Дніпропетровський державний університет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дніпропетровський державний університет



МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ УКРАІНИ

ДНІПРОПЕТРОВСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГІІ ТА СОЦІОЛОГІІ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГІІ ТА АНГЛІЙСЬКОІ МОВИ

 

 

КУРСОВА РОБОТА

КОМПЬЮТЕРНА ПСИХОДІАГНОСТИКА

 

 

Виконавець, студент                                                 Керівник роботи

Курса гр. ДА-95-1                                                     Доцент, кандидат

Психологічних наук

НОВІКОВ А.М.                                              САМОШКІНА Л.М.

 

 

 

Дніпропетровськ

1998

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….      3

I. Компьютерная психодиагностика

1. История понятия. Синтез клинического и экспериментального методов……     4

2. Классификация методик…………………………………………………………      6

3. Возможности компьютера……………………………………………………… 14

A. Автоматизация………………………………………………………………. 14

B. Новые эксперименты ………………………………………………………..       15

a) Адаптивное тестирование……………………………………………….       15

b) Время - фактор тестировании……………………………………………      16

c) Мультимедиа системы…………………………………………………... 17

d) Игровые мотивации………………………………………………………      17

C. Новые технологии……………………………………………………………      18

a) Базы данных………………………………………………………………       18

b) Анализ данных……………………………………………………………      18

c) Интеллектуальные системы…………………………………………….. 19                  

Вывод……………………………………………………………………………………..      21

Литература………………………………………………………………………………. 22

 

Введение

 

Психологическая диагностика, являясь неотъемлемой составной частью психологической науки, в настоящее время решительно вышла за рамки собственно научных исследований, став инструментом целенаправленной практической деятельности психологов, врачей, педагогов, социологов и других специалистов в области "человековедения". Последнее обстоятельство связано со многими факторами, среди которых, прежде всего, следует отметить необходимость квалификации и самооценки функциональных состояний, личностных свойств и поведенческих характеристик в связи с развитием и широким внедрением психотерапии в клинической и профилактической медицине, оценкой прогноза обучаемости и психологической коррекции в сфере образования, практикой профотбора и профориентации.

Специальный класс задач представляет комплексное использование методов психологической диагностики, главным образом, стандартизованных (тестовых) методик в связи с обследованием контингентов лиц (подчас весьма значительных), проживающих и работающих в зонах экологических катастроф и "горячих точках", сложных климатогеографических, этно-социальных и экономических условиях с учетом миграции населения, потерей жизненных ориентиров, занятости, родственных связей и т.п. Отмеченные обстоятельства, также как и чрезвычайные ситуации, неизбежно приводят к дезадаптации различной степени выраженности.

Профилактика и коррекция предболезненных и болезненных нарушений требует адекватной оценки роли психических (психологических) факторов, многомерной психологической диагностики, которая в современных условиях невозможна без компьютеризации психодиагностического процесса и создания "банка" информации на основе интеграции различных подходов: клинических, медико- и социально – психологических, психолого-педагогических и т.п.Однако, несмотря на столь большой спрос данной области знаний, многими отмечается вполне обоснованная неудовлетворенность тем обстоятельством, что отсутствует общедоступное методическое пособие или краткое руководство в этой области.

Целью данной работы является исследование развития и актуального положения компьютерной психодиагностики, основанное на многочисленных, но большей частью разрозненных описаниях совместной деятельности медицинских психологов, специалистов по анализу данных, искусственному интеллекту и программистов. Гипотезой такого исследования является постулирование автором возможности качественно нового, структурно организованного подхода к рассматриваемой теме. Компьютерная психодиагностика, как объект исследования, здесь выступает в виде элементов теории и технологии применения персональных компьютеров в психологической диагностике, как области прикладной психологии.

В процессе изложения материала следует выделить задачи, прежде всего описания исторического появления понятия компьютерной психодиагностики, а также рассмотрения использования компьютера в психодиагностическом эксперименте, как инструмента целенаправленного познания личности. То есть систематически рассмотреть возможности новых информационных технологий, методические требования, предъявляемые к ним психодиагностикой, их сочетание, а также оценить перспективы их развития.

