Стимулы — невербальные динамические 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимулы — невербальные динамические



 Ответы — динамическое реагирование через органы управления

Рассматриваемое сочетание стимулов и ответов соответствует классу психодиагностических методик, которые обычно называют аппаратурными тестами. Эти тесты используются в исследованиях параметров времени реакции (реактометры, рефлексометры), типо­логических особенностей высшей нервной деятельности и пр. На­личие обратной связи между ответами (реакциями) испытуемого и стимулами свойственно большому количеству критериально-ориентированных аппаратурных тестов, в которых моделируются условия какой-либо критериальной деятельности. На экране дисплея компьютера могут моделироваться разнообраз­ные виды деятельности, имитироваться объекты слежения, управ­ления и т.д. Параллельно с помощью специальных датчиков и микропроцессорных контроллеров может производиться съем и ввод в компьютер психофизиологической информации. Отдельно можно выделить также подкласс аппаратурных тестов, который в настоящее время стал активно развиваться и в котором моделирование опосредуется компьютерными играми. Самостоятельное направление связано с созданием мультимедиа-систем, погружаю­щих испытуемого виртуальную реальность.

 

Стимулы — вербальные индивидуально ориентированные

Ответы — открытые

Этот класс методик можно определить как диалогические тех­ники, в которых предполагается непосредственный контакт психо­диагноста с обследуемым и учитываются специфические особенно­сти конкретной диагностической задачи. Разумеется, диалогиче­ские техники наименее формализуемы и в них более всего важно живое взаимодействие эксперта и обследуемого. Можно предполо­жить, что в будущем с развитием средств общения с компьютером на естественном языке диалогические техники смогут занять свое место в компьютерной психодиагностике.

 

 Возможности компьютера в психодиагностике

 

В таблице 3 представлены основные составляющие предмета компьютерной психодиагностики.

 

Таблица 3

Предмет компьютерной психодиагностики

 

Автоматизация методик   Новые виды экспериментов Современные информационные технологии
- инструктаж - ведение протокола - предъявление стимулов - регистрация реакций - расчет и выдача результатов - адаптивное тестирование - время как фактор экспери-      мента - виртуальная реальность - игровая мотивация    - базы данных - анализ данных - интеллектуальные системы

 

Автоматизация методик

 

В настоящее время преобладающее большинство разработок относится к автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создании компьютерных версии известных психодиаг­ностических тестов, ранее предназначенных для "ручного" упот­ребления. Переложение на компьютерную основу методик со стан­дартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случае компьютер фактически выполняет функция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает автоматическое предъявление стимулов, реги­страцию ответов, ведение протокола эксперимента и выдает ре­зультаты в привычной для психодиагноста форме на экран дисплея или в виде твердой копии. [11,40]

За счет автоматизации в психодиагностической практике на­блюдается ряд положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными:

• быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в таких областях, как, например, клиническое обследование или консультирование;

• эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и может сконцентрироваться на решении сугубо профессио­нальных задач;

• повышается точность регистрации результатов и исключают­ся ошибки обработки исходных данных, неизбежные при руч­ных методах расчета выходных показателей (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок);

• оперативность обработки данных при компьютерном экспе­рименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые пси­ходиагностические обследования путем параллельного тести­рования многих испытуемых.

Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация мето­дик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструкти­рования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзя­тости, как экспериментатора, так и самого обследуемого. Немало­важной может оказаться конфиденциальность автоматизирован­ного тестирования, позволяющая испытуемому быть более откро­венным и естественным во время эксперимента. Также в ряде слу­чаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого тех­нологию получения результирующих показателей.

