЕ

Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:

® ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

® #M12293 0 1200015262 3271140448 4294967276 4292200620 3306974485 247265662 4293218087 557313239 2960271974 ГОСТ Р ИСО 9001-2001#S определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

® #M12293 1 1200015261 3271140448 4294967276 4292200620 3779984885 247265662 4293218087 557313239 2960271974ГОСТ Р ИСО 9004-2001#S содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон. 

Международный стандарт ИСО 9004 был разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 176 Менеджмент качества и обеспечение качества, Подкомитет 2 Системы качества.

Постараемся далее разораться в таких вопросах как область применения, назначение и содержание данного стандарта. Кроме этого, определим отличительные и схожие черты стандарта ИСО 9001 и стандарта ИСО 9004, а так же их связь между собой.


Назначение, область применения и содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001

Общие положения

15 декабря 2000 г. Международная организация по стандартизации (International Standard Organization, ISO) выпустила в свет новое официальное издание стандартов серии ИСО 9000, которые заменили действовавшие с 1994 г. редакции этих нормативных документов. Российские стандарты этой серии были утверждены постановлениями Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), 333-ст (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и 334-ст (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) и введены в действие с 31 августа 2001 г.

Стандарты определяют основные принципы, которыми следует руководствоваться при оценке качества производимых товаров и оказываемых услуг, независимо от того, какова форма собственности производителя и что конкретно им производится (какие услуги оказываются).

ГОСТ Р ИСО 9001–2001 является базовым нормативным документом, определяющим соответствие деятельности организации требованиям СМК.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001 регламентирует требование непрерывного совершенствования СМК. Определяя стратегическое направление развития СМК, он ориентирует деятельность организации на непрерывное повышение результативности и эффективности системы менеджмента качества, что и обеспечивает удовлетворенность потребителей и общества в целом предоставляемыми товарами или услугами.

По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели в вышеуказанном стандарте расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию.

Настоящее второе издание ИСО 9004 отменяет и заменяет ИСО 9004-1:1994, которое было технически пересмотрено. Наименование было модифицировано для отражения завершенности системы менеджмента качества. Многие существующие международные стандарты семейства ИСО 9000 будут проанализированы с целью отмены или переиздания в качестве технических отчетов, так как многие их положения были включены в настоящий международный стандарт.

Содержание стандарта

Своеобразным методическим пособием является стандарт ИСО 9004. Он содержит рекомендуемую структуру системы качества, характеристики её основных элементов, требования к организационной структуре, составу и содержанию данных, которые применяются в системе качества. В ИСО 9004 рассмотрены экономические аспекты качества, статьи затрат на качество, даются указания по проведению внутренних проверок (аудитов) качества, позволяющих руководству организации оценить степень готовности к стабильной поставке продукции, отвечающей требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям потребителей.

Согласно общим положениям ИСО 9004 успешная деятельность любой организации обеспечивается выпуском продукции, которая:

® отвечает чётко определённым потребностям, области применения или назначению;

® удовлетворяет требованиям применяемых стандартов и технических условий;

® отвечает требованиям общества (действующему законодательству и т.д.);

® учитывает требования защиты окружающей среды;

® предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

® является экономически выгодной.

Главные отличия новой версии от предыдущей обусловлены стремлением упростить практическое использование стандартов, направлены на их лучшую гармонизацию и заключаются в следующем.

В стандарте ИСО 9001 минимизируется объем требований к системе качества. Расширяется круг контролируемых ресурсов, в их число включены такие элементы, как информация, коммуникации, инфраструктура. 20 элементов качества из стандарта ИСО 9004сворачиваются в 4 группы:

® распределение ответственности;

® управление ресурсами; 

® реализация продукции и услуг;

® измерения и анализ.

Таким образомв ГОСТ Р ИСО 9004 состоит из следующих разделов:

1. Область применения

2. Нормативная ссылка

3. Термины и определения

4. Система менеджмента качества: 4.1 Менеджмент систем и процессов; 4.2 Документация; 4.3 Использование принципов менеджмента качества.

5. Ответственность руководства: 5.1 Общие рекомендации; 5.2 Потребности и ожидания заинтересованных сторон; 5.3 Политика в области качества; 5.4 Планирование; 5.5 Ответственность, полномочия и информирование; 5.6 Анализ со стороны руководства.