 

Синтез клинического и экспериментального методов в прикладной психологии на основе компьютерных технологий

В истоках научной психодиагностики лежит клинико-психологический метод. Этот метод предполагает свободное неформальное получение и анализ любой доступной информации о человеке в контексте всего, что известно психологу не только из профессионального, но и житейского опы­та. Этот метод вместе с экспериментально-психологическим, по существу, решает основные задачи диагностики. Если рассматривать клинико-психологический метод и его со­отношение с эксперименталъно-психологическим, то можно ви­деть, что экспериментально-психологические методики, по сущест­ву, моделируют клинико-психологический метод в его отдельных сторонах и фрагментах. Моделирование это осуществляется в форме как бы описания деятельности опытного врача или психо­лога, использующего клинико-психологический метод. Такое опи­сание на нестрогом языке научных метафор можно назвать "программой", "алгоритмом". С помощью этого описания психо­диагностическая деятельность, положенная в его основу, может быть воспроизведена другими специалистами с той или иной сте­пенью однозначности, полноты деятельности. Вместе с тем, следуют подчеркнуть, что потенциально вы­сокая детальность описания внутреннего мира другого человека тесно связана с потенциально низкой его надежностью и объек­тивностью.

При широкой практической деятельности клинических психологов в среднем можно получить больше надеж­ной психодиагностической информации, если заведомо идти на меньшую степень детальности описания личности, что и достига­ется с помощью эксперимепталыю-психологических методик.

Первым шагом в направлении стандартизации и формализации психодиагностической деятельности клинического психолога является стандартизация предъявляемых стимулов, а вторым – стандартизация получаемых ответов. При этом сохраняется нестандартный и неформальный характер методов анализа и интерпретации. [6,14]

 Следующим шагом является переход от патопсихологического метода к собственно тестовому. При этом формализация и нарастает и распространяется не только на стимулы и ответы, но и на анализ получаемых данных и даже на их интерпретацию. Психологический тест может интерпретироваться как самая полная символическая модель деятельности клинического психолога, представленная в форме ее "программы" ("алгоритма"). При этом сама "программа" выполняется с помощью другого человека. В этом смысле можно отметить, что психологические тесты опередили время, родившись преждевременно. Они возникли как "программы" получения и обработки информации еще при отсутствии компьютеров. Объективно психологические тесты "ждали" появления компьютеров. Однако так как и разработка диагностических правил, и их реализация проводились в условиях, когда компьютеры еще не существовали, то ограниченность вычислительных возможностей, памяти и быстродействия человека вынуждали обращаться лишь к самым простейшим алгоритмам распознавания образов. Поэтому существенно важные задачи распознания, которые психолог должен решать в тестовом психодиагностическом заключении, решаются им на основе нестрогого, неформального, "невычислительного", во многом интуитивного мышления.

При появлении психологических тестов они понимались, прежде всего, по аналогии с измерительными приборами физического эксперимента, то есть как математический аппарат теории измерений.

Результат обработки данных психологического исследования представляется, как правило, набором числовых шкальных оценок, которые графически выражаются в виде "профиля". После этого осуществляется переход к психологическому заключению с переводом числовых результатов на психологический язык. Именно этот переход на завершающем этапе тестирования представляет собой немоделируемый в психологических тестах "человеческий остаток" клинико-психологического метода исследования.   

Логическая и вычислительная мощь, а также огромные память, быстродействие и надежность компьютеров позволяют понять, что форма психологических тестов во многом по контрасту с компьютерами определена ограниченными возможностями человека как "моделирующего устройства". Ограничения в человеческой психике выступали и выступают как ограничения тестового метода в психологии, понимаемого как моделирование деятельности одного специалиста другим. 

Компьютеры позволяют моделировать клинико-психологические исследования, проводимые специалистом с помощью не другого человека, а технических средств. Учитывая непрерывно возрастающие возможности компьютеров в вычислениях, логических операциях, памяти, быстродействии, можно отметить, что те ограничения, которые существовали в методологическом аппарате психологических тестов и были связаны с ограниченными возможностями человека, снимаются.