Автоматизация методик имеет и свою оборотную сторону, ко­торую необходимо учитывать. Изменение условий психодиагно­стического эксперимента требует проверки компьютерных версий методик на их адекватность традиционному "ручному" аналогу. Это, в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компью­тером у некоторых испытуемых могут возникать эффекты "психологического барьера" или "сверхдоверия" (Из собственного опыта в сравнении с опытом американских психологов видно, что эти тенденции могут достаточно сильно отличаться в зависимости от межкультурных различий. В частности, в США испытуемые склонны выражать недоверие к компьютерам, в то время как у нас наблюдается выраженный противоположный эффект). Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать рестандартизации. [10,50]

В отличие от "количественных" эффектов, которые обеспечива­ет автоматизация психодиагностического эксперимента, развитие компьютерной психодиагностики связано с принципиально ины­ми, качественно новыми возможностями, которые открывает при­менение компьютеров.

 

 

Новые виды экспериментов

Адаптивное тестирование

Адаптивное тестирование заключается в том, что предъявляе­мые испытуемому текущие задания зависят от результатов его ответов на предыдущие задания. Вследствие этого испытуемому может предъявляться гораздо меньше заданий с сохранением диаг­ностической способности целого объемного теста. За счет адап­тивного подхода удается значительно снизить трудоемкость и вре­мя тестирования, что на практике бывает очень важно (например, при обследовании детей, больных, умственно отсталых). Техниче­ской предпосылкой адаптивных тестовых методик служит способ­ность компьютеров за счет быстродействия вести обработку по­ступающих данных в масштабе реального времени.

Можно выделить два подхода к созданию адаптивных тестов. В первом подходе принятие решения об изменении порядка предъяв­ления тестовых задании производится на каждом шаге тестирова­ния (постоянная адаптация). Во втором подходе принятие решения об изменении порядка следования заданий осуществляется после анализа результатов отчетов испытуемого на специальный блок заданий (блочная адаптация)

Теоретической основой первого подхода является существова­ние несимметричных статистических связей между ответами испы­туемого на задания тестов, которые выявляются по результатам обследования представительных выборок.

Конструирование теста с постоянной адаптацией производится следующим образом:

• для репрезентативной выборки испытуемых вычисляются матрицы сопряженности пунктов исследуемого теста и из них выбираются матрицы с указанной асимметрией;

• для каждого пункта теста составляется список номеров пунк­тов, которые можно пропустить при определенном ответе ис­пытуемого на данный пункт;

• определяется новый порядок пунктов теста. Основанием для его установления служит анализ объемов и содержания выше­упомянутых списков: в первую очередь должны предъявляться пункты с максимальными объемами и как можно более раз­нящимися содержаниями списков, чтобы избежать дублиро­вания. Новый порядок предъявления заданий позволяет мак­симизировать число возможных пропусков и тем самым уко­ротить среднюю длительность тестирования. При этом, ко­нечно, нужно учитывать, что вследствие перестановки пунк­тов могут измениться нормы.

Адаптивный тест с блочной организацией, как правило, стро­ится с применением кластерного анализа репрезентативной вы­борки испытуемых в пространстве исходных признаков. После проведения кластеризации путем тщательного анализа выделив­шихся группировок испытуемых ищутся ответы на два вопроса: 1. Чем отличаются друг от друга кластеры? 2. Что общего у объектов, вошедших в тот или иной кластер? Полученные в результате тако­го анализа ответы позволяют, во-первых, сформировать мини­мальный блок начальных заданий теста, дающий возможность четко определять принадлежность испытуемого к какому-либо кластеру. И, во-вторых, минимизировать количество заданий для дальнейшего тестирования, так как внутри каждого кластера су­щественно снижается вариативность реакций испытуемых (имеется большая группа заданий, на которые испытуемые дают одинако­вые ответы).

Адаптивность компьютерного психодиагностического теста может выражаться не только в непосредственном изменении по­рядка предъявления тестовых стимулов. В зависимости от текущего результата тестирования в последовательность стимулов могут включаться специальные сообщения, оказывающие корректирую­щее психологическое воздействие на испытуемого вплоть до, на­пример, наказания испытуемого, фальсифицирующего ответы, возвратом к исходному заданию теста.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.012 с.)