6. Менеджмент ресурсов: 6.1 Общие рекомендации; 6.2 Работники; 6.3 Инфраструктура; 6.4 Производственная среда; 6.5 Информация; 6.6 Поставщики и партнеры; 6.7 Природные ресурсы; 6.8 Финансовые ресурсы.

7. Процессы жизненного цикла продукции: 7.1 Общие рекомендации; 7.2 Процессы, связанные с заинтересованными сторонами; 7.3 Проектирование и разработка; 7.4 Закупки; 7.5 Операции по производству и обслуживанию; 7.6 Управление измерительными и контрольными приборами.

8. Измерение, анализ и улучшение: 8.1 Общие рекомендации; 8.2 Измерение и мониторинг; 8.3 Управление несоответствиями; 8.4 Анализ данных; 8.5 Улучшение.

Приложения: А. Рекомендации по самооценке; В. Процесс постоянного улучшения.

Назначение стандарта

WriteDashes(10) Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для целей сертификации или заключения и использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001.

Стандарт предназначен только для решения задач в области внутреннего обеспечения качества и не применяется для целей сертификации.

Приложения стандарта

Информация, обозначенная как "Примечание" в стандарте ГОСТ Р ИСО 9004-2001, является методическим указанием по пониманию или разъяснению.

Приложение А. Рекомендации по самооценке

Никто, кроме нас самих, не знает всех своих сильных и слабых сторон. Самоанализ дает возможность увидеть все достоинства и недостатки Вашего бизнеса, рассмотреть их с разных сторон и найти направление, в котором двигаться, чтобы избавиться от недостатков и усилить достоинства. Самооценивание на предприятии ведет к совершенствованию деятельности компании.

Самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества. Самооценку обычно проводит руководство организации.

Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности. Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям.

В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения.

Особенности метода по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:

- применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;

- применяться к организации в целом или ее части;

- быть быстро осуществлен внутренними средствами;

- быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;

- сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;

- определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;

- способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса.

Метод самооценки, изложенный в настоящем стандарте, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004 посредством балльной шкалы от 1 (отсутствует формализованная система - cистематический подход к проблемам отсутствует, нет результатов, результаты слабые или непредсказуемые) до 5 (лучшие показатели в классе деятельности - значительно интегрированный процесс улучшения; лучшие в классе результаты в сравнении с продемонстрированными достижениями).

В приложении стандарта приведены рекомендации в форме обычных вопросов, которые организация может поставить для оценивания своей деятельности по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004. Всего в стандарте дано 27 вопросов. Номера подразделов даны в круглых скобках. Пример типичных вопросов для самооценки приводится ниже.

Вопрос: Потребности и ожидания заинтересованных сторон (5.2):

a. Как организация определяет потребности и ожидания потребителей на постоянной основе?

b. Как организация определяет потребности работников в признании, удовлетворенности работой, компетентности и повышении квалификации?

c. Как организация принимает во внимание потенциальные выгоды от установления партнерства со своими поставщиками?

d. Как организация определяет потребности и ожидания других заинтересованных сторон, которые могут отразиться на постановке целей?

e. Как организация добивается учета законодательных и регламентирующих требований?

Настоящий подход к самооценке не заменяет внутреннего аудита системы менеджмента качества или использование существующих моделей премий по качеству.

Модели премий по качеству, а также другие модели самооценки имеют широкий диапазон детальных критериев по оценке деятельности систем менеджмента. Самооценка обеспечивает удобный подход к оценке уровня развития организации, базирующийся на разделах 4-8 настоящего стандарта. Каждой организации необходимо разработать комплекс вопросов по тем пунктам настоящего стандарта, которые соответствуют ее потребностям.

Приложение Б. Процесс постоянного улучшения

Стратегической целью организации является постоянное улучшение процессов для совершенствования деятельности организации и обеспечения выгоды ее заинтересованным сторонам.

В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004 описываются два основных подхода к проведению постоянного улучшения процессов:

1. Проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или внедрению новых процессов; как правило, их осуществляют многопрофильные группы вне обычной деятельности.

2. Деятельность по поэтапному постоянному улучшению, проводимая работниками в рамках существующих процессов.

Проекты прорыва обычно содержат перепроектирование существующих процессов и включают:

- определение целей и краткое описание проекта по улучшению;

- анализ существующего процесса («такого, как есть» процесса) и возможностей реализации изменения;

- определение и планирование улучшения процесса;

- внедрение улучшения;

- верификацию и валидацию улучшения процесса;

- оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.