Уже сейчас отчетливо выявляется прогрессивная эволюция компьютерной психодиагностики. На первых этапах компьютеры использовались для вычисления шкальных оценок и специальных числовых индексов, а также графического представления "профилей". Стала доступной текстовая интерпретация результатов тестирования, т.е. собственно психодиагностическое заключение. Однако первые варианты интерпретации носили существенно схематический характер, использовали простейшие логические процедуры перехода от числовых оценок к психологическим характеристикам.

Компьютерные версии тестов могут быть полезны в работе, как начинающих, так и опытных психологов, врачей, педагогов и других специалистов. Для начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения работе с психологическим тестом.

Компьютерная программа освобождает обучающегося от необходимости запоминать большой объём информации по проведению эксперимента и анализу данных, по крайней мере, в формализованной их части. Таким образом, психолог может существенно быстрее начинать работать с осваиваемым тестом на некотором гарантированном уровне качества этой работы. Безусловно, при небольшом опыте работы с тестом вероятность ошибок будет меньше при использовании компьютерной версии теста. По мере нарастания личного опыта психолога сложности интерпретации получаемых данных могут сначала приближаться по уровню к компьютерной интерпретации, а затем, возможно, и превосходить этот уровень. Однако следует учитывать, что сделать это не просто, так как компьютерная программа, с правило, аккумулирует опыт высококвалифицированных специалистов, участвовавших в создании программы. [9,69]

Психологам, имеющим большой опыт психодиагностической работы, использование компьютеров позволяет избавиться от рутинной части работы с тестом, такой как подсчет сырых оценок, перевод их в шкальные, подсчет индексов, построение графиков ("профилей") и проч. Кроме того, такой психолог может рассматривать результаты компьютерного тестирования как предварительные и может осуществлять дополнительный анализ и интеграцию по своему усмотрению, руководствуясь логикой и задачами исследования. Важно отметить, что компьютер существенно облегчает возможность качественного, а не только количественного анализа получаемых данных. Так, компьютер делает легко доступным просмотр ответов на интересующие психолога вопросы. Компьютер сам может отбирать и группировать вопросы и ответы тематическим критериям. Таким образом, при психологической психодиагностике психолог может ознакомиться с содержанием ответов испытуемого в существенно большей степени, нежели при тестировании, проводимом без компьютера. Кроме того, компьютер позволяет легко получать временные характеристики реакций испытуемого на предъявляемые ему стимулы и легко анализировать эти характеристики. Например, могут быть выделены те вопросы, ответы на которые потребовали наибольшего времени по сравнению с другими вопросами, что потенциально может свидетельствовать об их большем личностном значении для испытуемого.

Преимуществом компьютерной психодиагностики является возможность, с одной стороны, после проведения тестирования напечатать протокол исследования и психодиагностическое заключение для истории болезни или другой документации, а с другой стороны, поместить эти данные в компьютерный банк данных для последующего их использования, в частности как справочного материала для статистического анализа и т.д.

При компьютерной психодиагностике значительно понижается вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором: психо-эмоциональным состоянием экспериментатора, большей или меньшей его заинтересованностью в результатах исследования и т.п. Гарантируемая при компьютерной психодиагностике абсолютная беспристрастность имеет особое значение в ситуациях экспертизы.

Не менее важным является то, что автоматизация психодиагностики позволяет проводить массовые обследования, связанные с задачами медицинского скрининга, профотбора и т.д.

Именно появление компьютеров открыло широкую перспективу для наиболее адекватной реализации существующих тестовых моделей психодиагностики и путь к построению все более полных "моделей" деятельности клинического психолога, в пределе, по сути приближающиеся к "оригиналу" (клинико-психологическому ме­тоду).

Таким образом, внедрение компьютеров в психодиагностику в принципе снимает противоречие между клинико-психологическим методом и родственным ему патопсихологическим экспериментом, с одной стороны, и тестовым методом психодиагностики, с другой, сохраняя в то же время все существующие достоинства тестового подхода: объективность, меньшую зависимость от субъективных особенностей экспериментатора, надежность и аккумуляцию коллективного профессионального опыта клинических психологов.

 Классификация психодиагностических методик

Психодиагностика характеризуются широким спектром методи­ческих подходов. Многообразие этих подходов обусловливает существование различных систем классификации психодиагности­ческих тестов.

