Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературно-библиографическая информация: понятие, формы существования
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, что такое ЛБИ, хотелось бы дать общее представление что такое «литература», «библиография художественной литературы и литературоведения» или, как её чаще называют «литературная библиография». Литература [от латинского lit(t)eratura буквально - написанное, от litera - буква] - один из основных видов искусства - искусства слова. Термином «литература» обозначают любые произведения человеческой мысли, закреплённые в письменном виде и обладающие общественным значением. Так различают литературу научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако, в более строгом смысле, литературой называют произведения художественной письменности. Литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, её словесный «материал» универсален. Она создаёт свою форму из слов и языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно в буквах), постигается в интеллектуальном понимании. Всякое художественное произведение - это духовно-эмоциональное общение между людьми и вместе с тем новое явление, «сделанное», сотворённое человеком, а также нечто познанное, открытое им. Литература стоит на грани искусства и умственной деятельности. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М. Горький) - за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. Художественная литература - одно из самых могучих и эффективных средств воспитания человека. В ярких образах глубоко и правдиво показывает она различные стороны жизни, раскрывает сущность всех её явлений, объясняет и оценивает их, развивает в людях чувство прекрасного. Задачу популяризации знаний в области художественной литературы помогает решать литературная библиография, илибиблиография художественной литературы и литературоведения. Библиография художественной литературы и литературоведения носит отраслевой характер. Другими словами, «при библиографировании создаются источники информации о материалах по определённой отрасли знаний или практической деятельности, а также целому комплексу этих отраслей для содействия процессам исследования производства, потребления, управления» (15, с.33).
Для отраслевой библиографии характерен подход к материалу с точки зрения содержания: собирается, описывается, систематизируется определённая, ограниченная объективными рамками часть мировой печатной (либо существующей в электронной форме) продукции, и её границы совпадают с границами данной отрасли. Литературная библиография отвечает эвристическим (помощь в разыскании литературы и иных документов), подытоживающим (суммирование вышедших публикаций), управленческим (влияние на выбор пользователей) потребностям. В пределах литературной библиографии создаётся информация о печатных материалах, непосредственно относящихся к данной отрасли (изданиях и публикациях художественных произведений, документальных материалов - писем, воспоминаний, литературоведческих работ). В то же время могут быть отражены публикации по другим отраслям знаний - например, по истории, этнографии в той мере, в какой это нужно для информационного обеспечения работы по проблемам художественной литературы и литературоведения. Непосредственно объектом деятельности в этой области являются издания - книги, публикации в книгах и периодической печати. Но, анализируя суть литературной библиографии, можно сделать вывод, что опосредованный, но не менее важный её объект - явления художественной литературы, т.е. литературные произведения, творчество писателей, национальные литературы, мировая литература той или иной эпохи, а также связанные с ними литературоведческие проблемы (15, с.35). Действительно, создавая рекомендательную библиографическую информацию о классиках зарубежной художественной литературы, библиотекарь прежде всего должен выяснить, каких писателей можно считать классиками: т.е. обратиться к авторитетным трудам по литературоведению. Прежде чем приступить к подготовке библиографической информации о литературоведческой проблеме, необходимо представить себе структуру проблемы, а затем подбирать литературу по каждому из вопросов. Таким образом, непосредственный объект литературной библиографии - издания и публикации произведений художественной литературы, литературоведческих работ, а опосредованный - явления художественной литературы и литературоведения.