Проекты прорыва управляются результативным и эффективным способом, использующим методы менеджмента проекта. После внесения изменения новый план проекта служит основой постоянного менеджмента процесса.

Работники организации являются лучшими поставщиками идей по постоянному улучшению процессов и часто принимают участие в рабочих группах. Деятельностью по поэтапному постоянному улучшению процессов следует управлять, чтобы понимать ее последствия. Вовлеченных работников организации надо наделить полномочиями, технической поддержкой и необходимыми ресурсами для изменений, связанных с улучшением.

Постоянное улучшение при помощи любого из двух указанных методов включает в себя:

1. Выявление причины улучшения - проблему процесса следует определить, область для улучшения выбрать, указав на причину работы над ней.

2. Описание фактической ситуации - оценить результативность и эффективность существующего процесса, собрать и проанализировать данные для выявления типов проблем, поставить задачу по улучшению проблемы.

3. Анализ процесса - следует определить, проверить первопричину проблемы, факторов, влияющих на улучшение.

4. Идентификация решений - исследовать альтернативные решения, выбрать и внедрить лучшее решение, которое устранит первопричины проблемы и предотвратит ее повторное возникновение.

5. Оценку последствий - следует подтвердить, что проблема и ее первопричины устранены или их воздействия уменьшены, что решение приводит к положительным результатам и задача по улучшению выполнена.

6. Внедрение и стандартизация нового решения - необходимо заменить старый процесс на улучшенный, таким образом предотвращая повторное возникновение проблемы и ее первопричин.

7. Оценка результативности и эффективности процесса после завершения действий по улучшению - результативность и эффективность проекта по улучшению следует оценить и рассмотреть вопрос о распространении положительного опыта по всей организации.

Идеологию PDCA

Организационный аспект улучшений сводится, прежде всего, к конкретизации идеи цикла PDCA в виде конкретных шагов или действий, выполняемых персоналом (группой, подразделением и т.д.). Для такой работы необходимо определить, в какие конкретные действия воплощаются этапы PDCA, какие действия должны проделать работники, занимающиеся улучшением на этапах "планирования", "выполнения запланированного", "проверки выполненного", "воздействия на систему и её процессы".

На практике применяется множество практических циклов совершенствования, базирующихся на PDCA, но чаще применяется цикл носящий называние метода "7 шагов" или "Метода решения проблемы".

Все 7 шагов, описанных выше, этого цикла хорошо ложатся на идеологию PDCA: "планируй" (шаги 1, 2, 3) ® "действуй" (шаг 4) ® "проверяй" (шаг 5) ® "воздействуй" (шаги 6, 7).

Важно отметить, что данный цикл более точно определяет содержание работ этапа "воздействуй". Именно внедрение, стандартизация, распространение полученного опыта по всей организации позволяет получить максимальный эффект от проведённого улучшения.

Для содействия вовлечению и осведомленности работников о деятельности по улучшению руководству следует рассматривать такие меры, как: формирование небольших групп с выбором лидеров самими группами; разрешение работникам управлять рабочим пространством и улучшать его; повышение знаний, накопление опыта и совершенствование навыков работников как части общей деятельности организации по менеджменту качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных рыночных отношениях международным стандартам на системы менеджмента качества ИСО серии 9000 принадлежит особая роль. Они определяют требования к системам менеджмента качества, не к качеству продукции или услуг, а именно к тому, как организована и функционирует система менеджмента. В национальной системе сертификации (ГОСТ Р) стандарты, входящие в серию 9000, именуются ГОСТ Р ИСО 9000:2001, ГОСТ Р ИСО 9001:2001, ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Они созданы «методом смены обложки» и практически полностью соответствуют своим аналогам, изданным Международной организацией по стандартизации (ISO). Госстандартом России было предложено обратиться к консалтинговым фирмам и руководителям предприятий, индивидуальным консультантам, специализирующимся на вопросах менеджмента качества и рекомендовать им приоритетное применение ГОСТ Р ИСО 9004-2001 для повышения эффективности деятельности предприятия и получения сертификата по ИСО 9001:2000.