С позиций формального анализа классификацию целесообраз­но строить на сравнительно самостоятельных элементах психоди­агностического эксперимента, отражающих его внешнюю сторону. К ним относятся воздействие на испытуемого в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики) испытуемого на это воздействие и операции с информацией, рожденной реакциями испытуемого на стимулы. Соответственно, основанием для классификации психо­диагностических методик могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со способами реагирования испытуемых, дополненные характеристиками процедур обработки эксперимен­тальных данных.

В таблице 1 представлены формы тестовых заданий психоди­агностических методик. В этой таблице все виды стимулов разде­лены на вербальные и невербальные. В свою очередь, среди вер­бальных вычленяются стандартизированные и индивидуально-ориентированные стимулы, а невербальные включают в себя ста­тические и динамические стимулы. Вербальные стимулы — это вопросы, утверждения и задания, выраженные словами. Стандар­тизированные стимулы являются одинаковыми для всех испытуе­мых, в то время как индивидуально ориентированные подбирают­ся персонально для каждого испытуемого. Невербальные стимулы — это картинки, фигуры, значки, пятна и т.п. Кроме того, невербальные стимулы могут обращаться к сфере не только зрительного восприятия, а и других чувств (слух, осязание, обоняние, вкус). Параметры статических невербальных стимулов постоянны во Времени, а у динамических объектов могут изменяться форма, цвет, высота тона звука и т.д.

Характеристика форм тестовых заданий дополняется описани­ем порядка предъявления стимулов в процессе психодиагностиче­ского эксперимента. Этот порядок может быть фиксированным и Переменным. Разновидностью переменного порядка является слу­чайное предъявление стимулов, которое применяется, например, для организации рандомизированного исследования. Другая раз­новидность связана с использованием в ряде психодиагностиче­ских методик обратной связи с испытуемым, когда содержание и форма текущего стимульного материала зависят от реакций испы­туемого на предыдущие стимулы.

 

 

Таблица 1

Виды тестовых заданий     

 

Виды стимулов

Порядок предъявления

стимулов

Вербальные

Невербальные

Фиксированный

Переменный

Стандартизированные Индивидуально ориентированные Статические Динамические Случайный С обратной связью
             

 

 

Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разделяют­ся на закрытые, открытые и динамическое реагирование через ор­ганы управления (табл.2). При закрытом способе все ответы в совокупности образуют полную группу, или, иными словами, все возможные виды ответов заранее известны. Эти ответы могут осу­ществляться в форме выбора из "меню ответов" (в зависимости от объема меню различают методики с альтернативным и множест­венным выбором), с помощью оценивания какого-либо признака по заданной шкале, путем восстановления частей предложений, фигур и т.д., а также посредством переструктурирования данных. Открытые способы предполагают ответы испытуемого на предъ­являемые стимулы в свободной форме. При этом могут быть рег­ламентированы лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или невербальная, ориентировочные объем и время). Открытые способы включают в себя ответы в виде дополнения заданного стимула и ответы, в которых полностью допускается свободное конструирование. При динамическом реагировании через органы управления используются перцептивные и моторные способности испытуемого.

 

Таблица 2

Виды ответов на тестовые задания

 

Закрытые

Открытые

Динамическое реагирование

Выбор Оценивание по заданной шкале Восстановление частей Переструктурирование Дополнение Свободное конструирование
             

 

 

Ниже приводятся характеристики возможных форм сочетаний тестовых заданий с видами ответов испытуемых, которые иллюстрируются ссылками на известные психодиагностические методики, а также дается оценка соотношения качественного и количественного компонентов для каждого выделенного класса психодиагностических методик.                                      

Невербальные статические

Ответы — закрытые, типа "Восстановление частей"

Психодиагностические методики рассматриваемого типа явля­ются, по сути, модификацией тестов с множественным выбором. Отличительной особенностью этих методик является то, что испы­туемым предлагается самим сформулировать (сконструировать) ответ, не прибегая к меню возможных ответов. Таким образом, испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах. В то же время при данном подходе предполагается, что существуют правильные ответы на задания теста, которые могут быть выраже­ны в достаточно определенной форме.                 