Специфика литературной библиографии связана со спецификой художественной литературы. Очень мало людей, которые никогда не читают или не читали литературных произведений. Художественная литература в большей степени, литературоведение в меньшей степени представляют значительный общественный интерес, с этим связаны и особенности литературной библиографии, и, прежде всего, её просветительская, популяризаторская функция. В судьбе литературного явления значительную роль играют читатели художественной литературы, что оказывает влияние и на литературную библиографию. Представления о читателе возникают у автора уже тогда, когда литературное произведение существует ещё в виде замысла - автор сознательно или бессознательно имеет в виду тех читателей, для кого он пишет. Литературное произведение должно читаться - именно тогда оно живёт в обществе. «Читатель - лицо незаменимое, без него не только наши книги, но и все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина - всего лишь немая и мёртвая груда бумаги», - писал С.Я. Маршак (35, с.67). Да, произведения Гомера и Пушкина существуют, если их не читают какое-то время. Придут другие времена и всё равно их книги будут востребованы. Сегодня уже мы становимся свидетелями того, как недавно популярные книги оказываются за пределами читательского интереса и внимания, а то и вовсе перестают спрашиваться в библиотеках, а другие произведения, на долгое время забытые, вновь вызывают повышенный интерес взрослых и юных читателей. Рекомендательная литературная библиография возникает в результате потребности в источниках информации о книгах со стороны читателей, знакомящихся с миром литературы. Задача рекомендательной библиографической информации (БИ) состоит в том, чтобы от одного или нескольких произведений литературы или литературоведения привести читателя к знакомству с другими произведениями, расширяющими, дополняющими, углубляющими знания художественной литературы и литературоведения. В соответствии с этим представляется органичным существование рекомендательной вторично- документальной информации в определённой связи с первичной. Степень и характер связи с первичной информацией - это один из принципов, по которому различается рекомендательная БИ о художественной литературе и литературоведении. Первичная информация способствует возникновению читательского интереса, подготавливает к восприятию вторично- документальной. Создатель БИ, исходя из характера первичной информации, определяет, какие представления о явлении литературы приобрёл читатель и в каких направлениях могут дополняться, углубляться эти представления. Такова рекомендательная БИ в литературных передачах по радио и телевидению, а также прикнижные библиографические списки в изданиях произведений художественной литературы и литературоведческих работ. Значение рекомендательной БИ, непосредственно связанной с художественной литературой и литературоведением, недооценивать нельзя. Библиографические сведения в радио- и телепередачах, прикнижные библиографические списки могут стать первым знакомством любителей литературы с библиографией. Ведь библиографические сведения являются как бы продолжением самого содержания, нередко заключение к художественному произведению в повествовании литературоведа прямо приводит читателя к использованию БИ, поскольку говорит о месте произведения в творчестве писателя, кратко характеризует в связи с рассматриваемым произведением других творений писателя, направления в изучении его творчества.
ЛБИ выполняет свои, только ей присущие функции и имеет собственный основной объект - документы литературно-художественного, литературно- критического и литературоведческого циклов. Содействуя развитию литературной науки и эстетических вкусов читателей, активно пропагандируя литературно-эстетические ценности, ЛБИ выражает собственный контакт внутри системы «документ-потребитель», являясь средством информирования о документальных эстетических, литературно-художественных ценностях, о первичной и вторичной научной информации. Она позволяет целеустремлённо отобрать литературную информацию, придать ей более свёрнутую, унифицированную и формализованную форму, освободить читателя от личного, часто не квалифицированного поиска. Основной функцией ЛБИ является информационная (коммуникативная). Выделение каких-либо других - условно, все они являются производными от информационной. Основополагающее начало ЛБИ - вторичность, а всё первичное, непосредственно познавательное и образовательное обусловлено вторичностью, информативностью. ЛБИ может быть связана с первичной информацией опосредованно, выступать в контексте с нею. Такая информация помещается в литературно- художественных и общественно-политических журналах в виде списка недавно вышедших произведений. ЛБИ в журнале связана с публикуемыми в нём художественными произведениями и литературоведческими работами, но не с материалами данного номера, а со всей той областью современного литературного процесса, которая отражается в журнале на протяжении ряда лет. ЛБИ, существующую в контексте с литературой и литературоведением, даёт тележурнал «Круг чтения», её могли бы давать телевизионные передачи для любителей определённого жанра литературы. ЛБИ во всей системе «толстых» журналов, а также в системе литературных теле- и радиопередач, призвана помочь читателю познать современный литературный процесс. Она способна расширить представление читателя о художественной литературе, поддержать его интерес к ней, нацеливать на расширение кругозора, активное отношение к узнаваемому, указывать пути приобретения - через печатные материалы - знания о современной литературе. В этом смысле ЛБИ служит образованию, самообразованию, пропаганде знаний.