Организациям нашей страны необходимы разработки рекомендаций по применению стандартов ИСО серии 9000 в российских условиях, учитывающих исторические особенности и задачи трансформации постсоветских предприятий в рыночные отношения. В этом им поможет стандарт ГОСТ Р ИСО 9004:2001. Российские компании должны создать СМК, направленные на вовлечение всех работников в процессы улучшения качества. Многие предприятия вообще не уделяют внимания группе показателей удовлетворенности потребителей, хотя для достижения успеха на современном рынке с его жестокой конкуренцией организациям следует ориентироваться, прежде всего, на потребителя. Согласно ГОСТ Р ИСО 9004:2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности", основной целью организации должны быть определение и удовлетворение потребностей и ожиданий потребителей. Если предпринятые организацией шаги не повышают ценность товара и самой организации для потребителя, то они не имеют смысла.

Сегодня взаимосвязь понятий «менеджмент качества» и «менеджмент» меняется. С появлением стандарта ИСО 9004:2000 понятия «бизнес» и «качество бизнеса» разделить уже невозможно. Необходимо учесть, что требования стандарта нацелены на постоянное повышение результативности СМК, обеспечивая конкурентоспособность организаций. Не менее важную роль в оценке эффективности СМК играет самооценка. Не случайно ГОСТ Р ИСО 9004-2001 дает детальные рекомендации по самооценке. Планирование деятельности компании с помощью самооценки позволяет провести самодиагностику деятельности всех управляющих систем компании. В результате Вы сможете перераспределить средства, выделяемые на решение проблем по обеспечению качества так, чтобы система управления Вашим предприятием не только регулировала текущие операции, но и не допускала возникновения проблем. Нужно лечить больного, а не заниматься болезнями. Поэтому организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и после тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения повторного выявления таких проблем в будущем.

Следует проводить анализ результативности СМК и ее соответствия целям и задачам организации. Организациям рекомендуется использовать содержащуюся в рассматриваемом стандарте методологию для работ по совершенствованию.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования.

4. Ходынский А. Системы обеспечения качества стратегии фирмы // Вестник Московского Университета. Сер. 6. Экономика, 2001, No 7.

5. http://www.stq.ru Стандарты и качество

6. Процедура внедрения системы менеджмента качества в организации: Пер. с англ. О.В. Пучкова // Методы менеджмента качества. - 2002. - № 10.

7. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. 2-е изд. - М.: РИА <Стандарты и качество>, 2001. - 424 с.

8. Фатхутдинов Р.Д. Стратегический менеджмент. - М.: Дело, 2002. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2000. Конти Т. Почему не используется потенциал самооценки? // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 3.

9. Цугель Т.М. Десять шагов на пути к процессной структуре организации // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 2.

10. Левшина В.В. и др. Система менеджмента качества Сибирского государственного технологического университета / Научно-методические материалы. - Красноярск, 2002.

11. http://www.osp.ru/ Издательство "Открытые Системы"

12. http://www.iso.ch ISO/ТК176 №484. Принципы менеджмента качества.

13. http://www.iso.ch ISO/ТК176/ПК2 №474. Руководство по планомерному переходу на ISO/ПМС 9001:2000-06-26.

14. ISO/ТК176 №488. Коммюнике от 19 октября 1999 года "Результаты работы совместной группы Международного аккредитационного форума - ISO/ТК 176 - ISO/КАСКО по планомерному переходу на стандарты ISO 9000 2000 г.".

15. Международные стандарты ISO 9000 и 10000 на системы качества: версии 1994 г. М.: Изд-во стандартов, 1995.

16. Международные стандарты ISO 9000 и их проекты по системам менеджмента качества: версии 2000 г.

17. Окрепилов В. В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998.

18. Сайт www.iso.ch - общая информация, касающуюся программы пересмотра ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000.

19. Сайт www.tc176.org общая информация по структуре и рабочей программе ISO/ТК176.

20. Сайт www.bsi.org.uk/iso-tc176-sc2 общая информация по программе пересмотра ISO 9001/9004.

21. http://www.vniiki.ru - полная база ГОСТов в электронном виде.

22. www.bsi.org.uk/iso-tc176-sc2 - веб сайт ИСО/ТК 176, подкомитет 2

23. Womack J.P., Jones D.T., Roos D. The Machine that changed the World. The story of lean production. Rawson Associates. Collier Macmillan. Canada, N.Y. 1990.

24. Исикава К. Японские методы управления качеством. - М.: Экономика, 1988. - С. 216.