Примером методик указанного типа может служить субтест на­хождения недостающих деталей Векслера, с помощью которого изучаются особенности зрительного восприятия, наблюдатель­ность, способность отличить существенные детали [Wechsler D. 1958]. В этом субтесте испытуемый должен отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие на каждом из 21 рисунке. На ответ отводится не более 20 с. и правильность ответа оценивается одним баллом. Другим примером является субтест Амтхауэра "Ряды чисел", направленный на исследование индук­тивного мышления испытуемого и его способности оперировать с числами. В 20 заданиях субтеста требуется установить закономер­ность числового ряда и продолжить его. Здесь также на выполне­ние заданий вводится лимит времени.

Обработка результатов обследования с помощью психодиагно­стических методик рассматриваемого класса в достаточной степе­ни формализована. Диагностическими признаками здесь выступают количества правильно выполненных заданий. Также в ряде случаев ценная диагностическая информация содержится в параметрах временной динамики выполнения теста.

Невербальные статические Ответы — закрытые,

типа "Переконструирование"

Тестовые задания, предполагающие ответы типа "перекон­струирование данных", заключаются в составлении комбинаций из заданного алфавита вербальных или невербальных элементов. Как правило, считается известной "правильная" комбинация элементов, но это не является обязательным условием, так как оценке могут подлежать такие параметры, как, например, оригинальность соз­данной композиции. В качестве типичного примера можно привес­ти субтест последовательности картинок в шкале измерения интеллекта Векслера. С помощью этого субтеста исследуется способ­ность испытуемого к организации фрагментов в логическом поле, пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается 8 серий картинок, обобщенных каким-либо сюжетом, в соответствии с которым, испытуемый должен разложить картин­ки в определенной последовательности. Оценка в данном субтесте зависит от правильности и времени решения.                  

Примером использования вербальных стандартизированных стимулов может служить субтест "составление предложения по трем предлагаемым словам", входящий в аналитический тест интеллекта Р. Мейли [1969] [20,34]. Испытуемый должен за две минуты со­ставить из набора слов как можно больше предложений. Критери­ем оценки выполненного задания служит мысль, объединяющая слова. Если мысль, положенная в основу связки слов неудачна или представленная фраза бессмысленна, испытуемому присваивается 1 балл; банальному содержанию фразы соответствует 2 балла, а за оригинальную мысль дается 3 балла.

Как видно из приведенных примеров, обработка результатов обследования с помощью методик рассматриваемого типа может содержать как количественный, так и качественный компоненты. Но в целом ограниченный алфавит стимулов, подвергающихся переструктурированию, и соответственно, ограниченный и извест­ный набор возможных комбинаций дает основание отнести ука­занные методики к достаточно четко структурированным и допус­кающим сравнительно высокую степень формализуемости проце­дуры обработки экспериментальной информации.

Ориентированные

Ответы — закрытые, типа "Оценивание значения признака"

Примером индивидуально ориентированного подхода к субъек­тивному шкалированию является техника репертуарных решеток. Она предложена Г.Келли в 1955 году и направлена на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих воспри­ятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Под индивидуальной системой конструктов имеется в виду система отношений и установок к миру. По Г. Келли, "конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оцен­ки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как от­крытый человеком способ поведения...". Описание конструкта, по Г.Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, "чем два или несколько объектов сход­ны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов". Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними конструкт-конструкт и применить для выявления структуры смы­словых параметров, лежащих в основе восприятия данным челове­ком себя и других людей, объектов и отношений, алгоритмы ана­лиза многомерных данных (факторный и кластерный анализ, мно­гомерное шкалирование, проецирование данных в пространства меньшей размерности и пр.).

Несмотря на внешнее сходство, техника репертуарных решеток радикально отличается от метода семантического дифференциала. Здесь используются не заданные извне признаки, а выявляются собственные, индивидуальные конструкты, создаваемые непосред­ственно в ходе обследования. Поэтому техника репертуарных ре­шеток является гораздо более гибким и тонким инструментом. Между тем, эти качества обусловливают значительную вовлеченность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя для эффектив­ного использования техники репертуарных решеток совершенно необходима компьютерная поддержка методики, в самой процеду­ре обследования и интерпретации результатов акцент еще более смещается в сторону использования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта — психодиагноста.