Принципы подхода литературной критики, литературоведения и библиографии к художественной литературе имеют свои специфические отличия, исходящие из целей их деятельности, из общественного бытования и функционирования. Объектом литературоведения является литературный процесс, его явления и закономерности; литературная критика более всего ориентирована на оценочную деятельность; литературная библиография имеет задачей точные и полные отражения всех документов, относящихся к отрасли. Близость ЛБИ и литературно-критической информации заметна при рассмотрении их жанров и форм. Три опорных жанра критики - это рецензия, творческий портрет, статья. Из-за распространённости и многоликости рецензия занимает одно из первых мест среди жанров литературной критики. Отличительная черта рецензии на художественное произведение - его анализ и оценка. В этом и состоит ведущее и коренное начало рецензии как жанра литературно-художественной критики. Критическая рецензия среди жанров критики наиболее зримо выявляет близость к библиографической аннотации. Особенности ЛБИ достаточно хорошо видны при сравнении с другим жанром литературно-художественной критики - статьёй. Статья в той или иной степени всегда имеет научно-публицистическое начало как ведущее, кардинальное. В ней содержится актуальная, идейная, нравственная, эстетическая проблема. Наиболее близки к ЛБИ обзорные статьи. Главное отличие литературно-критического обзора состоит в выполняемых им функциях. Он представляет собой совокупность конкретных критических анализов, содействующих развитию художественной литературы, критики и литературоведения. Обзор может содержать идеи и наблюдения. В формах обзора нет жёсткости, структура его весьма подвижна. Главная цель библиографического обзора - способствовать распознаванию любой из включённых в обзор книг, оказывать воздействие на читательский интерес, играть ориентировочную роль при выборе книги. Нет абсолютной точности деления литературно-критических и библиографических обзоров. Они адресованы и различным категориям читателей, и каждому читателю отдельно, призваны удовлетворить потребности читателей в художественно-культурных ценностях, пробудить, формировать их. В системе информационных коммуникаций наиболее близка к литературно-критическим жанрам вторичная научная информация - реферат, обзор. Реферат и обзор вторичной научной информации точно соответствует смысловому содержанию литературно-критических и литературоведческих работ. Их тематика, насыщенность и глубина содержания, суть отобранных данных, читательская направленность находятся в полной зависимости от темы, содержания и читательского адреса оригинала. По мере изложения, доказательности, обстоятельности и убедительности реферат и обзор не могут заменить ни оценочной рецензии, ни обзорной статьи, т.к. они содержат новые аргументированные литературно-критические, публицистические суждения. Именно здесь и проходит граница между литературной критикой, литературоведением и вторичной научной информацией.
