Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературно-библиографическая информация на телевидении
В настоящее время радио и телевидение являются самым распространённым источником информации даже в самых отдалённых уголках страны, где издания периодики не всегда доступны. Используя возможность широкого охвата читателей, телевидение и радио могут заниматься рекламой литературных произведений. Радио- и телепередачи характеризуются особой выразительностью и эмоциональностью. Телевидение обладает свойствами синтетичности, одновременного использования музыки, слова и изображения, что особенно соответствует образно-эстетической природе художественной литературы. Специальные социологические исследования убедительно показали, что в киноведческих и библиографических радио- и телепередачах главное внимание уделяется литературно-художественным изданиям. Радио и телевидению могут быть свойственны планомерность и преемственность передачи ЛБИ, достигаемые через постоянство рубрик, что при относительной стабильности радио- и телевизионной аудитории создаёт предпосылки для систематического и последовательного распространения ЛБИ с достаточно определённой читательской и целевой направленностью. С развитием ранее учебного телевидения расширялась возможность передачи библиографической информации в помощь эстетическому самообразованию читателей. Таким образом, возможности радио и телевидения в производстве и распространения ЛБИ исключительно велики, но и они имеют свои границы, особенно в объёме передаваемой библиографической информации и в удобстве её многократного использования. Телевидение и литература - эта тема поистине безгранична. Ей посвящаются статьи и книги. И это понятно. Ведь сколько веков существует театр, а до сих пор исследователей волнуют его связи с литературой - подвижные, меняющиеся во времени. И по сей день думают и спорят о взаимодействии литературы и кинематографа. Что же тогда говорить о телевидении, где эти связи ещё не очень прочны, где им надо расширяться и углубляться. Не смотря на то, что сегодня телевидение практически является коммерческим, оно всё же уделяет внимание литературно-художественным программам и знакомству читателей с новинками литературы. Стоит выделить программу «Библиомания» (канал ОРТ), где речь идёт о вышедших в свет книгах, кратко передаётся их содержание, говорится о читательском назначении и о том где и когда их можно приобрести. Передача выходит в удобное для зрителей и читателей время один раз в неделю. Наряду с этой программой существуют и такие передачи, как «Книжная лавка», «У театральной афиши» (канал «Культура»), где также речь идёт о новинках литературы, проводятся обзоры литературы по определённой тематике, где можно приобрести эти издания. «У театральной афиши» рассказывает о том, где и когда проходят литературные вечера, где и какие проходят новые постановки по современным произведениям. Вот, пожалуй, и все основные программы.
А ведь ещё совсем недавно, в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, существовали такие телепрограммы, связанные с литературой и ЛБИ, как выступление писателей в концертной студии Останкино; фильмы из серии «Литературное наследство»; альманахи «Круг чтения», «Поэзия»; фильмы-концерты, в которых известные актёры читали литературные произведения; существовали разнообразные учебные программы, и, наконец, многочисленные экранизации. Все эти программы существенно влияли на характер телевидения, в значительной мере определяя его содержательный, духовный уровень. И всё же отрадно, что и сегодня не забыты такие формы литературных программ, как «Телевизионные театр» (телеканал «Киноклассика» и «Культура»), «Литературоведческие спектакли» (телеканал «Культура»). Отрадно также и то, что, хотя наше телевидение и направлено на рекламу и пропаганду, показ телепродукции «сомнительного качества» и низкого культурного уровня, находятся такие телеканалы и работающие на них специалисты: корреспонденты, ведущие, литераторы и т.д., которые всё-таки не устают развивать связи телевидения и литературы. Ещё в 60-е годы ХХ века возник телевизионный литературный театр - некинематографический тип экранного существования литературы. Он предложил такую модель экранизации, которая опиралась на экранно-словесный образ. Принцип бережного отношения к литературе соседствовал с понятием телевизионного прочтения прозы. Они дополняют, подкрепляют, проясняют друг друга.