25. Михайлова Н.В. Семь методов обеспечения качества продукции и снижения издержек производства // Стандарты и качество. - 1989. - № 6-12.

26. Бар Дж.Т. Инструменты качества. Часть IV. Диаграммы Парето // Методы менеджмента качества. - 2000. - № 7. - С. 27-30.

27. Михайлова М.Р., Поздеева Н.С. Техника поуровневого поиска первопричин проблем качества // Методы менеджмента качества. - 2002. - № 1. - С. 11-13.

28. Михайлова Н.В. О качестве системы качества // Методы менеджмента качества. - 2001. - № 6, 7.

29. Смольникова Г.Н., Зверев С.М, Ямпольская Н.Ю. Математико-статистические методы управления качеством для анализа тренда отказов продукции // Методы менеджмента качества. - 2001. - № 4. - С. 30-31.

30. Михайлова М.Р. Где сильней болит? Чем лечить? Деловая игра по управлению качеством. - Иркутск: Издательство ИГЭА, 1996. - 10 c.

31. Целых А. Всесторонний анализ эффективности информационных проектов // Сбалансированное решение.

32. Каплан Р. С, Нортон Д. П. Сбалансированная система пока' зателей. От стратегии к действию. / Изд. 2-е, испр. и доп.: Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003, 320 с.

33. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. - 700 с.

34. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е европ. изд. - М.: СПб., Издательский дом «Вильяме», 2002. - 944 с.

35. ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - М.: ВНИИС, 2001.

36. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества: Пер. с англ. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1996 г. -240 с.

37. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: ВНИИС, 2001.

38. http://www.asms.ru/ - Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) Госстандарта России

Доклад

«Назначение, область применения и содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001»

 

Кафедра «Системы качества»

Дисциплина «Внедрение и сертификация СМК»

 

 

Подготовил студент гр. 5221/2:

                    __________ Федорова С.В.

 

Руководитель __________ проф. Цукуров О.А.

 

 

Санкт-Петербург

2005

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

ГОСТ Р ИСО 9004-2001.................................................................................... 4

1. Общие положения....................................................................................... 4

2. Содержание стандарта................................................................................ 5

3. WriteDashes(10) Область применения................................................................................... 7

4. Назначение стандарта................................................................................. 7

5. Сравнение с ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001..................................................... 7

Связь стандартов............................................................................................. 7

Сравнение стандартов по разделам..................................................................... 9

6. Приложения стандарта............................................................................. 13

Приложение А. Рекомендации по самооценке.................................................... 13

Документирование результатов самооценки..................................... 15

Потенциальные преимуществами от применения ГОСТ Р ИСО 9004 и самооценки.................................................................................... 16

Общая схема процедуры самооценки................................................ 17

Приложение Б. Процесс постоянного улучшения............................................... 19

Идеологию PDCA............................................................................... 20

7. Совместимость с другими стандартами................................................... 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 24


ВВЕДЕНИЕ

Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:

® ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;

® #M12293 0 1200015262 3271140448 4294967276 4292200620 3306974485 247265662 4293218087 557313239 2960271974 ГОСТ Р ИСО 9001-2001#S определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

® #M12293 1 1200015261 3271140448 4294967276 4292200620 3779984885 247265662 4293218087 557313239 2960271974ГОСТ Р ИСО 9004-2001#S содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон. 

Международный стандарт ИСО 9004 был разработан Техническим комитетом ИСО/ТК 176 Менеджмент качества и обеспечение качества, Подкомитет 2 Системы качества.

Постараемся далее разораться в таких вопросах как область применения, назначение и содержание данного стандарта. Кроме этого, определим отличительные и схожие черты стандарта ИСО 9001 и стандарта ИСО 9004, а так же их связь между собой.


Назначение, область применения и содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 9004-2001

Общие положения

15 декабря 2000 г. Международная организация по стандартизации (International Standard Organization, ISO) выпустила в свет новое официальное издание стандартов серии ИСО 9000, которые заменили действовавшие с 1994 г. редакции этих нормативных документов. Российские стандарты этой серии были утверждены постановлениями Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст (ГОСТ Р ИСО 9000-2001), 333-ст (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и 334-ст (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) и введены в действие с 31 августа 2001 г.

Стандарты определяют основные принципы, которыми следует руководствоваться при оценке качества производимых товаров и оказываемых услуг, независимо от того, какова форма собственности производителя и что конкретно им производится (какие услуги оказываются).