Разграничивая вторичную научную информацию и БИ, важно, что при оценочном отборе материала и его характеристик, они руководствуются информационной полнотой, оперативностью и дифференцированным распространением сведений о наиболее ценных источниках. Прямая взаимозависимость научной информации и БИ - важный фактор развития вторичной информации в целом. БИ - это разновидность вторичной информации, а ЛБИ - подсистема отраслевой БИ. Она не создаёт нового научного знания, а способствует информационному документальному поиску, распространению и пропаганде уже накопленного наукой литературного знания. Качественная оценка истинности, полезности и новизны литературно-художественной информации осуществляется эстетикой, критикой и литературоведением. ЛБИ обладает признаками, которыми наделены массовые и научные коммуникации. Родовые признаки массовой коммуникации несёт в себе, прежде всего, рекомендательная БИ. Главный круг задач этой информации - инициативное участие в социально-коммуникативных процессах, активная передача «материализованного» знания в обществе. С помощью рекомендательной библиографии распространяется литературная информация (литературные знания, духовные ценности, эстетическая культура, моральные нормы). В ЛБИ имеются элементы структуры, помогающие переработать информацию одного порядка (эстетическую), имеющую содержание какого-либо документа, в информацию другого порядка (логическую). В системе документальных коммуникаций ЛБИ выполняет некоторое ориентировочное, нацеливающее и направляющее воздействие на характер и содержание литературоведческих исследований. ЛБИ - важный компонент и результат самых различных видов человеческой деятельности, действующая в самых разных каналах, концентрируется и образует источники 4 основных видов: специальные, комплексные, синтетические и косвенные (55, с.59-70). Специальные источники - это пособия литературной библиографии, текущие и ретроспективные, рекомендательные и научно-вспомогательные, отражающие определённые разделы отраслевого документального массива в соответствии с библиографическими запросами читателей. Целенаправленно создаваемые для решения определённого круга поисковых задач литературно-библиографического пособия, становятся центральными источниками для различных разысканий, выполнения справок, руководства чтением. Комплексные источники - библиографические пособия, в которых ЛБИ объединяется с БИ по другим отраслям знаний или другими (небиблиографическими) видами информации. Это указатели литературы универсального охвата, проблемно-тематического пособия межотраслевого характера. Комплексными источниками, объединяющими научную литературоведческую и литературно-библиографическую информацию, являются списки литературы в приложении к диссертациям, монографиям, статьям в журнале. Библиографическое оснащение отраслевых энциклопедий и словарей - пример объединения фактографической и библиографической информации. Списки литературы, включённые в учебные и методические пособия - пример слияния учебной и библиографической информации. Они широко применяются в поисковой деятельности, потому что существенно дополняют систему специальных пособий. Синтетические источники - работы, где научная литературоведческая и литературно-критическая информация представлена в единстве с библиографической. К таким источникам относятся историографические труды, в которых прослеживается история исследования определённой литературоведческой проблемы, историографические и аналитико-синтетические обзоры, посвящённые новейшей литературе, материалы научной критики - заметки о книгах, близкие к аннотации, рецензии и критические обзоры, обозрения. Синтез научной и библиографической информации имеет место и в работах представителей определённых жанров (направлений) литературоведческих исследований. Распространённость синтетических жанров в литературоведении, литературной критики и литературной библиографии позволяет использовать их как источника БИ, поскольку каждый такой источник (литературно-критический обзор новых произведений, исследование истории перевода литературного шедевра на иностранный язык, истории его восприятия за рубежом) является уникальной частью отраслевого документального массива, библиографические данные в котором дополнены оценкой и анализом. Синтетические источники используются и в профессиональном и в непрофессиональном поиске. Косвенные источники - помогающие в решении определённых, наиболее творческих задач весьма разнообразны. Они не содержат в явном виде БИ, а если да - то во фрагментарном виде, но дают косвенный информационно-библиографический эффект. Например, статьи, опубликованные в периодике (интервью с писателем, репортаж о событии литературной жизни, рецензия на спектакль или экранизация произведения писателя, публикации библиографических писем, воспоминаний и т.д.) могут не содержать никаких библиографических ссылок на публикации произведений, но косвенным способом дать толчок к поиску информации, либо стать стимулом для возникновения читательского интереса и выбора. Косвенные источники помогают решить те или иные поисковые задачи: такие, как от факта участия писателя в работе журнала, его переводческой или научной деятельности и т.д., могут потом строится долгосрочные стратегии. В качестве косвенных источников используются самые разнообразные материалы и издания: адресные книги, памятные и справочные книги различных губерний и областей, переписка и мемуары. Личная эрудиция библиографа - тоже может стать своеобразным источником. Таким же источником может служить и профессиональная память библиотекаря. Специальные, комплексные, синтетические, а также косвенные источники помогают эффективной профессиональной поисковой деятельности библиографа, непрофессиональной поисковой деятельности литературоведов, критиков и других специалистов, а также широких кругов любителей литературы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.021 с.) |