Телевизионное прочтение прозы или поэзии может трактоваться буквально - как чтение с экрана, когда телевидение (ТВ) становится родом эстрадной площадки. Жанр литературного театра зародился в лоне литературных редакций ТВ, его спектакли первоначально осуществлялись теми же сценаристами, редакторами, художниками, которые создавали литературные передачи и чьей главной и прямой целью была пропаганда художественной книги. Непосредственными же предшественниками и ближайшими родственниками литературного театра были телепередачи - «Репортаж из книги» и «Литературная игра». Совсем недавно роль телеэкрана в жизни книги казалась полностью негативной. Памятны бурные дебаты на тему №слово или изображение», «экран или книга», пророческие монологи о скорой гибели «гутенберговой галактики», сопровождавшие продвижение ТВ вширь. Когда же экстенсивное распространение ТВ завершилось, выяснилось, что оно сопровождалось увеличением количества и тиражей издаваемых в мире книг. Обнаружилось также, что и в опыте отдельных людей, и в опыте целых народов ТВ выступает как стадия и способ приближения к письменной культуре, печатному тексту, книге. Вопреки всем ожиданиям, литературный телеэкран оказался активным и действенным пропагандистом книги. Замечено и статистически доказано, что любая телеэкранизация, а особенно, как ни парадоксально, многосерийная, с наибольшей полнотой передающая литературный сюжет, порождает мощную волну интереса к произведению-оригиналу. Не секрет, что именно «Семнадцать мгновений весны» сделали бестселлерами все книги Ю. Семёнова, неизмеримо повысив и продлив на неопределённый срок его писательскую популярность. А многосерийная лента В. Ордынского «Хождение по мукам» спровоцировала очереди в библиотеках, предварительные записи на одноимённую трилогию А. Толстого. А в западных странах на этой почве вырос новый книжный бизнес: массовые переиздания книг предваряли соответствующие литературные постановки. В телевидении литература способна обрести новую форму существования - не кинематографический перевод на язык экрана, а, скорее, перенос её в экранное пространство. Расширяется сфера «специфически телевизионных» разновидностей экранизации - от модификации «рассказанной прозы» до телесериала. На пороге своего появления киноэкранизация была воспринята как серьёзный конкурент книге и чтению. Думалось, что если не чтению вообще, то медленному и пристальному чтению пришёл конец, раз киноэкран принёс возможность «пробегать глазами» какой-нибудь длинный роман за час-полтора. Действительно, чем способна быть киноэкранизация по отношению к литературному оригиналу - если брать мерой полноту его воспроизведения, - как необязательным дайджестом, скороговоркой, сжатым пересказом? И совсем другой вопрос - на самом деле «спрессованное» чтение неизбежное знамение времени? Метраж фильма, продолжительность просмотра, его привязанность к кинотеатру предопределили то, что кинематограф не стал внимательным читателем. Но он пытался им быть - до тех пор, пока не смог перепоручить соответствующие обязанности телеэкрану. Одна из читательских попыток кино - это экранизации сериалов. Отсюда появляется новая форма - киносериал; многоговорящий факт, свидетельство культурной необходимости экранного чтения.
Функции телеэкрана по отношению к литературе, книге, чтению предопределили и то, что в телевидении предметом экранизации часто становится не только само по себе литературное произведение, но и его история и предыстория, понимание и толкование современниками и другими поколениями. У телевидения особые взаимоотношения с литературой. Поэзию и прозу на ТВ чаще читают и разыгрывают, обращаясь к зрителю от первого лица (актёра, автора, рассказчика, поэта). Литературный текст, классический или современный, звучит с телеэкрана на вечерах поэзии, в литературных чтениях, в телеконцертах мастеров художественного слова, моноспектаклях и т.д. Среди гибридных форм литературного ТВ, возникших на границе игрового и документального начал, значительное место занимают авторские телевизионные эссе. Здесь создаётся особый жанр аналитической художественно-научной передачи, своего рода «литературоведческий спектакль». Таковы, например, телеспектакли пушкинского цикла по сценариям Р. Копаловой: «Домик в Коломне», «Египетские ночи» (режиссёр Л. Елагин), «Анджело» (режиссёр Кузенков), «Сцены рыцарских времён» (режиссёр П. Хомской). Телевизионное обращение к нашей театральной классике является частью присущей телевидению важнейшей способности приобщению широких кругов зрителей и читателей к высшим достижениям художественной культуры. Телевизионный театр в гораздо большей степени, нежели традиционный театр, обращаются к прозе, в особенности к лучшим образцам нашей литературной классики. При этом каждое удачное обращение телевидения к литературе становится основанием для увеличения интереса читателей к интерпретированной книге. Издавна отношение к поэзии, глубина и тонкость поэтического восприятия считались одним из важных критериев в оценке духовной жизни, культуры отдельного человека, среды и даже целого общества. Без поэзии бледнеет душевная палитра, тускнеет и сглаживается кругозор, притупляется острота восприятия природы, человеческих отношений, жизни. На помощь тем, кто хочет пополнить ряды настоящих читателей и ценителей стиха, сегодня приходит телевидение, вводя поэзию в каждый дом, делая её достоянием широчайшей аудитории. Пушкин, Маяковский, Блок, Некрасов, Фет, Плещеев, Рылеев, Ахматова, Твардовский, Хлебников, Уитмен, Багрицкий, Волошин, Есенин, Антакольский - вот далеко неполный перечень поэтов, стихи которых в последние годы прозвучали с голубого экрана. Огромную роль играет телеэкран в развитии и в судьбах зрелищных и звучащих форм поэтического слова: искусства поэтической композиции, пьесы в стихах, художественного чтения. Постоянная взаимосвязь телевидения, театра и литературной эстрады, в данном случае в сфере поэзии - породила такую программу «синтетического порядка», как «Телепоэзия», возникшую на стыке различных художественных компонентов. Говоря о ЛБИ на телевидении, нужно говорить, прежде всего, о взаимодействии литературы и ТВ. И хочется думать, что практика «литературного» телеэкрана даёт возможность выделить определённые закономерности и перспективные тенденции телевизионного прочтения литературы, и ни в коем случае не противопоставлять «голубой экран» книге.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.007 с.) |