Ответы — открытые

Этот класс методик можно определить как диалогические тех­ники, в которых предполагается непосредственный контакт психо­диагноста с обследуемым и учитываются специфические особенно­сти конкретной диагностической задачи. Разумеется, диалогиче­ские техники наименее формализуемы и в них более всего важно живое взаимодействие эксперта и обследуемого. Можно предполо­жить, что в будущем с развитием средств общения с компьютером на естественном языке диалогические техники смогут занять свое место в компьютерной психодиагностике.

 

 Возможности компьютера в психодиагностике

 

В таблице 3 представлены основные составляющие предмета компьютерной психодиагностики.

 

Таблица 3

Предмет компьютерной психодиагностики

 

Автоматизация методик   Новые виды экспериментов Современные информационные технологии
- инструктаж - ведение протокола - предъявление стимулов - регистрация реакций - расчет и выдача результатов - адаптивное тестирование - время как фактор экспери-      мента - виртуальная реальность - игровая мотивация    - базы данных - анализ данных - интеллектуальные системы

 

Автоматизация методик

 

В настоящее время преобладающее большинство разработок относится к автоматизации методик, что выражается, главным образом, в создании компьютерных версии известных психодиаг­ностических тестов, ранее предназначенных для "ручного" упот­ребления. Переложение на компьютерную основу методик со стан­дартизированными вербальными и статическими невербальными стимулами, на которые испытуемый дает ответы закрытого типа, не представляет особой сложности. В данном случае компьютер фактически выполняет функция калькулятора с той разницей, что также обеспечивает автоматическое предъявление стимулов, реги­страцию ответов, ведение протокола эксперимента и выдает ре­зультаты в привычной для психодиагноста форме на экран дисплея или в виде твердой копии. [11,40]

За счет автоматизации в психодиагностической практике на­блюдается ряд положительных эффектов, которые условно можно назвать количественными:

• быстрое получение результатов бывает крайне необходимо в таких областях, как, например, клиническое обследование или консультирование;

• эксперт освобождается от трудоемких рутинных операций и может сконцентрироваться на решении сугубо профессио­нальных задач;

• повышается точность регистрации результатов и исключают­ся ошибки обработки исходных данных, неизбежные при руч­ных методах расчета выходных показателей (например, раньше при ручной обработке MMPI допускалось до 20% ошибок);

• оперативность обработки данных при компьютерном экспе­рименте позволяет проводить в сжатые сроки массовые пси­ходиагностические обследования путем параллельного тести­рования многих испытуемых.

Как следствие перечисленных эффектов, автоматизация мето­дик оказывает положительное действие на повышение качества и снижение стоимости психодиагностического эксперимента. Кроме того, можно отметить положительное влияние автоматизации на общие условия обследования. В частности, возрастает уровень стандартизации этих условий за счет единообразного инструкти­рования испытуемых и предъявления заданий, не зависящих от пола, возраста, степени привлекательности, настроения и предвзя­тости, как экспериментатора, так и самого обследуемого. Немало­важной может оказаться конфиденциальность автоматизирован­ного тестирования, позволяющая испытуемому быть более откро­венным и естественным во время эксперимента. Также в ряде слу­чаев считается полезной возможность скрыть от испытуемого тех­нологию получения результирующих показателей.

Автоматизация методик имеет и свою оборотную сторону, ко­торую необходимо учитывать. Изменение условий психодиагно­стического эксперимента требует проверки компьютерных версий методик на их адекватность традиционному "ручному" аналогу. Это, в частности, связано с тем, что при взаимодействии с компью­тером у некоторых испытуемых могут возникать эффекты "психологического барьера" или "сверхдоверия" (Из собственного опыта в сравнении с опытом американских психологов видно, что эти тенденции могут достаточно сильно отличаться в зависимости от межкультурных различий. В частности, в США испытуемые склонны выражать недоверие к компьютерам, в то время как у нас наблюдается выраженный противоположный эффект). Поэтому автоматизированные варианты психодиагностических методик следует подвергать рестандартизации. [10,50]

В отличие от "количественных" эффектов, которые обеспечива­ет автоматизация психодиагностического эксперимента, развитие компьютерной психодиагностики связано с принципиально ины­ми, качественно новыми возможностями, которые открывает при­менение компьютеров.

