Время как фактор психодиагностического эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Время как фактор психодиагностического эксперимента



В отличие от традиционного "ручного" тестирования компью­теры позволяют активно использовать в психодиагностическом эксперименте такой важный параметр, каким является время. С одной стороны, время может быть управляемым параметром теста. Исследователь с помощью компьютера способен регулировать и устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирова­ния. Также этот темп может подбираться автоматически, без непо­средственного участия экспериментатора. Например, для нейтра­лизации действия неспецифического иррелевантного фактора ус­тойчивости испытуемого к восприятию неудачи темп тестирования подстраивается под испытуемого таким образом, чтобы процент ошибок был минимальным.

С другой стороны, время может служить собственно диагности­ческим параметром, который ранее слабо использовался либо со­всем не анализировался в "ручных" версиях психодиагностических методик. Так, показатели временной динамики ответов испытуе­мого на вопросы психодиагностического теста могут выступать в качестве индикаторов эмоциональной неустойчивости, утомляемо­сти и т.п.

 

 

Психодаагностические мультимедиа системы

Современные интерактивные компьютерные системы способны работать с динамической графикой, движущимися и статическими видеоизображениями и высококачественными речью и звуком. Это кардинально расширяет возможности психодиагностики, так как позволяет строить тесты в виде моделей, максимально приближен­ных к реальной деятельности. Наиболее полно указанная возмож­ность проявляется в мультимедиа (дословно многосредных) систе­мах виртуальной реальности (virtual reality- VR), а также в близ­ких к ним системах телеприсутствия (telepresense). С помощью спе­циального оборудования — шлема с двумя миниатюрными стерео дисплеями, квадронаушниками, специальных сенсорных перчаток и даже костюма, испытуемый может быть "помещен" в сгенериро­ванный или смоделированный компьютером мир, повернув голову посмотреть налево и направо, "пройти" дальше, протянуть руку вперед и увидеть ее в виртуальном мире; может брать какой-либо виртуальный предмет (ощущая при этом тяжесть) и переставлять его с места на место и т.п. Кроме того системы УК допускают групповое присутствие и взаимодействие в виртуальном мире.

 

 

Игровая мотивация

Одним из основных препятствий в развитии психодиагностики является некооперативное отношение испытуемых к процессу тес­тирования. Это находит выражение, например, в прямом уклоне­нии испытуемого от обследования или в сознательных попытках фальсификации результатов. Для преодоления указанного препят­ствия важная роль отводится созданию у испытуемых игровой мотивации путем оформления психодиагностического теста в виде компьютерной игры. "Включение" игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достовер­ность результатов.

Посредством компьютерных игр можно моделировать те или иные виды деятельности. Кроме того, в компьютерной психодиаг­ностической игре существует возможность сочетания вербальных и невербальных стимулов. С одной стороны, компьютерная игра способна совмещать функции тестов-опросников и критериально-ориентированных тестов деятельности. С другой — игровая ком­понента может служить отвлекающим, разнообразящим или по­ощряющим фактором для тестируемого.

Известные коммерческие компьютерные игры затрагивают сра­зу много психических качеств и умений человека, чем, собственно, и достигается их привлекательность. В отличие от этих игр ком­пьютерные игровые тесты, как правило, концентрируются на од­ном действии испытуемого, отражающим определенное психиче­ское свойство. В результате игровой тест становится более однооб­разным и скучным, чем развлекательная игра. Но, по-видимому, с развитием компьютерной психодиагностики будут найдены пути для преодоления этого недостатка. [4,24]

 

 

Современные информационные технологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.005 с.)