ГОСТ Р ИСО 9001–2001 является базовым нормативным документом, определяющим соответствие деятельности организации требованиям СМК.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001 регламентирует требование непрерывного совершенствования СМК. Определяя стратегическое направление развития СМК, он ориентирует деятельность организации на непрерывное повышение результативности и эффективности системы менеджмента качества, что и обеспечивает удовлетворенность потребителей и общества в целом предоставляемыми товарами или услугами.

По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели в вышеуказанном стандарте расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию.

Настоящее второе издание ИСО 9004 отменяет и заменяет ИСО 9004-1:1994, которое было технически пересмотрено. Наименование было модифицировано для отражения завершенности системы менеджмента качества. Многие существующие международные стандарты семейства ИСО 9000 будут проанализированы с целью отмены или переиздания в качестве технических отчетов, так как многие их положения были включены в настоящий международный стандарт.

Содержание стандарта

Своеобразным методическим пособием является стандарт ИСО 9004. Он содержит рекомендуемую структуру системы качества, характеристики её основных элементов, требования к организационной структуре, составу и содержанию данных, которые применяются в системе качества. В ИСО 9004 рассмотрены экономические аспекты качества, статьи затрат на качество, даются указания по проведению внутренних проверок (аудитов) качества, позволяющих руководству организации оценить степень готовности к стабильной поставке продукции, отвечающей требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям потребителей.

Согласно общим положениям ИСО 9004 успешная деятельность любой организации обеспечивается выпуском продукции, которая:

® отвечает чётко определённым потребностям, области применения или назначению;

® удовлетворяет требованиям применяемых стандартов и технических условий;

® отвечает требованиям общества (действующему законодательству и т.д.);

® учитывает требования защиты окружающей среды;

® предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

® является экономически выгодной.

Главные отличия новой версии от предыдущей обусловлены стремлением упростить практическое использование стандартов, направлены на их лучшую гармонизацию и заключаются в следующем.

В стандарте ИСО 9001 минимизируется объем требований к системе качества. Расширяется круг контролируемых ресурсов, в их число включены такие элементы, как информация, коммуникации, инфраструктура. 20 элементов качества из стандарта ИСО 9004сворачиваются в 4 группы:

® распределение ответственности;

® управление ресурсами; 

® реализация продукции и услуг;

® измерения и анализ.

Таким образомв ГОСТ Р ИСО 9004 состоит из следующих разделов:

1. Область применения

2. Нормативная ссылка

3. Термины и определения

4. Система менеджмента качества: 4.1 Менеджмент систем и процессов; 4.2 Документация; 4.3 Использование принципов менеджмента качества.

5. Ответственность руководства: 5.1 Общие рекомендации; 5.2 Потребности и ожидания заинтересованных сторон; 5.3 Политика в области качества; 5.4 Планирование; 5.5 Ответственность, полномочия и информирование; 5.6 Анализ со стороны руководства.

6. Менеджмент ресурсов: 6.1 Общие рекомендации; 6.2 Работники; 6.3 Инфраструктура; 6.4 Производственная среда; 6.5 Информация; 6.6 Поставщики и партнеры; 6.7 Природные ресурсы; 6.8 Финансовые ресурсы.

7. Процессы жизненного цикла продукции: 7.1 Общие рекомендации; 7.2 Процессы, связанные с заинтересованными сторонами; 7.3 Проектирование и разработка; 7.4 Закупки; 7.5 Операции по производству и обслуживанию; 7.6 Управление измерительными и контрольными приборами.

8. Измерение, анализ и улучшение: 8.1 Общие рекомендации; 8.2 Измерение и мониторинг; 8.3 Управление несоответствиями; 8.4 Анализ данных; 8.5 Улучшение.

Приложения: А. Рекомендации по самооценке; В. Процесс постоянного улучшения.

WriteDashes(10) Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001, для рассмотрения, как результативности, так и эффективности системы менеджмента качества и, следовательно, потенциала по улучшению деятельности организации. По сравнению с ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность заинтересованных сторон и деятельность организации.

WriteDashes(10) WriteDashes(10) Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Назначение стандарта

WriteDashes(10) Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для целей сертификации или заключения и использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001.

Стандарт предназначен только для решения задач в области внутреннего обеспечения качества и не применяется для целей сертификации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.131.213 (0.173 с.)