 

 

Новые виды экспериментов

Адаптивное тестирование

Адаптивное тестирование заключается в том, что предъявляе­мые испытуемому текущие задания зависят от результатов его ответов на предыдущие задания. Вследствие этого испытуемому может предъявляться гораздо меньше заданий с сохранением диаг­ностической способности целого объемного теста. За счет адап­тивного подхода удается значительно снизить трудоемкость и вре­мя тестирования, что на практике бывает очень важно (например, при обследовании детей, больных, умственно отсталых). Техниче­ской предпосылкой адаптивных тестовых методик служит способ­ность компьютеров за счет быстродействия вести обработку по­ступающих данных в масштабе реального времени.

Можно выделить два подхода к созданию адаптивных тестов. В первом подходе принятие решения об изменении порядка предъяв­ления тестовых задании производится на каждом шаге тестирова­ния (постоянная адаптация). Во втором подходе принятие решения об изменении порядка следования заданий осуществляется после анализа результатов отчетов испытуемого на специальный блок заданий (блочная адаптация)

Теоретической основой первого подхода является существова­ние несимметричных статистических связей между ответами испы­туемого на задания тестов, которые выявляются по результатам обследования представительных выборок.

Конструирование теста с постоянной адаптацией производится следующим образом:

• для репрезентативной выборки испытуемых вычисляются матрицы сопряженности пунктов исследуемого теста и из них выбираются матрицы с указанной асимметрией;

• для каждого пункта теста составляется список номеров пунк­тов, которые можно пропустить при определенном ответе ис­пытуемого на данный пункт;

• определяется новый порядок пунктов теста. Основанием для его установления служит анализ объемов и содержания выше­упомянутых списков: в первую очередь должны предъявляться пункты с максимальными объемами и как можно более раз­нящимися содержаниями списков, чтобы избежать дублиро­вания. Новый порядок предъявления заданий позволяет мак­симизировать число возможных пропусков и тем самым уко­ротить среднюю длительность тестирования. При этом, ко­нечно, нужно учитывать, что вследствие перестановки пунк­тов могут измениться нормы.

Адаптивный тест с блочной организацией, как правило, стро­ится с применением кластерного анализа репрезентативной вы­борки испытуемых в пространстве исходных признаков. После проведения кластеризации путем тщательного анализа выделив­шихся группировок испытуемых ищутся ответы на два вопроса: 1. Чем отличаются друг от друга кластеры? 2. Что общего у объектов, вошедших в тот или иной кластер? Полученные в результате тако­го анализа ответы позволяют, во-первых, сформировать мини­мальный блок начальных заданий теста, дающий возможность четко определять принадлежность испытуемого к какому-либо кластеру. И, во-вторых, минимизировать количество заданий для дальнейшего тестирования, так как внутри каждого кластера су­щественно снижается вариативность реакций испытуемых (имеется большая группа заданий, на которые испытуемые дают одинако­вые ответы).

Адаптивность компьютерного психодиагностического теста может выражаться не только в непосредственном изменении по­рядка предъявления тестовых стимулов. В зависимости от текущего результата тестирования в последовательность стимулов могут включаться специальные сообщения, оказывающие корректирую­щее психологическое воздействие на испытуемого вплоть до, на­пример, наказания испытуемого, фальсифицирующего ответы, возвратом к исходному заданию теста.

 

 

Игровая мотивация

Одним из основных препятствий в развитии психодиагностики является некооперативное отношение испытуемых к процессу тес­тирования. Это находит выражение, например, в прямом уклоне­нии испытуемого от обследования или в сознательных попытках фальсификации результатов. Для преодоления указанного препят­ствия важная роль отводится созданию у испытуемых игровой мотивации путем оформления психодиагностического теста в виде компьютерной игры. "Включение" игровой мотивации повышает привлекательность процесса тестирования и повышает достовер­ность результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.087 с.)